'

Возможность «столкновения цивилизаций»? Глобализация и идентичность

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Возможность «столкновения цивилизаций»? Глобализация и идентичность Сергей Медведев ГУ-ВШЭ


Слайд 1

План доклада 2004-2006: новое «столкновение цивилизаций»? углубляющийся кризис в отношениях Запада и Ислама Интерпретации отношений Запада и Ислама Геополитическая: контроль над Ближним Востоком Социально-экономическая: теории модернизации Политологическая: теории демократизации Культурологическая: теории цивилизации Критика интерпретаций: воспроизводство традиционных колониальных дискурсов Запада Ключевая проблема – идентичность Глобализация и протест (на Западе и на Востоке) Конструирование идентичности в России необходимость строительства гражданской нации


Слайд 2

2004-06: новое «столкновение цивилизаций»? США дискуссия после 11 сентября: Why Do They Hate Us? Европа: Голландия: убийство Тео ван Гога, Мадрид, Лондон: теракты Франция: дело о хиджабах в школах, бунты в ноябре 2005г. Дания: «карикатурная война» Ближний Восток: европейские заложники в Ираке, победа Хамас, эскалация вокруг Ирана ЗАПАД И ИСЛАМСКИЙ МИР: ДИАЛОГ ГЛУХИХ


Слайд 3

1. Геополитическая интерпретация Цель США: установление контроля над Большим Ближним Востоком безопасность энергоресурсов источник терроризма Приход неоконсерваторов в руководство США Голос фундаменталистской глубинки Project for the New American Century (до 11 сентября!) Связь с израильским лобби? Геополитика как политика идентичности в США фундаменталистский протест против глобализации


Слайд 4

2. Теория модернизации Проблемы модернизации в арабском мире арабский мир последние 200 лет в кризисе недостаток внутренних ресурсов для модернизации демографические проблемы, трайбализм, коррупция, слабые государства экспорт кризиса во внешний мир: терроризм Теория модернизации как универсальный критерий? Исторические основы теории модернизации: идеология победителей во Второй Мировой, 1950-60е гг. Разрабатывалась в США (Талкот Парсонс, Эдвард Шилз, Габриел Алмонд, Сидней Верба)


Слайд 5

2. Теория модернизации Критика теории модернизации Рауль Пребиш, Фернандо Кардозо: path dependency (Латинская Америка) Шмуэль Айзенштадт, Чарльз Тейлор: multiple modernities (исламская/арабская современность) Иммануил Валлерстайн: миросистема, многовековые модели зависимости Теория модернизации как цивилизаторский проект Запада Модернизация для Запада – вопрос идентичности, попытка рационализировать и контролировать глобализацию


Слайд 6

3. Теория демократизации Корень зла – в недемократичности арабских режимов Операция «Иракская свобода», установление демократии как окончательное оправдание вторжения Теория демократизации как развитие теории модернизации Гегельянство, демократия как «конец истории» Телеология демократии: идея «транзита» Демократия как просвещенческий цивилизаторский проект Демократия – еще один маркер западной идентичности Легитимизация нового мирового порядка, подобно тому как ранее –христианство, дискурс белого человека и др.


Слайд 7

4. Теории цивилизации Хантингтон: «столкновение цивилизаций» Цивилизация – культурная общность наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной идентичности Эволюция конфликта войны правителей (до 1648) войны наций (до 1918) войны идеологий (до 1991) войны цивилизаций Синдром «братских стран» The West against the Rest: Запад против остальных реакция не-западных стран на западную мощь и ценности стратегии: изоляция, солидаризация, конфронтация


Слайд 8

4. Теории цивилизации: верификация Ronald Inglehart & Pippa Norris, World Values Survey (1995-96, 2000-2002): Культура оказывает воздействие на ценности Культурные изменения тесно связаны с модернизацией Основной раскол между Западом и Исламом не в политических ценностях, а в равенстве полов и сексуальной либерализации; Исламские общества за демократию, они не отвергают ее; Молодое западное поколение становится более эгалитарным чем молодое поколение исламских обществ, которое продолжает оставаться традиционным Существует ли единый «западный» кластер ценностей?


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12

4. Теории цивилизации: верификация Bruce M. Russett, John O’Neal, Michaelene Cox: “Clash of Civilizations or Realism and Liberalism… Some Evidence” Переменные ‘Contiguity’ (соседство), ‘allies’ и ‘lower democracy score’ оказывают значительное воздействие на возникновение конфликта; Переменные ‘higher democracy score’, ‘economic interdependence’ оказывают незначительное воздействие; А переменная ‘split’ (принадлежность государств к разным цивилизациям) не оказывает воздействия на возникновение конфликта цивилизаций. Принадлежность государств к разным цивилизациям (вне зависимости от того, соседи они или нет) не означает их предрасположенности к конфликту.


Слайд 13

4. Теории цивилизации: верификация


Слайд 14

Критика западных интерпретаций Геополитика Модернизация Демократия Цивилизации Когнитивные рамки Западные проекты идентичности


Слайд 15

Проблема идентичности Идентичность = межсубъектный процесс, через который социальный актор познает себя и конструирует смыслы сконструированная природа идентичности (Imagined Communities) противопоставления себя Другому, othering, Мы и Они Карл Шмитт: othering как суть политики идентичность = улица с двусторонним движением особенно быстро формируется под угрозой


Слайд 16

Проблема идентичности Глобализация конца 20 века как угроза идентичности Ранее глобализация (миросистема) была опосредована расстоянием, традицией, идеологией, блоковой дисциплиной (холодная война) Эпоха информационного капитализма глобальная Сеть, компрессия пространства и времени скорость и глубина взаимопроникновения увеличились (не только Запада в Ислам, но и наоборот: Рушди, хиджабы, карикатуры) ощущение угрозы традиционным культурам


Слайд 17

Проблема идентичности Ислам и Запад взаимно конструируют друг друга как Consitutive Others в процессе утверждения собственной идентичности перед лицом глобализации Великий Сатана и Аль-Каида Копенгагенская Школа (Барри Бузан, Уле Уэвер) политизация идентичности (проблема всего сообщества) «секьюритизация» идентичности (экзистенциальная угроза сообществу) «виолизация» идентичности (“to die for”… or to kill for)


Слайд 18

Идентичности сопротивления Benjamin Barber, Jihad versus McWorld (1996): «Джихад» как метафора сопротивления глобализации религиозный фундаментализм (ислам, христианство, иудаизм, индуизм…), тоталитарные секты терроризм (национально-освободительный и апокалиптический) подпольные движения: запатисты, «Сендеро люминозо» национализм и расизм (ЕС, Россия, милиции в США) Воинствующий провинциализм Общинный, тоталитарный, антидемократический характер протеста ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДЕМОКРАТИИ


Слайд 19

Выводы: глобальный уровень «Столкновение цивилизаций» – западная мифологема удобный масс-медийный формат для объяснения сложного мира и нагнетания атмосферы страха западный проект идентичности (кто мы есть) Не «столкновение цивилизаций», а аварийное конструирование идентичностей под угрозой глобализации индивидуальные (атомизация, фрагментация), групповые (примат групповых прав) национальные (взрывной рост числа государств) реже – цивилизационные идентичности Использование механизмов othering «секьюритизация» и «виолизация» идентичности


Слайд 20

Выводы: российский уровень «Столкновение цивилизаций» в России? крайне маловероятно (интеграция в Российской Империи и СССР: the affirmative action Empire) еще одна мифология и проект идентичности русского национализма Реальная опасность – конструирование национальных идентичностей (русской, татарской, якутской и др.) «национальная культура» в России = партикуляристская этническая культура отсутствует гражданское содержание понятия Nation… … при том, что существует реальная историко-культурная, языковая и социально-политическая общность многонациональной России (в отличие, например, от Индии) Задача: конструирование российской гражданской нации, идентичности россиян


×

HTML:





Ссылка: