'

Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна


Слайд 1

Лекция №9 Концептуальное проектирование Принципы и шаблоны проектирования взаимодействия


Слайд 2

Место в общем плане проектирования Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 3


Слайд 3

Принципы проектирования взаимодействия Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 4


Слайд 4

Принцип. Проектирование для пользователей с различной подготовкой Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 5 © Купер А.


Слайд 5

Принцип.17 правил проектирования гармоничного взаимодействия Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 6 Следуйте ментальным моделям пользователя. Меньше – лучше. Позволяйте пользователям управлять, не принуждайте к диалогу. Держите инструменты под рукой. Обеспечьте немодальную обратную связь. Проектируйте наиболее вероятное, будьте готовы к возможному. Предоставляйте информацию о контексте. Организуйте непосредственное манипулирование и графический ввод. Отображайте состояния объектов и статус приложения. Избегайте ненужных сообщений. Не используйте диалоговые окна, чтобы сообщить, что всё нормально. Избегайте чистого листа. Просите прощения, а не разрешения. Отделяйте функции от их настройки. Не задавайте вопросы – предоставляйте выбор. Прячьте рычаги катапультирования. Оптимизируйте скорость реакции; предупреждайте о задержках.


Слайд 6

Правило №1. Следуйте ментальным моделям пользователя Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 7


Слайд 7

Правило №2. Меньше – лучше Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 8 www.google.ru iPod Shuffle Текстовый редактор WriteRoom (Mac OS, iPhone OS)


Слайд 8

Правило №3. Позволяйте пользователям управлять, не принуждайте к диалогу Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 9 Если бы молоток в руках плотника вёл себя как программное обеспечение… © Купер А.


Слайд 9

Правило №4. Держите инструменты под рукой Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 10


Слайд 10

Правило №5. Обеспечьте немодальную обратную связь Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 11 Строка состояния MS Word 2007 «Статистика» MS Word 2007 Adobe Photoshop


Слайд 11

Правило №6. Проектируйте наиболее вероятное, будьте готовы к возможному Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 12 Самое ненужное диалоговое окно в мире графических пользовательских интерфейсов


Слайд 12

Правило №7. Предоставляйте информацию о контексте Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 13 Менеджер файлов Windows 3.x Диалоговое окно Windows XP, Vista Проводник Windows 2000


Слайд 13

Правило №8. Организуйте непосредственное манипулирование и графический ввод Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 14


Слайд 14

Правило №9. Отображайте состояния объектов и статус приложения Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 15 Отображение состояния объектов Отображение состояния приложения


Слайд 15

Правило №10. Избегайте ненужных сообщений Модельные диалоги типа: «база данных была модифицирована»; «соединение установлено»; «данные переданы»; «пользователи зарегистрированы в системе»; и др. бесполезные факты. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 16


Слайд 16

Правило №11. Не используйте диалоговые окна, чтобы сообщить, что всё нормально Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 17 Когда происходит ожидаемое событие, не нужно сообщать о нем с помощью диалогового окна. Поберегите диалоговые окна для событий, выходящих за рамки нормального положения дел. Современные приложения нередко отказываются делать хоть что-то самостоятельно, без команды пользователя. Однако пользователь предпочел бы, чтобы приложение предприняло разумный первый шаг, который потом можно было бы скорректировать. Так программа приблизила бы к его цели.


Слайд 17

Правило №12. Избегайте чистого листа Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 18


Слайд 18

Правило №13. Просите прощения, а не разрешения Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 19 Программа должна опираться на статистику и совершать действия, правильность которых весьма вероятна, а затем предоставлять пользователю развитые инструменты для корректировки первой попытки. В результате программа не просит разрешения действовать, но просит прощения за уже содеянное. Лучший способ добиться этого – наделить программу хорошей памятью.


Слайд 19

Правило №14. Отделяйте функции от их настройки Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 20 Настройка печати в MS Word 2007 Выполнение типичной печати в MS Word 2007


Слайд 20

Правило №15. Не задавайте вопросы – предоставляйте выбор Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 21 Диалоговые окна (особенно диалоги подтверждения) задают вопросы – панели инструментов предоставляют выбор. Диалоговые окна подтверждения прерывают работу, требуют ответа и не уходят, пока не получат то, чего хотят – панели инструментов всегда присутствуют на экране, тихо и вежливо предлагая то, что у них есть. Люди обращаются с компьютерами и другими интерактивными устройствами, как с людьми, и реагируют на них, как на людей. Если программа задаёт слишком много вопросов, то у них создается впечатление, что программа невежественна, забывчива, безынициативна и излишне требовательна.


Слайд 21

Правило №16. Прячьте рычаги катапультирования Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 22 Если разрешить ничего не подозревающему пользователю настраивать программу, необратимо меняя её внешний вид, функциональность или поведение, это будет сравнимо со случайным включением катапульты… © Купер А.


Слайд 22

Правило №17. Оптимизируйте скорость реакции; предупреждайте о задержках Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 23 Восприятие пользователем времени реакции: До 0,1 секунды пользователи воспринимают отклик системы как моментальный. Они чувствуют, что напрямую манипулируют пользовательским интерфейсом и данными. До 1 секунды пользователи чувствуют, что система реагирует. Вероятно, они замечают задержку, однако эта задержка недостаточно велика, чтобы прервать мыслительные процессы. До 10 секунд пользователи замечают, что система работает медленно, и отвлекаются, однако способны сохранять некоторое внимание к приложению. Здесь важно наличие индикатора хода работы. После 10 секунд внимание пользователя полностью рассеивается. В идеале такие длительные процессы должны проводиться в фоновом режиме или без участия пользователя, позволяя ему заняться другой работой. В любом случае следует четко обозначать состояние и ход процесса, в том числе оставшееся время. И просто обязателен механизм отмены.


Слайд 23

Принцип. Оптимизация налогообложения Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 24 Налоги – это работа, удовлетворяющая потребности либо наших инструментов, либо внешних агентов, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь достичь цели. Виды налогов: Поддержка новичков и пользователей, работающих с продуктом время от времени, или проблема «трехколёсного велосипеда». «Наглые налоги». Визуальные налоги. Прерывание работы пользователя без веской причины. Просьба разрешения сменить режим с вывода на ввод (редактирование) данных. Навигационные налоги. Прочие налоги.


Слайд 24

Оптимизация налогообложения. Пример визуальных налогов Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 25 © Купер А.


Слайд 25

Оптимизация налогообложения. Пример прерывания работы пользователя без веской причины Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 26 Adobe Illustrator 6 при попытке сохранить документ © Купер А.


Слайд 26

Оптимизация налогообложения. Пример прерывания работы пользователя без веской причины Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 27 Adobe Illustrator 6 при попытке сохранить документ © Купер А.


Слайд 27

Оптимизация налогообложения. Виды навигационных налогов Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 28 Навигация между экранами, представлениями или страницами Навигация между панелями Навигация между инструментами и меню Навигация по информации


Слайд 28

Виды навигационных налогов. Пример навигации между панелями Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 29


Слайд 29

Виды навигационных налогов. Пример навигации между инструментами и меню Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 30


Слайд 30

Оптимизация налогообложения. Улучшение навигации Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 31 • уменьшение количества пунктов назначения; • создание «дорожных указателей»; • организация обзора; • ассоциирование элементов управления с функциями; • адаптация интерфейса к нуждам пользователя; • отказ от иерархических структур.


Слайд 31

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 32 Улучшение навигации. Организация обзора


Слайд 32

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 33 Улучшение навигации. Физическое ассоциирование элементов управления с функциями Тому, кто пользуется плитой, приходится каждый раз заново искать ассоциацию Недвусмысленное ассоциирование: пространственная организаций ручек четко связывает каждую ручку с горелкой Результат использования элемента управления очевиден, неясен целевой объект.


Слайд 33

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 34 Улучшение навигации. Логическое ассоциирование элементов управления с функциями Фразы «по возрастанию» и «по убыванию» плохо связаны с ментальными моделями времени большинства пользователей. Целевой объект понятен, неясен результат действия.


Слайд 34

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция №9. 35 Улучшение навигации. Адаптация интерфейса к нуждам пользователя Принцип соразмерности усилий: люди готовы прилагать дополнительные усилия, если результат того стоит Элементы управления и окна должны быть организованы в интерфейсе по трем параметрам: частоте использования; степени влияния на внешний вид интерфейса; степени риска (~ произведение вероятности события на нежелательные последствия этого события).


×

HTML:





Ссылка: