'

Циклизация в прозе Серебряного века (Д.С.Мережковский, Н.С.Гумилев, И.А.Бунин)

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Циклизация в прозе Серебряного века (Д.С.Мережковский, Н.С.Гумилев, И.А.Бунин) Иллюстративные материалы к лекции доц. кафедры литературы Тобольского пединститута им. Д.И.Менделеева кандидата филол.наук доц.Г.И.Роговой


Слайд 1


Слайд 2

Циклизация в прозе Серебряного века Материал лекции: Структура циклов Д.С.Мережковского «Итальянские новеллы» и Н.С.Гумилева «Тень от пальмы» Материал практического занятия: «Темные аллеи» И.А.Бунина: Структура и идейное содержание цикла.


Слайд 3

Предмет нашего разговора: произведения ряда писателей, для которых, как и для А.Блока, особое значение имел принцип циклизации: «Итальянские новеллы » Д.С.Мережковского и цикл новелл «Тень от пальмы» Н.Гумилева


Слайд 4

Об особенностях циклизации в лирике А.Блока и поэтов Серебряного века известно из монографии Л.Я.Гинзбург «О лирике». - М.,1976 Наша задача – убедиться, что этот композиционный прием был характерен и для прозы рубежа Х1Х-ХХ веков


Слайд 5

План лекции Понятия «сборник» и «цикл». Итальянская тема в русском художественном сознании и особенности жанра новеллы эпохи Возрождения (праформы современной новеллы) Идейно-художественное содержание «Итальянских новелл» Д.Мережковского: особенности циклизации; структура сборника и принципы объединения рассказов в цикл. Заголовок и композиция в цикле новелл Н.С.Гумилева «Тень от пальмы»


Слайд 6

Часть первая Истоки жанра новеллы исследователи видят в Итальянской новелле эпохи Возрождения. Для русской культуры значима и эпоха Возрождения, и жанровые традиции малой прозы, истоками имеющие итальянскую литературу, и сама Италия.


Слайд 7

По словам Ваулиной Е., Комоловой Н., Мочульского К., Муратовой К., Мусатова В. Италия была в центре внимания художников и в XVIII, и в XIX, и в XX веке. Итальянская тема


Слайд 8

Итальянская тема в русском художественном сознании настойчиво и последовательно появляется уже в Х1Х веке Это отмечают исследователи в работах, посвященных А.Пушкину, Е.Баратынскому, К.Батюшкову, П.Вяземскому, Н.Языкову Н.Гоголю, В.Майкову, Ф.Тютчеву


Слайд 9

Это отмечают исследователи в работах, посвященных Д.Мережковскому, В.Брюсову, М.Волошину, А.Блоку, В.Иванову, Н.Гумилеву, О.Мандельштаму, А.Ахматовой, Б.Пастернаку.


Слайд 10

Итальянская тема в творчестве писателей-символистов Обращаясь в своих стихах к образу Италии, поэты использовали такие обращения, как «желанная», «страна богов», «сказка».


Слайд 11

Итальянская тема Италия для всех поэтов–символистов выступала как некий символ красоты, святыня великого искусства, родина души, земля обетованная, которая связывает прошлое с настоящим, как источник неиссякаемой духовной силы, как залог будущего возрождения.


Слайд 12

Итальянская тема Внимание к этой стране на уровне идеи связано с обращением к темам любви, искусства, философии, истории.


Слайд 13

Итальянская тема На уровне формы в прозе интерес вызывает жанр новеллы, который позволяет отвлечься от ежедневного и обыденного.


Слайд 14

Особенности жанра новеллы в Италии Новелла Ренессанса появляется в составе сборника, Новеллы в составе сборника идут в определенном, строго продуманном порядке,


Слайд 15

Особенности жанра новеллы в Италии Большинство новелл представляет собой бытовые анекдоты, факты и наблюдения, изложенные живым разговорным языком.


Слайд 16

Особенности жанра новеллы в Италии Скреплены при помощи обрамляющего рассказа, Мораль вытекает не логически, а психологически,


Слайд 17

изящные стилизации прошлого окрашиваются в тона легкой иронии,


Слайд 18

особая роль отводится пейзажу, выражавшему романтические или мистические чувства и настроения героев;


Слайд 19

В новеллах отражаются наиболее значимые для культурного сознания рубежа веков темы: появляется интерес к смутным переживаниям, подсознательным глубинам человеческой психики, что иногда придает изображаемым образам туманность и загадочность.


Слайд 20

Часть вторая


Слайд 21

Особенности цикла «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского


Слайд 22

Дмитрий Сергеевич Мережковский Поэт Романист Критик Публицист Новеллист


Слайд 23

Творчество Мережковского, каждый по-своему, осмысливали его современники: Г.Адамович, А.Белый, Н.Берберова, Н.Бердяев, В.Брюсов, З.Гиппиус, В.Ходасевич и


Слайд 24

Творчество Мережковского, каждый по-своему, осмысляют современные литературоведы: П.Басинский, О.Дефье, И.Ильин, А.Киреев, Л.Колобаева, Л.Пильд, С.Сапожков, А.Соколов.


Слайд 25

«Итальянские новеллы» В центре нашего внимания - семь новелл Д.Мережковского


Слайд 26

Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир»


Слайд 27

Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» Наша задача – обратить внимание на их идейно-художественное своеобразие


Слайд 28

Обозначив показатели цикла и формы его презентации в новеллах, мы должны решить, что позволяет считать новеллы Д.С.Мережковского циклом


Слайд 29

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Тематический круг «Итальянских новелл» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир» любовь = жизненная практика человека


Слайд 30

Жанровое своеобразие новелл Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир


Слайд 31

Жанровое своеобразие новелл сборника Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир» Литературные Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог и структура цикла фольклорные


Слайд 32

Жанровое своеобразие новелл Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир


Слайд 33

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Архетип инициации В каждой из новелл прослеживается процесс инициации, который «складывается из четырех фаз:


Слайд 34

процесс инициации складывается из четырех фаз: 1)фаза ухода (расторжение прежних родовых связей индивида), 2)фаза символической смерти,


Слайд 35

процесс инициации складывается из четырех фаз: 3)фаза символического пребывания в стране мертвых (умудрение, приобретение знаний и навыков взрослой жизни, накопленных предками),


Слайд 36

процесс инициации складывается из четырех фаз: 4)фаза возвращения (символическое воскрешение в новом качестве)» [Тюпа 2001: 44].


Слайд 37

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Фабула цикла Обратившись к фабуле цикла, мы приходим к выводу, что мысль писателя сконцентрирована вокруг проблемы любви, что было характерно для итальянских новелл эпохи Возрождения.


Слайд 38

Однако не менее важным для Мережковского было показать, что человек, всю свою жизнь находящийся в зависимости от общественного мнения, должен доверять себе.


Слайд 39

Темой фабульного повествования становится жизнь вообще и человек как таковой на разных ее этапах.


Слайд 40

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Сюжет цикла «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – юность молодость старость зрелость


Слайд 41

Композиция цикла «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» «Превращение» – «Микеланджело» «Святой Сатир» – Экспозиция Заключение Вымышленные сюжеты Реальность Эпилог


Слайд 42

Конфликт цикла «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир» Семья В Н Е Ш Н И й М И р Обще С Т В о Школа В н у т р е н н и й мир


Слайд 43

Жанр: повесть в новеллах новеллы «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – Структура повести Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Любовь, судьба человека от момента вхождения в жизнь до момента ухода из нее – смерти повесть


Слайд 44

Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы»: «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир»


Слайд 45

«Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского - цикл, поскольку имеет: единство темы и структуры, развитие авторской мысли от первой новеллы до последней .


Слайд 46

«Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского - цикл, поскольку отдельные новеллы представляют собой составные части единого целого, чем и определяется единство структуры всего цикла; в цикле каждая новелла имеет свою идею и, входя в состав целого, участвует в порождении другого смысла, возникающего поверх единиц,составляющих единое целое.


Слайд 47

Частьтретья


Слайд 48

цикл новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Страшась чего-нибудь не знать, Грызясь за почести с другими, Как пес, он должен защищать Годами созданное имя.   Н. Гумилёв


Слайд 49

Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы»


Слайд 50

ряд прозаических произведений Н.С. Гумилёва, собранных под авторским названием «Тень от пальмы», является циклом с чёткой структурой, единой идеей и развитием темы


Слайд 51

Цикл новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Пальма Огромные, расположенные по кругу листья напоминают солнечный диск, понимаемый как нечто высокое, незапятнанное, но требующее от человека всеми силами его души соблюдать такую же чистоту и святость


Слайд 52

Цикл новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Тень Провозглашая «тень» основой цикла, Н.С.Гумилёв утверждает жизнь всего земного, грешного, темного, дьявольского («как враг света дьявол сам был тенью» [Тресиддер 2001; 368]).


Слайд 53

«Тень от пальмы» «Светлая часть» (пальма) «Тёмная» часть(тень) «Радости земной любви» «Принцесса Зара» «Золотой рыцарь» «Последний придворный поэт» «Дочери Каина» «Чёрный Дик» «Лесной дьявол» «Скрипка Страдивариуса» «Путешествие в страну Эфира» «Чёрный генерал» Заключительная часть «Путешествие в страну Эфира» «Чёрный генерал»


Слайд 54

«Путешествие в страну Эфира» Реальность/ наркотический мир жизнь / смерть Тело / дух «Черный генерал»


Слайд 55

«Тень от пальмы» «Светлая часть» (пальма) «Тёмная» часть(тень) «Радости земной любви» (1908г) «Принцесса Зара» (1908г) «Золотой рыцарь» (1908г) «Последний придворный поэт» (1908г) «Чёрный Дик» (1908г) «Дочери Каина» (1908г) «Лесной дьявол» (1908г) «Скрипка Страдивариуса» (1908г) любовь страсть служение божеству охрана грехов избавление обречение вдохновение искушение


Слайд 56

«Тень от пальмы» Заключительная часть «Путешествие в страну Эфира» (1916г) «Чёрный генерал» (1917г)


Слайд 57

Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Темы значимые для эпохи: любовь («Радости земной любви» «Чёрный Дик») служение («Принцесса Зара», «Дочери Каина» ) религия («Золотой рыцарь», «Лесной дьявол» ) творчество («Последний придворный поэт» «Скрипка Страдивариуса» )


Слайд 58

Для Н.С. Гумилёва значимая проблема - соединения «темного» и «светлого» начал в жизни («Путешествие в страну Эфира», «Чёрный генерал»)


Слайд 59

Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Соединение темного и светлого определяет структуру цикла, в котором последовательно выдерживается это противопоставление, подчеркивающее сложность бытия и человеческой жизни.


Слайд 60

Часть четвертая Итоги наших наблюдений


Слайд 61

Итоги наших наблюдений: Поиски новых художественных форм на рубеже Х1Х-ХХ веков, тяготение к соборности приводят русских писателей к циклизации, которая проявляет себя как в лирике – в большей степени, так и в прозе ряда писателей, среди которых особое место занимают циклы рассказов как Д.Мережковского, так и Н.С.Гумилева и И.А.Бунина


Слайд 62

Итоги наших наблюдений Принципы циклизации выражают авторскую мысль и зависят от особенностей творческой индивидуальности писателя:


Слайд 63

Итоги наших наблюдений в центре внимания Д.Мережковского – закономерности жизни человека, истоки его судьбы; решая эти проблемы, он обращается к приему стилизации, погружая своего читателя в давние времена, связанные с эпохой расцвета культуры.


Слайд 64

Итоги наших наблюдений Н.С.Гумилев с помощью циклизации обращает внимание на миропорядок, законы внечеловеческого бытия, утверждая могущество и всесилие зла в мире;


Слайд 65

Итоги наших наблюдений И.А.Бунин в центр внимания своего читателя ставит проблему состоятельности человека в любви и жизни; предметом наблюдений и изображения он делает обыденную жизнь, но в своих рассуждениях поднимается над бытом на уровень вневременных проблем всечеловеческого бытия.


Слайд 66

Литература для обязательного изучения: I.Проблема циклизации: Гинзбург Л.Я. О лирике.М.,1976 Долгополов Л.К. Поэмы А.Блока и русская поэма конца Х1Х – начала ХХ века.М.;Л.,1964. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл:Проблемы теории и анализа.Красноярск,1988. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе Х1Х века.СПб.,1999


Слайд 67

Литература для обязательного чтения: Мережковский Д.С. «Итальянские новеллы» Гумилев Н.С. «Тень от пальмы» На главную


×

HTML:





Ссылка: