'

Лекция 2. Теоретическая база этнополитических исследований

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Лекция 2. Теоретическая база этнополитических исследований


Слайд 1

Основные вопросы Исторические истоки современной этнополитической мысли. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.


Слайд 2

Литература Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М., 2002. Паин Э.А. Этнополитический маятник. - М., 2004.


Слайд 3

1. Исторические истоки современной этнополитической мысли.


Слайд 4

Геродот и Аристотель Истоки идей географического детерминизма. В трудах Геродота собран обширный материал по этнографии народов Ближнего Востока и Северного Причерноморья. Аристотель пытался объяснить причины отличий греческого мира от восточного (персидского).


Слайд 5

Платон и Тацит Содержались мысли, которые можно определить как предтечу такого направления, как примордиализм, абсолютизирующего фактор кровно-родственных связей в механизме сохранения этничности.


Слайд 6

Период средневековья Происходит утрата интереса к теоретическим проблемам в изучаемой области. Появляются труды, посвященные описанию различных народов - Иордан, Прокопий Кессарийский, Маврикий, ал-Масуди.


Слайд 7

Эпоха Возрождения Появляются труды, посвященные вопросам национальной интеграции. Н. Макиавелли (1469 - 1527) «Государь» - одним из первых поставил вопрос о целях объединения этнических общностей, разделенных государственными границами.


Слайд 8

Условия национальной интеграции по Н. Макиавелли 1) «Сильный лидер». 2) «Сильная армия». 3) «Единые символы». 4) «Психологическое единство».


Слайд 9

Жан Боден (1520 - 1596) Одним из первых обосновал понятие суверенитета - отношения господства и подчинения, связывающее монарха с подданными.


Слайд 10

2. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв.


Слайд 11

Эволюционизм Диффузионизм Функционализм


Слайд 12

Ведущими исследователями были: Герберт Спенсер Джон Леббок Эдуард Тайлор Джеймс Фрэзер Льюис Генри Морган


Слайд 13

Эволюционизм 1) единство человеческого рода обуславливает единообразие развития культуры; 2) развитие носит исключительно прогрессивный характер и имеет лишь один (однолинейный) вектор - от простого к сложному;


Слайд 14

Эволюционизм 3) законы развития культурных явлений могут быть выведены путем редукции, на основе изучения психических свойств индивида, поэтому динамика явлений общественного строя и культуры имела в рамках этой концепции только психологическое обоснование.


Слайд 15

Диффузионизм Распространение культурных явлений в неком географическом ареале, от культур «доноров» к культурам «реципиентам», посредством различных видов контактов между представителями этнических общностей, а именно: миграций, торговли, завоеваний, путешествий, брачных отношений и др.


Слайд 16

Ведущими исследователями были: Ф. Ратцель Л. Фробениус В. Виндельбанд Г. Риккерт


Слайд 17

Диффузионизм не опроверг основного положения эволюционистов, а только их дополнил. Только рассматриваемые вместе эволюционистские и диффузионистские воззрения позволяют в некоторых, пусть в весьма размытых очертаниях, представить себе картину развития этнической культуры. Эволюционизм сделал попытку описать внутренние (эндогенные) факторы ее развития, а диффузионизм - внешние (экзогенные).


Слайд 18

Функционализм Устойчивость культурных традиций, в т.ч. этнических, определяется их включенностью в функционирование конкретного общества и напрямую зависит от формируемой им системы потребностей и интересов людей. Изменения потребностей и интересов определяют и динамику ценностей.


Слайд 19

Ведущим исследователем был: Бронислав Малиновский


Слайд 20

3. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.


Слайд 21

Современные концепции этнополитологии: Примордиализм Конструктивизм Инструментализм


Слайд 22

Примордиализм - Рассматривает этнические общности как естественно сложившиеся группы, основанные прежде всего на «кровных связях».


Слайд 23


Слайд 24

Биосоциальное направление Некоторые исследователи делают акцент на жесткой детерминированности этничности географическими и биологическими факторами, что предполагает слабую изменчивость этого феномена. Из этого подвида примордиализма непосредственно вырастают расистские теории (от Ж. Габино до А. Розенберга).


Слайд 25

Социально-историческое направление П. ван ден Берг - этнос - это социально-историческое явление, выросшее из родоплеменных общностей.


Слайд 26

Конструктивизм Последователи этого научного направления полагают, что этничность и нации, как и многие другие формы социальной реальности, воспринимаемые большинством людей как внешняя данность, на самом деле сконструированы людьми.


Слайд 27

Ведущими исследователями являются: В России: В.А. Тишков М.Н. Губогло Л.М. Дробижева За рубежом: К. Поппер Т. Эриксен Ф. Барт


Слайд 28

Инструментализм Существование этнических общностей объясняется с позиций социологического функционализма: этнические группы существуют и служат определенным целям, соответствуют конкретным целям, создавая определенный психологический комфорт для человека.


×

HTML:





Ссылка: