'

Культура Восточной Азии

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Культура Восточной Азии Китай и Япония Попытка исследования Презентация выполнена ученицей ДШИ г.Светлого Матис Екатериной Руководитель Ягненкова Надежда Владимировна 2012 г.


Слайд 1

Цель исследования Установить причины некоторых схожести между культурами Японии и Китая. Изучить схожие черты культур стран Дальнего Востока: Японии и Китая. Рассмотреть своеобразие культуры каждой из стран.


Слайд 2

Немного из истории… Схожие черты культуры между Китаем и Японией объясняется тем, что с незапамятных времён эти две страны были тесно связаны морскими торговыми путями.


Слайд 3

Вера и религия


Слайд 4

Китай является родиной одной из самых старых и самых сложных цивилизаций мира. Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет художественного, философского и политического развития. Общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм. Конфуцианство было официальной идеологией большую часть истории Имперского Китая, и знание конфуцианских текстов было первичным критерием для входа в имперскую бюрократию.


Слайд 5

Основы учения Конфуция: — добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга. — стремление к совершенному общественному порядку, «ли», достигаемому путем этики и благодаря развитию человека. — понятие о благородном муже Конфуций писал, что в обучении нужно: 1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы. 2. Благодаря вопросам идти вглубь себя. 3. Познавая себя — познать Небо и Законы. 4. Познавая Небо и Законы — познать других людей. 5. Познавая других людей — создать общество как отражение Духовных благ. Книга с учением Конфуция


Слайд 6

Время проникновения буддизма в Китай трудно установить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-проповедники из Индии и из Центральной Азии. Вначале проповедниками новой религии в Китае были иноземцы. С середины III в. началось регулярное посвящение в монахи самих китайцев. К этому времени уже существовали монастыри, на китайский язык были переведены десятки сутр и другие сочинения буддийской литературы. В конце V в. в Южном Китае было уже около 2 тыс. монастырей, где «спасалось» 32 тыс. монахов и послушников, в VI в. монастырей было уже 2846, а их обитателей 82 700 человек. На севере страны к VII в. насчитывалось 30 тыс. монастырей и около 2 млн. монахов и послушников. Наряду с мужскими монастырями появились и женские. Буддийский храм в Пекине


Слайд 7

Буддийский храм, комплекс Наньшань Государственные власти относились сначала выжидательно и пассивно к распространению буддизма, но уже в конце IV в. император Сяо У-ди объявил себя буддистом и построил лично для себя дворцовый храм. Таким образом, буддизм стал государственной религией, правда, без того монопольного права, которым в других случаях пользуется государственная религия. В дальнейшем отношение государства к буддизму подвергалось в Китае колебаниям от наибольшего благоприятствования в одни эпохи до запрещения и преследований в другие. Период V-VIII вв. считается «золотым веком» китайского буддизма.


Слайд 8

Проникновение буддизма в Японию датируется серединой VI в. По преданию, в это время из Кореи на Японские острова прибыло несколько буддийских монахов, привезших с собой изображения Будды и некоторые книги священного писания122. Видимо, однако, помимо Кореи источником буддийских идей для Японии служили и другие страны, в том -числе и Индия, так как эти идеи были не только махаянистскими, но и хинаянистскими. Храм Великого Будды в Японии


Слайд 9

Архитектура


Слайд 10

Замок Линдерхоф Грандиозные японские замки сиро (иначе называемые дзё – приставка к названию каждого замка) поражают неискушенных европейцев сочетанием изящества линий, насыщенности архитектурных элементов и прочнейших защитных свойств конструкции.


Слайд 11

Замок Химэдзи Такими являются сохранившиеся до наших дней средневековые японские замки. Хотя более ранние исторические вехи свидетельствуют о том, что защитные и оборонительные сооружения Японии первоначально имели совсем не такой гармоничный и внушительный вид. На заре междоусобных войн это были группы низких деревянных построек, окруженные стандартным рвом и стенами, располагающиеся на пересечении торговых дорог, в портах рек для удержания ключевых экономических позиций.


Слайд 12

Замок Нагоя Начиная с XIV века, японские замки сиро начали возводить из камня, в качестве прообраза используя конструкцию китайских сооружений, с так позже полюбившимися всему миру многоярусными изогнутыми китайскими крышами. Таким образом, создавались огромные укрепленные территории, которые с тех пор выполняли три основные функции: - оборонительную в череде непрекращающихся войн между самурайскими кланами и провинциями; - могущественную, подчеркивающую власть местного феодала; - экономическую как средоточие формируемого вокруг замка города.


Слайд 13

Замок Мацумото В связи с ландшафтной неоднородностью территории страны, японские замки строились и на равнинах, и в горах, и посреди озер – всегда гармонично вписываясь в нетронутую красоту природы.


Слайд 14

«Железная пагода» в Кайфыне Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.


Слайд 15

Пагоды предназначаются для хранения буддийских реликвий, выполняют мемориальную функцию, обозначают «святые» места. Пагоды бывают различных типов: в виде павильонов или башен (часто многоярусных), обелисков и др. Обычно Пагоды имеют квадратный, 6-, 8-, 12-угольный план. Строительным материалом для пагода служат дерево, кирпич, камень, металл. Пагода как тип сооружения сложилась в первые века н. э. в Китае, откуда распространилась во Вьетнам, Корею, Японию. Пагода в Нанчанге


Слайд 16

Восточная пагода храма Якусидзи Пагода - тип буддийского культового сооружения в странах Дальнего Востока. В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.


Слайд 17

Великая китайская стена - древнее оборонительное сооружение - является символом Китая. Она строилась на протяжении многих веков, начиная с 5 века до н. э. вплоть до 17 века, и тянется от побережья Желтого моря до пустынь Северо-Западного Китая. Стена проходит по северной границе древнего Китая, протянувшись от морского побережья до глубин монгольских пустынь. Протяженность стены называют от 4,5 до 6 тысяч км, толщина несколько метров (в среднем 5 метров), высота 6-10 метров. Утверждают, что стена включала 25 тысяч башен. Факт! - согласно одной из легенд, в утрамбованном грунте стены в вертикальном положении захоронен один миллион человек; - стена в точности повторяет тридцатую параллель, которая считается условным экватором, делящим пополам земную сушу; - китайская стена из космоса не видна, по словам как китайских, так и американских космонавтов;


Слайд 18

Считается, что до наших дней дошла Великая стена, построенная, главным образом, в эпоху династии Минг (1368-1644), а всего выделяют три исторических периода активного строительства Великой стены: эпоха Цинь в III веке до н.э., эпоха Хань в III веке и эпоха Минг. По существу под наименованием «Великая китайская стена» объединяют, по крайней мере, три крупных проекта в разные исторические эпохи, которые по оценкам специалистов в общей сложности начитывают общую протяженность стен не менее 13 тысяч км. С падением Мин и установлением в Китае маньчжурской династии Цин (1644-1911) строительные работы прекратились. Таким образом, в основном сохранилась стена, строительство которой завершилось в середине XVII века. Факт! - с 1987 г. находится под охраной ЮНЕСКО; - по мнению некоторых ученых, с древних времен стена вдвое сократилась по длине; - если из всех использованных в ее строительстве материалов сложить стену толщиной в один и высотой в пять метров, то она обвернёт земной шар 10 раз; - на стене прошел этап эстафеты, во время которой факел с огнем Олимпиады 2008 года пронесли 18 человек.


Слайд 19


Слайд 20

Культура Японии


Слайд 21

Отправной точкой формирования сада камней является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствует обострению эстетического восприятия, выработке метафорического способа мышления. Сады должны располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика.


Слайд 22

Основным композиционным принципом, принципом неопределённости сада камней (сада дзен), является создание гармоничного равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Японцы не равнодушны к камням. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран. Можно сказать, что в Японии существует культ камня: найдя интересный камень, его бережно несут или везут домой и укладывают у своего дома или террасы. Японцы считают, что божества любят жить в камнях, поэтому жилище богов должно быть совершенным, идеальным и гармоничным. Таким, чтобы боги были счастливы. Ну а когда бог сада счастлив, то и в доме простого человека достаток и гармония.


Слайд 23

Японский сад - сложное и хрупкое для восприятия произведение искусства, которое, как и любой другой аспект культуры, невозможно понять и изучить вне истории культуры этой страны. В свою очередь история культуры уходит своими корнями в сложившееся религиозное мировоззрение, получившее в Японии название синтоизм (поклонение духам огня, гор, ветра, деревьев, покровителям местности, ремесел и т.д.)


Слайд 24

Японское кимоно (традиционная одежда) – собирательное искусство Японии, объединившее ткацкое мастерство, живопись и искусство ношения одежды в один японский костюм. В переводе означает «ки» - одевать, «моно» - вещь. Традиционно кимоно шьется вручную из неэластичного тонкого шелка, крой при этом скрадывает фигуру, выделяя только плечи и перетянутую поясом талию – это вполне соответствует представлениям японцев об идеальной форме. Факт! Удивительным является способ стирки кимоно: оно полностью распарывается перед стиркой, а после высыхания снова сшивается! Возможно, и это стало причиной его ограниченного ныне использования.


Слайд 25

Первые кимоно походили на китайскую одежду ханфу. В процессе своего развития этот костюм потерял шлейф и штаны, обрел накладной воротник, пояс оби (который сворачивается в причудливые композиции), длинные рукава и с тех пор практически не изменялся. Что представляют собой японские платья? Это халат Т-образной формы без выреза, с широкими рукавами (пройма намного уже остальной части рукава), закрепляемый на теле с помощью ремешков и длинного (достигает трех метров в длину) пояса оби. Ханфу Кимоно


Слайд 26

Схема женского кимоно


Слайд 27

Отличительной особенностью кимоно незамужних девушек являются очень длинные рукава, а мужского – рукава длиной до локтя. Во времена династии Хэйан кимоно было многослойным, что наглядно продемонстрировано в фильме «Мемуары гейши». Кимоно эпохи Хэйан Фурисоде-кимоно незамужней женщины Мужское Кимоно


Слайд 28

Цветовая гамма, рисунки, наличие гербов, которыми покрывается ткань для кимоно, различаются в зависимости от времени года, ситуации. Например, одеяния, расписанные мотивами цветущей сакуры – весенние, изображениями бамбука – осенние. Весенние Кимоно


Слайд 29

Японцы перестали носить кимоно в повседневной жизни с середины прошлого века, когда произошла демократизация быта жителей страны восходящего солнца. Но и поныне кимоно – обязательная одежда для праздничных и культурных мероприятий.


Слайд 30

Как и многие виды искусств, японские шары -темари изначально были развлечением аристократов и императорских семей. Сформированные из кожи шарики-игрушки предназначались для подбрасывания ногами, а немного позже процесс изготовления несколько усложнился. Изменилось и применение шаров. Во-первых, ими можно играть, подбрасывая руками. Во-вторых, искусно вышитые шарики используются в качестве предмета интерьерного декора. Аристократичность темари объяснялась следующей причиной: шарики формировались из кусочков недоступной простолюдинам шелковой ткани и вышивались дорогими нитями. В связи с этим японские шары темари делали богатые женщины, соперничая друг с другом в изяществе, виртуозности и мастерстве вышивки. Часто узоры, секреты и приемы под строгим секретом передавались от мамы к дочери. Позже искусство темари распространилось среди народа, поскольку стали использоваться простые хлопчатобумажные нити для вышивания.


Слайд 31

Что же представляет собой процесс изготовления темари? Первый этап. Формируется шарик нужного размера. Современными материалами могут быть: ткани, пенопласт, дерево, поролон или любой подходящий шарик. Второй этап. Шар плотно обматывается нескользкой нитью для придания ему идеальной формы и создания основы для вышивки. Третий этап. Вышивание, в процессе которого используются всевозможные нитки и ленты, которые с помощью игл различными стежками наносятся на канву. При этом разнообразие орнаментов ограничивается только фантазией мастера.


Слайд 32

Искусство Японии во многом волшебно и необычайно красиво. Одним из направлений такого искусства является японская вышивка на шарах, называемая темари. Сегодня калейдоскоп вышивок темари завораживает ценителей всего мира и как бы приглашает попробовать собственные силы в изготовлении японских шаров.


Слайд 33

Японский веер – это не только оригинальное искусство Японии, аксессуар и столь нужное в теплую погоду опахало. В зависимости от вида в разные времена он мог выполнять различные функции: в театральных постановках, когда каждый персонаж имел собственный, выполненный по определенным правилам, веер, по которому даже непросвещенный человек мог догадаться о характере персонажа; 2.в танцевальных представлениях, которые устраивали гейши, с помощью веера передававшие настроение, эмоции и заставлявшие зрителей замирать от восторга; 3.в светской жизни, когда веер являлся не только признаком социального статуса, но и помогал скрываться от неугодных взглядов; 4.в сельском хозяйстве для того, чтобы развеивать при посадке зерновые культуры; 5. в боевом искусстве: - военачальники использовали веера, чтобы отдавать приказы; - самураи и другие воины использовали веер как смертоносное оружие; 6. в ритуальных храмовых и дворцовых церемониях; 7.в настоящее время во время поединка сумоистов, когда судья веером указывает на победителя сражения.


Слайд 34

Утива Утива – цельное опахало овальной формы, имеющее большое количество ребер жесткости, к которым прикреплена бумага или шелк, с обеих сторон украшенный узором, с длинной деревянной ручкой;


Слайд 35

Сэнсу Сэнсу – раскладывающиеся веера, состоящие из отдельных пластин или из ребер жесткости, оклеенных бумагой и сворачивающийся гармошкой;


Слайд 36

Гумбай Гумбай – веера командиров японских войск, имеющие жесткую конструкцию и чаще всего пропитанные водоотталкивающим составом или лаком, украшенные гербом соответствующего рода и кисточками, свидетельствующими о положении военного;


Слайд 37

Тэссен Тэссен – боевые веера, выполненные с сильно заостренными краями, предназначенные для фехтования, нанесения режущих ударов и отражения летящих в человека предметов.


Слайд 38

Оги Оги – легкие веера, имеющие несколько ребер, собирательное название для всех японских вееров в настоящее время (почти тоже самое, что и сэнсу).


Слайд 39

Соответственно виды вееров (позаимствованные в Китае или же изобретенные в Японии) различались по способу изготовления, наносимому орнаменту, материалу. Привезенные европейцами с Востока веера не получили традиционно восточного использования и стали лишь роскошным женским аксессуаром.


Слайд 40

Изобретения Китая


Слайд 41

К величайшим историческим заслугам китайского народа перед мировой культурой относятся два изобретения, открывшие новую эпоху в развитии книги. Речь идет об удобном и дешевом писчем материале - бумаге и о механическом способе воспроизводства книг - печати. Китайское письмо и книги прошли долгий путь развития. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 3200 году до н.э. В эпоху Шести Династий в Китае был изобретен способ литографии: текст вырезали на камне, и с него делали оттиски на бумаге. С VIII в. н.э. камень был заменен деревом - появилась ксилография и гравюра. В 1041 - 1042 гг. кайфынский кузнец Би Шэн изобрел способ книгопечатания подвижным разборным шрифтом. Однако изобретения Китая не получили широкого распространения, до массового печатания книг дело не дошло, и основы книгопечатания были повторены в Европе лишь 500 лет спустя.


Слайд 42

По преданию, изобретение бумаги - заслуга служителя императорского гарема Цай Луня, жившего во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), который значительно усовершенствовал технологию ее производства (древнейшие образцы бумаги относятся ко второй половине II в. до н.э.) и впервые получил пригодную для письма и рисования бумагу. В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь "сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору". С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов (одни торговые управление потребляли ежегодно около 1,5 млн. листов).


Слайд 43

В Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии (печатание с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста), что позволяло сохранить графические особенности оригинальной рукописи и производить, при необходимости, замену знаков, а также совмещать печатный текст и гравюры. Другое изобретение – книгопечатание. Еще в глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Используются они китайскими художниками и в наши дни. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в. Отсутствие на протяжении долгого времени государственной монополии и цензуры благоприятствовало развитию книжного рынка. К XIII в. только в провинциях Чжэцзян и Фуцзян действовало более 100 семейных издательств. Свой окончательный вид китайская печатная книга пробрела к XVI в., во многом воспроизводя образцы сунской эпохи и имела вид прошитой тетради.


Слайд 44

В древнем Китае был создан великолепный автомат, названный «коляска с фигуркой, указывающей на юг… Некоторые предания относят это изобретение к XXIII в. до н.э.» Но в 1960-е годы доктор Дж. Нидхэм и его китайские сотрудники «..обнаружили, что самое древнее упоминание о такой коляске восходит к III веку н.э. Сохранилась медная пластинка компаса с нанесенными на неё делениями времён Первой Ханьской династии (206 до н.э. — 25 н.э.). В начале 3 в. Ма Цзюнь создал компас и другие конструкции, предназначенные для установки на повозке.


Слайд 45

Что меньше всего надлежащим образом оценено, так это древность выдающегося изобретения, сделанного китайцами. Две тысячи лет назад они уже изобрели примитивный рабочий компас. Из куска магнетита, по-видимому, вырезали ковш. Когда его помещали на каменную доску с ровной полированной поверхностью, он, должно быть, вращался до тех пор, пока «ручка» не указывала на юг… Это необычное по форме приспособление, названное СИНАН, упоминается в книге, датированной 80 г. н. э., где содержатся другие ссылки, возможно, восходящие еще к IV столетию до н.э.


Слайд 46

Искусство Китая


Слайд 47

Наиболее таинственное древнее искусство Китая – «фарфоровое» ремесло. Китайский фарфор получил распространение в I тысячелетии нашей эры, что обосновано природными факторами – богатым залежам фарфоровых камней (симбиоз кварца и шпата) и каолина (белой глины). Несмотря на то, что изначально фарфор был заменой дорогому нефриту, из которого изготавливалась практически вся посуда, он сразу покорил даже императоров.


Слайд 48

Процесс производства фарфора Китая был засекречен, за разглашение тайны неверный подвергался казни. Даже сегодня не все секреты китайского производства фарфоровых изделий раскрыты до конца.


Слайд 49

Первые столетия фарфоровые изделия были исключительно белыми и матово блестящими, что давала каолиновая глина и последующая глазировка изделия. Значительно позже мастера разнообразили изготавливаемую посуду и даже музыкальные инструменты природными красителями: гематитом и кобальтом. А в начале XVII века стали применяться эмали. В зависимости от цвета эмали и правящей династии изделия принадлежали к «зеленому», «розовому» и другим семействам. Мастера фарфоровой росписи иногда превосходили в рисовании цветов, кустарников и птиц сами оригиналы. Например, вазы династии Мин изготавливались с тончайшими стенками, в которых играло солнце. К сожалению, в связи с изяществом и хрупкостью этих изделий, лишь единицы дошли до наших дней. Ваза династии Цин


Слайд 50

В Европу китайский фарфор завезен в XVI веке. Порой он ценился на вес золота. Европейцы долгие годы пытались воссоздать полюбившиеся им чудесные произведения декоративно-прикладного искусства, но невесомость, хрупкость и звонкость так и не были достигнуты. Хотя в настоящее время производство фарфоровых изделий поставлено на конвейер, и такая продукция доступна многим, настоящий фарфор в паре с чаем до сих пор являются атрибутами роскошного образа жизни в любой точке мира, а его стоимость достигает десятков миллионов долларов, что свидетельствует о его культурной ценности в том числе.


Слайд 51

Вышивальное искусство Китая в течение двух тысячелетий позволяет создавать реалистичные, красочные вышитые картины, многие из которых выставляются в музеях всего мира. Китайская вышивка появилась почти одновременно с использованием тканей. Гладкое шелковое полотно украшалось не только росписью, но и не отстающей по богатству красок и мастерству вышивкой.


Слайд 52

Провинция Сучжоу славится по всему миру своими мастерами вышивки шелковой нитью по шелковой же ткани. Изящество, тонкость и реалистичность получаемых предметов искусства заставляют думать, что перед глазами не вышивка, а написанная кистью картина. Основные приемы сучжоуской вышивки: стежки разной длины, плотности, натяжки, направления; наложение на ткань нескольких слоев ниток для создания объема, текстуры и глубины красок; расщепление шелковой нити на тончайшие волокна или скручивание нескольких нитей в одну; использование тонкой иглы.


Слайд 53

Вышитые картины, для изготовления которых требуются месяцы кропотливой и сложной работы, могут храниться без ущерба для красок в течение нескольких десятилетий. Тончайшие шелковые нити начинают истлевать не скоро, а при надлежащем уходе за полотном этот процесс можно отсрочить на неопределенное время.


Слайд 54

Удивительными произведениями декоративного искусства Китая являются двусторонние вышитые картины, на обеих сторонах которых изображены непохожие сюжеты. Такой прием используется чаще всего для изготовления комнатных ширм и настольных картин. Непостижимым образом художник по вышивке создает на прозрачном полотне два разных гармонично сосуществующих мира. Возможен и другой вариант вышивания, когда с двух сторон полотна получается совершенно одинаковая картина, не омрачаемая узелками и выбивающимися нитями. В обоих случаях полотно помещается между двумя стеклами и вставляется в деревянную раму, создавая неповторимый предмет декора и интерьера.


Слайд 55

Искусно вышитые полотна использовались и для изготовления одежды. Вышивки, похожие на живописные рисунки, украшали обувь, головные уборы, шкатулки и сумочки. Сегодня мелкие вышитые безделушки, крупные картины, ширмы, абажуры являются не только произведением искусства, но и добрым самобытным подарком.


Слайд 56

Культура Китая справедливо считается одной из оригинальнейших во всем мировом историческом пространстве. А фраза «китайская шкатулка» наиболее полно иллюстрирует искусство Китая, делая акцент на великую сокровищницу предметов искусств, традиций и шедевров. В самом простом понимании, китайская шкатулка как хранилище драгоценностей, испокон веков считалась прекрасным подарком, поскольку сама по себе являлась драгоценностью. Это достигалось в результате применения дорогих материалов для изготовления коробочки, богатой инкрустации, резьбы и росписи внешних и внутренних поверхностей. Неотъемлемой частью такой шкатулки являлось наличие секретных отделений, искусно замаскированных мастерами своего дела. «Китайская шкатулка» в декоративно-прикладном искусстве. Здесь шкатулка открывается без сравнительных и смысловых оборотов. Эстетика как приоритет для действий мастера, внимание к мельчайшим деталям, цельность и подчинение законам природы каждого предмета, украшение и роспись – эти культурные принципы приводят к созданию поистине гармоничных предметов ремесла.


Слайд 57

«Китайская шкатулка» в архитектуре и дизайне. Архитектурная композиция даже самого простого дома – это упорядоченная система со множеством отдельных элементов, несущих смысловую нагрузку. Любая деталь – предмет пристального внимания архитектора и дизайнера, шедевр в ряду прочих деталей. Комната – это отдел шкатулки, хранящий в себе отдых после трудового дня, успокоение и расслабление после мирских забот, умиротворение задушевными беседами и многое другое, так необходимое человеку для бытия.


Слайд 58

История шелка длительна и овеяна многими преданиями и легендами. Она берет свое начало в Китае, в нем и продолжается, поскольку на сегодня эта страна является крупнейшим экспортером шелка в мире. Легенда о жене первого китайского императора, обучившей китаянок сложному искусству выращивания и обработки коконов тутового шелкопряда с целью получения струящейся ткани, возможно, не имеет под собой никаких оснований, но тысячелетия назад кому-то все же пришла в голову возможность такого производства. Доказательствами того, что начали производить шелк в Китае, служат результаты археологических раскопок. Например, самый древний из найденных коконов тутового шелкопряда со следами обработки покоился в земле одной из северных провинций Китая приблизительно со второго тысячелетия до н.э. Примерно того же возраста элементы найденного ткацкого станка.


Слайд 59

Долгое время история шелка вилась по просторам китайских провинций, лишь в виде готового куска материи покидая страну и направляясь по Великому шелковому пути, который связывал между собой Восточную Азию и Средиземноморье, начиная со второго столетия до н.э.


Слайд 60

Естественно, китайцы всеми силами старались сохранить технологию создания шелкового полотна в тайне, поскольку это приносило им ощутимую экономическую выгоду. В стране даже была объявлена смертная казнь за разглашение этой тайны. Но, видимо, не все китайцы хотели общественной выгоды, а гнались за личной, что и позволило секрету китайского шелка выплыть в направлении других азиатских и европейских стран. Благодаря тем болтунам сегодня мы точно знаем, как производят китайский шелк: - все начинается с разведения шелковичных червей, кормление которых и определяет качество шелка в Китае; хлипкие черви могут погибнуть от малейшей инфекции и неправильной кормежки; - взрослые уже черви теперь называются гусеницами и могут вить коконы в специально организованных для них условиях; - продукт труда гусениц – кокон – формируется в течение 3-4 дней из нитей длиной от 300 до 1000 метров; - чтобы извлечь из липкого кокона саму нить, его бросают в горячую воду, где он как бы распускается; такая нить слишком тонка, и ее соединяют еще с несколькими такими же; - из полученной пряжи ткут китайский шелк, в итоге вес ткани из 500 км нити составляет всего лишь 1 кг!


Слайд 61

Но и здесь шелковое искусство Китая не останавливается: на очереди покраска материала, декоративная отделка и, возможно, китайская вышивка шелком по шелку в Китае. Сложность и кропотливость всего процесса производства китайского шелка определили стоимость конечного продукта. Соответственно, одежда из китайского шелка столетиями являлась достоянием и собственностью высших слоев населения. Да и сегодня шелковые изделия намного превосходят по стоимости, например, хлопковые.


Слайд 62

Театр теней иначе называется театр марионеток. Это связано с тем, что персонажи такого театрального действа – искусно изготовленные марионетки. В начале своего развития это были бумажные раскрашенные куклы, но постепенно метод их изготовления усложнился. По бумажному шаблону вырезаются пластичные детали из высушенной до прозрачного состояния ослиной кожи. На полученные элементы наносится раскраска, причем выбор цвета является определяющим для характера будущего персонажа: красный цвет означает честь, зеленый – отвагу, черный – справедливость, белый – коварство. После нанесения рисунка детали утюжатся и соединяются между собой для получения гибкой фигурки, к которой прикрепляются бамбуковые палочки, обеспечивающие ее подвижность.


Слайд 63

Как происходит представление? 1. Устанавливается ширма и освещение, необходимое, чтобы на полотно падали тени задействованных в спектакле фигур. При этом фигурки почти прижимаются к самой ширме, и становится видна их раскраска. 2. Сюжетами для представления могут быть сказания о волшебниках, легенды, предания, исторические саги, романы, понятные широкому кругу зрителей. 3. Представление сопровождается не только диалогами, но и музыкой. 4. В сюжете часто обыгрываются погодные условия: дождь, ветер, солнце кажутся настоящими.


Слайд 64

Согласно летописному сказанию, в конце I тысячелетия до н. э. император Хань Уди грустил по своей безвременно ушедшей из жизни жене. Вернуться к жизни и государственным делам ему помог советник, придумавший оригинальный способ развлечь правителя: он вырезал из бумаги профиль погибшей супруги императора и за ширмой разыграл представление, заключавшееся в движении фигурки и отбрасываемой на ширму тенью. Так началось неспешное развитие нового вида театрального искусства. В XIII-XIV веках таким образом между сражениями развлекались китайские воины, что способствовало географическому распространению театра теней.


Слайд 65

Китайский театр теней – театральное искусство Китая, преодолевшее языковой барьер и получившее широкое распространение не только в странах Азии, но и в Европе. В современном Китае театр теней уже не так популярен, как раньше. Но ценители этого искусства существуют, и для них играются кукольные пьесы. Некоторые труппы продолжают гастролировать по миру, радуя любителей самобытного китайского театра. А искусно изготовленные китайские марионетки занимают почетные места в коллекциях ценителей мировой культуры.


Слайд 66

Близость к восточному побережью Азии предопределило влияние Китая и Кореи на формирование культуры Японии. Влияние китайской и корейской цивилизаций на Японию было достаточно сильным, но полного подражания не произошло, так как японцы не в полном объеме внедряли китайские институты. Островное положение Японии уберегло ее от военных завоеваний и создало условия для культурной изоляции страны. Выводы


Слайд 67

Выводы Исследование позволило выявить общие черты в культуре Китая и Японии и выявить их самобытность. Культурные изобретения Китая (театр теней, шелк, компас, бумага, книгопечатание) оказали огромное влияние на развитие европейской культуры. Культура Японии опиралась на достижения культуры Китая, однако, несмотря на это, смогла остаться самобытной Культурам азиатского региона свойственно удивительное многообразие декоративно-прикладного искусства.


Слайд 68

Конец! Спасибо за внимание! Источники: east-art.ru.; panasia.ru.; otanuki.ru.; china-voyage.com.; а также личные знания из различных преподавательских источников.


×

HTML:





Ссылка: