'

Гендина Н.И., доктор пед. наук, профессор КемГУКИ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Методика формализованного составления справочных и рекомендательных аннотаций Гендина Н.И., доктор пед. наук, профессор КемГУКИ


Слайд 1

1. Общая характеристика процесса аннотирования: определение, область применения, объекты аннотирования. 2. Основные этапы аннотирования 3. Аннотации: функции, требования, структура и особенности текста 4. Методика формализованного составления справочной аннотации 5. Методика формализованного составления рекомендательной аннотации План ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст]: общие требования и правила оформления.- Взамен ГОСТ 7.1-84, Введен 1.07.2004.- М.: ИПК издательство стандартов, 2004.- 71 с. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования [Текст]. – Минск, 1996. – 8 с. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 560 с. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с. Список литературы


Слайд 2

Аннотирование – это вид АСПИ, целью которого является получение обобщенной характеристики первичного документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания.


Слайд 3

Любые документы Объекты аннотирования


Слайд 4

Издательское дело Информационно-библиотечная деятельность Книжная торговля Области применения аннотаций


Слайд 5

Прочитать Обобщить Написать Аннотация - О ЧЁМ? Процесс создания аннотации


Слайд 6

Выбор вида аннотации


Слайд 7

Анализ элементов справочного аппарата издания – основа формализованного аннотирования Рубрики внутри текста Указатели Список литературы Титульный лист Введение Предисловие Оглавление


Слайд 8

Составление библиографического описания первичного документа Анализ текста первичного документа Синтез текста Редактирование предложений, извлеченных из текста первичного документа Запись и оформление аннотации Методика формализованного составления справочной аннотации


Слайд 9

Составление библиографического описания Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры.- СПб.: Университетская книга, 1997. - 727 с. - (Культурология XX век).


Слайд 10

Анализ текста первичного документа


Слайд 11

Анализ текста первичного документа


Слайд 12

Примерный перечень возвратных глаголов (кратких страдательных причастий) Адресуется Адресован Акцентируется Акцентирован Анализируется Проанализирован Аргументируется Аргументирован Вводится Введен Включается Включен Внедряется Внедрен Воспроизводится Воспроизведен Воссоздается Воссоздан Вскрывается Вскрыт Выделяется Выделен Выражается Выражен Высказывается Высказана Вычленяется Вычленен Выявляется Выявлен Выясняется Выяснен Группируется Сгруппирован


Слайд 13

Серия “ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ” В.М. Розин КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Форум- Инфра-М 1998


Слайд 14

ВВЕДЕНИЕ В последние годы, по оценкам специалистов и педагогов, появились достаточно хорошие учебные пособия по культурологии. Здесь можно указать такие работы, как "Культура: теории и проблемы" (Учебное пособие. М., 1995), "Учебный курс по культурологии" (Многоуровневое учебное пособие для учащихся средних и высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1996), "Морфология культуры. Структура и динамика" (Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1994), Б.С. Ерасов "Социальная культурология" (Учебное пособие для высшего образования. М., 1996), Л.Г. Ионин "Социология культуры" (Учебное пособие для высшего образования. М., 1996). Вышел и наш учебник для высшей школы — "Введение в культурологию". Современный учебник по культурологии, вероятно, должен решать две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы (так сказать, почувствовать эту реальность) и вооружить его средствами для ориентировки и деятельности в этой реальности. Поэтому не имеет смысла излагать культурологические теории или представления сами по себе, как некую информацию. Зато необходимо указать основные создаваемые и используемые в культурологии подходы и методы, охарактеризовать их назначение и границы, дать своеобразный путеводитель для ориентировки в культурологии как неоднородной сложной дисциплине. Исходя из такого понимания, я и попытался построить материал. Начинается учебник не с традиционного объяснения предмета и понятия культуры, а с изложения трех доступных образцов культурологического исследования. Думаю, это поможет еще до всякого уяснения предмета культурологии почувствовать, что это такое. Затем будет предложена первая рефлексия и обозрение предмета культурологии. На ее основе можно будет сделать следующий шаг: охарактеризовать основные проблемы и дилеммы, возникшие к настоящему времени в культурологии. В свою очередь, такой анализ позволит обсудить методологические основания культурологии и то, как в разных направлениях культурологии понимается культура. Заключительный раздел учебника включает в себя небольшой справочный материал.


Слайд 15

СОДЕРЖАНИЕ Введение..............…................................................................................................3 Глава первая Образцы культурологического изучения….......................................................6 §1. Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды (египетская пирамида - культурный конфигуратор) ....................................................……………………….6 §2. Протестантская этика как одно из условий становления духа капитализма ………………………………………………………………………….........22 §3. Концепция национальной школы в России (на материале Московской национальной еврейской школы).......………………………………………………….23 §4. Осмысление образцов культурологического исследования .........................39 Глава вторая Культурология как научная дисциплина и предмет.................................…....41 §1. Общая панорама.................................................................…...........................41 §2. Предмет культурологии .......................................................…… ……..............45 §3. Дилеммы культурологии ....... ..........................................................….............51 Глава третья Концепции (парадигмы) культурологии.............................................…...........57 §1. Эволюционистская парадигма ....................................................................... 57 §2. Анализ культурного сознания .............................................................…........60 §3. Психологическая парадигма ...........................................................................66 §4. Функционалистская парадигма ......................................................................71 §5. Структурно-антропологическая парадигма ...................................................72 §6. Парадигма понимающей социологии .........................................................…75 §7. Парадигма постмодерна ............................... ............................................….80


Слайд 16

Глава четвертая Генезис европейской культуры (от "первого человека" до античного полиса) ....…………………………………………………..………………………….85 §1. Семиотическая парадигма.........................................................................85 §2. Культурно-семиотическая концепция происхождения человека ...........89 §3. Архаическая культура ...................................….....................................….96 §4. Культура древних царств ..........................................................................115 §5. Формирование индивидуальности и личности человека . ......................126 §6. Закат великой цивилизации, зарождение личности.................................131 §7. Античная культура .....................................................................................135 §8. Парадигмальные основания проведенного исследования .....................166 Глава пятая Методологические основания культурологии ............... …………….……169 §1. Основные этапы становления культурологии ......................................…169 §2. Философия культуры ...........…..............................................................….170 §3. Трехслойная схема науки .....................................................................…..180 §4. Естественно-научный и гуманитарный подходы . ....................................191 §5. Гуманитарный подход в культурологии ....................................................198 §6. Ценностные ориентации культурологического познания .......................200 §7. Проблема культурологического метода ........ ..........................................204 §8. Культура как целостный объект изучения ................................................206 §9. История культуры ......................................................................................212


Слайд 17

Глава шестая Особенности прикладных культурологических исследований и разработок…………………………………………………………………………...…220 §1. Две жизни Александра Сергеевича Пушкина ........................................…220 §2. Объяснение Л. Иониным социально-культурных трансформаций в современной России .………………………... ...............................................….243 §3. Понимание современной реформы в России …..............................….….251 §4. Культурологический анализ современного образования .…...................263 Справочный раздел ..…........................................................…..................…282 §1. Определения культуры ........................................................…..................282 §2. Школы культурологии ...............................................…..............................285 Литература …............................ ...........................................……....................293 Приложение. Музыка как явление культуры и психический феномен ........................298 §1. Формирование классической музыки ..................................................…..298 §2. Сравнительный анализ концепций Курта и Асафьева .......................….313 §3. Музыка на рубеже XXI века ...................................................................…330


Слайд 18

Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов .- М.: Издательская группа "ФОРУМ-ИНФРА-М", 1998.- 344 с. Анализируются образцы культурологического изучения. Рассматривается культурология как научная дисциплина и предмет. Приводятся концепции (парадигмы) культурологии. Описывается генезис европейской культуры (от "первого человека" до античного полиса). Раскрываются методологические основания культурологии и особенности прикладных культурологических исследований и разработок. Издание относится к разряду учебников нового поколения и решает две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы и вооружить его средствами для ориентировки и деятельности в этой реальности. Учебник сопровождается справочным разделом, содержащим определения культуры и характеристику школ культурологии; списком литературы, включающим 94 публикации; приложением, трактующим музыку как явление культуры и психический феномен. СПРАВОЧНАЯ АННОТАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ


Слайд 19

Громоздкие синтаксические конструкции Шаблонные словосочетания Повторение сведений из заглавия Устранить: Редактирование аннотации


Слайд 20

Шаблонные словосочетания «В данной монографии рассматривается…» «Автор пособия анализирует…» "Рассматривается..." "Анализируется..." Устранить:


Слайд 21

Современный работник Материальное производство Трудовая деятельность Прогрессивные силы «Света, больше света!» Чего Кого Кому Чему ? Раскрыть неинформативное заглавие


Слайд 22

Сведения об авторе Краткая характеристика творчества автора Характеристика аннотируемого произведения Оценка аннотируемого произведения Стилистические особенности аннотируемого произведения Характеристика художественно-полиграфического и редакционно- издательского оформления Целевое и читательское назначение аннотируемого документа Структура рекомендательной аннотации


Слайд 23

Анализ текста первичного документа


Слайд 24

Эдуард де Боно ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ Санкт-Петербург Москва- Харьков - Минск 1997


Слайд 25

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ Об авторе Эдвард де Боно родился на острове Мальта. Там же он окончил колледж Св. Эдварда и продолжил образование на медицинском факультете Королевского университета. Завершил обучение именным стипендиатом Оксфордского университета, получив диплом с отличием по специальности “психология и физиология” и почетную степень доктора медицинских наук. Он также доктор философии Кембриджского университета. Регулярно читает курсы лекций и в университетах Оксфорда, Лондона, Кембриджа и Гарварда. Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в научный обиход понятие “латеральное мышление”, занесенное в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов практического развития способностей к активному творческому поиску. Де Боно написал сорок пять книг, которые были переведены на двадцать семь языков, подготовил два научных фильма для телевидения. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и участвовал в крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено возглавить Комитет по награждению Нобелевской премией. К разработанной де Боно методике по развитию творческого мышления обращались крупнейшие промышленные корпорации мира, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие. В наше время доктор де Боно руководит продвижением в жизнь обширной программы обучения школьников навыкам творческого мышления. Эта программа получила признание в научных кругах и уже применяется во многих странах мира. Доктор де Боно — основатель Института исследований проблем творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума, объединившего представителей многих творческих профессий и ведущих корпораций мировой индустрии. Кроме того, он учредил в Нью-Йорке Международный комитет по проблемам творчества, призванный помогать странам — членам ООН в разработке новых идей. Игра “L”, создателем которой он является, считается простейшей из всех существующих игр. В книге, предлагаемой вниманию читателей, доктор де Боно исходит из того, что наш мыслительный аппарат — не что иное, как система самоорганизующейся информации.


Слайд 26

Предисловие Этой книгой можно пользоваться как в домашних условиях, так и в учебной аудитории. Обычно в официальных учебных заведениях основное внимание уделяется привитию навыков вертикального мышления, которое хоть и эффективно, но грешит неполнотой. Этот, в основном избирательный, тип мышления должен быть дополнен продуктивными методами мышления творческого. Подобные занятия уже проводятся в ряде школ, но на развитие творческих способностей обычно смотрят лишь как на некую желаемую цель, которой пытаются достичь одними только призывами и увещеваниями. Отсутствует продуманная практическая методика достижения такой цели. Эта книга посвящена латеральному мышлению, то есть процессу обработки информации для развития творческих способностей и интуиции. Латеральному мышлению можно научиться, и его возможно применять на практике. И навыки его можно освоить точно так же, как и приемы решения математических задач. Эта книга предназначена для педагогов, которые захо­тят на практике внедрить подобный тип мышления, а он в наши дни становится все более и более актуальным. В книге приводятся конкретные упражнения для практи­ческого развития латерального мышления, а также объяс­няются те механизмы, которые необходимо задействовать при их выполнении.Учитель может использовать эту книгу для собствен­ных целей, но будет лучше, если она станет его основным подспорьем в классной работе. Поскольку для повсеместного введения в школьную программу занятий по развитию творческих способно­стей может потребоваться довольно длительное время, родители — не дожидаясь, когда это произойдет, — могут дополнить учебный материал своими, почерпнутыми из этой книги наставлениями, как легче освоить приемы латерального мышления. Важно помнить, что между двумя типами мышления не существует никаких противоречий. Необходимы оба. Вертикальное мышление приносит огромную пользу, но мы хотим обогатить его полезные свойства, сделав более творческим и гибким. Когда-нибудь этому обязательно будут учить во всех школах, пока же имеет смысл занять­ся такой работой дома. Эту книгу нельзя читать на скорую руку. Ее нужно изучать не торопясь — месяцами, а то и годами. Вот почему многие принципиальные положения повторя­ются на страницах неоднократно, связывая предмет книги воедино и не позволяя ему раздробиться на отдельные фрагменты. При чтении надо помнить, что выполнение практических упражнений гораздо важней осмысления самой механики процесса.


Слайд 27

СОДЕРЖАНИЕ Об авторе. .................................................................................……......… . 5 Предисловие...................................................................……................... . 7 Введение................................................................ ..........………............… 9 Как пользоваться этой книгой ........................... ..............…….............. . 16 1. Как работает наш мыслительный аппарат..... ...............……............…29 2. Различия между латеральным и вертикальным мышлением …......44 3. Отношение людей к латеральному мышлению..... ................……..…53 4. Природа латерального мышления.....................................…….........…58 5. Применение латерального мышления ............... .............…….........….63 6. Методы и приемы ............................................................……..........…. 68 7. Поиск альтернатив .............................................. ............………......….70 8. Бросая вызов допущениям ............................... ..........………..….....…99 9.Творчество и новации......................……………………….….........…112 10. Отложенный приговор ..........................………………………....… 114 11. Проектирование .......................................………………………....... 120 12. Доминирующие идеи и решающие факторы ……………………...130 13. Дробление на части ..............................……………………….....…. 139 14. Метод “от противного” .....................………………………............ 149 15. “Мозговой штурм” ...............................…………………................ . 157 16. Аналогии..........................................…………………...................… 177 17. Выбор точки входа и зоны внимания ....………..…………........... 186 18. Случайный импульс ...............................……..……………............ 203 19 Понятия, дробление, поляризация ...........……………………........ 217 20. Новое слово “по” .................................……………………............ 235 21. Когда свободный путь становится помехой.. ………......................278 22. Описание, разрешение проблем, проектирование.………........... 288 Заключение........................................…………......... ....................... 310


Слайд 28

Боно де Э. Латеральное мышление. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997.-316 с. - (Мастера психологии). Эдвард де Боно - автор 45 книг, которые переведены на 27 языков, регулярно читающий курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона, Кембриджа и Гарварда, разработал систему научных методов практического развития способностей к активному творческому поиску. Программа обучения школьников навыкам творческого мышления де Боно получила признание в научных кругах и уже применяется во многих странах мира. Книга посвящена латеральному мышлению - процессу обработки информации для развития творческих способностей и интуиции. Автор приводит конкретные упражнения для практического развития латерального мышления, объясняет механизмы, которые необходимо задействовать при их выполнении. Издание предназначено не только для педагогов и учащихся, но и для всех желающих на практике внедрить подобный тип мышления РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ АННОТАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ


Слайд 29

Художественное произведение Бона Д. Гала: Муза художников и поэтов: Роман / Пер. с франц. Н.Н. Цурцилиной. - Смоленск: Русич, 1997.- 586 с. Роман посвящен судьбе Елены Дьяконовой, вошедшей в историю мировой поэзии и живописи под именем Гала. Ее называли музой сюрреалистов, источником вдохновения Поля Элюара, Сальвадора Дали и других известных поэтов и художников. По оценке французского журнала "Ле Монд де Ливр", "Доминик Бона создала привлекательный портрет самой антипатичной женщины эпохи сюрреализма". Умная и незаурядная женщина, Гала Дали оставила заметный след в богатом бурными событиями XX веке. Её биография наверняка привлечет внимание всех, кто интересуется современным искусством. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ АННОТАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ


Слайд 30

Детская литература Родари Д. Торт в небе: Сказка / Пер. с итал. В. Смирнова; Рис. Б. Маркевича.- М.: Дет. лит., 1986.- 80 с.: ил. Что за странный предмет появился в небе над поселком Трулло? "Космический корабль, марсиане", - решили взрослые. Тысячи полицейских, военных, пожарных, сотни танков, бронемашин устремились к горе Коко, где медленно и плавно приземлялся загадочный предмет. И только маленькие Рита и Паоло знали, что это вовсе не марсиане, а гигантский, с гору величиной, шоколадный торт... РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ АННОТАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ


Слайд 31

Бунин И.А. Детство: Стихи / Сост. Е. Путилова; Рис. А. Пахомова.- М.: Дет. лит., 1987.- 32 с.: с ил. "Вот людям грустно живется, скучают, а мне кажется странным и даже удивляет. Как можно скучать! Жизнь так интересна... ", - говорил Иван Алексеевич Бунин. Жизнь для него - это и "трава в холодном серебре", и "теплый запах талых крыш весной". В его стихах - "Бьет из камней родник студеный: Кипит, играет и спешит..." И "... белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы". РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ АННОТАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ


Слайд 32

Дайджест Резюме Рецензия Реферативная аннотация Реферат и аннотация: родственные понятия


×

HTML:





Ссылка: