'

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Основы духовно-нравственной культуры народов России Шапошникова Татьяна Дмитриевна Ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО tatianashap@inbox.ru


Слайд 1

Новый предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Шесть модулей-учебников: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры»,«Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры»,«Основы буддийской культуры» Модуль выбирается родителями или лицами, их замещающими. Можно изменить выбор модуля и переходить к изучению другого по желанию родителей и обучающихся. Предмет без оценок. Рассчитан на 34 часа, первые урок/ два – общие, последние четыре – заключительные общие. 4 класс – 1 час в неделю.


Слайд 2

Изменение подходов к воспитанию В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.


Слайд 3

ПОЧЕМУ ВВОДИТСЯ НОВЫЙ ПРЕДМЕТ И ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ, ПРЕПОДАЮЩЕМУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ? Изменение отношения к роли воспитания сегодня в нашей школе в образовательном процессе может означать практически поворот к новой образовательной парадигме, в которой именно воспитанию отводится ведущее место. Воспитание духовно-нравственной личности, как цели образовательного процесса, рассматривается сегодня как путь к духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества. Решать эту задачу возможно только совместными усилиями: в Стандартах записано, что сотрудничество школы, культуры, науки и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Изменение роли и позиции воспитания в образовательном процессе требует и изменения педагогического сознания и мышления: педагог должен видеть основу успешности ученика (а значит и собственной педагогической работы) и основу успешности и благополучия своей страны не только в «знаниях по предмету», навыках и умениях, компетенциях, а, прежде всего, в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные нравственные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества.


Слайд 4

Почему вводится новый предмет» и что нужно знать учителю, преподающему«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Очевидно, что совершенно необходимо и в самой форме и в содержательной части образования всех уровней создать такой духовно-нравственный фундамент, который позволит наиболее эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников. При этом следует помнить, что духовно-нравственная культура – это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина – это непрерывное воспитание мироощущения, воспитание чувств. Духовный компонент, нравственные коллизии присутствуют во всех видах знаний, то есть во всех предметах школьного курса можно и нужно акцентировать его нравственную составляющую. Таким образом, приоритетом развития образования становится формирование духовно-нравственной культуры обучающихся и разработка и внедрение предметов данной тематики в учебный план школы становится особенно актуальным. В контексте всего вышесказанного предлагается рассматривать и внедрение нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


Слайд 5

ПОЧЕМУ ВВОДИТСЯ НОВЫЙ ПРЕДМЕТ И ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ, ПРЕПОДАЮЩЕМУ «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребёнка получать всю полноту знаний о нашем мире, о мировой культуре и о религиях мира, как важной составляющей этой культуры. А светскость государства и школы определяется в том числе и в большей степени характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса. Знания о религиозной культуре, как части общей культуры человечества, должны преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание. Духовно-нравственное образование должно включать в себя знакомство школьников с основными ценностями (общечеловеческими, российскими) и этическими нормами. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, обществе, культуре невозможно не знакомить обучающихся с основами религиозной культуры в целом и традиционных для нашей страны религий в частности без ущерба для качества образования, формирования духовно-нравственной культуры личности.


Слайд 6

ПОЧЕМУ ВВОДИТСЯ НОВЫЙ ПРЕДМЕТ И ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ, ПРЕПОДАЮЩЕМУ «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Не стоит забывать, что в наши дни большинство людей планеты так или иначе верит в того или иного рода духовную сверхсущность как источник жизни. Процессы глобализации привели к тому, что мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире и охранительная функция религий в нем достаточно велика. Духовная культура общества обогатилась в последние годы таким феноменом как мультикультурность и плюрализм. Школа должна и может стать для своих воспитанников местом, где есть возможность их участия в диалоге мировоззрений и приобретения ими опыта тех взаимоотношений и взаимосвязей, которые реально существуют за ее пределами. Новый предмет должен и может сыграть в этом важную роль. Культурные, в том числе религиозные культурные традиции, необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему они в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми люди руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Необходимо также умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь. Культурная толерантность - это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.


Слайд 7

Почему вводится новый предмет и что нужно знать учителя, преподающему «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Религиозное и культурное многообразие сегодня составляет в жизни некогда монолитно-культурных анклавов не неизбежность, а просто факт действительности. Наша страна в этом смысле не является исключением: она, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре – необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни. И это является актуальнейшей задачей нового предмета. Мы живём сегодня в условиях отсутствия единомыслия, в условиях радикального плюрализма мнений. Такие условия существенно затрудняют и без того нелёгкий в детском возрасте процесс самоидентификации личности. Программа нового предмета может стать своеобразным путеводителем в процессе самоидентификации личности ребёнка, помочь осмыслить главные нравственные ценности, выделить принципы культурной самобытности.  


Слайд 8

Почему вводится новый предмет и что должен знать учитель, преподающий«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Новый предмет не может стать успешным в отрыве от других школьных предметов и вне системы нравственного воспитания в школе в целом. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в школе может стать уникальной возможностью показать и связать воедино космогонию, представления о происхождении жизни, человека, о географии и культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества, то есть об эволюции этических норм в обществе и духовности от родовых культов до господствующих религий наших дней. Этапы духовной эволюции человечества связаны с образным представлением истории человечества, с поступательным движением его культуры. Содержание нового предмета может стать предельно простым соответственно возрасту, но полным и систематизированным представлением о мире, в котором мы живём, пропедевтикой истории, природоведения, биологии, русского языка, литературы – то есть общим фундаментом для накопления культурологических знаний, создания культурно-творческого пространства. Новый комплексный учебный курс дает возможность на основе уже имеющихся знаний обучающихся, полученных ими при изучении предметов начальной школы («Окружающего мира», «Литературного чтения» и др.) систематизировать и дать целостное знание о мире ещё до подробного изучения и разделения на отдельные предметы. Таким образом, благодаря введению в курс начальной школы нового предмета, ребёнок получит системно-целостное представление картины мира и духовного развития человечества.  


Слайд 9

Почему вводится новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и что нужно знать учителю, преподающему этот предмет В конечном итоге в процессе освоения нового предмета у школьника, узнавшего о труднейшем пути к духовному и нравственному совершенствованию, пройденном человечеством, должно возникнуть чувство гордости и сопричастности, желание продолжать далее эту миссию, способствовать дальнейшему духовному росту и совершенствованию общества. Таким образом, появляется мотивация к самосовершенствованию в духовно-нравственном отношении, закрепляются моральные критерии. Первые успехи в этом движении будут способствовать развитии чувства собственного человеческого достоинства, неотъемлемой частью которого является чувство ответственности.


Слайд 10

Термин «духовно-нравственное воспитание» Уже само словосочетание «духовно-нравственное» показывает привнесение в его содержательный смысл нового определения – «духовность». С нравственным воспитанием наши учителя уже знакомы. Однако, значит ли, что в нем не доставало духовности? В философии ХХ века духовность человека понималась как стремление к абсолюту нравственных истин. Это стремление и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за других людей и все живое на земле. В советской школе духовность понимали как стремление к идеалам и в этом значении советский период времени, конечно же, считается духовным.


Слайд 11

Термин «духовно-нравственное воспитание» С религиозной точки зрения мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением – связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь, исходя из заповедей, данных Богом, можно говорить о положительной духовности его существования. Таким образом, понятие духовности включает в себя и гуманистические идеалы и религиозные представления, то есть является связующим звеном двух миропониманий. При этом стремление к духовности не только не приводит к противопоставлению двух мировоззрений, но и рождает взаимопонимание, взаимопроникновение в суть важнейших тайн мироздания, позволяющие наиболее полно представить картину мира, что также является важнейшей задачей нашего сегодняшнего образования и воспитания. В преподавании нового предмета, однако, и на это следует обратить особое внимание, важно соблюдение верного соотношения религиозного и светского. Важно, чтобы современный учитель понимал, ЧТО является содержанием религиозного образования, КАК можно рассматривать факты религиозной культуры, не вступая при этом в конфликт принципа научности и мировоззренческого плюрализма, лежащими в основе современного школьного обучения, зачем следует изучать основы религиозной культуры в школе, умел правильно проявить свою профессиоанльную позицию.


Слайд 12

ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРЕДМЕТА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ Особенности религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе и в школе: = современный учитель сегодня повсеместно оказывается в положении, когда в школе, в классе учатся дети из семей, исповедующих разные мировоззренческие взгляды, придерживающихся разных культурных традиций. Учитель, чтобы успешно решать задачи образования, воспитания, развития и социализации школьников, должен учитывать это в организации учебной и внеурочной деятельности, в выстраивании правильных отношений с детьми и их родителями. А для этого ему потребуются и необходимые знания, и пониманием того, в чем собственно должна проявляться профессиональная позиция педагога в преподавании нового предмета, в отношениях с детьми и родителями; = профессиональная позиция педагога, независимо от его личных убеждений и мировоззренческих взглядов, должна быть нейтральной, выдержанной и уважительной по отношению к любой иной культурной традиции. Этого требует принцип светскости школы. Это не означает, что педагог должен скрывать свои убеждения и приверженность определенной культурной традиции, но это значит, что он не может использовать авторитет учителя для навязывания своих взглядов;


Слайд 13

ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРЕДМЕТА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ = Отмечается, что применительно к введению нового предмета наличествует и некая предубеждение части общественности, родителей да и самих учителей относительно знакомства обучающихся с основами религиозных культур. Надо уметь объяснить родителям, что новый предмет дается в рамках культурологического подхода, в целях решения задач духовно-нравственного развития школьников, воспитания у них толерантности и уважительного отношения к любой культурной традиции. К примеру, когда ребёнок, придя из школы, рассказывает, что вместе с учителем в рамках школьной программы они посетили храм, реакция родителей будет существенно разная в зависимости от цели посещения. Если детей в обязательном порядке заставили принять участие в церковной службе, молитве, не все родители сочтут это правильным. Если учитель познакомил детей с храмовой архитектурой, или духовной музыкой как с образцом данной религиозной культуры, с историей построения храма, объяснить им смысл происходящего в храме, вряд ли кто-то будет возражать.


Слайд 14

ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВОГО ПРЕДМЕТА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ также, что: = на сегодняшний день в нашей стране фиксируется низкий уровень религиозной культуры в целом за счет того, что, по сути, практика передачи подрастающим поколениям религиозной культуры в нашей стране была насильственным образом прервана на многие десятки лет, которые характеризовались господствующим в обществе атеистическим мировоззрением; = опыта преподавания похожих предметов у учителей пока недостаточно, как практически отсутствуют и необходимые знания, и методическая литература по данному предмету. С другой стороны, решение поставленный перед школой задач в преподавании нового предмета можно рассматривать и в такой плоскости: традиции духовно-нравственной культуры и знакомство школьников с ее основами (вне зависимости от мировоззренческих взглядов всех участников образовательного процесса) и демократизация образования - что это: неразрешимое противоречие или источник профессионального педагогического поиска?


Слайд 15

Педагогический поиск: предполагается, что Учебники данного УМК, учитывая все вышеперечисленные моменты и риски, связанные с введением нового предмета, смогут оказать учителям, преподающим его, посильную помощь в эффективном решении задач, поставленных перед ними как в области обучения, так и духовно-нравственного воспитания. Сама же ситуация с введением нового предмета в начальную школу может быть умело использована учителями при помощи учебников УМК в подготовке четвероклассников к будущему переходу из начальной школы в основную уже сегодня, в 4 классе. На чем основываются предположения, что, используя учебники данного УМК, учителя, преподающие по ним новый предмет, смогут в определенной степени подготовить обучающихся к переходу в основную школу уже в четвертом классе? В организационных моментах введения нового предмета есть много общего с тем, что ждет четвероклассников в основной школе: деление на группы, новые учителя, разные предметы, кабинетная система, возможная новая комплектация классов и т.д. А в содержании учебников и методических приемах эти моменты учитываются. Как?


Слайд 16

Педагогический поиск: предполагается, что Содержание учебников, их методическое обеспечение представляет собой достаточный и отвечающий принципу возростосообразности содержательный материал, подаваемый в контексте культурологического подхода и позволяющий сформировать у младших школьников первичные представления о светской и религиозной культуре. Учебники снабжены и соответствующим методическим аппаратом (структура учебников и уроков; система работы с иллюстрациями и с текстом; использование различного рода методических приемов, ориентированных на возраст младших школьников в разработке системы вопросов-заданий ,в словарной работе, в работе по развитию речи, в формировании коммуникативной компетенции, критического мышления, умении размышлять, высказывать свое мнение, аргументировать его и т.д.)


Слайд 17

Педагогический поиск: предполагается, что В учебник каждого модуля смоделированы ситуации, близкие к жизненной ситуации четвероклассников; введены «сквозные герои», которые так же, как и школьники, изучая новый предмет, оказались в похожих обстоятельствах: выбор модуля, организационное деление на группы, приход нового учителя; часть детей могут заниматься в других группах, а в некоторые группы, наоборот, могут влиться учащиеся из других классов, занятия могут проходить не в привычном классе, а в кабинете (знакомство с кабинетной системой). Чтобы снять напряжение от необычности ситуации введения нового предмета, в учебниках предлагается определенным образом ее « проиграть», сделать так, чтобы она оказалась привычной, помогла справиться с тревогой и волнениями, объяснила объяснила, почему дети будут изучать новый предмет в разных группах (потому что они – представители разных культурных традиций).


Слайд 18

Пример: «Дорогие друзья! Мы — ваши сверстники. В этом году мы тоже начали изучать новый предмет — «Основы православной культуры», который выбрали для нас родители. Ольга Петровна — наша новая учительница, которая будет вести этот предмет. Если честно, мы еще пока к ней не совсем привыкли. Непривычно и то, что занимаемся мы не всем классом, а группой, потому что некоторые ребята изучают другие курсы. Но зато мы расскажем друг другу, о чем узнаем на своих уроках. К нам на уроки могут придти ребята из других классов. Это здорово, потому что мы сможем познакомиться с ними поближе. Интересно и то, что мы иногда будем заниматься не в нашем привычном классе, а в других кабинетах. «Кабинет литературы» — звучит уже совсем по-взрослому, правда? Ольга Петровна пообещала, что у нас будут и необычные уроки — «с секретом». Интересно, что это такое? В чем там секрет? Мы пока не смогли догадаться. А вы как думаете — какие уроки можно назвать «необычными»? Давайте вместе все узнавать. Мы приглашаем вас побывать у нас на уроках. Приходите, когда захотите: гостям мы всегда рады»


Слайд 19

ПРИМЕР О ситуации выбора определенного модуля совместно с родителями рассказывается в «Основах светской этики» («На семейном совете было решено выбрать для изучения…» или в «Основах исламской культуры» («Бабушка очень обрадовалась, когда узнала, что внук будет изучать в школе новый предмет…»). В «Основах мировых религиозных культур» «сквозные герои» – сверстники четвероклассников, ребята, живущие в разных странах и общающиеся друг с другом при помощи Интернета тоже размышляют о новом предмете и эти размышления становятся отправной точкой в совершаемом им путешествии по странам и знакомства с миром религий.


Слайд 20

педагогический поиск: Сквозные герои выбирались с учетом того, чтобы они были знакомы и близки детям, любимы ими, несли позитивный заряд, могли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета. Были учтены также и традиции религиозных культур или светской этики, носителями которых являются дети. Например, в «Основах исламской культуры» героями, помогающими изучать новый предмет, стали бабушка Рабия и внуки; в «Основах иудейской культуры» – дедушка и внук, похожий на мальчика из стихов еврейского поэта О. Дриза об Эныке-Беныке; в «Основах буддийской культуры» - индийский мальчик и его друг слоненок; в «Основах светской этики» – старшая сестра; изучающая курс этики в университете, и ее брат; в «Основах православной культуры» – дети – ровесники сегодняшних четвероклассников и мальчик-пастушонок с монахом; в «Основах мировых религиозных культур» – дети из разных стран, которые общаются и дружат через Интернет.


Слайд 21


Слайд 22

Концептуальные положения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Концепция предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», вводимого в 4-5 классах общеобразовательной школы, основывается на положениях, которые , по мнению авторов УМК, обеспечивают действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета, обусловливают подходы к отбору содержания учебников и их методическому обеспечению. Это положения: : = о культурологическом подходе, просветительской и развивающей роли нового предмета; = об обязательной направленности курса на объединение детей, а не на их разобщение (при внешнем организационном делении обучающихся на группы); = о возрастосообразности, проявляющейся в учете жизненной ситуации развития младших школьников 4-5 класса, учете их возрастных особенностей в обучении и воспитании, социализации и в процессе присвоения ими ценностей. В учебниках реализуются также аксеологический, коммуникативный, деятельностный подходы.


Слайд 23

Три кита – основания, на которых строится УМК нового предмета Возрастосообразность Объединение, а не разъединение Культурологический подход


Слайд 24

И еще один кит… СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКОВ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывает: КОММУНИКАТИВНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА, РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, опору на личный опыт ребенка, обращение к его эмоциональной сфере, рефлексию, общий позитивный настрой – такой же, как этот кит Учебники представляются в диалоговом режиме ВСЕ ЭТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТА.


Слайд 25

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, обычаи, традиции и верования. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который эта культура прошла; развитие различных исторических эпох, национальных культур. Такое широкое понимание человеческой культуры важно для процесса идентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.


Слайд 26

Понятие культуры… В УМК культура - религиозная и светская, пред- ставлена в традициях, ритуалах и обрядах древ- них людей и наших современников; в истории и языке; в архитектуре, искусстве, литературе, живописи, музыке; через быт людей, поскольку- он и есть реальная жизнь представителей каж- дой культуры, знакомство с которой дает возможность, увидеть, услышать, осязать - почувствовать эту культуру. Мир быта людей - это вещи, которые их окружают; привычный образ жизни, каждодневное поведение, обычное протекании жизни в ее реально-практических формах. С другой стороны, быт, всегда находящийся в сфере практики, мир вещей неразрывно связаны с глубинными символами, с идеями, ценностями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох, культур, сообществ.


Слайд 27

Понятие культуры Поэтому в учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения людей, представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (язык священных книг, словесные формы – приветствия, прощания, обращения и т.д.) - все, в чем раскрываются те невидимые черты жизни, которые ярко характеризуют культуру той или иной группы, сообщества людей и по которым человек узнает своего или чужого. Такое понятие культуры тяготеет к этнографически-социологическому подходу, когда оно используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений. В отношения вступают реальные люди, представители культур, еще точнее: представители тех сообществ (народов, социальных групп), которых объединяет та или иная культура. А положение каждого конкретного человека в сообществе (его статус, социальная роль и т.п.) играют не последнюю роль в построении отношений с представителями других культур.    


Слайд 28

Понятие культуры Традиции почитания Бога составляют религиозную культуру. Она включает в себя религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы), религиозные обряды (ритуалы, таинств, правила поведения и запреты), религиозное искусство (архитектуру, музыку, живопись). Изучая духовную, религиозную историю и культуру стран и цивилизаций, школьники обязательно должны сначала понять истоки, давшие основание этой культуре. Человеческая цивилизация, религиозная культура дали человечеству основы морали и правовых отношений, формировали эстетические и нравственные идеалы, были источником вдохновения, обеспечивали разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Этические и религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве.


Слайд 29

Культура язык ценности ритуалы обычаи традиции быт искусство образы носители культуры


Слайд 30

понятие культуры У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами других народов, начиная с записок путешественников, описаний этнографов до ярких, запоминающихся фильмов-очерков и др. Все эти формы объединяет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры, которая передается через этот образ, содержит представления о нравах, обычаях, традициях; знакомство с тем, как живут люди разных культур. Это и является общим, «сквозным» во всех основных «блоках» модулей предмета и должно отвечать на вопросы детей о том: = почему, зачем, ради чего, во имя чего люди живут так, а не иначе (ценностно-нормативный уровень, духовная составляющая культуры = как ведут себя люди в разной обстановке, ситуациях; в дни обычные и в особые – праздничные; как работают, отдыхают; как строят свои отношения с окружающими людьми, со старшими, с детьми, со сверстниками и т.п. (ритуально-поведенческий уровень); = какими предметами пользуются, какие производят, какие из них имеют для них особое значение и, например, свято почитаются, являясь теми атрибутами, по которым можно узнать, опознать данную культуру (предметно-атрибутивный уровень, материальный мир).


Слайд 31

Понятие культуры В каждом элементе культуры, будь то описание жизни великих учителей человечества: известных представителей этических теорий от древности до наших дней или основателей религий; или знакомство со священными текстами; с искусством; с представлениями об общих категориях и понятиях, например, добро и зло, ответственность, долг и свобода,«золотое правило нравственности» и т.д. – во всем выступает ценностный смысл. "Культура" – это понятие, сложное и многогранное, насчитывающее сотни определений. В предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России» это понятие тяготеет, как уже отмечалось выше, к этнографически-социологическому подходу, когда оно используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений, роли и значения религии в их жизни в прошлом и сегодня. Это дает возможность учителям дополнять материал учебников этнографическим материалом, привлекая и разрабатывая региональный компонент.


Слайд 32

понятие культуры Общеизвестно, что соприкасаясь, пересекаясь между собой, культуры вступают в различные отношения, которые могут быть отношениями: = подавления, когда одна культура осуществляет попытки навязать "свой устав", утвердить свой уклад жизни; = нейтралитета, когда обе культуры сосуществуют, живя каждая по "своему уставу"; = паритетного взаимодействия, при котором взаимное уважение является условием развития каждой и, главное, взаимообогащения без ущерба для каждой.


Слайд 33

понятие культуры Результатом изучения предмета должно стать формирование у школьников основ поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате изучения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику развития, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.


Слайд 34

Концептуальные положения Понимание обязательного объединяющего начала предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», его направленность на единение, а не разобщение обучающихся в процессе преподавания при внешнем организационном делении школьников на группы, находит свое воплощение в том, что все учебники УМК отвечают общей концепции курса по духовно-нравственной культуре народов России, представляют собой не разобщенные учебники, а единый комплект по замыслу, идеям, целям, основным «блокам» содержательного материала и методическому аппарату, выстраиванию структуры учебников, уроков; логике подачи материала.


Слайд 35

Концептуальные положения Положение о возрастосообразности. Учет возрастных особенностей детей. Школьники 9-11 лет стоят на пороге подростничества. Этот возраст окончания детства характеризуется в психологии, будь то классификации Ж.Годфруа, Ж.Пиаже, Э.Эриксона, Д.Б.Эльконина или другие, приобретением основных, необходимых в обществе, социальных и когнитивных навыков в процессе обучения. Сам выбор навыков, которые должны стать достоянием ребенка, имеет культурное определение: в одних культурах он ориентирован на освоение домашнего хозяйства, в других – на работу с информацией, в третьих – на начальное освоение ремесла и т.п. При этом для любой культуры характерно освоение ребенком этого возраста и основ взаимодействия между людьми: принятых в данном обществе = обществах (этика); человеческом сообществе, объединении = религиозном - правил и норм.


Слайд 36

Концептуальные положения Итогом данного этапа развития для ребенка, субъективно, является представление о себе, которое условно можно выразить формулой: “Я – то, чему я научился”. Это начало самосознания, выработки самооценки, во многом зависящей от оценки учителей, значимых взрослых, сверстников. Близость подросткового периода повышает и значимость статуса в среде сверстников, который в не малой мере производен от результатов обучения, поэтому в преподавании предмета важное место принадлежит именно этому. В случае позитивной оценки качества-содержания того, “чему научился”, возникает чувство компетентности, трудолюбия (Э.Эриксон), внутренней комфортности, определенного статуса, адекватной самооценки = оно напрямую связано с процессом обучения, важным в котором выступает не только знание, но и в большей степени, освоение технологии своей культуры, получения ответов на вопросы: "Как это делается?" "Почему так происходит?" .


Слайд 37

Концептуальные положения В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета. Кроме того, в этом возрасте ребенку оказывается более доступной задача приобретения требуемых социальных навыков, которые осваиваются им не путем заучивания "сухих" правил и норм жизни в сообществе, а в результате их практической реализации. Поэтому, естественным требованием к организации процесса обучения является его жизненная, а не "книжная" направленность. В соответствие с этим не только подача материала того или иного модуля (формы и способы), но и сам отбор содержания материала модулей должны быть ориентированы на вовлечение ребенка в жизненные реалии соответствующей культуры (православной, исламской, буддисткой, иудейской и т.д.). В основе лежит феномен идентичности, достижение которой во время традиционного урока с его в основном"знаниевской" ориентацией представляется весьма сомнительным.


Слайд 38

Концептуальные положения Кроме того, по мнению психологов, данный возраст характеризуется некоторой «недоигранностью» в детстве. Поэтому, как в содержании, так и в методическом обеспечении учебников, важно обращение к игровым формам, («сквозные герои», элемент путешествия, «не совсем обычные уроки», «уроки-погружения в эпохи» и т.д.); к живым, деятельным ситуациям (поиск, проблемная ситуация, подготовка и защита проектов и т.д.), к работе с текстами и с иллюстративным материалом, в том числе мультимедийным (аудио, видео-записи);к рассмотрению и созданию ситуаций, жизненно близких детям; к эмоциональной сфере ребенка, к его жизненному опыту, к освоению практических навыков («то, чему я научился»).


Слайд 39

Концептуальные положения Отбор содержательного материала и сама логика его подачи, изложения учитывала вышеназванные моменты. Во всех учебниках изложение материала как бы «окольцовано» общими уроками, их тематикой: первым- «Моя Родина – Россия», вторым, посвященным культуре, традициям, духовным ценностям; и последним уроком во всех модулях, на котором не только подводится некий тематический итог – напутствие детям - «Идти дорогами добра», но и дается определенный импульс к дальнейшему изучению курса: «Что бы вы еще хотели узнать о данной культурной традиции». Последние общие заключительные уроки (4 часа) представляют собой проекты на условную темы: «Что бы я хотел рассказать своим одноклассникам о моей культуре….». Эта тема задается уже на первых уроках и к ней учитель должен обращать детей в ходе изучения всего курса, используя для этого в системе заданий задания повышенной сложности ( *, **), участие их в проектной деятельности.


Слайд 40

Первые уроки Моя Родина – Россия. Духовные ценности человечества. Культура. Религия


Слайд 41

Первые уроки Моя Родина – Россия. Духовные ценности человечества. Культура. Религия


Слайд 42

Концептуальные положения Цементирующими, объединяющими все учебники являются тематические «блоки» и стратегические линии в изложении материала, представляющие собой общие разделы, такие, как например: «Как сегодня жить по нравственным законам», «Семья и семейные ценности в…», «Календарный год в …культуре», «Золотое правило нравственности», самосовершенствование и т.д. Раздел о календарном годе в различных культурных традициях и праздниках открывает продолжение изучения предмета в 5 классе и выбран не случайно, по аналогии с новым учебным годом, календарным годом и годом в религиозных культурах. В разделах рассматриваются общие для разных культурных традициях темы: отношение к труду, к знаниям, к дружбе, к людям, к природе, к самим себе и т.д. Важное место уделяется воспитанию патриотизма и свидетельствам примеров единения представителей всех конфессий и светского государства; роли всех религиозных культур, их значения для общей культуры народов России в ее истории и современности.


Слайд 43

Концептуальные положения При обязательном наличии общих тем для всех учебников, представляющих разные модули, в них делается акцент на то индивидуальное, что особенно важно для данной культурной религиозной или светской традиции, что представляется сегодня наиболее актуальным. Так, например, в «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на мирном диалоге всех религий, важности его для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих. Последняя часть второго общего урока для всех модулей посвящена этой теме, а первый урок модуля «Основы мировых религиозных культур» начинается с урока, рассказывающего о съезде представителей всех религий в Астане. В материалах этого модуля школьники знакомятся с религиями мира через историю, мифы и сказания с учетом сложности материала и возрастными особенностями – в 4 классе, и более подробно – с традиционными религиями в 5 классе ( на основе уже полученных в 4 классе знаний).


Слайд 44

Концептуальные положения В «Основах иудейской культуры» акцент сделан на том, что иудаизм – это религия народа- ей еврейский народ обязан тем, что он сохранился, как народ, и поэтому канвой для материала учебника по основам иудейской религиозной культуры послужила история еврейского народа. В «Основах исламской культуры» важное место занимает обращение к семейным ценностям, имеющим особое значение для данной культурной традиции, и миролюбивому характеру этой религии. Учебный курс начинается с уроков, объясняющих, как Коран предписывает мусульманам относиться к гостям, соседям и людям другой национальности и вероисповедания. Целый раздел посвящен вопросам патриотизма – тому, что в священной книге мусульман говорится о защите своей родины и свидетельства того, как мусульмане в разное время защищали свою Россию, как свою родину; делается акцент на том, каково правильное значение слова «джихад».


Слайд 45

Концептуальные положения В «Основах православной культуры» важное место уделено истории принятия христианства на Руси, жизни и подвигу Иисуса Христа, тем основам христианской православной этики, которые составляют суть учения: любви, прощению, милосердию; учению о душе; понятию священного и святого в христианстве. В «Основах буддийской культуры» - учению буддизма о единстве с природой, со всем живым на земле; об ответственности за все окружающее и о важности хороших поступков для жизни своей и других.


Слайд 46

концептуальные положения В «Основах светской этики» идею для отбора материала и логику его изложения подсказали учебник по этике для вузов авторов А.А.Гусейнова и Р.Г.Апресяна, а также книга А.А.Гусейнова «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея и до наших дней». Они позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуры, и «выстроить» материал учебника по светской этике: рассказать о ней, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в учениях великих учителей человечества, которыми, несомненно, наряду с известнейшими мыслителями разных эпох, были и Иисус Христос, и Будда, и Моисей, и Муххамед. Ответы на «вечные вопросы человечества»: в чем смысл жизни, зачем человек приходит в этот мир, как он относится к самому себе, окружающим его людям, природе; как прожить земную жизнь – вот те общие вопросы, ответы на которые во все времена искали люди и давали им этика и религиозная культура.


Слайд 47

основы светской этики На первых уроках в диалоге брата и сестры обсуждается то, что такое философия и этика; чему они учат, кто такие философы, что из себя представляют философские рассказы для детей, как они способствуют развитию мыслительной деятельности, что в них является «механизмом» для размышлений. Предлагается прочитать один из рассказов из книги В.Тарасова «Философские рассказы для детей», ответить на вопросы, самим придумать философский рассказ, нарисовать к нему сопровождающие его рисунки-комментарии, доказать, почему придуманный рассказ может считаться философским .


Слайд 48

Сквозные герои – брат и сестра. Она – студентка университета, которая изучает этику в курсе философии, Игорь начинает знакомиться с основами этики в школе. На первых уроках в диалоге брата и сестры обсуждается , что такое философия и этика; чему они учат, кто такие философы, что из себя представляют философские рассказы для детей, которые побуждают к размышлениям на важные жизненные темы. Предлагается прочитать один из рассказов из книги В.Тарасова «Философские рассказы для детей», ответить на вопросы, самим придумать философский рассказ, нарисовать к нему сопровождающие его рисунки-комментарии, доказать, почему придуманный рассказ может считаться «философским».


Слайд 49


Слайд 50


Слайд 51


Слайд 52

Основы мировых религиозных культур


Слайд 53


Слайд 54


Слайд 55


Слайд 56


Слайд 57


Слайд 58


Слайд 59

Основы православной культуры В «Основах православной культуры» важное место уделено истории принятия христианства на Руси, рассказам об особо значимых для русского православия исторических лицах (князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие); тем ценностям, которые составляют суть православия: любви, прощению, милосердию; учению о душе; понятию священного и святого в христианстве. В диалогах монаха и подростка Вани «обыгрывается» знакомая многим школьникам тема одиночества, ситуация, когда у взрослых не хватает времени для общения, а дети нуждаются в обсуждении важных для них тем и заботливом духовном наставничестве настоящего друга, с которым можно обсуждать самые сокровенные мысли, размышлять, спорить, советоваться.


Слайд 60

Основы православной культуры Диалоги между взрослым и ребенком построены таким образом, что они «включают» в свой разговор учащихся, заставляют их задумываться и размышлять над многими жизненно важными для них вопросами. Поскольку именно православию принадлежит культурообразующая роль в нашей стране, это также нашло отражение в содержании данного модуля. Так, в тематике многих уроков делается акцент на связи православной культуры со светской жизнью и народными обычаями, в которых нашли отражение традиции православной культуры (уроки про колокола, православные праздники, образ Христа в русском изобразительном искусстве и др.). Учителю не составит труда «развить» эту тему на уроке и во внеурочной деятельности православной культуры


Слайд 61

Основы православной культуры


Слайд 62


Слайд 63

Основы православной культуры


Слайд 64


Слайд 65


Слайд 66


Слайд 67


Слайд 68


Слайд 69

Основы исламской культуры


Слайд 70

Основы исламской культуры


Слайд 71

Основы исламской культуры


Слайд 72

Основы исламской культуры


Слайд 73

Основы иудейской культуры


Слайд 74

Основы буддийской культуры Главный герой – индийский мальчик Ананд вместе со своим другом, слоненком Падмой, отправляется в путешествие по следам Будды. Они посещают многие страны и знакомятся с историей возникновения в них буддизма; узнают о священных буддийских текстах и сооружениях, о важнейших символах и традициях буддизма; путешествуют вместе с буддийскими монахами, посещают кочевников и буддийские монастыри и дворец Делай ламы, детский лагерь; ищут страну Шамбалу и знакомятся с бытом обычных буддистов, с их повседневными занятиями и праздниками. За время своего путешествия мальчик и слоненок узнают, что такое настоящая дружба, какие ценности являются важными для буддистов; прикасаются к уникальным достижениям буддийской культуры и цивилизации.


Слайд 75

Основы буддийской культуры


Слайд 76

Основы буддийской культуры


Слайд 77

Основы буддийской культуры


Слайд 78

Таким образом, в предлагаемом УМК изд-ва «Дрофы» по новому предмету содержание учебников и их методическое обеспечение было разработано таким образом, чтобы оказать учителям, преподающим данный предмет, посильную помощь в эффективном решении задач, поставленных перед ними как в области обучения, так и воспитания и социализации школьников. Содержание учебников и методическое сопровождение построено с учетом: рисков введения нового предмета именно в 4 классе; возрастных особенностей обучающихся; новизны и особенностей содержания курса; культурологической направленности курса; направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников


Слайд 79

имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников, решения задач индивидуализации обучения; возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной культуры школьников, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.; возможностей нового предмета для развития творческого поиска и профессионального роста учителей преподающих «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и решающих вопросы воспитания и социализации школьников, проявления ими своей профессиональной и гражданской позиции


Слайд 80

В УМК вместе с учебниками и Программой планируется одновременное издание 6-ти методических пособий для учителей (к каждому модулю) и одного общего ко всему курсу, в котором будут рассмотрены межпредметные связи нового курса с предметами начальной школы, его связь с внеклассной воспитательной деятельностью учителя, его работа с родителями; материалы психологов по диагностике учителей для осознания ими уровня своей подготовленности к ведению нового предмета, материалы по воспитанию толерантности и патриотизма, процессов идентичности, варианты уроков и воспитательных мероприятий. и др. К трем модулям («Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры) будет выпущено электронное сопровождение. В будущем предполагается выпуск «Хрестоматий для чтения» (с заданиями) и «Рабочих тетрадей» для обучающихся.


Слайд 81

Благодарим за внимание! Приглашаем к сотрудничеству – контактная информация указана в начале презентации.


×

HTML:





Ссылка: