'

Основные направления современной поэзии

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Основные направления современной поэзии Тенденции развития


Слайд 1

«Лицом к лицу лица не увидать», однако последнюю треть двадцатого столетия все чаще называют «бронзовым веком» русской поэзии. Время , конечно, проверит «степень блеска», но уже сейчас одной из важных характеристик эпохи следует признать необычайное многообразие, многоцветье и «многолюдье» поэзии этого периода. И образов лирического героя, и вариантов авторского поведения в современном поэтическом процессе очень много, и это объективное свидетельство не только «проблемности» вопроса, но и разнообразия художественного мира поэзии.


Слайд 2

Шестидесятники – эстрадные поэты Ошеломляющий успех выпал во второй половине 50-х годов на долю нескольких молодых поэтов, из которых особенно выделялись Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. Их творчество резко отличалось от поэзии предшествующего поколения и ориентировалось скорее на традиции русского авангарда 10-20-х годов: не случайно одним из мест их публичных выступлений была площадь Маяковского. Одинаковый жизненный опыт, одинаковый язык, одинаковая нравственная основа: общая бескомпромиссность, желание, как они говорили, не «неправды» и не «полуправды», а «только правды». Их объединили «общие враги». Эстрадная лирика – одна из форм бытования поэзии, во время «оттепели» вышедшая на первое место. Эстрадники создавали поэзию максимально открытую – поэзию стадионов. Но существовала одновременно и поэзия максимально камерная – поэзия кухонь, квартир. (Лианозовцы, СМОГ) Роберт Рождественский Андрей Вознесенский Белла Ахмадулина


Слайд 3

Песенная лирика. ( авторская песня, рок-поэзия) Она противостояла, прежде всего, официальной эстраде и узаконенной массовой песне – то есть музыкально – поэтической масскультуре.


Слайд 4

Авторская песня Первыми «поющими поэтами» нашей эпохи стали Михаил Анчаров и Булат Окуджава. Визбор, Якушева, Ким, Клячкин, Городницкий, Кукин – это первая волна авторской песни. 60-е годы жанр стал поистине массовым (клубы самодеятельной песни по всей стране, грандиозные фестивали под Саратовом) с приходом ярких индивидуальностей В.Высоцкого А.Галича. Оппозиционность по отношению к официальному искусству стали особенно явными, а поэтика значительно обогатилась. Искренность, непосредственность, отсутствие актерского начала и есть главный, исходный принцип авторской песни. Способ ее существования. Огромное значение имеет интонация, манера исполнения – вообще все специфические проявления этого индивидуального начала. Ведущая стихия авторской песни не музыкальная, а словесная. В тематике в 60-е годы явно обозначились три акцента: лирически-интимный, походно-романтический и социально-критический. Александр Галич певец третьего варианта. Александр Галич Булат Окуджава Владимир Высоцкий


Слайд 5

Рок- поэзия 70-ее годы. Рок-композиция создается, как правило. В расчете на то, что и слова, и мелодия, и аранжировка лишь в момент исполнения производят задуманный художественный эффект. Далеко не последнюю роль при этом играют вокальные данные рок-музыкантов. 80-90-ее годы: слово в роке становится ценным и само по себе. Вторая половина 70-х годов складывается две школы рок-поэзии: - московская (А. Макаревич «Машина времени») - ленинградская («Аквариум» Гребенщикова, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Константин Кинчев) ( третья – свердловская – заявит о себе в следующем десятилетии) Виктор Цой Константин Кинчев Юрий Шевчук


Слайд 6

Рок-бард: «Русский вариант» Очень многие рок-музыканты стали часто выступать перед публикой «наедине с гитарой», т.е. в положении барда. Это и Макаревич, и Шевчук, и Лоза, и Градский. Но были и такие, кто с самого начала был словно призван судьбой под знамена «третьего жанра». Рок-бард по призванию Александр Башлачев (1960-1988)


Слайд 7

Концептуализм. Возник в 1970-е годы как реакция на тоталитарную эстетику и действительность и как проявление общеевропейской тенденции. «Поэтика идейных схем и стереотипов», искусство как идея» - вот определения концептуализма. Концепт – это мертвая или отмирающая ( в предствавлении поэта) идея (лозунг), навязший в зубах штамп, клише. Но подается концепт по видимости «серьезно» и словно бы «изнутри» этого заидеологизированного мира. В результате не просто возникает иронический эффект – схема «кончает жизнь самоубийством» Дмитрий Пригов ( 1940 г/р) Лев Рубинштейн (1947г/р) Тимур Кибиров (1955 г/р) Сергей Гандлевский (1952 г/р) Игорь Иртеньев Дмитрий Пригов Тимур Кибиров Бахыт Кенжеев Сергей Гандлевский


Слайд 8

Визуальная поэзия Преимущественная роль отводится визуальному компоненту. Это стихи скорее для глаза, нежели для голоса. Дмитрий Авалиани – московский поэт последнего десятилетия


Слайд 9

Куртуазный маньеризм Куртуазный – изысканно вежливый, галантный (прежде всего – по отношению к дамам). Слово из средневекового рыцарского обихода. Новоявленные рыцари провозгласили своей целью возрождение духа галантной «игры в любовь», которая процветала в дворянских замках прошлых веков. Разумеется, этот «дух» не воспроизводится в точности, а иронически пародируется, подчас не без грубости и цинизма. Герой маньеристов – ценитель женской красоты, изящный, циничный, ненасытный покоритель сердец, словом – Дон Жуан. Тут возможны различные варианты любовных похождений – от «исторических» (с маркизами и графинями 18 века) до самых что ни на есть современно-молодежных. На металлической тусовке, Где были дансинг и буфет, Ты мне явилась в буйном соке Своих одиннадцати лет. …………………………. Цедя какую-то фруктозу. Я про себя воскликнул: «Ах! Ты металлическая роза, Бутон в заклепках и шипах!..» (Вадим Степанцов «Металлистка»)


Слайд 10

«Быть или нет стихам на Руси…» На первый взгляд литературная жизнь 90-х гг. бьет ключом. Особенно в Москве, где множество литературных групп и объединений, не меньше литературных салонов, и чуть ли не каждый вечер в каком-нибудь из них поэты читают свои стихи. Однако здесь одни и те же лица: узкий круг литераторов и «окололитературных» любителей. Широкое общество остается равнодушным к поэзии. Поэты потеряли ощущение своей необходимости, общественной значимости, и практически каждый серьёзный автор оказывается сегодня «одним воином в поле»… издать книгу теперь несложно, но трудно добиться , чтобы ее заметил и прочитал кто-нибудь за пределами круга «своих». Судить о пришедших в поэзию 90-х гг. пока рано. Ещё не ясно, займет ли со временем кто-то из них прочное место на литературном олимпе. В целом молодых поэтов отличает высокая образованность. Они чувствуют себя как дома среди разных эпох, авторов и стилей, могут комбинировать их, как фигурки на экране компьютера. Но не потому ли они порой столь легко экспериментируют с поэтическими языками, что в глубине души не связаны по-настоящему ни с одним из них? Поэзии (да и искусству в целом) в таком случае грозит превратиться в дело техники или игру. Золотой и Серебряный век русской поэзии позади. Что ждет ее в новом тысячелетии? И ждет ли вообще что-нибудь?


×

HTML:





Ссылка: