'

Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»


Слайд 1

Работу выполнила Кравченко Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МОУ – средняя общеобразовательная школа №2 города Искитима Новосибирской области


Слайд 2

XIX. Век Общий очерк эпохи


Слайд 3

Цель: Задачи: Целостное представление культурной и общественной жизни России XIX века Дать общее представление об эпохе. Установить взаимосвязь между социальной, политической и культурной жизнью. Проследить влияние общественной жизни на духовную. Показать различие первой и второй половины XIXвека. Познакомить с яркими представителями XIX века. Научить составлению тезисов на литературную тему.


Слайд 4

II половина XIX века I половина XIX века До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М. Горький Литература XIX века


Слайд 5

политическая В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. социальная культурная Главные вопросы эпохи Кто виноват? Что делать? Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности. жизнь страны


Слайд 6

Главные исторические события XIX века 12 июля – декабрь 1812г. – война с Наполеоном 1821г – образование Северного и Южного общества декабристов 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади 1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России 19 февраля 1861г – отмена крепостного права 1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.) 1877 – 1878гг – Русско-турецкая война 1 марта 1881г – убийство Александра II народниками


Слайд 7

Литература I половина XIX века Русская литература I половины XIX века не похожа на литературу века XVIII: она вступает уже в фазу творческой зрелости. Завершается процесс становления литературного языка, определяется её неповторимый национальный облик в ряду других литератур Европы. Русская литература этого периода решает задачи, которые в более зрелых литературах Запада были решены ранее. И потому наша литература щедро заимствует художественный опыт европейских литератур от возрожденческого реализма Шекспира, французского классицизма Расина и Мольера, литературы европейского Просвещения XVIII века до сентиментализма и романтизма современной ей литературы. Но все эти заимствования в конечном счёте прививаются у нас на возрожденческую реалистическую основу. Литература I половины XIX века отличается необыкновенной ёмкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В это время закладываются первоосновы русской литературной классики. Эта литература кратких, но перспективных в своём дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, ещё сжатую в них, ещё пока не развернувшуюся .Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка. В литературе этого периода большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Отсюда жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века.(Пушкин). Произведения невелики по объёму, но значительны по образной силе, которая в них заключена.


Слайд 8

I половина XIX века - Золотой век русской литературы А. С. Пушкин Н. В. Гоголь К. Н. Батюшков А. Н. Майков А. А. Григорьев Е. А. Баратынский П. А. Вяземский К. Ф. Рылеев А. В. Кольцов И. А. Крылов В. А. Жуковский М.Ю.Лермонтов Расцвет русской поэзии А. С. Грибоедов


Слайд 9

60-е годы XIX века – одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития нашей страны. 60-е годы XIX века Русская культура наука живопись литература музыка театр журналистика II половина XIXвека


Слайд 10

Наука Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова. Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов. Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая. В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А, Бокова – доктор медицины Гейдельбергского университета (Германия), перевёдшая на русский язык книгу Брема «Жизнь животных»; С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие. В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.


Слайд 11

Театр I половина XIX века Фонвизин «Недоросль»; Грибоедов «Горе от ума»; Гоголь «Ревизор», «Женитьба»; Шекспир, Мольер Мелодрамы, водевили 60% А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра 25 пьес! «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», « Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»… II половина XIX века


Слайд 12

Музыка М. И. Глинка (1804 – 1857) М. И. Глинка – родоначальник классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) Основные произведения: Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии,песни. В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова. П. И. Чайковский ( 1840-1893) Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.


Слайд 13

«Могучая кучка» М. А. Балакирев(1837-1910) организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы. М. П. Мусоргский (1839-1881) А. П. Бородин (1834-1887) Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908) Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над своими музыкальными произведениями.Основные произведения:Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен. Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. .Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. Тесная связь с русским фольклором. Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом». Ц. А. Кюи (1835-1908) Военный инженер. Основные произведения: оперы: «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.


Слайд 14

Девиз кружка: музыкальный реализм и народность сочувствовали передовым идеям века; сюжеты находили в историческом прошлом русского народа; в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»; широко общались с публикой


Слайд 15

Журналистика «Современник» «Русское слово» «Колокол» «Искра» Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859г.Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.Журнал был закрыт в 1866г. Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом , звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты. «Библиотека для чтения» «Русский вестник» Критик А .Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов. Журнал Каткова(изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.


Слайд 16

Журнал «Современник» Журнал «Современник» был создан Пушкиным и начал выходить в 1836г, за год до его смерти. В 1838г его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета. Журнал стоял вне группировок. В 1847 году журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: критический отдел вёл Белинский, в журнале сотрудничали Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и другие. Смерть Белинского и разгул реакции снизили общественный уровень журнала. Но приближалось новое время, и скоро два гениальных представителя, Чернышевский и Добролюбов, вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. Успех журнала возрастал с каждой новой его книжкой. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам – Тургеневу, Гончарову, Толстому, Григоровичу, Дружинину, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Поводом к нему послужила написанная Добролюбовым в 1860г. Статья «Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»). Из журнала ушёл Тургенев, ещё раньше Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции. 15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя тир недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова. В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз –навсегда. Редакция журнала «Современник»


Слайд 17

Журнал «Искра» Журнал «Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Щедрина, Щедрина и Чернышевского. «Искра» просуществовала до 1873г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера журнала выходили сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. Враги ненавидели «Искру» и боялись её, она сделалась грозой для всех, у кого была нечиста совесть. Попасть в «Искру», «упечь в «Искру» - самые обыденные выражения в жизни 60-х годов. П. А. Шумахер. «Кто она?» Тятька! Эвон что народу Собралось у кабака… Ждут каку-то всё свободу: Тятька, кто она така? Цыц! Никши! Пущай гуторят, Наше дело сторона… Вот возьмут тебя да вспорят, Так узнаешь, кто она! 1862г.


Слайд 18

Живопись В. Г. Перов (1833 -1882) Основные работы: «Тройка», «Приезд станового на следствие», «Проповедь в сельском храме», «Чаепитие в Мытищах», «Утопленница», «Проводы покойника», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Старики –родители на могиле сына» (Тургенев «Отцы и дети»),психологические «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский» портреты. Главная задача – сделать наглядной ситуацию, довести свой рассказ до зрителя.


Слайд 19

И. Н. Крамской (1837 – 1887) Основные работы: «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова,М.Салтыкова-Щедрина, И. Шишкина. «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!» 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже «Товарищество передвижных выставок».


Слайд 20

И. И. Шишкин (1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».


Слайд 21

К. А. Савицкий (1844-1905) Основные работы: « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», « На войну». В. И. Якоби (1834-1902) «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов (1834-1911) «Знахарь», «Земство обедает»


Слайд 22

В. Е. Маковский (1846-1920) «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв (1830-1904) «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв (1832-1890) «Неравный брак»


Слайд 23

А. К. Саврасов (1830-1897) Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге (1831-1894) Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого


Слайд 24

И. Е. Репин (1844 - 1930) Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки», «Арест пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний букет», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.


Слайд 25

В. Д. Поленов (1844-1927) Основные работы: «Московский дворик». «Заросший пруд», « Бабушкин сад» Плэнерные пейзажи, бытовые, исторические картины


Слайд 26

Художники-передвижники 48 выставок за пятьдесят три года. И не только в столицах – Москве и Санкт-Петербурге, но и в Киеве, Харькове, Полтаве, Одессе, Кишинёве, Казани, Нижнем Новгороде, Риге, Вильне, Варшаве, орле, Саратове, Тамбове, Ярославле. Таков внушительный итог деятельности Товарищества передвижных художественных выставок – самой многочисленной, активной и влиятельной художественной организации в истории русского искусства. На протяжении долгих лет – с 1870 по 1923 год – она объединяла лучшие творческие силы страны. Передвижникам удалось познакомить со своим искусством огромное число зрителей. По установленному порядку выставки начинались на первой неделе Великого поста, в конце февраля – начале марта, в Петербурге, затем к Пасхе экспозиция переезжала в Москву, а оттуда уже отправлялась в странствия по России. Художники-передвижники: Г.Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И.И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Е. Маковский, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, С. Н. Аммосов и другие Художники-передвижники правдиво воспроизводили действительность; объясняли действительность; произносили приговор над действительностью; учили жить, мыслить, бороться. В. М. Максимов Всё в прошлом.


Слайд 27

Литература Н. А. Некрасов Ф. И. Тютчев М. Е. Салтыков-Щедрин А. Н. Островский И. А. Гончаров А. А. Фет


Слайд 28

А. П. Чехов Ф. М. Достоевский Л. Н. Толстой Н. С. Лесков И.С. Тургенев Литература


Слайд 29

«Прекрасное есть жизнь». Чернышевский «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы консерваторы либералы революционные демократы II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев(Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский),романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).


×

HTML:





Ссылка: