'

Концепция курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и его методическое сопровождение

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Концепция курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и его методическое сопровождение


Слайд 1

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" - 20 учебников по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Учебники по ОРКСЭ в этом Федеральном перечне учебников не указаны. Базовыми учебниками остаются учебники издательства "Просвещение", реализующие программу А.Я. Данилюка для учащихся 4 класса: Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2011. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. М.: Просвещение, 2011. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы буддийской культуры. М.: Просвещение, 2011. 80 стр. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы иудейской культуры. М.: Просвещение, 2011. 95 стр. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы мировых религиозных культур. М.: Просвещение, 2011. Бондаренко Л.И., Перов В.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы светской этики. М.: Просвещение, 2011.


Слайд 2

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс. М.: Просвещение, 2011. 95 с. Эмблема курса: дерево в круге Символы курса: государственный флаг РФ, Московский кремль, счастливые и дружные дети


Слайд 3

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф., Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4 класс М.: Просвещение, 2011. 80 стр. Слово "ислам" в переводе с арабского языка означает "мир", "умиротворённость", "покорность", "предание себя Богу". Уже само название этой религии указывает на особенность ислама – строгое следование верующих заветам бога Аллаха.


Слайд 4

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. Учебник. 4 класс. М.: Просвещение, 2012. 80 с. Эмблема УМК: дерево в круге Символы УМК : государственный флаг РФ. Московский кремль. Дети. Семья.


Слайд 5

Бондаренко Л.И., Перов В.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики. М.: Просвещение, 2011.63 стр. Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.


Слайд 6

Выбор учебника должен учитывать особенности организации образовательного процесса в начальной школе, где обучение ведётся по одиннадцати УМК, из которых в Тюменской области реализуются четыре, и в каждом из них создаются учебники по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России": 1. УМК "Школа 2100", издательство "Баллас": Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник М.: Баллас, 2012. 80 стр. Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И.. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 класс. Учебник М.: Баллас, 2012. 128 стр. 2. УМК "Образовательная система Л.В. Занкова", научный руководитель Н.В. Нечаева, издательство "Фёдоров" (Самара): Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Я в мире людей. 4 класс. В 2-х частях. Ч. 1. Самара: Издательский дом "Фёдоров". 3. УМК "Перспективная начальная школа", научный руководитель Р.Г. Чуракова, издательство "Академкнига/учебник"; 4. УМК "Начальная школа ХХI века", научный руководитель Н.Ф.Виноградова, издательство "Вентана-Граф": Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011. 160 стр.


Слайд 7

Бунеев Рустэм Николаевич, Данилов Дмитрий Даимович, Кремлёва Ирина Игоревна. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник М.: Баллас, 2012 г. Серия: Школа 2100 Страниц: 80 Размеры: 26,8 x 20,5 см Предмет: основы духовно-нравственной культуры народов России. ФГОС второго поколения. Глава 1. КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА? - раскрывается смысл основных этических категорий – добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие. Глава 2. КАКОВЫ ИСТОКИ ПРАВИЛ МОРАЛИ? – раскрывается смысл семьи, национальности, религии, атеизма Глава 3. КАКИЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ В ШКОЛЕ? - этические правила и нормы школьных коллективов.


Слайд 8

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5-й класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений /. - М. : Баласс, 2012. - 128 с., ил. Образовательная система Школа 2100. Глава 1. Что такое хорошо и что такое плохо. 1.1. Сокровища нравственности 1.2. Доброе слово и доброе дело. 1.3.строитель своей души. Глава 2. Какие правила мужские, а какие женские? 2.1 Образцы мужского поведения 2.2. Образцы женского поведения. Глава 3. Что можно и что нельзя людям разных призваний? 3.1. Кодексы чести разных профессий. 3.2. Порядочность истинного интеллигента. 3.3. Мир добрых соседей. Глава 4. Что хранит многоликую Россию? 4.1 – 4.2 Чувство родной страны. Проблемы (основные вопросы) уроков. Словарь


Слайд 9

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М:, 2011 г. 160 с., ил. УМК Школа 21 века. Глава 1. Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Как всё начиналось. Древняя Русь Как всё начиналось. Народы Поволжья. Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа Как всё начиналось. Народы Сибири Русский язык – государственный язык России. Глава 2. Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Глава 3. Культура, рождённая религией.. Традиционные религии народов России Глава 4. Народные и религиозные праздники Глава 5. Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. ФГОС второго поколения


Слайд 10

Работа с обложкой учебника: Здравствуйте, Я – ваш новый учебник! Выделяем элементы обложки и выясняем их смысл (УУД смыслоопределения) Символы учебника: дети, книга, паспорт гражданина России, Москва – Кремль, Красная площадь, Покровский собор (собор Василия Блаженного), колокола, монумент победы в великой Отечественной войне, бабочка. Обсуждаем новый предмет: о чём пойдёт речь на уроках ОРКСЭ? УУД: классификация – разделите символы учебника на группы: природа и культура культура религиозная и культура светская УУД постановки и решения проблемы: Почему моё Я соприкасается с бабочкой? Человек – часть природы. Бабочка – символ души


Слайд 11

Свои УМК по курсам ОРКСЭ и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" выпустили издательства: * "Русское слово" – учебники этого издательства ориентируются на идеи УМК "Школа России" и входят в новую систему учебников для четырёхлетней начальной школы "Начальная инновационная школа": Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО "ТИД Русское слово – РС" . 2011.128 стр. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственнойкультуры народов России: Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: "ООО Русское слово – учебник". 2012. 160 стр. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственнойкультуры народов России: Основы светской этики. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: "ООО Русское слово – учебник". 2012. * "Дрофа" – учебники этого издательства придерживаются идей УМК "Классическая начальная школа" и реализуют программу "РИТМ: Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление", в рамках которой на основе концепции Т. Д. Шапошниковой вышли учебники:


Слайд 12

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур народов России. Учебник. 4 класс. М: Русское слово. 2011 Комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий. Общеобразовательный, светский характер курса. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Слайд 13

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ а Курс «Основы духовно- нравственной культуры народов России». ФГОС второго поколения Студеникин М.Т. Основы светской этики. Учебник. 4 класс. М: Русское слово. 2011 Направлен на изучение основных категорий этики: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и многое др.


Слайд 14

Костюкова Т. А., Воскресенский О. В., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 класс (4 – 5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. 191 стр. Амиров Р.Б., Насретдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы исламской культуры. 4 класс (4 – 5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы буддийской культуры. 4 класс (4 – 5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы иудейской культуры. 4 класс (4 – 5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Амиров Р. Б., Воскресенский О. В., Горбачева Т. М., Китинов Б. У., Малышев Б. А., Пропирный Н. Г., Савченко К. В., Сергазина К. Т., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных  культур. 4 класс (4 – 5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. 197 стр. Шемшурин А. А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н., Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4 – 5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. 174 стр.


Слайд 15

Т. А. Костюкова и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 класс. Учебник + электронное приложение. М.: Дрофа, 2012 г. 192 стр. Размеры: 17,0 x 24,0 см. УМК Т. Д. Шапошниковой и др. Эмблема УМК: круг РИТМ – Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление Символы УМК: культовые сооружения (храм, мечеть, синагога). Фреска Рафаэля "Афинская школа ". Ватикан, 1510 – 1511 гг.


Слайд 16

Амиров Радик Басырович, Воскресенский Олег Владиславович, Горбачева Татьяна Михайловна, Китинов Баатр Учаевич, Малышев Борис Александрович, Пропирный Николай Григорьевич, Савченко Ксения Владимировна, Сергазина Карлыгаш Толегеновна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных  культур. 4 класс. Учебник + электронное приложение. 200 стр. М.: Дрофа, 2012 г. Размеры: 17,0 x 24,0 см. В УМК входит рабочая программа и методическое пособие, содержащее комментарии ко всем урокам. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.


Слайд 17

А. А. Шемшурин и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс. Учебник. 176 с. М.: Дрофа, 2012. Размеры: 17,0 x 24,0 см. Концепция УМК Т. Д. Шапошниковой. Учебник + электронное приложение. Эмблема УМК: круг РИТМ – Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление Символы УМК: фреска Рафаэля "Афинская школа ". Ватикан, 1510 – 1511 гг.


Слайд 18

В Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году вошли также следующие учебники по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России": ¦ УМК "Гармония" – Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России: Основы светской этики и мировых религиозных культур. Учебник для 4 класса. Смоленск: издательство "Ассоциация XXI век".2012. Ворожейкина Н.И. Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы светской этики и мировых религиозных культур. 5 класс. Смоленск: Ассоциация 21 век. 2012. ¦ Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012. Г. М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012. ¦ УМК "Планета знаний", научный руководитель А.А. Плешаков  – Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики. Учебник для 4 класса. М.: Астрель, 2012. 128 стр. Желательно выбрать учебник "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее ОДНК народов России) из учебно-методического комплекта, по которому учащиеся занимаются с 1-го класса.


Слайд 19

Ворожейкина Н.И. Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы светской этики и мировых религиозных культур. 4 класс. Смоленск: Ассоциация 21 век. 2012. УМК  "Гармония" для 4-летней начальной школы . Предметная линия "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Авторы учебника: кандидат педагогических наук Ворожейкина Наталия Ивановна, кандидат географических наук Заяц Дмитрий Викторович.


Слайд 20

Ворожейкина Н.И. Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы светской этики и мировых религиозных культур. 5 класс. Смоленск: Ассоциация 21 век. 2012.


Слайд 21

Ворожейкина Н. И. Рабочая тетрадь к беседам по истории России `Наша Родина и современный мир`. 4 класс. Смоленск Изд-во Ассоциация 21 век. К учебнику: Н.И.Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова, Д.В.Заяц Наша Родина и современный мир. Беседы о России. Смоленск Изд-во Ассоциация 21 век.


Слайд 22

Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики. Учебник для 4 класса. Издательство: Астрель, 2012 .128 стр. УМК "Планета знаний" 


Слайд 23

Г. М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. Мнемозина


Слайд 24

Г. М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. Мнемозина, 2012


Слайд 25

Г. М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. Мнемозина, 2012 Продолжение учебника Гогиберидзе Г. М. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» (М., «Мнемозина», 2012 Методическое сопровождение к учебнику — «Программа и тематическое планирование к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Г. М. Гогиберидзе, М. «Мнемозина», 2012. 


Слайд 26

Г. М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. Мнемозина. 2012


Слайд 27


Слайд 28


Слайд 29

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей (извлечение из ФГОСа второго поколения): Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России": готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни


Слайд 30


Слайд 31

Закон Российской Федерации «Об образовании» и президентская образовательная инициатива «Наша новая школа» определяют духовно-нравственное воспитание учащихся одной из основных задач современной школы. Сайт журнала "Этическое воспитание" http://etika.narod.ru/ Журнал "Этическое воспитание" является методическим пособием, ориентированным на комплексное использование системы этического воспитания. Журнал выходит по подписке 2 раза в полугодие. Главный редактор - Шемшурина А. И., д.п.н., лауреат премии Президента РФ в области образования. 


Слайд 32

Журнал "Этическое воспитание" содержит следующие рубрики: Этические вопросы воспитания: теоретический раздел, содержит концепции этического воспитания; подходы к проблемам этического воспитания; внедрение уроков этики в учебно-воспитательный процесс; анализ современного состояния воспитательного процесса в школе. Мастерская опыта: методические рекомендации к урокам этики и этическому воспитанию в школе; модели построения уроков этики. Педагогический практикум межрегионального объединения "Этическое воспитание школьников": этические диалоги с детьми, родителями, педагогами, сценарии этических праздников. Этика детям:детский словарь по этике и диалоги со школьниками. Страница психолога: анализ детского поведения, воспитательных воздействий на детей; советы педагогам и родителям. Этика родителям:  материалы об этическом воспитании в помощь родителям. Этика педагогам:  материалы об этическом воспитании в помощь педагогам. Хрестоматия по этике: этический диалог на основе хрестоматии. Вечные истины: разработки занятий в младшей школе по курсу "Азбука вечных истин" и этических занятий в 10 классе по курсу "История развития этической мысли«. В мире этической мысли: высказывания древних философов. Доска объявлений: реклама.


Слайд 33

Планируемые результаты изучения курса ОРКСЭ Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание уважения к истории и культуре всех народов; Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Слайд 34

Планируемые результаты изучения курса ОРКСЭ Предметные результаты: Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Слайд 35

Планируемые результаты изучения курса ОРКСЭ Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Адекватное использование речевых средств и средств ИК-технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; Умение вести информацион. поиск для выполнения учебных заданий; Овладение навыками смыслового чтения текстов, построения речевых высказываний в соответствии с целями коммуникации; Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям; Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведении окружающих.


Слайд 36

Отработка базовых понятий курса ОРКСЭ Религиозная культура - часть духовной культуры, порожденная религиозными запросами людей и призванная удовлетворять эти запросы. Компоненты религиозной культуры: 1. Религиозная мораль, религиозные нравственные учения 2. Религиозная философия 3. Религиозное искусство – живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка 4. Религиозные организации и ритуалы 5. Народные традиции, связанные с религией


Слайд 37

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ как источники нравственности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество


Слайд 38

Извлечение из ФГОСа начального общего образования, 2009 г. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): Любящий свой народ, свой край и свою Родину; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Слайд 39

Три кита – основания, на которых строится УМК нового предмета ОРКСЭ Природосообразность: учёт особенностей возраста обучающихся Объединение, а не разъединение Культурологический подход


Слайд 40

И еще золотая рыбка !!! СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКОВ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывает: КОММУНИКАТИВНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА, РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, опору на личный опыт ребенка, обращение к его эмоциональной сфере, рефлексию, общий позитивный настрой – такой же, как этот кит Учебники представляются в диалоговом режиме ВСЕ ЭТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТА.


Слайд 41

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об изменениях в Стандарте начального общего образования 2004 г. Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Модуль "Основы православной культуры" Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы. фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.


Слайд 42

Модуль "Основы православной культуры" Тема "Православный храм и другие святыни" Сценарий урока "Православный храм" Цель урока: развитие знаний учащихся о православном храме, его предназначении и устройстве. Задачи урока: показать учащимся с предназначением и устройством православного храма; познакомить учащихся с православными храмами Тюменской области (региональный компонент урока); осветить культуру поведения в православном храме. Ход урока. Вызов урока: актуализация знаний о православном храме. Какие ассоциации возникают у вас при слове "храм"? (красота, иконы, свечи, моление, пение и т.д.). Что означает слово "храм"? Назовите слова, схожие по значению со словом "храм". (церковь, собор). Есть ли различие между понятиями "храм", " церковь", "собор"? Обоснуйте свой ответ.


Слайд 43

Храм – русское слово, происходящее от древнерусского слова "хоромы", т.е большой дом. Церковь – греческое слово, означающее "дом Господа". Собор – русское слово, происходящее от слова "собираться«. Слова "храм", "церковь", "собор" означают здание, предназначенное для богослужений. В этом их значения совпадают. Но понятие "храм" имеет еще одно важное значение: обозначает место, вызывающее почтение, благоговение, трепет. Слово "церковь" также имеет своё особое значение: обозначает общность последователей какой-либо религии. Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может молиться, раскаиваться в своих грехах и просить о заступничестве. В храме происходит общение верующих, идёт их воспитание и наставление на путь истинный. Собор – большой храм, где собирается много людей. Церковь, наоборот, – небольшой храм. Статус церкви можно определить по количеству куполов. Если культовое сооружение имеет 3, 5, 7, 11 или  12, 13 куполов, то это храм. Если куполов меньше трех, то это церковь. Такое разделение пошло со времени возникновения христианства. Первые христианские церкви представляли собой собрания  в обычном доме, где верующие вкушали пищу, вели религиозные беседы, читали молитвы.  Храмы выглядят более величественно, чем церкви, и располагаются в главных местах города.


Слайд 44

Таким образом, мы выяснили, что: Храм, собор и церковь – это здания для богослужений. А церковь – ещё и община единоверцев. Храм по размеру больше церкви, он имеет не менее трёх куполов. Храм может иметь несколько алтарей с престолом, а в церкви – один алтарь.


Слайд 45

Легенда о ладони Ангела Осенью 1620 г., в Тобольск приехал первый архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан. В дороге, под монотонное покачивание повозки Киприан задремал. И явился ему во сне ангел, который накрыл своей светящейся ладонью нижний город и велел построить там храмы так, чтобы они повторили её очертания. Ангел обещал, что тогда снизойдёт на город Благодать Божия и талантливые люди здесь будут рождаться – «Богом поцелованные». Так и произошло. По следу на ладони ангела одна за другой были построены в Тобольске храм: Крестовоздвиженская Пятницкая Рождественская Благовещенская Захария и Елизаветы Михаила Архангела Богоявленская И вспыхнули они, как искры Божьи на священной ладони. Не успели построить храм только на символическом мизинце. И другая ветвь христианства исполнила в ХХ веке пророческий сон Киприана: был построен католический Троицкий храм, завершивший рисунок «Ладони ангела» в Тобольске.


Слайд 46

1 2 3 4 5 6 7 8 Пятницкая Крестовоздвиженская Рождественская Благовещенская Захария и Елизаветы Михаила Архангела Богоявленская Троицкий костёл «Подобен сибирский град Тоболеск ангелу! На длани (ладони) – нижний посад. Этот ангел является всей Сибири радожителем и изрядное украшение, и с иноземниками мир и тишина». С.У. Ремезов. Вопросы: Что такое радожитель? Объясните выражение: «с иноземниками мир и тишина».


Слайд 47

Софийско-Успенский собор в Тобольске. 1681 – 1686 гг. Первый, деревянный, храм Софии Премудрости Божьей построил в Тобольске первый Сибирский архиепископ Киприан, прибывший в Тобольск из Великого Новгорода. Новгородская София – символ Новгорода. Тобольская София – символ Сибири. . Первая София простояла в Тобольске почти 20 лет, и погибла в пожаре 14 августа 1643 г. Вторая деревянная София имела 13 глав и 12 приделов. Современники называли ее "Сибирским чудом". 29 мая 1677 г. храм сгорел. Третью Софию строили уже из камня.


Слайд 48

В 1710 г. по именному указу Петра I было выдано из казны 1000 рублей на устройство в Тобольской Софии нового резного иконостаса, который был прозван "дивным" за своё великолепие. В 1860 г. этот иконостас был заменен на новый, трёхъярусный, стоимостью 30 тысяч рублей.


Слайд 49

Из икон Тобольского Софийского собора наиболее знаменита икона Софии Премудрости Слова Божия. На ней София Премудрость Божья изображена в образе Божьей Матери, стоящей под семьстолпной сенью, над которой сверху было написано 7 слов: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость, Правда, Целомудрие, Мужество. В правой руке она держала скипетр, а в левой – зелёную ветвь с розовыми цветами. Над её головой помещена Соломонова надпись: «Премудрость созда себе храм, и утверди столпов седмь». На иконе были написаны также шесть пророков: Аарон, Исайя, Давид, Моисей, Даниил и Захария. Сверху был изображён Бог Отец, благословляющий обеими руками. По обеим сторонам от Бога Отца были написаны 7 архангелов: Михаил, Рафаил, Салафиил, Варахиил, Гавриил, Уриил и Егудиил. Над архангелами с правой стороны были написаны одиннадцать праотцов и Ной с ковчегом, одиннадцать мучеников, семнадцать преподобных старцев, семь святителей, шесть апостолов.


Слайд 50

Покровский собор в Тобольске возведён в 1746 г. возле колокольни Тобольской Софии. Этот небольшой тёплый собор, где церковная служба велась зимнее время, т.к. Тобольская София не отапливалась, был освящён во имя Антония и Феодосия Печерских. Своё нынешнее имя он получил только в 1867 г., когда на средства тобольского купца Николая Неволина к храму был пристоен северный придел. Покровский собор знаменит тем, что имеет 8 глав, и некоторые из них похожи на китайские пагоды. В нём хранится икона Божьей Матери, именуемая Тобольской. Она была списана с Черниговской иконы Божьей Матери в 1730-х годах.


Слайд 51

Каменный храм Михаила Архангела построен в Тобольске на средства прихожан в 1745 году. Замечательна ведущая на второй этаж закрытая лестница-галерея, построенная по типу церквей Русского Севера,. Особую привлекательность храму придает каменная ограда с металлической ажурной решеткой и вензелем «М-А» (Михаил Архангел), выполненная в формах, характерных для столичного елизаветинского барокко. 9 апреля 1797 г. в этом храме отпевали смолянку (выпускницу Смольного института благородных девиц) Елизавету Васильевну Рубановскую, жену А.Н. Радищева.


Слайд 52

Каменная церковь Семи Отроков Эфесских построена в Тобольске в 1776 г. на личные средства губернатора Д.И. Чичерина сержантом геодезии Андреем Абариным. Эта скромная кладбищенская церковь никогда не закрывалась для прихожан, даже в годы гонения на церковь. Правда, в 1930-х гг. священник и служители церкви были репрессированы и до 1943 г. храм стоял без батюшки. В церкви сохранился уникальный барочный иконостас XVIII века. Во всей Сибири таких только два (другой в Иркутске).


Слайд 53

Александровская часовня в нижней части Тобольска построена на пожертвования горожан в 1882 – 1887 гг. по проекту академика архитектуры А. Порланда, строителя знаменитого храма «Спас на крови» в Петербурге. В прошении городской Думе о разрешении строительства часовни тоболяки писали: «1 марта 1882 года истёк год со времени кончины монарха Александра Николаевича, царя-освободителя, всецело посвятившего себя на благо вверенного Ему Богом царства и народа. Все сословия России – истинные сыны её, преисполненные благодарности к великим и неоценимым заслугам императора на пользу и благоденствие народа, воздвигают храмы и часовни, сооружают памятники и бюсты. Нам, жителям Тобольска, также необходимо чем-либо увековечить страдальческую кончину 1 марта 1881 года императора Александра Николаевича и его пребывание в Тобольске 2 июня 1837 года». Часовня освящена в дни празднования 300-летия города Тобольска 2 июня 1887 г.


Слайд 54

В начале 1930–х  годов почти все православные храмы Тобольска лишились крестов. Вместо них на маковки поднимались знаки, утверждающие новую жизнь. Вместо креста на Александровской часовне оказалась модель самолета. В конце 1924 года предпринимались длительные перелёты молодой советской авиации. Одним из них явился перелет самолета марки «Юнкерс» по маршруту Свердловск – Тюмень - Тобольск – Тавда – Ирбит - Свердловск. В Тобольске прилет самолета ожидали в конце ноября, но сложные метеорологические условия отодвинули сроки до 5 декабря. Самолет и его экипаж пробыли в Тобольске 10 дней, вызывая особый интерес горожан. Если в центральной России самолет был уже не в диковинку, то в Тобольской глубинке он казался настоящим чудом. В 1925 году мастер Леготин изготовил точный макет самолета, который и был установлен на маковке Александровской часовни. В 1992 году была завершена реставрация Александровской часовни. 18 июля 1992 года произошло её повторное освящение.


Слайд 55

Храмы земли Тюменской: чудеса России Храм Захария и Елизаветы  в Тобольске – один из красивейших православных храмов в Сибири. Его построил тобольский мастер Андрей Городничев в 1758-1776 гг. по проекту, присланному из Санкт-Петербурга, и относящемуся к школе "короля" столичной архитектуры того времени В. Растрелли –строителя знаменитого Зимнего дворца и Смольного монастыря. Златоглавый двухэтажный храм Захария и Елизаветы имел 5 куполов и 6 престолов.


Слайд 56

Рождественская церковь в деревне Кугаево, Тобольский район. 1798 – 1806 гг. Расположена в 27 км от Тобольска на север по старому Уватскому тракту.


Слайд 57

29 мая 1798 г. крестьяне деревни Кугаево писали Тобольскому архиепископу Варлааму, что желают «вместо ветхой деревянной церкви построить новую каменную Христорождественскую церковь с приделом Пресвятой Богородицы на которое де построение наличной церковной казны имеется тысяча рублей, да сверх того и барка извести». Владыка дал своё дозволение, и в начале лета церковь начали строить. В 1806 г. Рождественская церковь в деревне Кугаево была освящена. В 1814 г. к ней сделан тёплый придел Благовещенья Пресвятой Богородицы. Пол церкви был устлан чугунными плитами. У алтаря чугунные плиты образовывали цветок лилии. В праздничные дни под колокольный звон стекался сюда народ из ближайших деревень. Колоколов имелось пять. Самый большой из них весил 21 пуд 12 фунтов (340,8 кг).


Слайд 58

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворённость души, бодрость тела и счастье от прикосновения к святому. В храме верующий человек ищет любви, защиты и благословения на добрые дела. Люди молятся об исцелении, помощи, об укреплении веры и наставлении на путь истинный.  


Слайд 59

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об изменениях в Стандарте начального общего образования 2004 г. Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Модуль "Основы исламской культуры" Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама


Слайд 60

Модуль "Основы исламской культуры" Введение в исламскую духовную традицию. Священная книга ислама – Коран (араб. чтение, передача). Коран состоит из 114 сур (глав), которые делятся аяты (стихи). В Коране 6200 аятов. Другая почитаемая книга в исламе – Сунна (араб. пример, дорога), жизнеописания и наставления пророка Мухаммеда. Сунна считается собранием норм поведения мусульман. Тех, кто признаёт Сунну священной книгой, называют суннитами. В современном мире около 80% мусульман – сунниты, 15% – шииты, 1% – хариджиты, остальные 4% – другие течения в исламе (салафиты, ваххабиты и пр.). Сибирские татары – сунниты. Сунна состоит из хадисов (араб. новость, рассказ), изречений пророка Мухаммеда и рассказов о нём.


Слайд 61

Тема: Столпы ислама и исламской этики Рука Фатимы, арабское название –"Хамса" ("пять") , раскрытая ладонь – символ пяти столпов ислама: веры, пятикратной молитвы, паломничества (хадж), поста, милосердия. Названа по имени единственной дочери пророка Мухаммеда. Говорят, что однажды Фатима помешивала еду на огне, а её муж Али вошел в дом с девушкой, на которой он только что женился (мусульманину разрешается иметь до четырех жен). Фатима, пораженная горём, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. Али не взял другой жены. Их потомки живы до сих пор. Рука Фатимы стала символом терпения и веры, знаком честного слово и обязательного выполнения обещания. В иудаизме ей соответствует "Рука Мириам", символ пяти книг Торы (пятикнижия Моисея). Мириам – сестра библейского Моисея и Аарона, Задание: сделайте исламский амулет "Рука Фатимы" и подарите его в День матери на счастье своей маме, бабушке.


Слайд 62

Модуль "Основы исламской культуры" Введение в исламскую духовную традицию: региональный компонент Проникновение ислама в Сибирь одни исследователи относят к концу 14 века, а другие считают, что ислам пришёл в наш край на два века раньше. Сторонники первой точки зрения исходят из того, что в 1394 г., в столицу Сибирского ханства Искер (под Тобольском) прибыли из Бухары 366 проповедников – шейхов из ордена Бахоуддина Накшбанди и более полутора тысяч всадников. Основатель ордена был сеидом, прямым потомком пророка Мухаммеда. Он родился в семье ремесленника, и учил, что человек должен всегда трудиться. Главный принцип его учения – «Сердце с Аллахом, руки в работе». Символом ордена стало сердце со словом «Аллах» внутри. Эти идеи принёс в Сибирь поэт Икани (от Иманлы – Человек с верой) , автор 18 стихотворений на темы ислама. Он погиб в бою за ислам, и похоронен на берегу Иртыша, в Искере, где в его честь возведён мавзолей «почтенного шейха Айкани» (Икани). Летом 2004 г. в деревне Карагай Вагайского района Тюменской области учёные нашли Карагайский свиток – ценнейшие документы, проливающие свет на жизнь и творчество поэта Икани. Это родословная шейхов и свод исламских (суфийских) трактатов.  Для Икани, идеальный человек –тот, кто верит в Аллаха, не грешит, трудолюбив, ненавидит невежество и неустанно познаёт высшую мудрость. Эту мудрость не стоит искать вне самого человека, на стороне. Истина, как и вера в Аллаха, хранится в душе верующего. 


Слайд 63

Введение в исламскую духовную традицию: региональный компонент Во второй половине 16 века хан Кучум принял ислам в качестве государственной религии Сибирского ханства. По его приглашению в 1572 г. из Бухары и Ургенча сюда прибыло много сеидов и шейхов (мусульманских богословов). Об этих событиях повествуют два предания сибирских татар, записанные и опубликованные в 19 веке академиком В.В.Радловым.  Среди проповедников ислама были сеид Ярым и шейх Шербети. Кучум их встретил с большими почестями и назначил Ярыма главой мусульман Сибирского ханства. Шербети разыскал захоронения святых шейхов, погибших за ислам в 1394 -1395 гг. Через два года Ярым умер, а Шербети переехал в Бухару. Кучум второй раз обратился в Бухару с такой же просьбой. В ответ в Сибирь прибыли сеид Дин Али Ходжа и тот же шейх Шербети. Кроме того, Кучум пригласил из Казани большое количество духовенства. Почти двадцать лет правил Кучум Сибирью. Ему удалось укрепить позиции ислама в Сибирском ханстве. Открылись мечети в Искере и Кызыл-Туре, появились учёные люди, книги.   


Слайд 64

Искер: сочинение по картине


Слайд 65

Кучум. Худ. Р. Аминева. 2010 г. Задание 1: составьте вопросы по картине Задание 2. Прочитайте текст, составленный по роману тобольского писателя Вячеслава Софронова "Путь диких гусей" и укажите время, к которому относится это описание. Кучум… Бритая голова, лицо отягощённого заботами человека. Небольшая бородка как бы тянет лицо вниз. Хан в раздумьях смотрел на блестящий полумесяц новой, первой в Сибири, мечети. О сделал ислам государственной религий Сибирского ханства. "А какой нынче год?  – вспомнил Кучум. — Да ведь это год чёрного барана. Добрый год". 572 – 575 гг. 1572 – 1575 гг. 1872 – 1875 гг.


Слайд 66

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об изменениях в Стандарте начального общего образования 2004 г. Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Модуль "Основы буддийской культуры" Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.


Слайд 67

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об изменениях в Стандарте начального общего образования 2004 г. Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Модуль "Основы иудейской культуры" Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.


Слайд 68

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об изменениях в Стандарте начального общего образования 2004 г. Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Модуль "Основы мировых религиозных культур" Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.


Слайд 69

Учебники по модулю "Основы мировых религиозных культур" Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.  4 класс. – М. : Просвещение (курс ОРКСЭ) Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России / Под ред. Сахарова А. Н. – 4 класс. – М. : Русское слово Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. – М.: Дрофа  Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. – М.: Вентана-граф. Образовательная система Школа 21 века Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. – М.: Ассоциация XXI Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс. – М.: Мнемозина  Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. – М.: Издательский дом "Федоров" Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс.- М.: Астрель


Слайд 70

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об изменениях в Стандарте начального общего образования 2004 г. Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Модуль "Основы светской этики" Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. .


Слайд 71

Учебник по модулю Основы светской этики  Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.  4 класс. – М. : Просвещение (курс ОРКСЭ) Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.  4 класс. – М. : Русское слово Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. . – М. : Баласс, 2012. Образовательная система Школа 2100. Бунеев Р.Н., Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5-й класс. - М. : Баласс, 2012. Образовательная система Школа 2100.  Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики М.: Дрофа Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей. 4 класс. В 2-х частях. Ч. 1. - Самара: Издательский дом «Федоров» 112 стр. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.


Слайд 72

Шемшурина А.И. Учебник по основам светской этики для 4-го класса: этическая грамматика. Журнал Этическое воспитание, 2010, № 1 Раздел 2. Этикет: 1. Премудрости этикета. 2. Красота этикета. 3. Простые школьные и домашние правила.4. Чистый ручеёк нашей речи. Раздел 3. Этика человеческих отношений Душа – твоё творение. 2. Природы – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. 3. Жизнь протекает с людьми. Раздел 4. Этика отношений в коллективе.1. Чтобы быть коллективом… 2. Коллектив начинается с меня. 3. Мой класс – мои друзья. 4. Скажи себе сам (сочинение по этической грамматике). Введение: Ежели вы вежливы… Раздел 1. Этика общения. 1. Добрым жить на белом свете веселей. 2. Общие правила общения. 3. От добрых правил – добрые поступки. 4. Каждый интересен.


Слайд 73

Книги серии «Нравственное образование в России" Азбука нравственности. 2 класс. Книга для чтения. М.: Новый учебник, 2007. 208 стр. Книга для чтения предназначена для учащихся 2-х классов по экспериментальному учебному курсу "Азбука нравственности" в системе курсов основ морали с 1 по 11 классы. В ней предлагаются тексты для обсуждения с детьми нравственных проблем (произведения устного народного творчества сказки, басни, пословицы и поговорки - и детской художественной литературы, стихи известных детских поэтов).


Слайд 74

Книги серии «Нравственное образование в России" Азбука нравственности. 4 класс. Книга для чтения. М.: Новый учебник, 2007. 256 стр.


Слайд 75

Э.П. Koзлoв, В.И. Петрова и др. Азбука нравственности в картинках. Издательство: Филология, 2001 г. 40 стр. Дидактические материалы в виде рисунков для проведения уроков по экспериментальному учебному курсу «Азбука нравственности» в общеобразовательной школе, впервые воплощается в жизнь идея непрерывного и систематического нравственного образования всех школьников России.


Слайд 76

Педагогический поиск Не совсем обычные уроки: заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия и т.п. "Вкусные" уроки: знакомство с национальной кухней, обрядовой кулинарией, чаепитие "по-тюменски", бабушкины рецепты и пр. Межпредметные связи курса ОРКСЭ с предметами Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка и др. "Вспомни: это ты уже знаешь": установление преемственности с ранее изученным материалом в рамках предметов, которые изучались в 1-3-м классах начальной школы.   Отражение основного содержания образования в иллюстративном ряде: "Картинная галерея", "Работаем с картой", фотовыставка, рисунки и пр.


Слайд 77

Педагогический поиск Обращение к игровым формам: сквозные герои - выбираются для того, чтобы они придали целостность курсу, несли позитивный заряд, смогли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета. В УМК издательства Дрофа Это мальчик-пастушонок с монахом, модуль "Основы православной культуры"; бабушка Рабия и её внуки, модуль "Основах исламской культуры"; дедушка и внук, модуль "Основы иудейской культуры"; индийский мальчик и его друг слоненок, модуль "Основы буддийской культуры"; старшая сестра; изучающая курс этики в университете, и её брат, модуль "Основы светской этики"; дети из разных стран мира, которые общаются и дружат через Интернет, модуль "Основы мировых религиозных культур". Наряду с ними, мы предлагаем выбрать сквозных героев из произведений писателей и поэтов Тюменской области.


Слайд 78

Основы православной культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской культуры Основы исламской культуры


Слайд 79

Педагогический поиск Мы предлагаем выбрать сквозных героев из произведений писателей и поэтов Тюменской области. Это могут быть: Белый шарик и мальчик Стасик из повести тюменского писателя Владислава Петровича Крапивина "Белый шарик матроса Вильсона", модуль "Основы светской этики"; Конёк-Горбунок и Иванушка из сказки П.П. Ершова "Конёк-Горбунок", модуль "Основы светской этики«; деревенские мальчишки - Ринат и Руслан - из книги рассказов для детей Якуба Занкиева "Остроушко", модуль "Основы светской этики". Обращение к литературным героям позволит использовать лучшие произведения писателей и поэтов Тюменской области, адресованные детям и их родителям.


Слайд 80

Вводный урок. Знакомство с новым предметом. У нас необычный гость: Белый шарик - маленькая звезда, которая научилась превращаться в мальчика Яшку. Он пришёл к нам из повести тюменского писателя Владислава Петровича Крапивина "Белый шарик матроса Вильсона". Белый шарик будет помогать нам на наших новых уроках, когда нам будет трудно. "Главное, что Белый шарик есть на свете и почти всегда рядом. Такой вот маленький неунывающий сказочный друг", - утверждает писатель Владислав Крапивин. А появился говорящий Белый шарик в Тюмени. Хотите узнать, как это произошло? Чтение фрагментов из повести "Белый шарик матроса Вильсона".


Слайд 81

  – Значит, ты... звезда? – Стасика тряхнуло дрожью, обдало дыханием громадной межзвездной пустоты.  Белый шарик пульсировал в стиснутом Стаськином кулаке. Молчал с полминуты. Потом ответил с капризно-скандальной ноткой: –  Ну и что? Ну, звезда... Что такого? Нельзя, что ли?  – За этой ершистостью он явно старался спрятать неловкость и даже какой-то страх. –  Как... наше Солнце? –   прошептал Стасик. –  И вовсе не “как”. Солнце  – жёлтый шарик, а я белый. И оно у вас уже взрослое, а я... –  А ты... ты с ним пробовал разговаривать? –  Ну зачем?  – В ответе Шарика зазвенела досада.  – Я понимаю, этот Желтый шарик  –хороший, раз он твоё солнце. Но мне-то нужен не он, а ты! –  Но ты же... такой громадный, а я... как пылинка перед тобой... –  Вот этого я и боялся, таких вот разговоров... Ты станешь теперь измерять, сравнивать... и не захочешь дружить... –  Нет... я все равно хочу,  – неуверенно отозвался Стасик. –  Ты пойми!  – В Шарике чуть ли не слезинки зазвенели. — Я вовсе даже не большой... Посмотри на небо — разве звезды громадные, когда ты на них глядишь? –  Ну чего ты расстроился-то...  – неловко сказал Стасик. –  Потому что ты не понимаешь! Разве дело в размерах? Главное, что мы... похожие... Несколько дней Стасик ходил с горделивой радостью оттого, что он дружит со звездой. Но и сомнение скребло. Вдруг Белый шарик всё это выдумал? Не нарочно, а поверил, как и Стасик, в свою сказку. Как бы то ни было, а скоро Стасик притерпелся к пониманию, что Шарик  – звезда. Если это и правда, то звезда он там, далеко, у себя. А настоящий Шарик был вот он  – всегда под рукой. Маленький, верный и откровенный друг. А Белому шарику, судя по всему, того и было надо... Вопросы по тексту: В чём похожи звезда Белый шарик и мальчик из Тюмени, Стасик Скицын ? Почему некоторых людей называют звёздами? Как стать звездой? О чём пойдёт речь на наших уроках этики?


Слайд 82

Фантастические повести. Второй сборник цикла "В глубине Великого Кристалла". Год издания: 2005 Издательство: Эксмо Серия: Отцы-основатели: Русское пространство. Содержание:  Крик петуха. c. 5-176  Белый шарик матроса Вильсона. c. 177-382.  Сказки о рыбаках и рыбках. c. 383-603 Герои этих произведений, мальчишки-Пограничники, наделены особым даром — способностью проникать в иные миры Вселенной. Их Дорога часто бывает тернистой, и ребят нередко подстерегают жестокие испытания. Только "крепкие духом и ясные душой" остаются верными дружбе, любви и долгу


Слайд 83

Азбука нравственности: 1 кл: Книга для чтения с учащимися: Пособие для учителей /под ред. Э.П. Козлова - М.: ИОСО РАО "Филология", 2001– 10 п.л. Азбука нравственности в картинках :Рабочая тетрадь: 1 класс: пособие для учащихся /под ред. Э.П. Козлова - М: ИОСО РАО "Филология", 2001.- 4 п.л. Азбука нравственности: 1 класс: Методические рекомендации учителям по проведению уроков / под ред. Э.П. Козлова. - М: ИОСО РАО, "Филология", 2000. - 3,6 п.л. Азбука нравственности: 2 класс: Методические рекомендации учителям по проведению уроков /под ред. Э.П. Козлова. - М.: ИОСО РАО, "Филология", 2000. - 4 п.л. Азбука нравственности: 3 класс: Методические рекомендации учителям по проведению уроков / под ред. Э.П. Козлова. - М.: ИОСО РАО, "Филология", 2000. - 4 п.л. Азбука нравственности: 4 класс: Методические рекомендации учителям по проведению уроков / под ред. Э.П. Козлова. - М.: ИОСО РАО, "Филология", 2000. - 4 п.л..


Слайд 84

Аудиокнига "Голубятня на желтой поляне" (трилогия). 2012г. (CDmp3) Владислав Петрович Крапивин родился в Тюмени в 1938 г.; известный русский писатель, автор книг о детях и для детей, в т.ч. фантастических, лауреат многих престижных премий, кавалер нескольких орденов. В его активе свыше двухсот изданий на разных языках мира: его произведения выходили и переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, фарси и другие языки. Книги Владислава Крапивина включены в "Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества", "Библиотеку приключений и научной фантастики", "Библиотеку мировой литературы для детей", в японской 26-томную серии "Избранные сочинения для подростков" В. Крапивину отведены два тома. Ряд произведений писателя экранизирован, эти фильмы часто показывали по Центральному телевидению.


Слайд 85

Аудиокнига Крапивин В.П. Журавленок и молнии. Р (CDmp3), 2007 г. Аннотация: увлекательные романтические книги Владислава Крапивина написаны для всех мечтателей на свете. Юрке Журавину, главному герою романа "Журавленок и молнии", в наследство от дедушки достались редкие книги, но его отец, водитель самосвала, не понимает увлечения сына мудреными фолиантами и однажды, чтобы расплатиться с грузчиками, украдкой сдает ценную книгу в магазин... "Самое трудное знаешь что? Когда ты считаешь, что надо одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверное, они и в самом деле правы... Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами". Читает артист Вадим Максимов. Общее время звучания - 11 часов 50 минут.


Слайд 86

Модуль "Основы исламской культуры" Культура и религия. Региональный компонент: В 1703 г. в Тобольске была создана «Книга наставлений», написанная поэтом под псевдонимом Амдами («Близкий друг», «Попутчик»). Автор пишет о своём желании быть близким другом, помощником, попутчиком всем тем, кому нужна его поддержка.  Настоящее имя поэта – Худжа Шукур бине Гаваз-бай. В 1694 г. он окончил медресе и долгие годы был ахундом (главой мусульман) Тобольска. Произведение Амдами получило широкую известность в XIX веке (переиздавалось дважды).  Поэма «Книга наставлений» состоит из 48 глав, и начинается с главы, где идет восхваление имён Аллаха, после чего следует описание достоинств пророков ислама, упоминаются их деяния во благо людей. Произведение Амдами носит нравоучительный характер и направлено на этическое воспитание читателей. Автор поднимает проблему воспитания и самовоспитания человека. Он призывает читателя не стремиться к богатству, держаться подальше от греха, не терять веры, а главное – не быть алчным, жадным. 


Слайд 87

Модуль "Основы исламской культуры" Культура и религия. Региональный компонент: Медресе - духовное училище мусульман было открыто в19 веке в селе Ембаево Тюменского района. Учителем там был поэт Мауликай Юмачиков. Он родился в 1834 году в селе Ембаево – тогда еще деревне Манчыл Ялуторовского уезда Тобольской губернии. Имел хорошее образование. Кроме родного татарского языка, владел арабским, персидским, русским и казахским языками.  В «Баите об Ирбитской ярмарке» (1881 год) поэт писал: «Где живу – деревня Манчыл, Тюмения; В той стране не видел ничего плохого я». М. Юмачиков называет своё произведение нравоучением, определяя его этическую направленность. Автор рассуждает о родине, смысле жизни человека, который видит в служении Богу и людям.  В самом конце произведения поэт говорит о том, что он написал девять поэтических книг и перечисляет их. Четыре из них были к тому времени напечатаны. Ему же принадлежат стихи-посвящения ембаевским купцам – братьям Рахматулле и Нигматулле Сейдуковым, совершившим паломничество (хадж) в Мекку, на родину пророка Мухаммеда. Братья Сейдуковы построили в Ембаево великолепную каменную мечеть и привезли в своё село реликвию ислама – волос из бороды пророка Мухаммеда. Интересно стихотворение М. Юмачикова «Добро пожаловать, месяц рамазан», включённое в его сборник «Наши восхваления, священный рамазан», который был издан в 1898 году. В нём он отстаивает идеи добра и справедливости. Многие годы М.Юмачиков провёл в пути, в исканиях, а на закате жизни жил у себя на родине и умер в родной деревне Ембаево в 1910 году.


Слайд 88

Модуль "Основы исламской культуры" Культура и религия. Региональный компонент: В исламе и Коране черпал своё вдохновение поэт Ахметзян Тубыли. Судьба его связана с Тюменским краем. Он родился  в 1826 г. В 1871 году его постиг удар судьбы – он был безвинно осуждён и отправлен в заключение в Тобольск, где пробыл около пятнадцати лет.  Именно в заточении Ахметзян Тубыли написал свои лучшие стихи, которые являют собой пример стойкого терпения перед трудными испытаниями. Стихи поэта «Обращение к Исполнителю Желаний») и «Начинаю писать, посвящая Достойному похвалы» обращены к Аллаху, и пронизаны глубокой печалью. Самое большое из его стихотворений называется «Великая хвала Аллаху». Все тяготы и испытания поэт принимает как посланные Аллахом и пишет, что нельзя роптать на судьбу, в таких испытаниях есть польза для очищения души.


Слайд 89

Рассказ Якуба Занкиева «Остроушко» ведётся от имени деревенского мальчика Рината. Он сначала боялся грозной соседской собаки-овчарки, которую дети прозвали Остроушко за то, что её уши и в самом деле напоминали острые концы ножниц. Она каждый день встречала Рената грозным лаем. Увидев как собака повисла на своей цепи, Ринат сначала испытал злорадство. Но глаза мучающегося животного вызвали в нём чувство жалости и милосердия. Переборов свой страх, он помог Остроушко освободиться. Так Ринат обрёл верного друга, который трудную минуту никогда не предаст. В детских рассказах Якуба Занкиева главными героями являются деревенские дети, живущие в гармонии с родной природой. Эти рассказы объясняют значение таких понятий, как человечность, честь, взаимопомощь, сочувствие, отзывчивость, ответственность. Они вызывают размышления юных читателей о своём поведении, отношении к родителям, природе, людям.


Слайд 90

Старейшая каменная мечеть Сибири в с.Тоболтура Тобольского района. 1833 г.


Слайд 91

Старейшая каменная мечеть Сибири находится в с.Тоболтура Тобольского района. Предание рассказывает, что разрешение на её строительство добыл местный старец Купшан-бабай. Он пешком ходил в Петербург к императрице Екатерине II искать правду. Около двух лет был в пути и привёз домой радостную весть о разрешении строительства каменной мечети. После того, как мечеть была построена, Купшан-бабай отправился в хадж, откуда не вернулся. Это легенда. В действительности, мечеть в Тоболтуре построена в 1833 году, через 37 лет после смерти Екатерины. И всё же, легенда жива, а сельская мечеть носит имя своего легендарного строителя Купшан-бабая. Его потомок в седьмом поколении возглавляет ныне мусульманскую общину Тобол-Туры. Село Тоболтура (Юрты Тоболтуринские) – древнее городище Тобол-Туры, основанное более 600 лет назад как крепость на высоком берегу реки Тобол. Портал Туристические ресурсы Тюменской области http://www.w-siberia.ru/turto/area/tobolskiyregion/towntr/dost/mosque.htm


Слайд 92

Мечеть в Ембаево


Слайд 93

Мечеть в селе Ембаево Тюменского района


Слайд 94

Ещё одна каменная мечеть в селе Ембаево Тюменского района


Слайд 95

Первое медресе в Сибири было открыто в Тобольске в 1660-е годы. Оно стало важным культурным центром. Позднее медресе создаются в других местах нашего края, к   концу 19 века их было уже тридцать. Медресе в селе Ембаево (Тюменский район) содержали в конце 19 века братья Сейдуковы. Открыл его купец Нигматулла Карамшаков-Сейдуков, и медресе получило позднее его имя –Нигматулла. Именно он после пожара, спалившего почти всё село, помог всем погорельцам отстроить новые дома. Всего он построил для односельчан двести домов. Ембаевское медресе – памятник культуры и духовной истории Тюменской области, в 2004 году возобновило свою работу. В 21012 г.на его базе будет открыт филиал Российского исламского университета (Казань).


Слайд 96

Нигматулла Карамшаков –Сейдуков, бухарец, купец второй гильдии, основатель и попечитель Ембаевского медресе  Родился в 1829 году в селе Ембаево (другое название Улы Манцыл). Это село, как и соседнее Тураево (Киши Манцыл), было основано торговцами из Бухары. 


Слайд 97

Согласно преданию, предки Нигматуллы Карамшакова – Сейдукова появились в Сибири в результате неудавшегося дворцового переворота в Бухаре. Предок купца задумал свергнуть своего родственника и сесть на трон эмира. Заговор был раскрыт. Заговорщик с семьей бежал в Сибирь. Так в Ембаево оказались Абдулла и его сын Сейдук (Сайдук), дед Нигматуллы. Сын Сейдука (Сайдука) Карамшак (Кармышак) открыл собственные магазины в Тюмени. На старости леКарамшак (Кармышак) отправился в хадж, и умер на обратном пути.  У него было трое сыновей - Рахматулла, Нигматулла, Хабибулла, и дочь Биби-Рабига. Братья Кармышаковы-Сейдуковы значительно продвинули дело отца. Их «Торговый дом» имел магазины даже в Синцзяне и Алма-Ате. Больше всего в купеческих делах преуспел средний сын Нигматулла. Из Франции он привозил духи и бижутерию, из Китая – фаянс и чай, пряности, а из Турции – исламские книги и журналы. В 1884 году Нигматулла организовал строительство исламского комплекса в Ембаево, который помимо мечети и медресе включал гостиницу, библиотеку, столовую. Строительные материалы он покупал самые лучшие. Так, на железе с минарета сохранилась надпись: «Всемирная Парижская выставка, 1900 год»


Слайд 98

Юрта туралинских татар. Худ. Знаменский. Задание: сочинение по картине.


Слайд 99

Святой митрополит Иоанн Тобольский Родился в декабре 1651 года на Украине в дворянской семье. Его отец, Максим, имел семь сыновей, и их чаще называли по имени отца Максимовичами. Отчество стало фамилией святителя. Он был духовным писателем и стихотворцем. В Тобольск прибыл в 1711 г. и умер здесь летом 1715 г.  Причислен к лику святых в июле 1916 г. Изображён благословляющим людей, на золотом фоне, с жезлом в руке, указывающим на его высокий церковный сан. Облачён в архиерейскую мантию фиолетового цвета, в тёмную рясу, на голове белый клобук с крестом, на груди – икона панагия. Иоанн Тобольский – высокого роста, осанистый, умудрённый жизнью, с седой бородой, крупными чертами лица, сдвинутыми к переносице бровями, что выдаёт его силу воли. 


Слайд 100

Святой митрополит Иоанн Тобольский. Редкая, небольшая икона. Создана в  1916 г. после канонизации Иоанна Тобольского. Святитель показан в полный рост, на фоне реки  Иртыш и Софийского собора в Тобольске. Христос изображён в облаках над собором.   В Ипатьевском  доме в Екатеринбурге, последнем пристанище семьи бывшего императора Николая Второго, было 8 икон свт. Иоанна Тобольского, больше, чем других  святых. Иоанн Тобольский изображён на иконе   «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини  Иулиании (Соколовой) 1934 г., где он прославляется как общерусский святой.


Слайд 101

Кривчинкова Э.Н. Этическая игра как средство формирования нравственных и социальных устремлений ребенка// Этическое воспитание, 2005, № 1 Задания №1: «Тумба честности». Перед выполнением задания спросить у детей, что такое честность. Можно предупредить их о том, что если они не хотят отвечать правду на заданный вопрос, то лучше промолчать, чем сказать неправду. Выбрать один из предложенных вопросов, встать на «Тумбу честности» и ответить на него. Задание №2: «Волшебный стул»  Перед выполнением задания напомнить детям, что говорить правду о себе легче, чем выслушивать её от других. Важно настроить детей на положительные высказывания и не заставлять ребенка садиться на «Волшебный стул», если он этого не хочет. Сесть на стул и послушать мнение коллектива о себе. Задание №3: «Панорама поступков»  Выбрать 10 плохих и 10 хороших поступков. Попросить детей прокомментировать свои ответы, заострить внимание на поступках, несущих угрозу жизни. Задание №4: «Оцени ситуацию» Прослушать ситуацию и сказать, какими качествами характера обладает герой. Попросить детей поставить себя на место обиженного и высказать свои чувства. Задание №5: «Законы коллектива» Подумайте вместе и решите, какие законы важно соблюдать каждый день, чтобы ни у кого не портилось настроение? Взять с детей обещание выполнять те законы, которые они выбрали и каждый месяц поощрять тех, кто ни разу не нарушил их. Перед тем, как мы простимся с музеем трудных вопросов, давайте еще раз посмотрим на знаки, которые находятся на экспонатах и подумаем, какие качества характера нам нужно развивать.


×

HTML:





Ссылка: