'

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI в Выполнила Тарасова Е.В.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Куляшова И.П. 2007 г КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI в Выполнила Тарасова Е.В.


Слайд 1

Куляшова И.П. 2007 г Цель урока: знакомство с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти, показать на конкретных примерах ее фундаментальность.


Слайд 2

Куляшова И.П. 2007 г ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI в. прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии. В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.


Слайд 3

Куляшова И.П. 2007 г ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Основной материал для письма – бумага. Привозили ее из Италии, Франции, Германских государств, Польши. Центры книгописания – монастыри. Появились письменные документы. Продолжается летописание.


Слайд 4

Куляшова И.П. 2007 г 1563 г –первая типография в Москве.


Слайд 5

Куляшова И.П. 2007 г Первопечатник в России – Иван Фёдоров. 1564 – начало книгопечатания на Руси. Помощник – Пётр Мстиславец. Первая печатная книга, вышедшая в России,— «Апостол» (1564). 1565 г –«Часослов» - сборник ежедневных молитв. Русский букварь был напечатан в 1574 г в Литве. Всего в XVI в было издано 20 книг.


Слайд 6

Куляшова И.П. 2007 г Литература. летописи «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись). хронографы исторические повести: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» публицистика: - в посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис «Москва — третий Рим». - Иван Пересветов: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть, опирающаяся на дворянство. князь Андрей Курбский: выступал за ограничение власти царя (вёл переписку с Иваном Грозным). Священник Ермолай: выступал за установление твёрдых норм крестьянских повинностей. Феодосий Косой: высказывался о равенстве всех людей.


Слайд 7

Куляшова И.П. 2007 г «ДОМОСТРОЙ» автор священник Сильвестр. середина XVI в: Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи . «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч- ежемесячные чтения) - собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения. Составлено под руководством митрополита Макария в 30—40-е гг. XVI в., включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенно­ му месяцу и разбит по дням. «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орна­ментами.


Слайд 8

Куляшова И.П. 2007 г АРХИТЕКТУРА. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля: В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин (Руффо), Алевиз Новый. В это время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади


Слайд 9

Куляшова И.П. 2007 г Архангельский собор 1505-1508 До начала XVIII в. -усыпальница московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.


Слайд 10

Куляшова И.П. 2007 г Колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни). 1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов. 1532 – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый.


Слайд 11

Куляшова И.П. 2007 г в XVI появился в шатровый стиль. Храмы венчались шатром. Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Высота около 62 м с крестом Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высоьою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.


Слайд 12

Куляшова И.П. 2007 г


Слайд 13

Куляшова И.П. 2007 г Храм Василия Блаженного. (Покровский собор). 1555—1561. . зодчие Барма и Постник построен в честь взятия русскими войсками Казани. Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.


Слайд 14

Куляшова И.П. 2007 г Смоленский Кремль конец XVI в архитектор Фёдор Конь. . «ожерелье земли русской»


Слайд 15

Куляшова И.П. 2007 г Укрепление Москвы. . 1535—1538 гг: итальянский арх. Петрок Малый возвел вторую линия укреплений, опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город. 1585—1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо). В конце XVI в. сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу — «Скородом» (ныне Садовое кольцо).


Слайд 16

Куляшова И.П. 2007 г ЖИВОПИСЬ. Иконопись: Икона-картина «Церковь воинствующая» Размер 4 метра. Цель: увековечить в искусстве покорение Казанского ханства. книжная миниатюра: Государев Совет миниатюра XVI века.


Слайд 17

Куляшова И.П. 2007 г ЖИВОПИСЬ. Фресковая роспись фрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные артелью художников во главе с Феодосием. Страшный Суд - фреска Благовещенского собора


Слайд 18

Куляшова И.П. 2007 г ЖИВОПИСЬ Фресковая роспись Благовещенский собор, Фреска "Троица


Слайд 19

Куляшова И.П. 2007 г памятник русского меднолитейного дела: Царь-пушка – 1594 г. мастер: Андрей Чохов самая большая пушка в мире. вес - 40 тонн, калибр пушки -89 см, диаметр ствола - 120 см, длина пушки - 5,5 метра. Это гигантское оружие могло стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм. Андрей Чохов, называл её "пушкой", в старину это орудие часто называли "Дробовиком российским", потому что стрелять оно должно было "дробом" (картечью).


Слайд 20

Куляшова И.П. 2007 г Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: