'

Применение бизнес-модели IT-проектов в обучении студентов IT-специальностей

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Ярославль 2005 Применение бизнес-модели IT-проектов в обучении студентов IT-специальностей Цытович Павел Леонидович Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск pavel@comp.susu.ac.ru


Слайд 1

Ярославль 2005 О докладчике Работаю в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск) Читаю дисциплины, связанные с программной инженерией В 2000 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук Участник образовательного проекта «Виртуоз-2004» Сфера научных интересов : архитектура программных систем, формализация процессов проектирования, объектно-ориентированного и аспектно-ориентированного подхода Имел звание Microsoft Certified Specialist


Слайд 2

Ярославль 2005 О чем мы будем говорить Проблемы адаптации выпускников к реальным условиям IT-компании Традиционные подходы к повышению качества знаний, применяемые на кафедре ЭВМ ЮУрГУ Моделирование IT-проектов как метод обучения проектированию программного обеспечения Деловая игра «Тендер» как форма проведения практического занятия по изучению методики проектирования программных систем


Слайд 3

Ярославль 2005 Проблемы адаптации выпускников в IT-компаниях Отсутствие опыта работы в реальных условиях IT-проектов Отсутствие навыков работы в команде Отсутствие интереса изучения большинства дисциплин Неуверенность в себе


Слайд 4

Ярославль 2005 Как исправить ситуацию?..


Слайд 5

Ярославль 2005 Традиционный путь… Система рейтингования студентов Дополнительные консультации с применением электронной почты, средств мгновенной передачи сообщений Самостоятельное формулирование студентами задания на курсовую работу под руководством преподавателя Конкурс на лучший программный продукт по итогам семестра


Слайд 6

Ярославль 2005 Моделируя будущее… Необходимо приблизить студента к реальной жизни Работаем также, как работают серьезные IT-компании Тяжело в учении – легко в бою


Слайд 7

Ярославль 2005 Любой IT-проект характеризуется… четкой регламентацией этапов поставляемыми артефактами по завершению каждого из этапов методикой управления рисками методикой управления ресурсами другими характеристиками, которые не существенны для процесса обучения


Слайд 8

Ярославль 2005 Microsoft Solution Framework в учебном процессе Четкая регламентация вех позволяет осуществлять контроль за выполнением задач большого объема (курсовой проект или диплом) Фазы MSF четко соответствуют фазам выполнения заданий студентами Позволяет оценить необходимое время, а также всю работу в целом


Слайд 9

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Концепция проекта утверждена Проектные решения утверждены Работа сдана Выработка концепции Подведение итогов Реализация Проектиро- вание Тестиро- вание Устранены большинство ошибок Получена beta-версия программного продукта


Слайд 10

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Выработка концепции (10%-20%) Осмысление задания, уточнение и предварительный поиск способов решения Артефакт: концепция проекта Проектирование (20%-30%) Проектирование или сбор материала Артефакты: Сценарии использования, логический дизайн, физический дизайн


Слайд 11

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Реализация (40%-50%) Создание программного кода Артефакты: beta-версия программного продукта Тестирование (15%) Функциональное, нагрузочное, стресс-тестирование Артефакты: программный продукт, спецификация тестирования, план пилотного внедрения


Слайд 12

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Подведение итогов (5%) Сбор документации, полученной на ранних этапах Сдача работы с защитой преподавателю или комиссии Артефакт: оценка в соответствии с критериями рейтинговой системы


Слайд 13

Ярославль 2005 Система оценки. Критерии Качество анализа проблем заказчика Качество полученных сценариев использования Объектно-ориентированная модель интерфейса пользователя


Слайд 14

Ярославль 2005 Система оценки. Критерии Независимость бизнес-логики от программной платформы Применение типовых проектных решений Применение архитектурных решений


Слайд 15

Ярославль 2005 Управление рисками Попытка прогнозирования рисков Попытка поиска путей предотвращения Попытка поиска путей минимизации произошедших рисков


Слайд 16

Ярославль 2005 Управление ресурсами Еженедельный (двухнедельный) отчет о проделанной работе Отчет имеет четкую структуру: выполненные задачи Нерешенные проблемы задачи на следующую неделю Предложения и вопросы Обязательные консультации или собрания команд


Слайд 17

Ярославль 2005 Но для того чтобы создать программный продукт надо знать как это делать...


Слайд 18

Ярославль 2005 Как обучить проектированию… Лекции, где объясняется методика проектирования с использованием прецедентной модели Практические занятия, где рассматриваются примеры проектирования


Слайд 19

Ярославль 2005 Однако обучение проектированию это не обучение программированию


Слайд 20

Ярославль 2005 Традиционная форма практик не подходит так как… Студент является всего лишь наблюдателем процесса… Студент не погружается в процесс разработки… Он не заинтересован в достижении результата, так как не может еще понять процесс проектирования…


Слайд 21

Ярославль 2005 Практические занятия в форме деловой игры… Позволяют всех студентов вовлечь в процесс разработки Имитируют реальный процесс командной работы Приближают процесс проектирования к реальной жизни


Слайд 22

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Идея Заказчик объявляет тендер среди нескольких компаний на проектирование некоторой программной системы Победившая компания получит право реализовать данный проект и внедрить его у заказчика Между компаниями необходимо создать конкуренцию!!!


Слайд 23

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Роли Каждая студенческая группа – это отдельная компания Преподаватель играет роль заказчика Студенты сами должны организовать обсуждение и работу


Слайд 24

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Роли Заказчику от компании могут задаваться вопросы для уточнения задания Преподаватель ведет протокол занятий, записывая самые интересные моменты При необходимости преподаватель может вводить «внешнее управление» командой, которое, однако, не должно влиять на ход обсуждения


Слайд 25

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Расписание игры 1 занятие Объявление задания и системы оценки Постановка функциональных требований Сценарии использования как итоговый документ 2 занятие Корректировка сценариев использования Логический дизайн


Слайд 26

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Расписание игры 3 занятие Корректировка логического дизайна Физический дизайн 4 занятие (лекция) Объявление результатов деловой игры Разбор ошибок (Самое главное!)


Слайд 27

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов организация командной работы группы – насколько группа состоялась как команда, как студенты смогли построить обсуждение в условиях ограниченного времени;


Слайд 28

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов качество анализа предметной области – насколько адекватно составленный словарь предметной области соответствует понятиям и терминам, которыми оперирует заказчик; качество выявления акторов системы – насколько полно составлен список акторов, насколько этот список адекватен предметной области и решаемой проблеме пользователя;


Слайд 29

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов список прецедентов и диаграмма прецедентов – насколько полно сформулированы функциональные требования к системе и учтены пожелания заказчика; логический дизайн – наличие паттернов, возможность повторного использования принятых решений в той же предметной области, что и решаемая задача;


Слайд 30

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов физический дизайн – насколько адекватным является проект существующей инфраструктуре пользователя, насколько он является реальным с точки зрения современных технологий, оценочная стоимость реализации полученных решений; внутренняя документация – насколько качественно ведется документация, так как именно по ней заказчик оценивает качество проектных решений


Слайд 31

Ярославль 2005 Небольшой комментарий… Система управления Женевским государственным университетом ?


Слайд 32

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Первые итоги Студенты освоили прецедентную модель проектирования на практике, а не в теории Студенты испытали на себе, что значит работа в команде Получены положительные отзывы о данной методике проведения практических занятий от студентов


Слайд 33

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Сотрудничество Мы заинтересованы в апробации методики в других ВУЗах Автор может провести «Тендер» в вашем ВУЗе Пишите по адресу pavel@comp.susu.ac.ru


Слайд 34

Ярославль 2005 Делаем выводы… Моделирование IT-проекта повышает качество обучения студентов IT-специальностей Студенты раньше узнают о тех проблемах, с которыми им предстоит столкнуться в будущем Форма занятий в виде деловой игры повышает интерес студента к изучаемой дисциплине


Слайд 35

Ярославль 2005 Вопросы ?


×

HTML:





Ссылка: