'

Кирилл и Мефодий создают азбуку для славян

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Кирилл и Мефодий создают азбуку для славян Слова и звуки… Звуки и слова. В них полной жизни выраженье, Вся цепь существ, от тьмы до херувима. Все оживает в звуках и словах… В словах и звуках - вечный ключ сердец… Евдокия Растопчина (1867)


Слайд 1

История На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами. Такие отрывочные надписи, как правило, не датированы, хотя сопутствующие факты и обстоятельства говорят в пользу определенной эпохи, к которой относится находка. В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три разных группы. Эти три группы следующие: 1) руны, или "руница", 2) "глаголица" и 3) "кириллица" и "латинница", основанные на греческом или латинском письме


Слайд 2

Сведения наши о славянских рунах очень бедны и отрывочны. Русские ученые этим не занимались. Одно несомненно: они существовали. В скандинавских источниках они называются «Venda Runis», то есть «вендскими рунами». Сохранились и сами надписи славянскими рунами. Количество их невелико. Во-первых, рунами писали очень давно и они вышли из употребления много веков тому назад, поэтому предметы, несшие рунические письмена, за давностью времени погибли. Во-вторых, славянскими рунами мало кто занимался в широком понимании этого слова. Однако не всякий ученый-«рунист» мог взяться за славянские руны: надо было знать хорошо и славянские языки, поэтому надписи славянскими рунами остались просто непрочитанными. В-третьих, литератур руническими письменами не существовало: руны употреблялись лишь для кратких надписей на могильных камнях, на пограничных знаках, на оружии, украшениях, монетах и очень редко на полотне или пергаменте. Откуда происходят руны, кто является их изобретателем, что означает само слово и какого оно языка - неизвестно. Д. Жункович предполагает даже, что само слово "руны" славянского корня: "руна", "руня" будто бы означает "борозда", "врез", а "руги" - "врезать", "гравировать”, то есть наскальные надписи. . Славянские руны


Слайд 3

Другой группой предметов, несущих рунические надписи, являются культовые статуэтки, особенно частые в области поморских славян. На спинной стороне одной из статуэток есть надпись "ридегаст" и "ретра", т. е. имя божества и название города. Найдена она в Мекленбурге и сделана из бронзы. Спереди - также надписи. Подобные предметы-документы доказывают неоспоримо существование у среднеевропейских славян своей рунической письменности Руны употреблялись главным образом лишь для коротких сообщений: указание дороги, пограничный столб, знак собственности и т. д. Но знали руны, очевидно, многие, это не было тайнописью, иначе их не применяли бы в местах всеобщего пользования. Основой же для настоящей письменности, когда создалось уже государство, развилась торговля, усложнились людские взаимоотношения и т. д., явилась у славян, по-видимому, глаголица, которая с руницей имела мало общего - может быть, потому, что была заимствована из чужого этнического корня.


Слайд 4

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Зарождение славянской письменности Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.


Слайд 5

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Виды письменности


Слайд 6

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). Азбука


Слайд 7

Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (около 827-14.2.869) и его старший брат Мефодий (около 815-6.4.885) родились в г. Фессалоники в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Кирилл хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию. Кирилл и Мефодий


Слайд 8

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.Перед отъездом в Моравию Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.) В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 866г.


Слайд 9

По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица, по-видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем виде существует и теперь. Глаголица Глаголица существовала самое малое за 200 лет до Кирилла. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу.


Слайд 10

Кириллица, одна из двух славянских азбук, названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константина), который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Древнейшие памятники Кириллицы возникли, вероятно, одновременно с древнейшими памятниками глаголицы.


Слайд 11


Слайд 12

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии , как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова. Кириллическое письмо


Слайд 13

С 1991 года в нашей стране 24 мая официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина). Создатели славянской азбуки были канонизированы Православной церковью и почитались на Руси как великие гражданские мужи, запечатленные в памятниках и исторических мемориалах. Возрождение праздника славянской письменности и культуры


Слайд 14

Д.С.Лихачев, выступая на X Международном конгрессе, сказал: «Не следует думать, что на Руси христианская культура была просто заимствована в ее византийской форме. Она явилась сюда трансформированной через Болгарию. И прежде всего со своим языком, который в России получил народное название «церковнославянский».


Слайд 15

Государственный музей книги и книгоиздания Украины В залах Государственного музея книги и издательства Украины, который берет свое начало с 1957 года, экспонируется большое количество старинных книг. Первопечатные книги-интереснейшие памятники истории и Украинского государства. В 5 залах музея размещено более 3 тысяч экспонатов, которые рассказывают о возникновении письменности у славян, первые рукописные книги, возникновение и развитие типографии в Украине. Представлены образцы отечественной полиграфии и современного печатного дела. Экспозицию открывают уникальные образцы рукописей-памятники письменности 10-12 столетий.


Слайд 16

Представлены факсимильные издания «Киевских глаголических листков» (10 столетия), «Остромирове Евангелие» (1056), «Изборник Святослава» (1073). Также можно увидеть памятку древней летописи- «Повесть минувших лет», созданной Нестером примерно в 1113 году, а также книга художественной литературы эпохи Киевской Руси-поэма «Слово о полку Игоревом», написанном после похода князя Игоря Святославича.


Слайд 17

Огромный интерес вызывает «Апостол», изданный во Львове в 1574 году типографией Ивана Федорова, с именем которого связано книгопечатание на Украине. Среди научных изданий 16 столетия имел огромное значение «Лексикон словеноросъкий и имен толкование»,созданный знаменитым учеником, поэтом, гравером, типографом Памвою Бернидою. Знаменательным событием в культурной жизни был выход «Синопсиса» Инокентия Гизеля (1674 год)-сборника повестей отечественной истории с древнейших времен до 70 годов 17 столетия. Эта книга переиздавалась более 30 раз и более чем 100 лет была учебным пособием.


Слайд 18

Вы также увидите старинные золотые, серебряные, кожаные и оксамитовые оклады, гравюры 16-18 столетий, первые печатные станки, современную полиграфическую технику. В экспозиции представлены лучшие образцы книжной графики, издания, отмеченные наградами на международных конкурсах. Деятельность Киево-Печерской типографии сыграла важную роль в развитии образования, науки и культуры украинского народа.


Слайд 19

Первые славянские книги ныне большая редкость. Они хранятся в библиотеках в специальных хранилищах. В городе Новосибирске редкие книги хранятся в самой крупной библиотеке - Государственной Публичной Научно-Технической Библиотеке Сибирского Отделения Российской Академии Наук ( ГПНТБ СО РАН ). РЕДКИЕ КНИГИ В НОВОСИБИРСКЕ


Слайд 20

ФОНД РЕДКИХ КНИГ И РУКОПИСЕЙ МУЗЕЙ КНИГИ ГПНТБ СО РАН Более подробную информацию можно получить в Интернете по адресу: http://www.spsl.nsc.ru/win/ork-sprv.html . Главную ценность любого музея составляют предметы-подлинники; богатая история комплектования общего библиотечного фонда ГПНТБ СО РАН и специализированного фонда редких книг и рукописей в прошлом и некоторые возможности приобретения книг даже в настоящее время создали почву для успешного формирования и функционирования Музея книги.


Слайд 21

В России полный список рукописной (на славянском языке) Библии был собран впервые в 1499 г. новгородским архиепископом Геннадием, но он был почти никому не известен. До этого, то есть с 10 в. до 15 в., были в ходу лишь отдельные книги древнеславянской Библии, переведенной с латинского в 884 г. Редкие книги, хранящиеся в ГПНТБ СО РАН БИБЛИЯ или СВЯЩЕННЫЯ КНИГИ ВЕТХАГО И НОВАГО ЗАВЕТА русскiй переводъ исполненный СВЯТЕЙШИМЪ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМЪ СИНОДОМЪ Съ 230 рисунками ГУСТАВА ДОРЕ


Слайд 22

ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г. Рукопись


Слайд 23

ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ конец X - начало XI века глаголица


Слайд 24

ПРИТЧА из книги первой ЗЕРЦАЛА Оттиск первой половины 1760 г.


Слайд 25

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года №568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России совершается божественная литургия, крестные ходы, в Москве у памятника святым Кириллу и Мефодию - молебен, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки икон, графики. Мировые традиции праздника


Слайд 26

Мировые традиции празднеств - "Дней Славянской письменности и культуры" просветителям, создателям славянской азбуки, святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию (24 мая) проводятся с 1986 года, а как государственные праздники - с 1991 г. В майские дни по всей стране проходят выступления ученых, представителей духовенства, поэтов, артистов, выставки художников. Это праздник русской национальной культуры, праздник славянского единства и дружбы народов.


Слайд 27

В ПРАЗДНОВАНИИ ДНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В НОВОСИБИРСКЕ ПРИМЕТ УЧАСТИЕ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ Москва, 12 марта 2002 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий примет участие 23-24 мая в праздновании Дней славянской письменности и культуры, центром которого в нынешнем году станет Новосибирск. Об этом сообщил журналистам начальник Управления культуры Новосибирской области, член оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры Владимир Миллер. 23-24 мая в Новосибирске пройдут международные конференции и симпозиумы, выставки, концерты и другие массовые культурные мероприятия. Как предполагается, предстоятель Русской Православной Церкви возглавит богослужения в Вознесенском кафедральном соборе и на центральной площади города Новосибирска.


Слайд 28

Основные мероприятия ДНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ в Новосибирске


Слайд 29

АВТОРЫ Поток 40 группа 4 г. Новосибирск 2002 г. Нас ОблЦит продвинул в мир, И столько нового открыл. Улыбка наша в Интернет - Теперь нас знает целый свет!


Слайд 30

Ирина Глебовна Чернышева Начальник отдела социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Новосибирска Кредо - не делать выводы о человеке с чужих слов. Ценю в людях нравственность, профессионализм, доброту и сочувствие к ближнему.


Слайд 31

Татьяна Викторовна Алькова Начальник отдела защиты прав потребителей Администрации Ленинского района г. Новосибирска Жизнь - это чудо из чудес В ней солнце, озеро и лес В ней я и все мои друзья В ней моя дружная семья За это все ее люблю И радость всем вокруг дарю


Слайд 32

Светлана Владимировна Савинова Начальник отдела защиты прав потребителей Администрации Октябрьского района г.Новосибирска Хотите не хотите ли, но все мы потребители ! Кто потребляет, тот всегда и прав. Поэтому сказать Вам разрешите - Там, где стоит отдел защиты прав, Наказан будет каждый нарушитель ! Имею два высших образования - экономическое и юридическое. Очень люблю свою работу. В свободное время всей семьей мы выезжаем за город полюбоваться природой. Ведь это же такое чудо - слышать, как журчит река или шелестит листва под ногами !


Слайд 33

Ольга Федоровна Шубина главный специалист комитета по защите прав потребителей мэрии г. Новосибирска Источник нашей мудрости - наш опыт. Источник нашего опыта - наша глупость. Саша Гитри


Слайд 34

Александр Николаевич Берилло Главный специалист комитета по защите прав потребителей мэрии города Новосибирска Ценю порядочность в людях. Люблю спорт, заядлый болельщик. Отдыхаю душой на садовом участке, на котором как всегда работы непочатый край.


Слайд 35

Людмила Ивановна Коротеева Специалист отдела энергетики администрации Октябрьского района г. Новосибирска Мое жизненное кредо всегда и во всем пытаюсь узнать больше. Именно поэтому я увлекаюсь чтением книг, чаще всего энциклопедических, биографических и стараюсь свои знания и опыт передать другим.


Слайд 36

Анна Павловна Ширшова ведущий специалист отдела защиты прав потребителей администрации Кировского района г. Новосибирска Я принимаю все таким, как оно есть. Ясность, чистота, точность, честность, и, главное, умение слушать и слышать себя, не поступаться своим сокровенным, не угодничать, изобретательность, легкость, ощущение радости и прелести жизни - к этому я стремлюсь, это ценю.


Слайд 37

Виталий Константинович ЯСТРЕМБОВИЧ Инженер по эвакуации администрации Октябрьского района г. Новосибирска -Родился и вырос на Украине. -Закончил Опочецкое зенитно-ракетное училище. -Служил в Вооруженных Силах. Полковник запаса. -Закончи Алма-Атинскую академию гос. службы. -В Новосибирске возглавлял жилищное управление в Дзержинском районе. -В настоящее время работаю в администрации Октябрьского района.


Слайд 38

Ольга Викторовна Быкова Ведущий специалист отдела торговли администрации Октябрьского района г. Новосибирска Имею сына Максима, дочь Юлию и кота Пашку. Очень их люблю. Умею хорошо готовить, петь русские народные песни, читать современные детективы. Мечтаю о кругосветном путешествии.


Слайд 39

Вера Михайловна Алексеева Ведущий специалист торгового отдела администрации Октябрьского района города Новосибирска Люблю родной Новосибирск. Люблю добрых и искренних людей. Очень люблю детей. Люблю свою работу.


Слайд 40

Язык, великолепный наш язык, Речное ли, степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и вечный рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше, Березовая роща. Свет сквозной, Небесный дождь, просыпанный по крыше… Константин Бальмонт (1925)


×

HTML:





Ссылка: