'

Скульптура как вид искусства

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Скульптура как вид искусства Материалы к уроку МХК в 8 классе Подготовлены Шалыгановой Л.А., учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия №4» г. Саратова


Слайд 1

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.


Слайд 2

Скульптура, ваяние, пластика, —искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.


Слайд 3

Жанры скульптуры Портрет Исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения Анималистический и мифологический жанр.


Слайд 4

Виды скульптуры . Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды — барельеф и горельеф).


Слайд 5

Материалы скульптуры металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др


Слайд 6

Виды скульптуры Монументальная Станковая


Слайд 7

Монументальная скульптура Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура);


Слайд 8

Станковая скульптура станковая скульптура имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание


Слайд 9

Отрасли скульптуры лепка, или моделировка — искусство работать с мягким веществом (воск и глина) литейное дело, или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла глиптика, или скульптура в тесном смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ;


Слайд 10

Гужон Жан 1510-1568 «Нимфы» Нимфы Рельефы "Фонтана невинных". 1547-1549. Мрамор, высота 1,95 м. Лувр, Париж.


Слайд 11

Главным призванием Гужона была скульптура. Автор серии рельефов для "Фонтана невинных". Фонтан был сооружен в честь торжественного въезда в Париж в 1549 короля Генриха II. Гужон исполнил для него 12 рельефов: 6 горизонтальных с амурами, наядами, тритонами и 6 вертикальных - "Нимфы". Свое название сооружение получило от церкви, находящейся недалеко от него, но оно подошло и к тем образам нимф, которые создал художник, исполненным поэтически-нежной, возвышенно-эмоциональной, чувственной красотой.


Слайд 12

Бурдель Антуан 1861-1929 Сидящая купальщица 1906-1907. Бронза, 52 см. Музей Бурделя, Париж


Слайд 13

Французский скульптор и живописец Антуан Бурдель родился в семье резчиков по дереву и каменотесов. Он учился в Парижской Школе изящных искусств, затем работал с Роденом. Работы скульптора характеризуются драматизмом, экспрессивностью и динамикой пластических масс. Его первый монумент - "Памятник павшим в 1870-1871 гг." (1893-1902) установлен в Монтобане. Наиболее характерное произведение, в котором воплотились черты, свойственные всему творчеству мастера, - "Стреляющий Геракл" (1900). Мифологический герой изображен в момент наивысшего напряжения, перед тем как пустить стрелу. В его позе, полной стремительного движения, как и в лице, напоминающем архаического куроса, есть нечто стихийное, неукротимое. Эту энергию и напор подчеркивают шероховатая поверхность камня, резкая и грубая его обработка, сохранившая следы инструментов. Однако динамика и выразительность не исключают ясной архитектоничности, четкой структуры, всегда сохранявшихся в произведениях Бурделя, например в памятнике Адаму Мицкевичу в Париже (1909-1929) или в представленной в альбоме скульптуре. Бурдель принимал участие и в декоративных проектах, например в оформлении театра Огюста Перре в Париже, оперного театра в Марселе, где он выступал не только как скульптор, но и как живописец.


Слайд 14

Бернини Джованни Лоренцо 1598-1680 Экстаз святой Терезы Фрагмент капеллы Корнаро. 1650. Белый мрамор. Церковь Сайта Мария делла Витториа, Рим.


Слайд 15

Итальянский скульптор, архитектор эпохи барокко, Джованни Бернини обращался, подобно мастерам Ренессанса, к античным и христианским сюжетам. Однако, например, его образ Давида звучит иначе, чем у Мике-ланджело. Это бунтарь, в нем нет ясности, простоты и гармонии Высокого Ренессанса. Фигура предельно динамична, тело почти повернуто вокруг своей оси. Эти свойства скульптуры барокко во многом определили творчество Бернини. Бернини был создателем барочного скульптурного портрета, в котором все черты стиля выявлены в полной мере: это парадные изображения, театрализованные, декоративные, однако большое внимание уделено реальному облику моделей. В алтарных образах мастера присутствуют те же черты, что и в других его произведениях: иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных по фактуре и по цвету материалов, общая живописность скульптуры. Одна из самых прославленных работ - "Экстаз св. Терезы" для церкви Сайта Мария делла Витториа в Риме. Изображая ангела, Бернини облачает его в развевающиеся бурным ветром одежды, создавая прихотливую и выразительную игру светотени. Главное создание Бернини-архитектора - грандиозная колоннада собора св. Петра и оформление гигантской площади этого собора (1656-1667).


Слайд 16

Барлах Эрнст 1870-1938 Поющий 1930. Бронза, высота 50 см. Частное собрание.


Слайд 17

Немецкий скульптор, рисовальщик, график, литератор, Эрнст Барлах родился в Голландии. В 1875-1896 он жил в Париже, в 1906 посетил Россию. В своем творчестве Барлах создал свой неповторимый мир, основанный на великих традициях немецкого гуманизма. Героем Барлаха был реальный человек, но сюжеты произведений лишены обыденности, пластически подняты до обобщения. В поездке по России скульптор стремился найти человека, которого "можно понять только мистически", то есть человека природного, еще не научившегося скрывать искренние чувства под маской образованности. Выразительность работ русского периода строится на контрасте относительно спокойной плоскости и наполненной стремительным движением массы, что создает экспрессионистический накал. Эти черты воплощены в одной из лучших работ Барлаха "Поющий". С 1925 в творчестве мастера все более заметна связь со средневековой скульптурой Германии. Обращение к христианским ценностям, великому наследию прошлых веков было для художника способом уйти от официальной линии искусства фашистской Германии. Ему было запрещено работать при фашистском режиме, его произведения изымались и уничтожались. Другие известные произведения: мемориал для собора в Гюстрове (ныне - в Антонитеркирхе в Кёльне). 1927. Бронза; памятник павшим в соборе в Магдебурге. 1929. Дерево; "Мститель". 1914. Гипс. Фонд Рифкина, Лос-Анджелес.


Слайд 18

Далу Эме Жуль 1838-1902 Триумф республики 1879-1899. Бронза, высота 39 м. Палас де ла Насьон, Париж.


Слайд 19

Французский скульптор второй половины XIX в. Эме Жуль Далу вошел не только в историю искусства, но и в историю Парижской Коммуны. Он был учеником Ж.Б. Карпо (1827-1875) и многое унаследовал у своего учителя как в пластических решениях, так и в общем характере творчества, проникнутом интересом к жизни. Однако Далу в отличие от Ж.Б. Карпо в значительной мере посвящал свое искусство социальной теме, что проявлялось прежде всего в его интересе к жизни простых людей - рабочих и крестьян, а также к революционным идеям. В 1871 художник стал активным деятелем Парижской Коммуны. Он был избран хранителем Лувра, а после разгрома Коммуны эмигрировал в Великобританию, где жил до амнистии в 1879. "Триумф Республики" - программная для творчества Далу работа, в которой реализовались его художественно-пластические и социальные идеи. Другие известные произведения: "Бретонка". 1870-е. Гипс. Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Мирабо, отвечающий маркизу Дрё-Брезе". 1884. Бронза. Палата депутатов, Париж.


Слайд 20

Джамболонья 1529-1608 Меркурий 1580 (1564-1565?). Бронза.


Слайд 21

Итальянский скульптор эпохи маньеризма Джамболонья (Джованни Болонья, собственно Жан де Булонь) был французом по происхождению и выходцем из Нидерландов. Он учился в Монсе, а с 1554-1555 находился в Риме и, возможно, был учеником Микеланджело. Джамболонья работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Болонье, Генуе, Лукке. Он был блестящим мастером-виртуозом, для которого стиль и техника исполнения были неразрывно связаны. Развивая идею Б. Челлини об "идеально круглой" скульптуре, обладавшей свободой пространственного бытия и органического слияния с природой, Джамболонья создавал изящно-пропорциональные фигуры в спокойных позах и ракурсах, обладавшие стремительной динамикой и вместе с тем сохраняющие устойчивое равновесие. Таким выглядит и "Меркурий" Джамболоньи, возносящийся в небеса, но вполне ощутимо чувствующий опору, - небесный посланник богов, коснувшийся земли. Другие известные произведения: "Нептун". Ок. 1566. Бронза. Национальный музей, Болонья; конный памятник Козимо I Медичи. 1593. Бронза, камень. Площадь Синьории, Флоренция; "Аллегория Апеннин". Камень. Вилла Демидова, Протолино


Слайд 22

Гудон Жан Антуан 1741-1828 Вольтер 1781. Мрамор. Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Слайд 23

Французский скульптор эпохи классицизма Жан Антуан Гудон работал главным образом в жанре портрета. Среди портретов ученых, философов, людей искусства, женских образов, среди всех портретных произведений, свидетельствующих о тонком даре проникать во внутренний мир модели и остро его анализировать, заслуженно выделяется статуя сидящего Вольтера. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Гудон избежал идеализации, свойственной парадным портретам, лицо старика изображено очень реалистично - с ввалившимися щеками, испещренное морщинами. Однако в этом лице так явственно ощутим неугасающий насмешливый ум философа, что в целом произведение превращается в гимн человеческому разуму, прославление победы духа над бренным телом. Эти идеалы были близки эпохе Просвещения с ее культом Разума, рациональности. Вольтер запечатлен в спокойной позе, но его темперамент передан в жесте рук, опирающихся на подлокотники кресла, в упрямом повороте головы. Композиция позволяет увидеть лицо философа с разных ракурсов и оценить оттенки эмоций и мыслей в каждом случае. Эта статуя свидетельствует о высочайшем уровне французской скульптурной школы, о жизненности гуманистических идеалов, господствовавших накануне Великой французской революции, открывавшей новую эпоху в истории Западной Европы, в восприятии человека и оценке достижений человеческого разума.


Слайд 24

Вари Антуан Луи 1795-1875 Лев и змея Бронза, высота 53 см, длина 70 см. Парк Тюильри, Париж.


Слайд 25

Французскии художник-романтик Антуан Луи Бари известен не только как скульптор, но и как живописец, рисовальщик. Его наставником в живописи был А. Гро (1771 - 1835). Однако в какой бы области искусства ни работал Бари, его всегда увлекала тема природы: ее изменения, динамичные преобразования, борьба стихий, "драма жизни", в которой значительное место занимали животные. Неслучайно поэтому Бари более всего известен как анималист. Звери в произведениях мастера - это не символические персонажи назидательных историй или аллегорических композиций. В их художественном решении заключены могучая сила, бурный порыв, страстность, за которыми стоят реальное понимание натуры, эстетическое осмысление красоты естественного движения, проявления реальных инстинктов. Как правило, Бари в своих пластических композициях изображал зверя в минуты борьбы, во время охоты. Такова и драматически напряженная, мощная по своей динамике композиция "Лев и змея" - одна из самых известных работ Бари, которая по своей трактовке сродни знаменитым изображениям львов Э. Делакруа. Другие известные произведения: "Тигр, разрывающий крокодила". 1831. Бронза. Лувр, Париж; Лев на цоколе Июльской колонны в Париже. 1936.


Слайд 26

Карпо Жан Батист 1827-1875 Танец 1865-1869. Мрамор, высота 3,2 м. Лувр, Париж.


Слайд 27

Жан Батист Карпо, французский скульптор второй половины XIX в., был выходцем из семьи каменотесов. Он учился у известного скульптора-романтика Ф. Рюда (1784-1855), а затем в Школе изящных искусств в Париже. В 1855-1861 художник посетил Италию, где изучал искусство Возрождения и античности. Первая композиция Карпо "Уголино", представленная в Парижском Салоне 1863 года, созданная на сюжет из "Божественной комедии" Данте ("Ад"), вызвала жестокую критику своей необычностью в пластической трактовке формы, передаче движения, а также своей трагичностью. Однако критика не смогла заставить мастера отказаться от поисков в области пластики, хотя последующие его произведения были проникнуты радостным мироощущением, отличались изящной декоративностью, восходящей к искусству рококо. Одна из лучших работ Карпо - композиция "Танец", исполненная для фасада Парижской оперы, построенной по проекту Гарнье (1825-1898). Эта работа понравилась архитектору, но вызвала резкую критику со стороны прессы, требовавшей замены композиции произведениями академических скульпторов. Война 1870 года и последовавшие за ней события спасли произведение Карпо. Позднее его заменили копией, а подлинник поместили в Лувре. Другие известные произведения: "Девочка-рыбачка". 1871. Терракота. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Портрет Ш. Гарнье". 1869. Бронза. Лувр, Париж.


Слайд 28

Эрхарт Михаэль 1440-1445 - 1522 Равенсбургская "Мадонна Милосердия" Ок. 1480-1490. Липа, роспись, высота 135 см. Государственные музеи, Берлин.


Слайд 29

Михаэль Эрхарт - немецкий скульптор и резчик по дереву эпохи поздней готики. Он получал заказы от самых важных церквей и монастырей, таких как церковь св. Ульриха, монастырь Вайнгартен и др. Когда в 1516-1517 власти Ульма решили построить гигантское сооружение под названием "гора Олив" (разобрана в 1807), они привлекли к этой работе Эрхарта (фрагменты в музее Ульма). К этому времени мастер достиг зрелости в своем творчестве. Одной из самых прославленных его работ стала статуя Равенсбургской "Мадонны Милосердия". Это одно из лучших произведений немецкой готической скульптуры. Вытянутые пропорции, плавная текучесть линий, нежная моделировка лица Мадонны, тонко переданный лиризм образа - все это составляет очарование произведения.


Слайд 30

Джакометти Альберто 1901-1965 Диего Около 1950. Бронза, покрытая патиной, высота 27,5 см. Частное собрание.


Слайд 31

Альберто Джакометти - скульптор-авангардист, представитель модернизма. Итальянец, родившийся в Швейцарии, он всю жизнь проработал во Франции. Он испытал влияние кубизма, африканской примитивной скульптуры, в 1929- 1935 примыкал к сюрреалистам. Со временем скульптор создал собственный стиль - его удлиненные, гротескные фигуры отличаются своеобразием. Их "бесплотность", по мысли автора, должна отражать "призрачность материального мира". Этот парадокс - создание эффекта призрачности в столь "телесном" виде искусства, как скульптура, - стал главным средством выразительности в творчестве Джакометти. Беспокойная, бугристая поверхность его работ создает впечатление повышенной эмоциональной напряженности. И в то же время трагическая отрешенность образов своеобразно отражает сложность внутреннего мира современного человека, с его почти болезненной утонченностью и склонностью к рефлексии. Потерянность в бездушном мире, невозможность душевного контакта, одиночество и хрупкость человеческой жизни - в числе главных тем в творчестве скульптора.


Слайд 32

Куазевокс Антуан 1640-1720 Мария-Аделаида Савойская, принцесса Бургундская в образе Дианы 1710. Мрамор, 6,47 м.


Слайд 33

Антуан Куазевокс (Куазево), французский скульптор эпохи барокко и складывающегося классицизма, был одним из самых знаменитых мастеров Франции своего времени. Он учился в Королевской Академии живописи и скульптуры и в возрасте двадцати лет стал придворным скульптором Людовика XIV (1638-1715), "Короля-Солнца", с чьим именем связано строительство Версальского дворца и создание парка. Куазевокс принимал участие в осуществлении проектов короля, его статуи украшали Версальский парк. Мастер сочетал в себе талант скульптора и декоратора. Его рельефы, лепной декор украсили "Зеркальную галерею" (1680) и зал (1683) Версальского дворца. Созданные Куазевоксом произведения отличала изысканно-грациозная и несколько манерно-патетическая трактовка формы. Они обладали экспрессивностью, присущей искусству барокко, и холодноватой идеализированностью, создавшей почву для развития классицизма. Другие известные произведения: "Статуя Людовика XIV". 1689. Бронза. Музей Карнавале, Париж; Надгробие кардинала Дж. Мазарини. 1689-1693. Мрамор. Лувр, Париж; "Портрет Л. Конде". 1688. Бронза. Лувр, Париж; "Портрет П. Миньяра". Терракота. Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Слайд 34

Леохар середина IV в. до н.э. Артемида-охотница (Диана Версальская) Римская копия с греческого оригинала. Ок. 330 до н.э. Мрамор, высота 2,0 м. Лувр, Париж.


Слайд 35

Леохар - древнегреческий скульптор эпохи Раннего Эллинизма, работавший в середине IV в. до н.э. в Афинах, Олимпии, Дельфах. В историю искусства он вошел как один из величайших ваятелей. Вместе со Скопасом, Бриаксием, Тимофеем он выполнил рельефы (ныне в Британском музее) одного из "семи чудес света" - построенного архитектором Пифием Мавзолея в Галикарнасе, усыпальницы правителя Карий Мавсола (377-353 до н.э.). Одно из самых значительных произведений Лео-хара - "Похищение Ганимеда", известное по письменным источникам (римская копия находится в Ватикане, Музее Пио-Клементино). Позднее Леохар работал при Дворе Александра Македонского, ваял статуи царей македонской династии. Им была исполнена также бронзовая группа "Александр на львиной охоте". Время не пощадило творений великого мастера. В наши дни его работы известны по римским копиям. Традиция приписывает Ле-охару знаменитого "Аполлона Бельведерского" (Музей Пио-Клементино, Ватикан) и представленную в альбоме "Артемиду-охотницу", которая с XVI в. находилась в коллекции французских королей. Образ суровой дочери Зевса и Лето исполнен мастером с удивительной виртуозностью. Ее фигура передана в стремительном легком движении. Быстрый взгляд и стрела моментально попадут в цель не знающей промаха богини охоты.


Слайд 36

Лаурана Франческо ок. 1430 - 1502 Знатная дама (Изабелла Арагонская) 1487-1488.мрамор.


Слайд 37

Итальянский скульптор Франческо Лаурана (собственно Франьо из Враны) был выходцем из Далмации. Он работал в Неаполе и Сицилии, во Франции. В творчестве мастера заметно влияние античной пластики и флорентийской скульптуры XV в. Он привнес в скульптуру, в пластическое решение поиск правильных объемов, их соотношении, основанных на плавных соединениях. Его женские образы овеяны поэтической возвышенной красотой. Нежные линии создают изящный облик, очарование которому придают строгость и обобщенность моделировки. Мастер создавал многофигурные рельефы, занимался скульптурным декором, в 1461-1466 выполнял медали для короля Рене Анжуйского. Но настоящую славу ему принесли скульптурные портреты, его незабываемые женские образы, обладающие необыкновенной чувственной притягательностью и холодной возвышенной красотой одновременно. Другие известные произведения: "Портрет принцессы Арагонского дома". 1470-е. Мрамор. Национальная галерея, Вашингтон; рельефы Триумфальной арки Альфонса Арагонского в Кастель Нуово. Ок. 1452-1458. Неаполь; скульптурный декор капеллы Сен-Лазар. 1475-1481. Старый собор, Марсель.


Слайд 38

Мур Генри 1898-1986 Лежащая фигура 1975. Бронза.


Слайд 39

Творчество крупнейшего мастера скульптуры XX в., уроженца Великобритании Генри Мура вызывало много споров, поскольку не вписывалось в традиционные рамки жанров. Скульптор работал в самых разных направлениях, от вполне реалистических до чисто абстрактных. Образы, созданные Муром, часто схематичны и отвлеченны. Художника интересует прежде всего выразительность чистой пластики, экспрессия форм и объемов. Но его чувство объема, пластичности формы, ощущение той меры напряженности, которую он сообщает выгнутым и вогнутым плоскостям, знание материала, безупречное чувство гармоничной связи с окружающей средой придают этим образам величавость и монументальность. В работах разных лет, имеющих название "Лежащая фигура", отвлеченные формы прекрасно передают очертания человеческого тела. При полном отказе от какой бы то ни было детализации и разработки фактуры поверхностей мастеру удается добиться абсолютной убедительности. В изгибах металла как бы ощущается работа мышц. Выразительная скульптура заставляет по-новому вглядываться в ставшее, казалось бы, привычным и хорошо изученным тело человека, ощутить его как часть бесконечного разнообразия природных форм. Другие известные произведения: "Мать и дитя". 1943-1944. Собор св. Матфея, Хортхэмптон; "Король и королева". 1952-1953. Камень. Плато близ Демфриса.


Слайд 40

Тутмес XIV в. до н.э. Царица Нефертити Ок. 1360 до н.э. Известняк, высота 50 см. Государственные музеи, Берлин


Слайд 41

Тутмес, древнеегипетский скульптор XIV в. до н.э., согласно свидетельствам археологии, являлся придворным скульптором фараона Аменхотепа IV - Эхнатона. Его мастерская находилась в столице Египта того времени - Ахетатоне (ныне - Амарна), куда перенес ее "солнечный фараон". Мастерская была обнаружена в ходе археологических раскопок немецкого ученого Л. Борхрта в 1912. Здесь находились многочисленные портреты членов семьи фараона, среди которых был и знаменитый портрет жены фараона - царицы Нефертити в высоком уборе. Сегодня это изображение столь же популярно и известно во всем мире, как статуя Венеры Милосской или Джоконда Леонардо да Винчи. Как бы из глубины веков смотрит на нас с горделивым выражением прекрасное тонкое лицо своенравной царицы, ставшее символом высокой культуры Древнего Египта. Говоря об искусстве этой страны, мы вспоминаем прежде всего пирамиды и это вечно молодое лицо. Скульптору в совершенстве удалось передать трепетную одухотворенность его знатной модели, сложный духовный мир, укрытый официальной маской любезности. Это еще более отчетливо видно в неоконченных эскизах портрета, также найденных в мастерской Тутмеса. В них передан оттенок почти болезненной незащищенности и утонченности. Произведение древнего мастера - непревзойденный шедевр искусства скульптуры, высшее проявление человеческого гения.


Слайд 42

Трубецкой Павел Петрович 1866-1938 Сидящая дама. Госпожа Херихеймер Фрагмент. 1897. Бронза. ГТГ, Москва.


Слайд 43

Русский скульптор, близкий принципам импрессионизма в своем творчестве, П.П. Трубецкой недолго жил в России, большую часть жизни он провел в Италии. Однако произведения мастера по стилистике и духу чрезвычайно близки русской скульптуре, они органично вошли в художественную ткань русского искусства. В небольших статуэтках и портретах Трубецкого нет глубокого психологического анализа, но они поражают остро переданным ощущением жизни. Характерной особенностью является динамичная, по этюдному незавершенная, текучая форма, насыщенная игрой света и тени. Поверхность его работ напоминает мазки на полотнах импрессионистов. Не случайно Трубецкой так любил бронзу, которая позволяет воспроизводить любые, самые тонкие нюансы пластики. Все эти черты с особой яркостью проявились в работе "Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер". Скульптор мастерски передал изящество и некоторую манерность модели, фактуру шуршащего платья. Изысканный силуэт - одна из наиболее выразительных характеристик. Мастер сумел придать этому небольшому камерному произведению парадный характер - перед нами образ светской дамы сродни образам портретов В.А. Серова. Трубецкой работал также в жанре монумента. Его памятник Александру III - одно из наиболее правдивых и образных произведений в этом жанре. Другие известные произведения: Портрет И.И. Левитана. 1899; Портрет Л.Н. Толстого. 1899.


Слайд 44

Рименшнейдер Тильман ок. 1460-1531 Тайная вечеря Деталь Заалтарного образа Крови Христовой. 1499-1504. Липа, высота 9 м. Церковь Санкт-Якоб, Ротенбург-на-Таубере.


Слайд 45

Немецкий скульптор эпохи Возрождения Тильман Рименшнейдер с 1483 работал в Вюрцбурге. Он владел большой скульптурной мастерской, расцвет деятельности которой начался в 1485, когда Рименшнейдер получил гражданство и статус мастера в Вюрцбурге, и окончился в 1525, когда мастер как сторонник восставших в период Крестьянской войны 1525-1526 был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и лишен гражданских прав. Работам скульптора присущи характерные для готики динамика и изломанность линий, создающих напряженную пластическую форму. В то же время Рименшнейдер наделял своих персонажей яркой мимикой, ясными жестами, придающими им отчетливый индивидуальный характер. Мастер одним из первых отказался от раскраски и позолоты скульпторы, обратившись исключительно к пластическим средствам выражения. Заалтарный образ Крови Христовой - одно из самых грандиозных произведений мастера, получившее свое название от величайшей святыни, помещенной в маленьком кристалле в центре венчающего образ Креста, - "капли Крови Хри- ста". Композиция "Тайной вечери" необычна и подчинена сложной богословской идее о выборе Иисусом Христом Иуды для исполнения своей миссии Спасителя. Другие известные произведения: "Статуя Адама и Евы". 1491-1493. Майнцско-Франконский музей, Вюрцбург; "Статуя св. Симона". Ок. 1500. Дерево. Баварский национальный музей, Мюнхен.


Слайд 46

Роден Рене Франсуа Огюст 1840-1917 Вечная весна 1898. Бронза. Музей Родена, Париж.


Слайд 47

Французский скульптор Огюст Роден в некоторых своих работах был близок к импрессионистам стремлением передать мгновение в выражении лица или в позе человека. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, "Бронзовый век". Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь "вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета. Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты. Его работа "Вечная весна" - одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: "Па-де-де". 1908; Статуя Бальзака. 1897.


Слайд 48

Щедрин Феодосий Федорович 1751-1825 Князь Изяслав Мстиславович и воины 1772. Рельеф. Гипс, 100x134 см. Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург


Слайд 49

Замечательный русский скульптор Ф.Ф. Щедрин принимал участие во всех самых крупных проектах оформления Санкт-Петербурга и его пригородов эпохи классицизма. Он учился в Академии художеств у французского скульптора Н.Ф. Жилле, несколько лет как пенсионер провел в Италии и Франции. Увлечение античными памятниками нашло отражение в работах скульптора, принесших ему широкую известность: "Марсий" (1776, ГРМ), "Венера" (1792), "Диана" (не позднее 1798). Совместно с другими ведущими русскими скульпторами Щедрин принимал участие в замене обветшавшей скульптуры Большого каскада Петергофа. Он исполнил группы сирен, статуи Персея и Невы. Мастеру удалось достичь органичного сочетания пластики с окружающей природой и архитектурным ансамблем. Однако главной в творчестве Щедрина стала работа над скульптурным убранством ансамбля Адмиралтейства А. Захарова. Здесь нашли свое воплощение новые принципы связи пластического образа с архитектурой. Выполненные Щедриным скульптурные группы, стоящие по сторонам центральных ворот Адмиралтейства, "Морские нимфы" (1812) своим монументальным обликом соответствуют размаху градостроительного замысла архитектора. Они призваны в аллегорической форме представить могущество и величие России как морской державы, символизировать торжество человека над силами природы.


Слайд 50

Шубин Федот Иванович 1740-1805 Портрет Графини М.Р. Паниной Середина 1770 х. Мрамор. ГТГ, Москва.


Слайд 51

Выдающийся русский скульптор Ф.И. Шубин создал целую галерею портретов своих современников. Сын поморского крестьянина-рыбака, Шубин с ранних лет увлекся искусством резьбы по кости. В 1759 он поселился в Петербурге, при содействии М.В. Ломоносова был определен на работу при Дворе, а в 1761 по ходатайству И.И. Шувалова его зачислили в Академию художеств. Во время пенсионерства в Париже молодой скульптор занимался в мастерской Ж.Б. Пигаля, общался с Грёзом и Буше. За шесть лет пребывания в Европе Шубин завоевал популярность среди европейских художников. Первой работой после возвращения в Россию стал портрет А.М. Голицына (1773, ГТГ), который имел большой успех, был удостоен похвалы императрицы Екатерины II. Она наградила скульптора перстнем и повелела сделать свой портрет. За портретный бюст Екатерины Шубина удостоили звания академика. Скульптор умел так моделировать поверхность мрамора, что буквально заставлял камень "жить". Он был способен создавать ощущение нежной кожи лица, впечатление блестящего шелка в складках одежды или мягких пушистых волос. В 1770-е Шубин выполнил много заказов. Придворная знать стремилась иметь портреты, выполненные прославленным скульптором. Одна из лучших работ - портрет графини М.Р. Паниной. Другие известные произведения: "Голова Авраама". 1770. ГРМ; "Портрет Екатерины II". 1774. ГРМ; "Портрет И.И. Шувалова". 1771. ГТГ


×

HTML:





Ссылка: