'

Тема 1. Идея Единой Европы. Исторический аспект

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Тема 1. Идея Единой Европы. Исторический аспект


Слайд 1

Вопросы лекции 1. Развитие идеи Единой Европы: исторический аспект Идеи М. Сюлли, В.Пенна, И. Канта, Сен-Симона, Ж.-Ж.Руссо о единой Европе. «Проект Вечного мира». Федеративный принцип Прудона. Возникновение идеи единой Европы как политического явления. Панъевропейский союз. Р.Куденхов-Каллерги. А.Бриан. Планы франко-британского союза (Ж.Монне, 1940). Создание Бенилюкса (1943-44). Идеи о создании европейской федерации. А.Спинелли. Э.Росси. Манифест Вентотене. «Федеральный союз европейских народов после войны». Создание Европейского Союза федералистов. «Соединенные Штаты Европы» (У.Черчилль). Гаагский конгресс 1948 года. 2. Теоретические концепты Единой Европы Концепт континента свободы, Христианской Европы, Социальной Европы, концепт Европы, европейской идеи, Соединенных Штатов Европы


Слайд 2

Основные положения 1. В современной науке (как отечественной, так и зарубежной) не существует единого мнения насчет того, что именно представляет собой Европа и каковы ее истинные границы. 2. Различия в подходах к определению: географический, геополитический, экономический, социологический, религиоведческий, культурологический, этнографический, лингвистический, расовый или демографический. 3. Различия в подходах к определению исторических рамок «европейской идеи»: До 1945 года; послевоенная интеграция в рамках Европейских сообществ; т.н. всеобщая история Европы – отправной точкой может быть и первобытное общество (в отечественной традиции), и упадок Древнего мира (IV-V вв.), и раннее Средневековье (VIII в.).


Слайд 3

1. Развитие идеи Единой Европы в историческом аспекте 1.1 Поиски европейской идентичности в Древнем мире и Средневековье 1. Фукидид, вторая половина V века до н.э., упоминает имя "Европа" лишь дважды: указывая, что персы покинули Европу после сражения 479 года, и описывая царство скифов как самое большое в Европе. 2. Гиппократ : "О воздухах, водах и местностях" выдвигает оригинальную концепцию Европы как «континента свободы» 3. Греческая концепция Европы как «континента свободы» весьма рано потеряла актуальность – в связи с зарождением евразийской идеологии в трудах Аристотеля, а также с преобладавшими взглядами эллинов, римлян и иудеев на положение Европы в Древнем мире. В Римской империи Европа уже никем не воспринималась ни как «континент свободы», ни как некое самостоятельное геополитическое пространство


Слайд 4

1.1 Поиски европейской идентичности в Древнем мире и Средневековье «Римская идея» - это идея мирового государства, обеспечивающего всеобщий мир и порядок. В истории Европы эта идея неоднократно находила реальное воплощение, причем как в собственно имперских государственных структурах, так и в форме теократии. Среди имперских вариантов «римской идеи» следует назвать: концепцию «второго Рима» как идеологического фундамента Византийской империи, концепцию «Новой Европы» (империи Каролингов), идею «Священной Римской империи германской нации». концепцию «Москва - Третий Рим», национал-социалистическую доктрину «Третьего Рейха», «Pax Americana», «Pax Europa».


Слайд 5

1.1 Поиски европейской идентичности в Древнем мире и Средневековье Пьер Дюбуа, 1310, трактат «О возвращении Святой земли»: создание Совета христианских суверенов для предотвращения войн, разрешения споров при помощи международного арбитража, признавая римского папу в качества последнего арбитра Герцог де Сюлли, 1638, предложил «Великий проект» совещательного органа для 15 христианских государств для сохранения мира и торговли на континенте Уильям Пенн, 1694, «Трактат относительно настоящего и будущего в Европе, достигаемого учреждением Европейской Ассамблеи, Парламента и Государства», впервые идея – объединенные институты общеевропейского союза должны обладать определенными правами в отношении государств де Сен-Пьер (1658-1743), французский аббат, дипломат и философ,опубликовал свой «Проект вечного мира в Европе» в Утрехте, в 1712 году:исторический очерк федеративных форм в Европе и предпринял попытку обосновать истоки европейской общности (среди прочего назывались и законы Юстиниана, и Священная Римская империя); впервые четко сформулировал тезис о равновесии сил как основополагающем принципе европейского устройства. В поддержании же равновесия, согласно Сен-Пьеру, исключительно важная роль принадлежит дипломатии


Слайд 6

1.1 Поиски европейской идентичности в Древнем мире и Средневековье Выводы 1. Все проекты, трактаты были обращены к руководителям держав, никогда не получали поддержки 2. Носили абстрактно-теоретический характер ( цель «вечный мир» и т. п) 3. Имели ряд общих составляющих элементов: объединение государств, подчинение решениям Сената, Сейма, арбитражное разрешение конфликтов, обеспечение безопасности


Слайд 7

1.2 Проекты «Единой Европы» в 20 веке 1. 1923 Р.Куденхов- Калерги: призыв создать Соединенные Штаты Европы, Европа как самостоятельная политическая и экономическая единица 2. 1926 Создание Паневропейского союза (Видна, 24 страны) 3. 1927 А.Бриан «Меморандум об организации европейского федерального союза» (впервые используются понятия «единый рынок», «таможенный союз», «движение товаров, капиталов и граждан» и др.) 4.1935 Первый международный конгресс в защиту европейской культуры, проходящий в Париже ( создание единого антифашистского фронта)


Слайд 8

1.2 Проекты «Единой Европы» в 20 веке 4. 1941 Манифест Вентотене (остров, на котором отбывали наказание деятели итальянского Сопротивления А. Спинелли, Э. Росси): после сражения Франции и Германии …государство-нация…должно было преобразоваться в основу европейского единства 5.1942 в статье «Combat et revolution» участники французского Сопротивления предложили создать Соединенные Штаты Европы 6. 1942 Глава польского правительства в эмиграции В. Сикорский: проект «Европейского Сообщества», в том числе путем частичного отказа от суверенитета стран в пользу будущего Сообщества


Слайд 9

1.2 Проекты «Единой Европы» в 20 веке 7. 1943 Тегеранская конференция: идеи объединенной Европы не были поддержаны Тройкой, что и стало главным препятствием на пути реализации данного проекта 8. 1943 Европейское движение федералистов (участники Движений сопротивления Франции и Италии), 1944 – Декларация о создании Федерального союза европейских народов 9. 1944 Тройственный таможенный союз – Бенилюкс 10. 1946 У. Черчилль, Цюрихский университет: «Мы должны построить что-то вроде Соединенных Штатов Европы… Встань, Европа!» 11. 1948 Гаагский конгресс европейских движений: «Послание к европейцам», создание Совета Европы, Европейской конвенции по правам человека, Суд по правам человека


Слайд 10

2. Теоретические концепты Единой Европы Географически Европа представляет собой субконтинент евразийского материка, отличающийся разнообразием ландшафтов и климатических зон, а также сильно изрезанной береговой линией и обилием рек. На севере, западе и юге Европа имеет естественные морские границы. На востоке границей Европы в разное время считались различные рубежи: горы, реки, государственные границы. Самый распространенный на сегодня вариант в западной научной литературе: Уральский хребет, река Урал, Кавказский хребет. В отечественной научной литературе преобладает следующая точка зрения: восточные предгорья Урала, река Эмба, реки Кума и Маныч.


Слайд 11

3. Теоретические концепты Единой Европы Древнейший концепт единой Европы - «континент свободы», понимаемый: 1) как пространство, где обеспечены права и свободы человека или противоположное 2) позднее возникшее понимание – «континент, свободный от чужеземных завоевателей». Концепция Европы как «континента свободы» появилась еще в эпоху греко-персидских войн, около 424 г. до н.э. Гиппократ предпринял первую серьезную попытку определить таким образом общеевропейскую идентичность.


Слайд 12

Концепт единой Европы – «континент свободы» Выводы: 1. В результате деятельности просветителей в XVIII в. Европа почти повсеместно стала восприниматься как континент свободомыслия и прогресса, противостоящий «азиатской» отсталости и деспотизму. 2. Концепт «континента свободы» сохраняет актуальность для сторонников атлантической интеграции и либералов, объединенных на европейском уровне в Альянс демократов и либералов за Европу («третья сила» в Европарламенте). 3. С точки зрения либералов, современная Европа противостоит миру ислама в качестве светской системы власти (где церковь отделена от государства), не допускающей ограничений свободы личности, слова и печати. Либералы являются лишь «третьей силой» в современном Евросоюзе, однако они пользуются активной поддержкой со стороны США. 4. В связи с этим – основной критерий расширения ЕС – соблюдение прав человека и основных свобод в странах- кандидатах.


Слайд 13

Концепт «Христианской Европы». 1. По времени появления (но важнейшим по сути) следует считать концепт «Христианской Европы». 2. В современной Европе три четверти (75,2%) населения исповедует христианство (из них 39,2% - католики, 21,7% - православные, 14,3% – протестанты). 3. В южной, юго-западной и центральной частях Европы преобладает католицизм, в восточных и юго-восточных – православие, в северной части – протестантизм. Являются атеистами (или не принадлежат ни к какой религии) 17,8% населения. На ряде территорий востока (Татарстан, Башкортостан, европейская часть Казахстана) и юго-востока Европы (Босния, Албания, европейская часть Турции) доминирует ислам суннитского толка, а в Калмыкии – буддизм в форме ламаизма. Во Франции, Германии, Испании, Бельгии и некоторых других странах-членах ЕС насчитывается около 8 миллионов мусульман. 4. Таким образом, несмотря на светский характер современной европейской государственности, христианство вполне сохраняет позиции важнейшей религии на континенте.


Слайд 14

Концепт «Христианская Европа» 5. В средние века Европа фактически отождествлялась с Христианским Миром (в пределах Евразии), противостоящим миру ислама. «Интеграция» - это, кроме всего прочего, обретение утраченного единства. 6. Европейская «Христианская республика» во главе с папой Римским была фактом истории, однако Ватикан в современной Европе уже не способен играть роль главного «интегратора». При этом отцы-основатели ЕС (Ж.Моннэ и Ж. Делор), а также многие другие лидеры исторического процесса объединения Европы (Р. Шуман, К. Аденауэр, А. де Гаспери и т.д.) были католиками, а принцип субсидиарности был прямо заимствован из учения Римско-Католической Церкви. 7. Сейчас концепт Христианской Европы все еще сохраняет актуальность для Ватикана и довольно многочисленных христианских демократов, объединенных на европейском уровне в самую большую группу Европарламента - Европейскую народную партию. 8. Основной критерий расширения ЕС – религиозный фактор (преобладание христианского населения в странах-кандидатах). С этой точки зрения полноправное членство Турции в ЕС недопустимо


Слайд 15

Концепт «Социальная Европа» 1. Концепт «Социальной Европы» зародилась в XIX в. в среде революционных демократов, республиканцев и социалистов. 2. Окончательную форму данный концепт приобрел только во второй половине ХХ в. в ходе западноевропейского интеграционного процесса. 3. В качестве наиболее «современного» способа определения европейской идентичности выдвигается второй по численности группой Европарламента – Европейской социалистической партией. 4. Основной критерий расширения ЕС – уровень социально-экономического развития страны-кандидата (ВВП на душу населения). С этой точки зрения Молдова в ближайшее время не может войти в ЕС.


Слайд 16

Концепт «Единая Европа» 1. Различные политические группировки в разное историческое по-своему интерпретировали концепт Европы, и каждая из них имела собственные представления о том, чем Европа была и чем она должна быть. 2. Основное же различие, на наш взгляд, состоит в том, что после провала первой попытки объединения Европы «огнем и мечом» в европейских странах возобладала национальная идея, а после провала второй – наднациональная.


Слайд 17

Концепт «Соединенных Штатов Европы» Концепт «Соединенных Штатов Европы», известный с первой половины XIX в.,отражает стремление к созданию полноценной европейской федерации. Был использован самыми разными политическими силами Сегодня призыв создать СШЕ внутри ЕС означает желание придать институционный характер объединенной Европе.


Слайд 18

Европа? Д. Хэй полагает, что окончательное осознание понятия «Европа» произошло в 1796 г., когда Эдмунд Бёрк написал: «Всякий европеец у себя дома в любой части Европы».


Слайд 19


×

HTML:





Ссылка: