'

Модуль Основы мировых религиозных культур № урока в году обучения 12 Тема урока Искусство в религиозной культуре Автор урока: учитель начальных классов Степанова Ирина Ивановна МОУ «СОШ» №1

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Модуль Основы мировых религиозных культур № урока в году обучения 12 Тема урока Искусство в религиозной культуре Автор урока: учитель начальных классов Степанова Ирина Ивановна МОУ «СОШ» №14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла г. Новочебоксарска Чувашской Республики


Слайд 1

1. Выставка детских работ . 2. Подготовка к празднику. Подготовка презентации для сайта школы. Выпуск мини-книжки «Мои впечатления о храме или мечети». Предполагаемые результаты урока


Слайд 2

Тема урока: Искусство в религиозной культуре


Слайд 3

Основные термины на уроке икона мечеть каллиграфия арабеска храм колокол


Слайд 4

ЦЕЛЬ урока: дать представление об искусстве разных религий через разные формы деятельности. Задачи. Обучающая: учить учащихся распознавать, к какой религии (мусульманской или православной) относится то или иное произведение искусства религиозного характера. Развивающая: развивать творческие способности учащихся. Воспитательная: воспитывать эстетические чувства , толерантность, любовь к Родине.


Слайд 5

Оборудование мультимедийное оборудование; слайды с репродукциями икон А. Рублева «Троица», икон Симона Ушакова «Владимирская икона Божьей матери», «Богоматерь Владимирская» и картин А. А. Иванова «Явление Христа народу», И. Н. Крамского «Христос в пустыне»; слайды с изображением арабесок; фотографии памятников архитектуры «Мечети Чувашии», «Православные храмы» ; раздаточный материал (шаблоны макета храма, бумага, клей, карандаши, ножницы); фонозапись «Ростовские звоны». Тип урока: объяснение нового материала.


Слайд 6

Предварительная работа 1. Разделение класса на три группы. 2. Выбор гидов-экскурсоводов.


Слайд 7

Ход урока 1. Организационный момент. 2. Запись проблемного вопроса в тетрадь. 3. Объяснение нового материала через учебник и проведение виртуальных экскурсий. 1-я виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее: а) «Встреча с иконой»; б) «Иисус Христос на картинах русских художников». 2-я виртуальная экскурсия «Мечети и храмы Чувашии». 4. Творческая мастерская . Работа в группах: а) изготовление макета храма; б) рисование арабески; в) рисование колокола. 5. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос. 6. Домашнее задание : сходить на экскурсию в храм или мечеть и написать и оформить мини-книжку «Мои впечатления о храме или мечети».


Слайд 8

Проблемный вопрос : Можно ли, рассматривая священные сооружения и другие предметы искусства определить , к какой религии они относятся (мусульманской или православной )?


Слайд 9

Объяснение нового материала через учебник и виртуальные экскурсии учащиеся знакомятся с искусством ислама и православия (иконами, картинами, мечетью, храмом). Предполагаемые результаты этапа


Слайд 10

Прием «Чтение с пометками INSERT».


Слайд 11

Государственная Третьяковская галерея-это музей впечатляющей судьбы. Вряд ли можно назвать другой музей, который прошёл бы путь от скромной частной коллекции до наиболее значительного художественного собрания страны, имеющего общенациональное признание и мировую славу. В Третьяковской галерее очень много икон и картин, относящихся к православной религиозной культуре.


Слайд 12

Встреча с иконой (рассматривание) Первая треть XII в. «Богоматерь Владимирская» Симон Ушаков «Владимирская икона Божьей матери» (1668 год) ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ) — живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.


Слайд 13

Икона А. Рублева «Троица» Учитель: Это интересно! В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица”, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Художник поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место посередине. (Дети с гидом рассматривают иконы. Гид кратко рассказывает о каждой иконе.) Ок. 1411 г.


Слайд 14

Религия в современном искусстве


Слайд 15

А. А. Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу»


Слайд 16

Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца – Явление Христа народу. Продолжительность работы над ним искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная галерея: 300 эскизов - законченных гениальных пейзажей и портретов. Иванов называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни". Два основных чувства питали творческое вдохновение Иванова – безграничная любовь к искусству и сострадание к униженным, обделенным жизнью людям, стремление им помочь. Иванов был убежден, что назначение искусства – изменить жизнь. Он задумывает «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество.


Слайд 17

Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне» Картина "Христос в пустыне" занимает совершенно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа. В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи - вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости.


Слайд 18

Каллиграфия (рассматривание)


Слайд 19

Каллиграфия Мусульманская культура не создала живописи и скульптуры. Ведь ислам отрицательно относился к изображению живого существа в живописи и скульптуре. Поэтому они были представлены в виде орнамента. В мусульманской культуре искусство представлено в виде художественной миниатюрной живописи, каллиграфии. В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека.


Слайд 20

Арабески (рассматривание)


Слайд 21

Арабеска — особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов — геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания или ковре, на переплете рукописи, керамике или ювелирном изделии. А знаете ли вы ? Искусство каллиграфии и арабески


Слайд 22

Чувашская Республика, г. Чебоксары Мечеть Булгар Что такое мечеть? мечеть- (от араб. масджид — место поклонения), культовое мусульманское сооружение.


Слайд 23

Храмы Чувашии Новый Чебоксарский Покровско-Татианинский храм


Слайд 24

А знаете ли вы ? Храм -устроенное и освященное здание, в котором совершается богослужение. Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.


Слайд 25

является одною из необходимых принадлежностей православного храма, созывает верующих в храм. А вы знаете , что колокол ( учитель рассказывает о православных колоколах)


Слайд 26

Подведение этапа Что интересного ты узнал?


Слайд 27

Предполагаемые результаты этапа Творческая мастерская. Работа в группах. Звучит музыка «Ростовские звоны» .


Слайд 28

Результат этапа (групповая работа) «Творческая мастерская»


Слайд 29

Проблемный вопрос Можно ли, рассматривая священные сооружения и другие предметы искусства определить , к какой религии они относятся (мусульманской или православной )?


Слайд 30

Вывод урока. Заключительная беседа Рассматривая священные сооружения и другие предметы искусства религиозного характера , можно определить, к какой религии они относятся (мусульманской или православной).


Слайд 31

Подведение итогов урока Проверь себя! икона- живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения. каллиграфия- искусство письма в исламе; арабеска- особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве; мечеть- (от араб. масджид — место поклонения), культовое мусульманское сооружение; колокол - является одною из необходимых принадлежностей православного храма, созыва верующих.


Слайд 32

Задание Соотнеси слова к иллюстрациям икона мечеть каллиграфия арабеска колокол


Слайд 33

Домашнее задание : сходить на экскурсию в храм или мечеть, оформить мини-книжку «Мои впечатления о храме или мечети».


×

HTML:





Ссылка: