'

Барсуков Игорь Сергеевич кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии КГПУ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Барсуков Игорь Сергеевич кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии КГПУ Барсуков Игорь Сергеевич


Слайд 1

Философия: предмет Философия концентрирует в себе способ мышления, логику мышления, проясняет её для мыслящего субъекта. С философией не сталкивается тот, кто вообще не мыслит. Если усваиваешь способ суждения о вещах, то усваиваешь и определённую философию. Философия - мыслящее рассмотрение предметов. Философия – система общих взглядов на мир, на место человека в этом мире и уяснение различных форм отношения человека к миру и к самому себе. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое.


Слайд 2

Философские основания Онтологический аспект. Бытие. Реальность. Законы. Категории. Что это? Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления) Гносеологический аспект. Истина. Познание. Методология. Как? Каким образом? раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.


Слайд 3

Философские основания Аксиологический аспект. Ценности. Смыслы. Миссия. Мотивы. Цели. С какой целью? Зачем? Что я хочу? Философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека Праксиологический аспект. Выгода. Эффективность. Выбор метода с точки зрения эффективности. Ориентиры на результат: малые воздействия – большой результат.


Слайд 4

ВСЕОБЩИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  (структура мировоззрения) Формы мировоззрения: Мифологическое Религиозное Научное Философское


Слайд 5

Структура философии История философии Теоретическая философия Онтология; гносеология; Практическая философия Философия истории; философия науки; философия права; социальная философия; философия


Слайд 6

Введение в историю философии Цель философии – познание единой истины как источника, из которого проистекает всё другое, все законы природы, все явления жизни и сознания, представляющие собой отражение этого источника, или иначе, свести эти законы и явления обратным, на внешний взгляд, путём, к этому единому источнику, но сделать это лишь для того, чтобы постигнуть их из него, то есть для того, чтобы познать, как они из него выводятся. (Г.В.Ф.Гегель) «Познай самого себя»


Слайд 7

Введение в историю философии Противоположность мнения и истины Мнение – субъективное представление, произвольная мысль Истина – представление, основанное на необходимости процесса мышления. Истина – есть движение, процесс, но в этом движении – покой, различие – есть исчезающее, благодаря чему возникает полное, конкретное единство. Идея – конкретна, поскольку она есть единство различных определений. Органическая система, целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов. Конкретное – простое, единство, внутри себя содержащее различие. Развитие – переход, развёртывание необходимых ступеней и формообразований предмета во времени до полноты и целостности Философия – есть объективная наука об истине, о её необходимости, познание посредством понятий.


Слайд 8

Введение в историю философии Вся история философии – внутреннее, необходимое, последовательное и поступательное движение и развитие понятия. Движущая сила – внутренняя диалектика логической формы. Совпадение истории философии с философией. Каждая система философии существовала и с необходимостью продолжает существовать. Отношение к философской системе должно содержать утвердительную и отрицательную сторону.


Слайд 9

Диалектика сознания Ступени познания: 2. Логическая 1. Чувственная. Способы познания (исходная основа мышления) 2. Идеализм 1. Материализм Ступени обобщения: 3. Категория однозначность с возм. внутреннего перехода, прошлое – настоящее – будущее. 2. Понятие однозначность, сущ. признак (внутреннее); прошлое – настоящее – будущее. 1. Слово многозначность, внешняя связь с предметом, явление; прошлое – настоящее.


Слайд 10

Формы историко-философского процесса формы сознания (диалектика индивидуальности) 3. Разум 2. Самосознание 1. Сознание (рассудок) самосознание (виды самосознания) -всеобщее -признающее -вожделеющее или потребляющее Формы познания (диалектика метода) Три вида структурных связей логической формы 3. Диалектика (положительно-разумная) 2. Скептицизм (отрицательно-разумная) 1. Догматизм (рассудочная)


Слайд 11

Начало философии Материальные предпосылки Прибавочный продукт. Разделение труда. Самосознание. Мышление не существует как представление. Бытие как сущность вещей, абсолютная целостность, имманентная сущность. Мышление должно выступить в индивидууме. Выйти из погружённости в природное. Политические предпосылки Народ, обладающий сознанием свободы. Философия выступает там, где образуется свободный политический строй. мыслить – облечь нечто в форму всеобщности.


Слайд 12

Восточная философия – погружённость в субстанцию как исчезновение индивидуальности во всеобщем Китайская философия Ян (единство, утверждение, совершенное) – Инь (двоица, отрицание, несовершенное) -- – -- – -- Материя совершенная и – – -- -- несовершенная ГУА: небо, вода, огонь, гром, ветер, горы, вода, земля Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 гг. до н.э.)со времен династии Хань до конца империи в 1912 г. н.э.           Антропоцентризм - в центре философских и этических построений находились проблемы человека, его умственного и духовного облика, его места и роли в мире и обществе.           "пять добродетелей": взаимная любовь, право, мудрость, нравственность и скромность, три принципа: подчинение сына отцу, народа - правителю, женщины - мужчине.   


Слайд 13

Индийская философия Будда- Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства Шакья. Шакьямуни - родился около 567 г. до н.э. Основа его учения - четыре благородных истины: существует страдание, у него есть причина, оно может быть прекращено, есть путь, ведущий к этому Священные книги Веды Единая всеобщая субстанция, сознание отождествляется с ней. Учение об Атмане как индивидуальном и универсальном бытии; универсальная основа, которая заключена во всех индивидах, вещах Средства для достижения вечного блаженства. Самоистязание, уход в себя. Душа должна быть отделена от природы, изъята из кругооборота переселения. Освобождена от материальных форм и зла. Чистая концентрация – Брама – высшее состояние


Слайд 14

Греческая философия


Слайд 15

Греческая философия (VI-V в.в. до н.э. ) Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен…) – поиск первоначала, необходимость выведения, стремление к системности. Возведение предметной сущности в понятие как простое всеобщее. Деятельная стихия – образ духа. Фалес: «вода» - бесформенное, сущность способная к изменению. Способ – «сгущение - разрежение». Выделение абсолютного как способа отношения к вещам. Анаксимандр: «апейрон» - непрерывность = материя. Ничто не возникает – всё было. Непрерывность единства – материальные причины. Анаксимен: «воздух» - дух. Отказ от предметного способа понимания первосущности. первоначало не заставляет само себя изменяться.


Слайд 16

Греческая философия Пифагорейцы. (не мудрец, а лишь стремящийся к мудрости) первоначало – «ЧИСЛО». Противоположности как способ конструирования – единица и двоица. Единое и многое. 10 пар категорий: конечное и бесконечное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покой и движение, прямое и кривое, свет и тьма, добро и зло, квадрат и параллелограмм. Три способа мыслить вещи: со стороны различия, тождества, противоположности, отношения (непосредственные крайности существуют в третьем в середине, но тогда они не существуют как противоположные) Недостаёт понимания перехода противоположностей, понимания развития


Слайд 17

Греческая философия Элеаты («бытие» изменение в его наибольшей абстрактности как ничто) противоположность - мысль и явление: Ксенофан, Парменид. «Всякое возникновение непонятно, ничего не возникает, ничего не погибает, если что-то существует, то оно и не возникает…». Против чувственного, освобождение от мнения – необходимость, бытие – есть истинное. Зенон: сущность в одной из противоположностей. Выступая против движения – мышление само есть движение. «Апории». Движение внутренне противоречиво.


Слайд 18

Греческая философия Гераклит («Становление», «Логос») Абсолютное как процесс – объективная диалектика, истина как единство противоположностей. От бытия к становлению. а) абстрактный процесс как время. Время как первая телесная сущность. б) «огонь» - первая сущность 1) путь наверх – раздвоение,2) путь вниз – погружение в единство. Плохие свидетели глаза для людей, если у них варварские души. Разум («Логос») есть судья истины, но не всякий, а божественный, всеобщий разум – та мера, тот ритм, который проходит через сущность Вселенной. Многознание ума не научает. Познать разум, который господствует во всём. Обладает истиной не всякое мышление, а развёрнутое сознание необходимости.


Слайд 19

Софисты; Сократ Софисты (Протагор: «Человек – мера всех вещей»). Субъективное действие существенно. «Я» как упраздняющий другое. «Я» как субъективное Субъективное может быть понято как единичное, случайное, произвольное либо как всеобщее. Сократ: «Я» как всеобщее. Объективное существует лишь в отношении к мыслящему субъекту. Субъективное рассмотрение должно основываться на объективном мышлении. Субъективная свобода сводится к обращению 1)сознания на само себя, 2) выхождение из особенной субъективности – духовно всеобщее Аспекты сократовского метода (ирония, майевтика, «Знание = Благо»)


Слайд 20

Платон (429 г. до н.эры) Идея – всеобщее, род, цель. Прообразы вещей. Мысль представлена как предметный мир. Идеи не находятся в сознании, они находятся в познании. Принцип порождения (стол - столость). Ничему нельзя научиться, учение – есть воспоминание, того, чем уже обладаешь, движение рода - своё собственное становление. Движение, при котором не нечто чуждое входит в дух, а его собственная сущность становится для него. Чувственное и умопостигаемое. Диалектика Этика Физика Диалектика: абсолютное: единство бытия и небытия в становлении. Принцип субъективного действия. В категориях выступил их переход через самих себя.


Слайд 21

Платон Четыре момента идеи: а) неограниченное неопределённое; б) ограничивающее – мера, пропорция, мудрость; в) смешение, то, что возникло; г) причина. Последняя – есть в себе единство разных. Субъективность – власть над противоположностями. Божественный разум.


Слайд 22

Платон Этика. Учение о государстве. Природа души. Разум мудрость законодательство Гнев мужество защита Вожделение умеренность удовл. потребн.


Слайд 23

Аристотель (384 г. до н. эры) Метафизика. Предмет – «божественное мышление». Субстанция качество – определённость, сущность, форма; материя; принцип движения; цель и благо. Возможность (в себе); Действительность (для себя) Энтелехия Виды субстанции: а) чувственно ощутимая субстанция. субстрат б) субстанция, внутри которой идёт деятельность. Содержит наперёд то, что должно возникнуть. Материя и ум. Пассивное и деятельное. в) абсолютная субстанция – синтез возможности, деятельности и энтелехии. Неподвижное, которое движет. Энергия мышления. Истинное начало – мышление, ибо мысль приводится в движение мыслимым.


Слайд 24

Аристотель Из определения абсолютной сущности, как деятельной сущности, благодаря которой совершается переход из возможности в действительность, вытекает, что оно существует предметным образом в видимой природе. Существует середина, которая движет, но сама недвижима. Равная самой себе идея, которая, двигая, остаётся в соотношении с самой собой. природа души: 3. Мыслящая 2. Ощущающая 1. Питающая


Слайд 25

Аристотель. Классификация наук Теоретические Метафизика Физика Топика; Аналитика Математика Практические науки Этика Поэтика Риторика


Слайд 26

Новое время. Ф.Бэкон проблемы и возможности познавания Ф.Бэкон. (1561-1626) Эмпирический метод. «Новый органон». Идолы познания: «Идолы рода»; «Идолы пещеры»; «Идолы площади»; «Идолы театра».


Слайд 27

Р.Декарт. (1596-1650) Сомнение Априоризм. Мыслю – существую. наиболее достоверным для познающего субъекта является его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов от непсихических. На этом основании - отрицание души у животных, которые являются лишь "рефлекторными автоматами". В основу решения психофизической проблемы Декарт положил идею взаимодействия: душа, имеющая одним из основных своих атрибутов мышление, и тело (природа), характеризующееся протяжением, могут соединиться в человеке лишь с помощью третьей субстанции, которая локализована в шишковидной железе. Здесь механические воздействия, передаваемые по нервам посредством животных духов, достигают души и действуют на нее. Судьба Декарта. В 1650 приглашён ко двору шведской королевы Христины, умер по дороге в Швецию


Слайд 28

Б.Спиноза. (1632-1677) Единство мышления и протяжения = субстанция (причина самой себя). Единый порядок вещей и идей. «Дух познаёт самого себя, лишь поскольку он воспринимает идеи состояний тела.» Мы страдательны и несвободны, лишь поскольку мы ведём себя как часть. Истина и заблуждение Смерть Б.Спинозы – мистическим образом связана с его доктриной (субстанция – единое куда всё движется чтобы навсегда в нём исчезнуть – чахотка (Schwindtsuht) означает буквально стремление к исчезновению )


Слайд 29

Дж. Локк. (1632-1704) От восприятия к понятию. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма.           теория познания в традициях английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона. Главное сочинение - "Опыт о человеческом разуме" (1690), посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. В основе знания лежат простые идеи. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Познание делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей).          .           


Слайд 30

Г.В.Лейбниц (1646- 1716) представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных целостностей - монад. понятие о бессознательной психике, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий ("малых перцепций"). Разум животным заменяют ассоциации, которые являются единственным способом организации знания не только для животных, но и для людей, когда они ограничиваются данными органов чувств. Только людям свойственно ясное рациональное понимание природы вещей и постижение вечных истин. Распространив на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию (представленность) какого-либо содержания, под второй - его отчетливое осознание, которое включает обостренное внимание и активную работу памяти. указывал, что разум не является "чистой доской", в нем имеются только задатки, предрасположенность к познанию, реализуемая активной деятельностью разума. Объясняя связь между психическим и физическим выдвинул положение о том, что между ними существует не взаимодействие, а соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии». Душа и тело совершают свои действия самостоятельно, независимо друг от друга, но поскольку они (подобно паре часов, показывающих одно и то же время) запущены в ход и движутся с величайшей точностью, складывается впечатление об их зависимости. Л.- родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активности психики и строящихся на представлении о бессознательном.


Слайд 31

Политэкономия и философия Уникальность исторического периода, середина - конец XVIII века состоит в совпадении предметов политэкономии и философии предмет – абстрактный труд. Экономический процесс, возвращается к исходному пункту своего полагания, к процессу производства потребительных стоимостей. развитие всех видов труда возвращено к действительной своей основе – к абстрактному труду, исследующему проблемы целесообразного действия, или к философии, исследующей продуктивные, синтетические действия интеллекта.


Слайд 32

Феномен Немецкой классической философии И.Кант «вещь сама по себе» Чувство – рассудок – разум (абстрактно-всеобщее) И.Г.Фихте «принцип «Я»» проблема перехода «Я» в «не-Я» В.Шеллинг «принцип тождества субъекта и объекта»


Слайд 33

И.Кант 1724-1804 1770 «О форме и принципах интеллигибельного мира» 1781 «Критика чистого разума». Два пути познания: чувственный (явления) – феномены; интеллигибельный (умопостигаемый): рассудок и разум – ноумены. 1) Всеобщность и необходимость априорны. Категории суть условия приведения эмпирического содержания в логическую связь. Синтез. Трансцендентальное (субъективное). Трансцендентное (объективное). «вещь сама по себе» нельзя рассматривать определения мысли в их объективном смысле. а) априорное в чувственном: пространство и время, как возможность опыта. б) рассудок: приведение многообразия к единству; «Я» - самосознание продуцирует единство; виды этого единства. Категории количества: единство, множество, всячество; Категории качества: реальность, отрицание, ограничение Категории отношения: субстанции – акциденции; причина-следствие; взаимодействие Категории модальности: возможность; существование; необходимость.


Слайд 34

И.Кант Разум – способность познания из принципов, познание особенного во всеобщем посредством понятий. Продукт – идея. Бесконечное не дано в опыте. Непознаваемо, поскольку нет для этого логических форм. Невозможен: Категорический синтез в субъекте (паралогизмы). Мыслящему невозможно сообщить реальность. Гипотетический синтез в ряде (антиномии). Полная совокупность условий. Разделительный синтез (противоречия). Вещь, содержащая верховное условие возможности всего. (органический синтез: отношение частей к порождающему их целому).


Слайд 35

И.Г.Фихте (1762-1814) «Я» - высшее основоположение. Развить весь объём знаний из единого принципа «Я» есть идеальное основание всех представлений о предмете, абсолютная причина «не-Я» Диалектика «Я» и «не-Я» в соотношении двух видов деятельности: ограниченной (реальной) и ограничивающей (идеальной). «Я» - деятельно, но не осознаёт своей деятельности. Деятельность чужая. Когда начинают заниматься «не-Я», предметом, содержанием, исчезает и форма субъективности.


Слайд 36

Ф.В.И.Шеллинг (1775-1854) «Принцип тождества субъекта и объекта» Обнаружение форм Духа в природе, в объективном. Философия природы (одухотворение законов природы) – Трансцендентальная философия (интеллектуальное созерцание, эстетический акт силы воображения) Реальность интеллектуального созерцания в произведении искусства. Здесь положено тождество субъекта и объекта, высший способ объективирования разума


Слайд 37

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) Диалектика труда (человека, порождённого трудом) Диалектика целесообразности: индивидуальное – родовое; вещь – «Я», Природа мышления: овеществлённый труд – живой труд Проблема всеобщего: абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее. Историческое и логическое Проблема истины и заблуждения. Феноменология духа: сознание – самосознание – разум (свободное сознание) Субъективный дух – объективный дух – абсолютный дух Две формы осуществления целесообразности в процессе труда: Психология духа: теоретическое познание (созерцание – представление – мышление) Практическое познание (воля) – свободный дух


Слайд 38

Г.В.Ф.Гегель Система Наука Логики 1.Бытие 2. Сущность 3.Понятие Философия природы 1.Механизм 2. Химизм 3. Организм Философия духа 1.Субъективный дух а) Антропология б) Феноменология в) Психология 2. Объективный дух а) Семья б) Гражданское общество в) Государство 3. Абсолютный дух а) Искусство б) Религия в) Философия


Слайд 39

Г.В.Ф.Гегель Метод диалектический метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания. Наука Логики Бытие: качество, количество, мера Сущность: сущность как основание существования (тождество, различие, основание); явление (мир явлений, содержание и форма, отношение); действительность (субстанциальное отношение, причинное отношение, взаимодействие) Понятие (субъективное понятие, суждение, умозаключение) Объект (механизм, химизм, телеология) Идея (жизнь, познание (познание – воление), абсолютная идея)


Слайд 40

Два способа образования понятий 1. Понятие выражено как абстрактно-всеобщее. Трактовка природы понятия как объединения признаков являющегося многообразия. Они (понятия) только определения и образы, и тем самым субъективны. Понятие становится формальным, регулятивным единством применения рассудка. Канон, но не органон для знания, то есть не способ получения нового знания, а лишь систематизация готового материала. Внешнее соотношение с познаваемым содержанием. Понятие как абстракция отрывается от многообразия вещей. И не имеет содержания в себе самом. Имеет только данное ему содержание. Необходимое средство – формальная логика. Содержание и форма соотносятся друг с другом как разные, внешним образом, поэтому использование формальной логики не открывает возможность субъекту действительного понимания внутренней логики предмета, а также не может быть бесконечным толчком к изучению предмета. Такой подход ограничен и не содержит принципа возобновления познающего (идущего от субъекта) действия.


Слайд 41

Два способа образования понятий (продолжение) 2. Конкретно-всеобщее. Единственное (единичное) понятие, лежащее в основе предметной области. Противоречивая основа целого. Возможность посредством осмысления и разрешения противоречий выведения системы понятий предмета как единого целого. Значение философских категорий и диалектического метода. Фигура – треугольник. Химический элемент – водород. Общество – труд Экономика – товар


Слайд 42

Структура способа производства


Слайд 43

Структура общественно-экономической формации (Надстройка) Отношения государственно-юридические; отношения идеологии, морали, науки, искусства, культуры, образования и др. (Базис) Способ производства:


×

HTML:





Ссылка: