'

Методические указания по Информатике

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

1 Методические указания по Информатике для всех специальностей дневной, заочной и дистанционной формы обучения. Разработал: Зав. кафедрой ВТ, преподаватель О.А. Сидяйкин преподаватель С.П. Суворов


Слайд 1

2 Двоичная система счисления Все числа записываются с помощью цифр 0 и 1. Пример: В десятичной системе: 250 = 2*102 + 5*101 + 0*100 11= 1*101+1*100 В двоичной системе: 10 = 1*21 + 0*20 = 2 в 10-ной системе 101 = 1*22 + 0*21 + 1*20 = (4+0+1) = = 5 в 10-ной системе.


Слайд 2

3 Единицы измерения информации Бит (bit) – элементарная единица информации (“двоичная цифра” (binary digit) или двоичный разряд). Бит может принимать только два значения – 0 или 1. Байт (byte) – последовательность из 8 битов. Одним байтом кодируется один символ. Килобайт – 1024 (210) байт (Кб, Kb); Мегабайт – 1024 (210) килобайт = 1048576 байт (Мб, Mb); Гигабайт – 1024 (210) мегабайт (Гб, Gb); Терабайт – 1024 (210) гигабайт (Тб, Tb).


Слайд 3

4 Архитектура фон Неймана Основные принципы устройства и работы компьютера были сформулированы в 1945 г. американским математиком Джоном фон Нейманом. Согласно этим принципам, машина должна использовать двоичную систему счисления, выполнять команды последовательно, одну за другой, и состоять из: Важная особенность: команды и данные хранятся в памяти, причем в разные моменты времени в одном и том же месте памяти могут храниться и данные, и команды. в современных машинах объединены в центральный процессор


Слайд 4

5 Представление информации Центральный процессор понимает только цифровую информацию. Вся другая информация, поступающая в компьютер (тексты, звуки, изо-бражение, показания приборов и т.д.), кодируется, то есть преобразуется в числовую форму. При вводе в компьютер каждый символ кодируется определенным числом. При выводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения символов. Для кодирования букв, цифр, других символов и неких управляющих функций используются стандартные комбинации нулей и единиц.


Слайд 5

6 Представление графической информации Растровое изображение состоит из цветных точек. Каждая точка хранится в виде набора цветов, закодированных числами. Векторное изображение хранится в виде набора математических формул для элементов картинки.


Слайд 6

7 Представление графической информации 010000100100110100110110100000110000000000000000000000000000000000000000000000000111110100000000000000000000000011111110000000000000000000000000000000000111111100000000000000001100111000001110000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000010000000000000000000000010000000100000000000000000000000100000000000010000000010 Растровое изображение Фрагмент двоичного кода этого изображения


Слайд 7

8 Представление символьной информации Стандартом кодирования символьной информации принята таблица ASCII (American Standart Code for Information Interchange), в которой одним байтом кодируется один символ (существует 28 = 256 различных комбинаций восьми 0 и 1). Коды некоторых символов


Слайд 8

9 Представление символьной информации Нижняя часть таблицы (коды 0-127) содержит стандартные ASCII-символы. Коды 0–31 – специальные управляющие символы (например, подача звукового сигнала, перевод строки или конец страницы); коды 32–127 – “печатаемые” символы: цифры, основные неалфавитные символы, латиница (прописные и заглавные буквы имеют разные коды). Верхняя часть таблицы (коды 128-255) содержит расширенные коды (национальный алфавит, псевдо-графика (символы, позволяющие рисовать различные виды рамок и блоков, и другие специальные символы).


Слайд 9

10 Представление символьной информации В каждой стране используется своя верхняя половина таблицы ASCII. Таблица ASCII с такой сменной верхней половиной называется кодовой страницей. Для поддержки кириллицы применяют два основных варианта таблицы кодировок – кодовую страницу 866 для операционной системы MS DOS и кодовую страницу 1251 для операционной системы Windows. Одинаковые русские буквы в этих кодировках могут иметь совершенно разные коды.


Слайд 10

11 Представление символьной информации 1. Концерт имеет свойство La finita. 2. Не каждый свитер неразрывно связан... 3. О, раствори мне хоть немного кофе!.. 4. Как дружно все выходят на конечной!.. 5. Но все же выход есть, есть "Выход в город"!.. 6. Как подло отменяют электрички... 7. Ну вот опять я выручил страну!.. 8. И снова я в рядах КПСС!.. 9. Я повторяю свой вопрос: "Ура?.." 1. ?R-ж?ав Ё¬??в бўRcбвўR La finita. 2. ?? Є ¦¤лc бўЁв?а -?а §алў-R бўп§ -... 3. ?, а бвўRаЁ ¬-? еRвм -?¬-R?R ЄRд?!.. 4. ? Є ¤аг¦-R ўб? ўлеR¤пв -  ЄR-?з-Rc!.. 5. ?R ўб? ¦? ўлеR¤ ?бвм, ?бвм "'леR¤ ў ?RаR¤"!.. 6. ? Є ЇR¤<R Rв¬?-пов н<?ЄваЁзЄЁ... 7. ?г ўRв RЇпвм п ўлагзЁ< бва -г!.. 8. ? б-Rў  п ў ап¤ е ??''!.. 9. ? ЇRўвRапо бўRc ўRЇаRб: ""а ?.." Исходный текст Тот же текст в другой кодировке


Слайд 11

12 Представление символьной информации В современных операционных системах применяют систему кодирования символьной информации, где каждый символ представляется в виде двух байт (16 двоичных цифр). Такая система, известная под названием Unicode, допускает представление 65535 различных символов и может с успехом исполь-зоваться для подготовки документов на различ-ных языках, включая арабский, китайский, японский и т.д.


Слайд 12

13 Персональный компьютер IBM-совместимыми компьютерами называют ПК тех производителей, которые при создании своих ПК используют стандарты фирмы IBM PC. IBM-совместимый ПК может использовать большинство устройств и программ, предназначенных для IBM PC. В настоящее время понятие “персональный компьютер” чаще всего подразумевает именно IBM-совместимый компьютер. IBM-совместимый ПК построен по принципу открытой архитектуры. Он является не единым неразъемным устройством, а собирается из независимо изготовленных частей. Компьютер с открытой архитектурой можно представить себе как конструктор, в котором каждый “кубик” выполняет свои функции. В любой момент можно вынуть один из “кубиков”, не трогая остальные, и заменить его на более современный.


Слайд 13

14 Состав компьютера Компьютер составляют две компоненты: программное обеспечение (математическое, software) и аппаратное обеспечение (“железо”, hardware). Компьютер = hardware + software Программное обеспечение представляет собой программы, управляющие работой “железа” или выполняющие другие задачи (операционные системы, редакторы, файл-менеджеры, игры, офисные пакеты и т.д.). Аппаратным обеспечением являются все внутренние компоненты и внешние устройства компьютера (процессоры, платы, дисководы, мониторы, принтеры и т.д.)


Слайд 14

15 Аппаратное обеспечение Компьютер как “железо” состоит из системного блока, монитора и клавиатуры. Дисплей и клавиатура - это стан-дартные устройства ввода-вывода. По умолчанию считается, что система ожидает ввода информации с клавиа-туры и выводит свои сообщения на экран. Все остальные дополнительные устройства необязательны, но расширя ют возможности компьютера. Иначе их называют периферией. Они подключаются к компьютеру через порты – платы, снаб-женные разъемами. Различаются параллельные порты LPT (для принтеров и сканеров) и последовательные COM (для мыши и модема).


Слайд 15

16 Клавиатура стандартной или эргономичной (кла-виши сгруппированы под левую и правую руку); иметь разное количество мягко нажи-мающихся клавиш или клавиш “с кликом” (при нажатии такая клавиша щелкает); с проводом (имеющим различные разъемы) или беспроводной, на инфра-красных лучах. Клавиатура может быть:


Слайд 16

17 Монитор Мониторы различаются по: наличию цвета (монохромные (2 цвета) или цветные) размеру диагонали экрана в дюймах – 14, 15, 17, 19, 21 и т.д. разрешающей способности (количество точек на дюйм в изображении по вертикали и горизонтали – 640х480, 800х600, 1024х768, 1280х1024 и т.д.) глубине цвета (16 цветов, 256 цветов, HighColor – 65 тыс. цветов, TrueColor – 16,7 млн. цветов); частоте кадровой развертки (минимум - 75 Гц) размеру зерна (0,28 мм, 0,27 мм, 0,26 мм, 0,25 мм – чем мельче зерно, тем качественнее изображение) наличию системы авторазмагничивания и системы, позволяющей работать в энергосберегающем режиме (отключаться на время от сети)


Слайд 17

18 Видеосистема Монитор подключается к компьютеру через плату в системном блоке – видеокарту (графический адаптер, видео-контроллер, видеоплата). У видеокарты существует своя собственная память и свой собственный процессор. Как и звуковая, видеокарта тоже может быть встроена в материнскую плату. Видеокарты и мониторы бывают различных стандартов: SVGA (SuperVideo Graphic Adapter), VGA (Video Graphic Adapter) и устаревшие EGA (Extended Graphic Adapter), CGA (Color Graphic Adapter), Hercules. Для каждого типа видеокарты существует программа, обеспечивающая работу видеосистемы компьютера – драйвер видеокарты. Драйвер – это программа, управляющая работой устройства. Существуют драйверы видеокарты, драйверы сетевой карты, драйверы принтера и т.д.


Слайд 18

19 Устройства для хранения информации дисковод – floppy disk drive, FDD, НГМД (накопитель гибких магнитных дисков), устройство для работы (чтения и записи) с гибкими дисками; бывают 3,5 или 5,25 дюймовые дисковод для компакт-дисков – CD-ROM drive, CD ROM (Compact Disk – Read Only Memory), устройство для чтения компакт-дисков (в т.ч. и музыкальных); различаются по скорости передачи информации – обычные, с двойной, учетверенной и т.д. скоростью (обозначается 2х, 4х и т.д.). Компакт-диск имеет объем около 650 Мб. С помощью пишущего CD ROM’а стандарта CD-R записать на компакт-диск информацию можно только один раз. Дисководы же стандарта CD-RW (rewritable) позволяют перезаписывать информацию на компакт-диске Эти устройства позволяют читать и/или записывать информацию


Слайд 19

20 Устройства для хранения информации магнитооптические дисководы – размер 3” и 5”, объем от 650 Мб и выше ZIP-дисководы (Iomega ZIP) – размер 3”, объем – до 100 Мб JAZZ-дисководы (Iomega JAZZ) – размер 3”, объем – до 4 Гб; из-за высокой скорости чтения/записи часто используются как дополнительные сменные жесткие диски стриммер – устройство для хранения информации на магнитной ленте (от 60 Мб до 10 Гб)


Слайд 20

21 Устройства для ввода информации мышь – устройство, позиционирующее положение на экране; имеет 2 или 3 кнопки; мышь может иметь провод (с различными разъемами) или работать на инфракрасных лучах. В ноутбуках вместо мыши часто используется трекболл (track ball) джойстик – группа устройств, применяющихся в играх и тренажерах; часто джойстики имитируют реальные органы управления самолетов, пусковых устройств и т.д. сканер – устройство для ввода изображений; может быть ручным, листовым или планшетным. Текст, введенный с помощью сканера, д.б. обработать специальной программой распознавания текста (например, FineReader или CuneiForm) дигитайзер – световое перо, устройство для рисования сложных графических изображений


Слайд 21

22 Устройства для вывода информации плоттер (графопостроитель) – специ-альное устройство для построения гра-фических изображений, в т.ч. многоцветных принтер – устройство для печати, различаются по принципу формиро-вания изображения: матричные, струй-ные, лазерные


Слайд 22

23 Устройства для вывода информации В матричном принтере есть картридж с красящей лентой и печатающая головка с набором иголок. Символ получается состоящим из точек, получившихся при ударе иголок по красящей ленте. Струйный принтер строит изображение из капель чернил, разбрызгиваемых через форсунки. Картридж для струйного принтера может быть заправлен как черными, так и цветными чернилами. Цветное изображение формируется при смешивании красного, желтого и синего цветов. В высококачественных принтерах, обеспечивающих полиграфическое качество печати, используется технология получения цветного изображения смешиванием голубого, малинового, желтого и черного (CMYK – cyan, magenta, yellow, black). В лазерном принтере лазер нейтрализует положительно заряженные участки печатающего барабана, к ним прилипает порошок, которым заправлен картридж; налипший порошок затем притягивается бумагой; полученное изображение закрепляется нагреванием и давлением.


Слайд 23

24 Другие дополнительные устройства звуковые карты (моно или стерео; 8, 16, 32 и более разрядные) – микросхемы, позволяющие получать звук; самые распространенные карты - карты семейства Sound Blaster фирмы Creative; звуковая карта может быть встроена в материнскую плату колонки, микрофон, TV-тюнер сетевая карта – плата, обеспечивающая возможность подсоединения компьютера к сети компьютеров источник бесперебойного питания - ИБП (UPS – Uninterruptible Power Supply) – защищает компьютер от помех электросети и снабжает компьютер электроэнергией в течение какого-то времени после отключения ее в электросети.


Слайд 24

25 Другие дополнительные устройства модем или факс-модем – устройство для связи с дру-гими компьютерами через телефонную сеть, преобразу-ет аналоговый сигнал телефонной сети в цифровой сиг-нал компьютера и наоборот; факс-модем, кроме того, позволяет посылать и принимать обычные факсимиль-ные сообщения; модем может быть внутренним (под-ключенным к материнской плате, internal) или внешним (external)


Слайд 25

26 Состав системного блока Корпус системного блока может быть в горизонтальном исполнении (desktop) и в вертикальном (mini-tower, tower). На материнской плате (motherboard, mainboard, MB) установлены микросхемы процессора и памяти, разъемы (слоты, slot) для подключения дополнительных устройств, сюда же подходят шлейфы (наборы проводов) от других частей компьютера. Материнские платы выпускаются различными фирмами (Intel, Asustek, Acorp и др.), рассчитаны на определенный тип процессора, определенный диапазон тактовой частоты, могут иметь встроенные звуковую и видеокарты и различное количество разъемов для модулей оперативной памяти.


Слайд 26

27 Центральный процессор Синонимы - ЦПУ, CPU, микропроцессор. Микропроцессоры различаются по типу (модели) и тактовой частоте. Модели процессоров фирмы Intel: устаревшие 86, 286, 386, 486, Pentium, Pentium Pro и современные Celeron, PentiumII, PentiumIII, Xeon. Другие фирмы (AMD, Cyrix, Texas Instruments) выпускают процессоры с другими названиями моделей. Например, модели фирмы AMD: K5, K6, K7 Athlon и Duron. Тактовая частота означает количество элементарных операций (тактов) в секунду, выполняемых процессором, и измеряется в мегагерцах (МГц, MHz). 486-е процессоры имели тактовую частоту в 66 МГц, теперь Celeron, PentiumII, PentiumIII имеют частоту 300, 450, 550, 700, 850 МГц.


Слайд 27

28 Виды памяти ПЗУ (постоянное запоминающее устройство, ROM – Read-Only Memory) – микросхема, в которой “прошиты” (записаны) программы POST (Power-On Self Test – самотестирование при включении) и BIOS (Basic Input/Output System – базовая система ввода/вывода). В настоящее время появились перепрограм-мируемые ПЗУ (так называемые Flash BIOS). В них возможно менять версию BIOS, но такие ПЗУ могут быть подвержены воздействию вирусов, как и любая программа. CMOS (complementary metal-oxide-semiconductor)– часть памяти, которая подпитывается от батарейки или аккумулятора. В ней хранится информация о жестком диске, памяти, мониторе и других дополнительных устройствах, там же можно указать порядок поиска операционной системы при загрузке, поменять обозначения дисководов, поставить пароль. CMOS можно обнулить, переставив перемычку (джампер) на материнской плате. Если CMOS обнуляется самопроизвольно, это означает, что сел аккумулятор.


Слайд 28

29 Виды памяти cache (кэш) – особая высокоскоростная память, используется в качестве буфера для ускорения обмена данными между процессором и оперативной или дисковой памятью оперативная память (ОЗУ, RAM – Random Access Memory – память произвольного доступа) – в ней хранится информация, необходимая для текущей работы компьютера (при выключении вся информация из оперативной памяти исчезает). Объем оперативной памяти можно наращивать, поставив дополнительные микросхемы памяти. В настоящее время минимальный требуемый объем оперативной памяти – 32 Mb, но лучше 64, 128 и более. Эти 2 вида памяти энергозависимы.


Слайд 29

30 Виды памяти дисковая память (жесткий диск, винчестер, “винт”, hard disk drive, HDD) – память для долговременного хранения информации, энергонезависима. В одном системном блоке может быть установлено и больше одного жесткого диска. Разные модели жестких дисков (наиболее распространены винчестеры фирм IBM, Quantum, Seagate, Western Digital) отличаются по быстродействию, объему (устаревшие 540 Mb, 1,3 Gb, 2,1 Gb, 3,2 Gb и современные 4,5 Gb, 6,5 Gb, 8 Gb, 10,2 Gb и более) и типу интерфейса – IDE и SCSI (“скази”).


Слайд 30

31 Понятие конфигурации При описании технических характеристик устройств компьютера употребляют понятие конфигурация компьютера. Четкого стандарта в этом вопросе нет. Обычно под конфигурацией понимают тип процессора, его тактовую частоту и фирму-производителя, размер оперативной памяти и кэш-памяти, размер жесткого диска, модель материнской платы, виды и количество слотов, тип видеокарты и размер видеопамяти, наличие и тип CD-ROM’а,тип звуковой карты и т.д.


Слайд 31

32 Понятие конфигурации Конфигурация AMD K7 DURON-700 MHz / VIA KT133 / DIMM 64 Mb Samsung PC-133 / SVGA 16 Mb / FDD 3,5” / HDD 10 Gb Fujitsu / 15” LG / CD-ROM 48x LG / Sound, колонки означает процессор Duron K7 фирмы AMD с тактовой частотой 700 Мгц материнскую плату VIA KT133 оперативную память фирмы Samsung размером 64 Мб видеокарту стандарта SVGA с видеопамятью 16 Мб дисковод 3,5 дюйма жесткий диск фирмы Fujitsu размером 10 Гб 15-дюймовый монитор фирмы LG 48-скоростной CD-ROM фирмы LG звуковую карту и колонки


Слайд 32

33 Программное обеспечение Программа – это последовательность инструкций, предписывающих компьютеру, что ему делать в той или иной ситуации. По своему функциональному назначению программы делятся на прикладные, системные и инструментальные средства, но деление это весьма условно.


Слайд 33

34 Программное обеспечение Прикладные программы предназначены для выполнения конкретных пользовательских задач: редактирование текстов, рисование картинок и др. К системным программам относятся операционные системы, программы-драйверы, программные оболочки. Операционная система – это комплекс основных программ, являющийся посредником между аппаратным обеспечением и программным. Прог-рамма-драйвер расширяет возможности операционной системы по управлению различными устройствами. Программы-оболочки упрощают диалог пользователя с операционной системой и выполняют ряд вспомога-тельных функций. Инструментальные системы – это программы, позволяющие создавать новые прикладные программы.


Слайд 34

35 Программное обеспечение Нерезидентные (обычные) программы при запуске помещаются в оперативную память, а по окончании своей работы выгружаются из оперативной памяти. Резидентные программы, в отличие от обычных, по окончании своей работы не выгружаются, а остаются в памяти либо полностью, либо частично и передают управление другой запущенной программе. По отношению к оперативной памяти программы делятся на нерезидентные и резидентные.


Слайд 35

36 Понятие операционной системы Сразу после включения оперативная память пуста. Надо запустить какие-то управляющие программы, которые будут решать, сколько дать места в памяти какой-либо программе, какие данные, и в какое место диска записывать, как реагировать на нажатия клавиш и движения мыши. Всю эту работу проделывает операционная система (ОС) – посредник между “железом” и пользователем.


Слайд 36

37 Понятие операционной системы ОС делает прог-раммы независимыми от конкретной моди-фикаwии компьютера и является прослойкой между базовой систе-мой ввода-вывода (BIOS) и всеми осталь-ными программами. Любая программа работает под управлением ОС. Диалог между пользователем и компьютером тоже осуществляет ОС.


Слайд 37

38 Операционные системы Существует много различных операционных систем: DOS, Windows 3.х, Windows 95/98, Windows NT, Win-dows2000, Linux, Unix, OS/2 и др. Некоторые из них совместимы между собой, некоторые – нет. На одном компьютере может быть установлено несколько операционных систем. Но в данный момент времени обычно можно работать только с одной ОС, которая загружается сразу после включения компью-тера. Чтобы поработать с другой ОС, надо завершить работу с одной ОС и перезагрузить компьютер с другой ОС.


Слайд 38

39 Операционные системы Microsoft MS DOS (последняя версия 6.22) Windows 3.0, 3.10, 3.11, 3.11 for Workgpoups Windows NT (посл.версия 4.0) Windows 2000 Windows 95 Windows 98 Windows 2001 (Whistler)


Слайд 39

40 Устройство клавиатуры


Слайд 40

41 Устройство клавиатуры Две, три и более клавиш нажимаются так: пользо-ватель нажимает первую клавишу и, удерживая ее нажа-той, нажимает вторую и т.д., затем отпускает все нажа-тые клавиши. Клавиша <Enter> (“входить”, “вводить”) использу-ется как подтверждение чего-либо; обычно ее нажимают при завершении набора команды, при завершении набора строки или абзаца в редакторе, при выборе нарисованной на экране кнопки и т.д. Клавиша же <Esc> (escape – “бежать”, “ускользать”) служит для отказа от чего-либо: отказа от диалога, выхода из меню, справки или приложения и т.д. Клавиши от <F1> до <F12> называются функцио-нальныыми клавишами и служат для вызова какой-либо функции. В разных приложениях функции, вызывающиеся по нажатию одной и той же функцио-нальной клавиши, могут быть разными.


Слайд 41

42 Устройство клавиатуры С помощью клавиши <PrtScr> (<PrtScreen>, <PrintScreen> – “печать экрана”) можно распечатать на принтере или скопировать в буфер обмена содержимое экрана. Клавиша <ScrollLock> (“блокировка прокрутки”) практически не используется. Нажав клавишу <Pause> (<Break>), Вы можете приостановить работу компьютера до нажатия любой клавиши. Клавиши <Ctrl> (control – “управление”) и <Alt> (alternative – “альтернатива”) называются модифициру-ющими клавишами или клавишами-модификатора-ми и обычно используются в сочетании с другими клавишами для вызова каких-либо функций или команд. Для удобства работы на клавиатуре эти клавиши находятся в двух экземплярах – слева и справа.


Слайд 42

43 Устройство клавиатуры Клавиши <PgUp> (<PageUp> – “страница вверх”), <PgDn> (<PageDown> – “страница вниз”), <Home>, <End> и стрелки называются клавишами управления курсором и служат для перемещения курсора – какого-либо объекта, показывающего, в каком месте экрана Вы находитесь. Курсор может иметь вид символа подчерки-вания, закрашенного прямоугольника, окрашенной полоски, вертикальной палочки и т.д. Клавиши <PgUp> и <PgDown> перемещают курсор постранично. Клавиши <Home> и <End> перемещают курсор в начало и конец соответственно. Начало и конец чего – зависит от приложения; это может быть начало и конец строки, страницы, файла и т.д.


Слайд 43

44 Устройство клавиатуры На основной (алфавитно-цифровой) клавиатуре находятся клавиши для набора алфавитных, цифровых и других символов. Обратите внимание, что пробел тоже является символом. Символы вводятся в месте расположения курсора. Символы для русской раскладки клавиатуры обычно показаны красным цветом, для английской – черным. На рисунке символы русской раскладки находятся справа на клавише, символы английской – слева. Клавиши, по которым можно переключить рас-кладку клавиатуры, для разных драйверов разные и зависят от настройки программ-драйверов клавиатуры.


Слайд 44

45 Устройство клавиатуры Клавиша <Shift> служит для изменения (shift) регистра и нажимается в сочетании с какой-либо символьной клавишей. Для алфавитных символов будут набираться заглавные буквы, для неалфавитных символов – тот символ, который написан в верхнем ряду клавиши. Этих клавиш на клавиатуре – две. Клавиша <CapsLock> (capitals lock) служит как бы защелкой верхнего регистра только для алфавитных символов. При нажатии на эту клавишу загорается светодиод с тем же названием; это означает, что теперь алфавитные символы (латиница и кириллица) будут набираться на верхнем регистре. Если светодиод CapsLock включен, то набирается символ верхнего регистра, при нажатии сочетания клавиш <Shift-символ> набирается символ нижнего регистра. Если же светодиод CapsLock не светится, то в обычном режиме набирается символ нижнего регистра, а при нажатии сочетания клавиш <Shift-символ> - символ верхнего регистра.


Слайд 45

46 Устройство клавиатуры С помощью клавиши <BkSpace> (<BackSpace>, стрелка влево) можно удалять набранные символы. <BkSpace> удаляет символы слева от курсора. Клавиша <Del> (<Delete>) используется для удаления символов, а в Windows и для удаления различных объектов. <Del> удаляет символы справа от курсора или символ над курсором.


Слайд 46

47 Устройство клавиатуры Клавиша <Tab> в текстовых редакторах (прог-раммах для набора и корректировки текста) используется для ввода символа табуляции (курсор перемещается сразу на несколько позиций). Клавиша <Ins> (<Insert> – “вставка”) в редакторах обычно переключает режим вставки (вновь набираемые символы как бы раздвигают уже существующий текст) на режим замены (вновь набираемые символы набираются поверх существующего текста, затирая его); в других приложениях ее функция зависит от приложения.


Слайд 47

48 Устройство клавиатуры На цифровой клавиатуре расположена клавиша <NumLock> (numbers lock), которая переключает режимы работы цифровой клавиатуры. Этой клавише соответствует индикатор с таким же названием. Если индикатор светится, то цифровая клавиатура работает в режиме ввода цифр. При большом объеме набора числовой информации удобнее пользоваться этой клавиатурой, чем цифрами в верхнем ряду основной клавиатуры. В другом режиме (индикатор не включен) цифровая клавиатура просто дублирует клавиши управления курсором и клавиши <Ins>, <Del> и <Enter>.


Слайд 48

49 Устройство клавиатуры В Windows для переключения раскладки клавиатуры чаще всего используют сочетание клавиш <Ctrl-Shift>. Русская раскладка Windows Shift-1 ! Shift-2 ” Shift-3 № Shift-4 ; Shift-5 % Shift-6 : Shift-7 ? Shift-8 * Shift-9 ( Shift-0 )


Слайд 49

50 Самостоятельная работа Для выполнения работы щелкните здесь левой кнопкой мыши


Слайд 50

51 Логическое устройство Операционная система общается с аппаратурой на физическом уровне. Пользователь и прикладные прог-раммы общаются с устройствами компьютера на логи-ческом уровне. Поэтому вводится понятие логического устройства или логического диска. Одно физическое устройство может быть представ-лено одним или несколькими логическими устрой-ствами. Например, дискета в дисководе – 1 физическое устройство = 1 логическому устройству, CD ROM – 1 физическое устройство = 1 логическому устройству.


Слайд 51

52 Логическое устройство Жесткий диск специальной программой может быть разбит на несколько логических дисков (их еще называют разделами или партициями – partition). C каждым разделом работают как с отдельным диском. Такое разбиение бывает удобно при установке на одном компьютере двух ОС, или для такого деления – один диск для системных программ, другой для прикладных или же, если компьютером пользуется несколько человек, каждому пользователю можно выделить по логическому диску. Таким образом, 1 физическое устройство - жесткий диск - может быть представлено несколькими логическими устройствами (логическими дисками)


Слайд 52

53 Имена логических устройств LPT1, LPT2 и т.д. – имена параллельных портов COM1, COM2 и т.д. – последовательные порты PRN (синоним порта LPT1) – т.к.принтер обычно подключается к этому порту AUX – синоним порта COM1 NUL – пустое устройство CON – синоним консоли (клавиатуры при вводе или монитора при выводе) Имена имеют и логические диски. Имя диска состоит из двух символов – латинской буквы и символа двоеточия. Например, A: C: J: Z:


Слайд 53

54 Имена логических устройств Имена A: и B: зарезервированы для диско-водов. Как определить, какой из дисководов A:, а какой B:? Надо вставить дискету в дисковод и обратиться к диску A: Если загорится индикатор у дисковода с дискетой, то имя определено правильно. Если загорится другой индикатор, то к данной дискете следует обращаться по имени B: Следующие буквы алфавита – это имена всех логических дисков жесткого диска и только потом имена CD ROM и других накопителей (если они есть) и, наконец, имена сетевых дисков (логических дисков компьютеров, доступных по сети) в любом порядке.


Слайд 54

55 Пример имен логических устройств


Слайд 55

56 Ф а й л Информация хранится на дисках в виде файлов. Файл – это совокупность данных (в том числе и пустая), имеющая имя. В файлах хранятся тексты документов, картинки, тексты программ, программы в двоичном коде. Часто файлы делят на текстовые, состоящие из строк символов, и двоичные. Текстовые файлы, содержащие только символы с кодами нижней части таблицы ASCII, называются ASCII-файлами. Имя файла состоит из двух частей: собственно имени файла и расширения. Имя от расширения отделяется символом точки. Расширение может отсутствовать. имя_файла = имя [ . расширение]


Слайд 56

57 Р а с ш и р е н и е Цель расширения – описать содержание файла. По расширению ОС определяет назначение файла, программу, которая его создала, и может производить с этим файлом определенные действия. Расширения файлам обычно дают те программы, которые их создают. Расширения же у текстовых файлов, созданных пользовате-лями, могут быть любыми и даже вообще отсутствовать.


Слайд 57

58 Стандартные расширения EXE (executable), COM (command) – программы (исполняемые файлы) BAT (batch) – пакетные файлы (текстовые файлы, текст которых состоит из команд MS DOS) TXT –текстовые файлы SYS – системные файлы DBF, NTX, CDX – файлы баз данных ARJ, RAR, ZIP – файлы-архивы WMF, PCX, BMP, JPG, TIF, GIF, CDR – графические файлы различных форматов


Слайд 58

59 Стандартные расширения LNK (link) – ярлык для вызова Windows-приложений PIF (program information file) – ярлык для вызова MS DOS-приложений WAV – текстовые файлы WAV AVI – системные файлы AVI (Audio-Video-Interlaced) RTF – документы универсального текстового формата RichTextFormat HTM, HTML Web-страницы


Слайд 59

60 Стандартные расширения документов MS Office DOC, DOT – документы и шаблоны текстового редактора Word XLS, XLT – документы и шаблоны редактора электронных таблиц Excel PPT, POT – документы и шаблоны редактора презентаций PowerPoint MDB, MDZ – базы данных и шаблоны СУБД Access


Слайд 60

61 И м я ф а й л а В качестве имени файла нельзя использовать имена портов – LPT1, LPT2, LPT3, LPT4, COM1, COM2, COM3, COM4, PRN, AUX, NUL, CON. Если файл носит имя порта, и у него есть расширение, то это расширение игнорируется. Например, имя NUL.TXT, NUL и NUL.DOC будут значить одно и то же – имя пустого устройства NUL. Но в расширениях имена портов вполне допустимы. Например, могут быть файлы с именами FILE.PRN, FILE.NUL и т.д.


Слайд 61

62 Имя файла в MS DOS В именах файлов используются: цифры латинские буквы (регистр не важен) символы _ – $ # & @ (собака или коммерческое “ат”) ! % ( ) { } ‘ ^ ` ~ (тильда) символы ? * , . + = “ : ; [ ] < > | \ (обратный слэш) / (слэш) и пробел русские буквы Не используются


Слайд 62

63 Имя файла в Windows Длина имени файла (вместе с расширением) не более 255 символов. Длина расширения не ограничена 3 сим-волами. Но полное имя файла должно иметь длину не более 260 символов. В именах файлов не используются символы ? * “ : < > | \ (обратный слэш) / (слэш) Т.к. точки в имени файла разрешены, то расширением считаются символы после последней встречающейся точки. Прописные и строчные буквы различаются при созда-нии файла, но при обращении к файлу регистр игнориру-ется. Например, если создан файл с именем My Files.doc. Обращаться к нему можно и MY files.doc, и mY files.doc, и MY FILES.DOC, и my files.doc и т.п.


Слайд 63

64 Система коротких имен в Windows Короткое имя введено для совместимости с MS DOS. Если имя соответствует всем требованиям DOS, то короткое имя совпадает с именем Windows. Если же длина имени больше 8 символов и/или длина расширения больше трех символов, то имя будет сокращено до 6 первых символов и к нему добавятся два символа ~1 (~2, ~3 и т.д.), а расширение будет обрезано до 3 первых символов. Если в имени Windows встречаются символы, неподдер-живаемые DOS, то они будут заменены на _. Символы пробела и специальные символы (например, точка) про-пускаются. Заглавные буквы будут преобразованы в про-писные. Например


Слайд 64

65 Каталог Для систематизации файлов на диске их объединяют в каталоги (директории). Каталог можно сравнить с папкой. В папке хранятся документы одного содержания. Так и в каталогах хранятся файлы, объединенные каким-то смысловым признаком. В каталоге могут находиться не только файлы, но и каталоги. Каталог – это тот же файл, но только специального вида, в котором записаны имена файлов и каталогов, в него входящих, сведения о размерах и времени их создания или последнего изменения. Требование к именам каталогов такие же, как и к именам файлов, но обычно в имени каталога расширение не используется.


Слайд 65

66 Каталог На каждом диске имеется главный или корневой каталог (его имя – “\”), создать и удалить этот каталог сам пользователь не может. Кроме того, в отличие от обычных каталогов размер и расположение на диске корневого каталога фиксированы. Например, A:\ – корневой каталог дискеты, D:\ – корневой каталог диска D. Если в каком-то каталоге находятся вложенные в него каталоги (их могут называть подкаталогами), то для этих вложенных каталогов этот каталог является родительским (или надкаталогом). Получается иерархическая структура каталогов, которую нагляднее всего представить в виде дерева. Каталог, с которым в настоящее время работает пользователь, называется текущим.


Слайд 66

67 Путь и полное имя Чтобы указать маршрут поиска файла на диске, вводится понятие пути. Путь – это последовательность имен каталогов при движении от текущего или корневого каталога. Имена каталогов разделяются обратным слэшем “\”. Полное имя файла или каталога, которое указывает, в каком месте какого диска находится файл или каталог: путь \ имя_файла_или_каталога Например, C:\FAR\Addons – путь к содержимому каталога Addons или полное имя каталога Addons A:\ – путь к содержимому корневого каталоги дискеты или полное имя корневого каталога дискеты C:\A\DIR – путь к содержимому каталога DIR или полное имя каталога DIR A:\a.txt – полное имя файла a.txt C:\DIR\Мой документ.doc – полное имя файла Мой документ.doc


Слайд 67

68 Дерево каталогов


Слайд 68

69 Атрибуты файла или каталога скрытый (Hidden) – файл, имя которого обычно не выводится на экран; системный (System) – файл принадлежит операци-онной системе; неархивный (Archive) – файл может быть обработан программой создания резервных копий; установлен практически у всех файлов; только для чтения (Read-Only) – файл, запись в который запрещена; каталог (Directory) – этот атрибут установлен у всех каталогов и не установлен у всех файлов; метка тома (Volume Label) – электронная метка тома.


×

HTML:





Ссылка: