'

XX век

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Литература Живопись Наука Музыка Театр Кино XX век "Серебряный век" русской культуры. Урок №1 11 класс


Слайд 1

Цель урока: Ознакомиться с понятием «Серебряный век» Доказать, что период конца19 – начала 20 вв.действительно был « серебряным» веком русской культуры? Задачи урока:1.Ознакомиться с материалами презентации 2.Поработав в парах ,доказать, что конец 19- начало 20 века действительно был «серебряным»веком русской культуры Интегрированный урок


Слайд 2

Понятие «Серебряного века» Название «серебряный» этот век получил по аналогии с веком ХIХ ,который называли « золотым»,век Пушкина ,Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова… Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова.


Слайд 3

В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.


Слайд 4

Понятие «модернизм» (фр. modern– современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны.


Слайд 5

1.Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн. человек. выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Омске. В Саратове открылся университет. столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами. И.П.Павлов читает лекцию


Слайд 6

Наука. История. Философия В исторической науке работали такие светила как Ключевский, Платонов, Р.Виппер , Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, М. Булгакова , В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые, являясь центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения


Слайд 7

Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, А. Куприн- армейские будни. Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др. Л.Н.Толстой и А.П.Чехов


Слайд 8

символизм Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше. В.Я.Брюсов


Слайд 9

«В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»'. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. «...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями», – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов «мистическими ключами тайн», которые помогают человеку выйти к свободе'. Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.


Слайд 10

Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К. Бальмонт, А. Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей ,после 1909г.рропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души».Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Н.Гумилев и А.Ахматова


Слайд 11

АКМЕИЗМ Акмеисты в отличие от символистской туманности отмечали твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич).


Слайд 12

В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). «Цех поэтов», как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. Акмеисты считали себя наследниками «достойного отца» – символизма, который, по выражению Н. Гумилева, «...закончил свой круг развития и теперь падает». Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами ), акмеисты продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни. «Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе «Наследие символизма и акмеизм», – так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним – открытая дверь».


Слайд 13

Анна Ахматова. Русский музей Женщина-поэт. Акмеизм.


Слайд 14

Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности , о чем очень зло высказался О. Мандельштам, уверяя, что русские символисты «...запечатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад не будешь». И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они «...рождаются впервые» «как невиданные доселе, но отныне реальные явления»


Слайд 15

ФУТУРИЗМ Одновременно с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма , объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк , В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887 – 1941). В группе футуристов под названием «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. В.В.Маяковский


Слайд 16

В годы, предшествовавшие Великому Октябрю, Маяковский был страстным революционным романтиком, обличителем царства «жирных», предчувствующим революционную грозу. Пафос отрицания всей системы капиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». Тему поэмы «Облако в штанах», опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика «долой»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества.


Слайд 17

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др.Наиболее яркие представители направления- Маяковский,. Хлебников и др. объединились в группу «Гилея» . Литература Афиша 1го съезда футуристов


Слайд 18

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В.В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского (1893 – 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против «всяческого старья», но и за созидание нового в общественной жизни.


Слайд 19

Константин Бальмонт Андрей Белый Сергей Есенин


Слайд 20

Поэты Серебряного века Николай Клюев Осип Мандельштам


Слайд 21

Игорь Северянин Велемир Хлебников


Слайд 22

Писатели-модернисты В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма. «Властителями душ» значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы «сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и общественных идеалов. Ф. Ницше М. П. Арцыбашев


Слайд 23

Владислав Ходасевич Марина Цветаева


Слайд 24

В.Суриков Степан Разин Живопись Реалистические основы сохранились в творчестве И. Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. группу входили почти все видные художники –Бенуа , Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере , Н.Рерих, К.Сомов и др.


Слайд 25

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза».Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая запад –ный опыт и национальные традиции, они были тес но связаны с символистами Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. М.Врубель Царевна-Лебедь


Слайд 26

Музыка. Театр. Кино. В н. 20 в.в музыке появились композиторы новаторы- А .Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, И.Ершова Н .Харитонов. Шаляпин В роли Б.Годунова


Слайд 27

В н.века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры- Станиславский В.Мейерхольд, Вахтангов .В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа ,другим выдающимся постановщиком был А. Горский. для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. «Отцы-основатели» МХАТа.


Слайд 28

Здание кинотеатра «Вулкан». В 1908-9 годах С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны».В России в н.века появился кинематограф .В 1908 г. , в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской -культуры


Слайд 29

Русская культура кануна Великого Октября представляла собой итог сложного и огромного пути. Отличительными чертами ее всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись. Богатейшее культурное наследие дореволюционного времени, веками создававшиеся культурные ценности составляют золотой фонд нашей отечественной культуры.


×

HTML:





Ссылка: