'

«Общественное движение людей с инвалидностью как фактор модификации публичной сферы (на примере социокультурных проектов РООИ «Перспектива»)

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Вербилович Ольги Гр.733 СПССК Научный руководитель Профессор Е.Р. Ярская-Смирнова «Общественное движение людей с инвалидностью как фактор модификации публичной сферы (на примере социокультурных проектов РООИ «Перспектива»)


Слайд 1

Исследовательские вопросы Как социальный опыт, полученный в ходе включения в пространство публичного взаимодействия (культурные мероприятия РООИ «Перспектива» как публичное пространство), влияет на представления индивидов о социально-исключенной группе? Как трансформируются социальные установки и «переконструируются» нормы социального взаимодействия? Анализ коллективных практик дестигматизации в публичной сфере на примере социо-культурных проектов РООИ «Перспектива» (кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», Акция «Дети должны учиться вместе», Благотворительный танцевальный фестиваль и др.) Цель исследования Анализ конкретных практик взаимодействия, полученных эмпирическим путем в ходе case-study (деятельность Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» (г. Москва) (включенное наблюдение, интервью, анкетный опрос участников, зрителей и организаторов указанных мероприятий) Метод


Слайд 2

Теоретико-методологические основания Теоретические модели анализа процессов конструирования и деконструирования стигмы (И.Гофман, Т. Шекспир, «медицинская» VS «социальная» модели инвалидности), перформативный подход (Дж. Батлер), понятия социальной эксклюзии - инклюзии как проблемы и способа ее решения (С. Погам) Теория коллективного поведения (Блумер, Тернер и Киллиан): производство новых символов и норм взаимодействия в процессе вовлечения в конкретные формы коллективного действия Социокультурный подход (Дж. Гудвин, Дж. Джаспер и др.): согласно которому культура – это инструмент для формирования активистского сообщества, группы единомышленников. Культура поддается воздействию акторов и может конструироваться ими, особенно людьми объединенными в движения. С другой стороны, культура задает ограничения коллективных действий (недоверие или пассивное отношение к активистской деятельности в России) Теория мобилизации ресурсов (Тилли, Маккарти, Зальд): мотив мобилизации - аккумуляция ресурсов: организационные, стратегические, социальные, потенциал лидеров, культурное производство


Слайд 3

Гипотезы Организация и проведение культурных проектов, строящихся на основе прямого коллективного действия, способствует изменению отношения общества к исключенной группе путем непосредственного включения граждан в процесс конструирования норм и образцов культуры инклюзии Процесс социальной инклюзии усложняется несогласованными действиями агентов в публичной сфере общества (общественных организаций, индивидуальных инициатив граждан, медиа-структур, государства): отсутствует стремление к консолидации, предпринимаемые действия разрозненны, носят локальный, а порой и сугубо инструментальный характер


Слайд 4

Проект выборки Единицы отбора активисты организации РООИ «Перспектива» (сотрудники и волонтеры) участники проводимых организацией мероприятий (зрители кинопоказов, родители детей с инвалидностью) привлекаемые для участия в акциях публичные персоны (режиссеры, актеры, медийные фигуры) эксперты в изучаемой области документы, несущие информацию по теме (СМИ и Интернет-публикации, комментарии, визуальные образы и средства выражения идей и требований, арт-продукты (фильмы кинофестиваля «Кино без барьеров», фотографии выставок)) Объем целевой выборки формируется исходя из степени насыщенности и полноты информации, необходимой для комплексного понимания проблемы. Отбор осуществляется из обозначенных исследованием носителей информации (активисты, волонтеры, публичные люди, эксперты, публика). Понимание дополняется анализом вторичных источников данных (комментарии, статьи, наблюдения за мероприятиями и их обсуждениями) География исследования задается тем фактом, что «Перспектива», главным образом, проводит свои мероприятия в г. Москва


Слайд 5

Критерии выбора мероприятий Прямое коллективное действие – предполагает производство и конструирование образцов и практик инклюзии Принцип перформативности - конструирование идентичности через выражение действия (Judith Butler). Производство и изменение публичной сферы самими участниками в процессе коммуникации (посредством языка искусства, символов, визуальных образов) Люди с инвалидностью выступают в качестве непосредственных участников взаимодействия, «говорят за себя» Взаимодействие происходит в публичной сфере, что предполагает выстраивание отношений со СМИ и государством


Слайд 6

Логика анализа


Слайд 7

Кинофестиваль = публичный диалог Автономность Открытая дискуссия Доступность Равенство участия Рефлексивность (переосмысление в процессе общения)


Слайд 8

«Клеймо» Организация: системный подход (комплекс мероприятий, предшествующих показу (регулярный кинофестиваль, уроки понимания инвалидности и т.д.) Средства мобилизации: организационные, стратегические, социальные Каналы коммуникации: основной акцент на внутренние сетевые связи с другими инициативами, волонтерские сети Публика: целенаправленное формирование аудитории, работа с публикой, обратная связь, зрители имеют возможность услышать мнение и самих носителей стигмы «Фильм удивил меня тем, что в нем очень простыми, доступными средствами показан внутренний мир, интересный, гениальный внутренний мир людей, не похожих на нас! Спасибо!» (комментарии зрителей в анкете)


Слайд 9

Процесс дестигматизации Ассоциации со словом «ИНВАЛИД» ДО просмотра


Слайд 10

Процесс дестигматизации Ассоциации со словом «ИНВАЛИД» ПОСЛЕ просмотра


Слайд 11

Родители как агенты социальных изменений «переформатирование» стигмы (уход от стереотипов, «смягчение» стигмы через наполнение ее новым содержанием (например, не калека и ограниченный, а активный и творческий)) «Мы очень благодарны «Перспективе» за возможность не чувствовать себя одинокими. Мне здесь на мероприятии сегодня Влад сказал: «Мама, свобода!» Вы понимаете? Для меня и для него это многое значит!» (Татьяна, 54 года) производство новых форм самоопределения социальной группы людей с инвалидностью (концепция «независимой жизни»: не государство, врачи, общество, а мы сами) «Я отправила Катю одну на комиссию. А что? Она взрослая и самостоятельная! Пусть иногда волнуется и что-то может не сказать, из того что им нужно, но в целом у нее с коммуникацией проблем нет. Так знаете что они мне ответили? «А Вас что, не будет? А как мы без Вас?» Я другого ответа и не ожидала…» (Светлана, 48 лет) производство механизмов солидаризации через практики мобилизации гражданской активности (новые формы коллективного действия: митинги, культурные проекты (кино и танцевальные фестивали, театральные постановки) «Мы объединились с родителями веры Колосковой и решили, что нашим детям необходим досуг. Эту то проблему мы решить в состоянии сами. Трудоустройство и образование для нас недоступно тогда было, а вот организация досугового центра – задача посильная. Пригласили хороших педагогов, обратились в иностранные фонды за финансовой поддержкой) (Валентина, 56 лет)


Слайд 12

Основные сложности Сложности сбора информации и доступа в поле: связаны, прежде всего, с определенной степенью закрытости изучаемой социальной группы Совершенствование методики сбора информации (в ситуации творческого и эмоционального подъема респонденты дают поверхностные и социально-одобряемые ответы) Необходимость анализа особенностей организации акций/мероприятий (выбор формата, формирование аудитории) Особым моментом выступает вопрос этики сбора данных, их анализа и публикации результатов


Слайд 13

ВЫВОДЫ (1) Рассмотренные в рамках кинопоказов коллективные публичные практики эффективно работают на пересмотр «клише» и конструирование новых норм социального взаимодействия на пути к инклюзии («Важно то, что фильм «Клеймо» несет в себе социальную роль, формируя понимание инвалидности в обществе, среди людей без инвалидности» (Денис Роза, Руководитель организации «Перспектива») Критическим моментом для мероприятий является тот факт, что организаторам не всегда удается преодолеть барьер «замкнутости» коллективного действия на самом себе («Я думала больше народу придет. Пришла туда, и как бы все мы крутились в своей же среде. Я мало увидела на показе новых лиц каких-то» (Олеся, активистка «Перспективы», 23 года)


Слайд 14

Включение родителей детей с инвалидностью в пространство публичного взаимодействия, формируемого изучаемой общественной организацией, способствует развитию активистской культуры «grassroots». Происходит трансформация фрейма обывателя в сторону активного деятеля («Я не считаю, что на государстве лежит ответственность. Мне кажется она преувеличена. Мы многое можем и сами, просто наше общество пока не готово принять некоторые вещи» (Валентина, 56 лет)) Описанный процесс трансформации фрейма активизируется в ходе включения в перформативное пространство публичной сферы, обладающее наибольшим потенциалом инклюзии, с одной стороны, и постоянно переопределяющееся самими активистами «grassroots»в процессе конструирования культурных норм и образцов, с другой стороны ВЫВОДЫ (2)


Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


×

HTML:





Ссылка: