'

«Жизнь и судьба русского дома» (по рассказу В.Г. Распутина «Изба»). МОУ « Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики. Автор проекта: ученица 11 класса Константинова Мальвина.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Научно – исследовательский проект «Жизнь и судьба русского дома» (по рассказу В.Г. Распутина «Изба»). МОУ « Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики. Автор проекта: ученица 11 класса Константинова Мальвина.


Слайд 1

Вся Россия - наш дом. «Главный –то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». «Дом». Ф. Абрамов.


Слайд 2

Актуальность исследования рассказа В.Г.Распутина «Изба» и ее значимость. Структурный анализ рассказа «Изба» ярко раскрывает основ- ную мысль автора – это его неравнодушное отношение к поднимаемой им проблеме: возвращать истинно русское женственное начало, возвращать чувство Родины, восста- навливать здоровье нации. Распутин горячо верит в народ, потому что «одним из отли- чительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения» и созидать Дом. 3. И Распутин, и Агафья понимают, что без исторической памяти и народных традиций не может быть русского дома. 4. Значимость. Этот рассказ должны прочитать все старшеклас- сники, так как понятие «Дом» имеет расширенный смысл –это твой внутренний духовный мир и сама Россия. Распутин учит молодежь, как не расшатывать дом народной души.


Слайд 3

Объект - предмет исследования Объектом исследования неслучайно стал рассказ Распутина «Изба» (написан в 1999 году), ведь интерес к его книгам огромен во всем мире. Его произведения люди ждут с напряжением, с радостью, потому что он пишет о самом главном: о любви к Родине без громких слов, о душевной тревоге. Сегодня мы становимся свидетелями настоящей антидуховной агрессии. Можно сказать, что в стране идет «война против детства»: на 9 мая 1945 года в России было 678 000 детей –сирот. Сегодня их 720 000. Мы превзошли 1945 год. Выбор пути - к духовной России через духовное детство – к постоянному совершенствованию себя в семейном кругу.


Слайд 4

Проблемы, поставленные в проекте. 1. Через структурный анализ текста по методу Р. Барта и через компонентный анализ (работа с группами ключевых слов) увидеть, что В.Г. Распутин решает проблему изображе- ния жизни и судьбы русского дома с верой в будущее: будет жива деревня – будет жива и Россия в XXI веке. 2. Научиться восхищаться умением автора обращаться со словом, ведь передо мной произведение искусства: читать «медленно», всматриваться в лексии и в наносмыслы.


Слайд 5

Выдвижение гипотез. 1. Предполагаю, что книга Распутина «Изба» действи- тельно народное произведение, так как писатель тесно связан с судьбой Родины и его народа. 2. При условии, что данная методика исследования позволяет увидеть психологизм в тексте, то произведение искусства действительно волнует душу читателя, учит переживать, болеть за судьбу России. Более того, мысль о жизни и судьбе русского дома, выдерживающего напор времени, проверяемых в траги- ческих обстоятельствах, проходит через все произведения Распутина.


Слайд 6

Цели исследования 1.Доказать, что есть жизнь в избе, то есть жива Россия: пока народ не растерял главное в себе – традиции, духовность, жанровую память. Россия как неопалимая купина: горит, но не сгорает. Нет уже Агафьи, умерла, но ее изба живет, хотя жестокий внешний мир уже ворвался в ее избу. 2. Доказать, что изба – символ многострадальной деревни, России. 3. Заметить боль автора за судьбу деревни, русской женщины- символа России, почувствовать стремление автора сохранить духовность. 4. Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас писатели, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия.


Слайд 7

Задачи исследования 1. Выявить, какие коды использует автор для доказательств своих целей и проблем, для понимания метафорического языка рассказа. 2. Почувствовать, что именно метафорический язык выражает горячие чувства Распутина, его тревогу за духовное здоровье нации, что надо усиленно бороться, иначе случится непоправимое, так как идет разрушение пластов нашей культуры. 3. Понять, что наша судьба тяжелая, но понятная: надо жить в согласии с природой, с Богом, с совестью, тогда мы сами же управимся с сегодняшним огнем.


Слайд 8

Структура исследования Нужно умело выбрать лексии – это или часть предложения, или часть абзаца. Затем выбрать в каждой лексии слова или слово и расшифровать их, то есть описать их спрятанный смысл. Изучив таким образом лексии в тексте, провести анализ, а потом синтез. В каждой главе определить тему, проблему, цели, задачи исследования, проверить подтверждение гипотезы и т. д. Озаглавить каждую главу своей работы. 6. Обобщить, написать вступление к каждой главе и выводы ко всей научно – исследовательской работе.


Слайд 9

Методы исследования Я использовала метод французского структуралиста Ролана Барта (1915 – 1980) – структурный анализ текста. Он позволяет ощутить силу, спрятанную в слове, благодаря расшифровке 10 кодов: - культурный код; код действия; - эмоциональный код; символический код; - хронологический код; код означивания; - социо – исторический код; нарративный код; - код коммуникации и адресации; метаязыковый код. Также я использовала компонентный анализ текста – это метод группировки ключевых слов – существительных ( наносмыслы, наносемы), цвет гласных звуков.


Слайд 10

Пьеса «Вишневый сад» - пророческое предчувствие А.П. Чехова о «нелегкой судьбе родной страны». Чехов – начало обобщенного смысла слова «ДОМ» в лите- ратуре XX века. Любовь Андреевна Раневская обращается к живому, родному существу: «Прощай, милый дом, старый дедушка». И Аня, навсегда расставаясь с привычным, устоявшимся бытом, восклицает: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» А Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия - наш сад». А мы: «Вся Россия – наш дом».


Слайд 11

Я вырос здесь. Но смотрит из окна Заглохший сад. Над домом реет тленье… (И. А. Бунин). В. Поленов. Бабушкин сад. 1878.


Слайд 12

И.С. Шмелев. Роман «Лето Господне»(дореволюционная Россия, его дом). Шмелев создал одухотворен- ный домашний быт – любовь к земному миру и устремлен- ность к Царствию Небесному. Дом –маленькая вселенная, от которой исходит свет патрио- тизма и высшей нравствен -ности: через атмосферу дома, традиции семьи, общение с окружающими формируется личность, характер, духовный мир маленького героя. Так родной дом для ребенка становится частью русского мира и мироздания. «Помни…помни об этом »,- звонят колокола.


Слайд 13

М.А. Булгаков. В романах «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» в центре борьбы –Дом, над которым нависла смертельная опасность, но который хранит достоинство и не сдается. Писатель убежден, что разрушение бытия начинается с разрушения нормального быта. Люди должны хранить в душе заповеди Бога. И Дом в романах–цитадель Добра, хранящая Тепло Вечности.


Слайд 14

Пока есть Лизы, Милентьевны – духовное древо человече- ства, Россия не пропадет. Ф. Абрамов с С. Семьиной (прототип Евдокии –велико- мученицы в романе «Дом». Веркола, 1976 г. В романе Ф. Абрамова «Дом» главенствуют сквозные темы русской литературы – русский народ, русский характер, русская женщина. Он доказал: «человек строит себя сам», строит в себе дом. Но для духовного роста нужно каждодневное очищение и самопроверка своих желаний. «Душа у человека – самая высокая грамота». Прозрение и очищение приходят в результате страданий ( например, прозрение Михаила Пряслина). Почему роман «Дом» кончается разрушением дома и гибелью любимой гениальной героини писателя Лизы?


Слайд 15

Валентин Григорьевич Распутин Распутин – вечный двигатель души человеческой, тревожная совесть России. Жизнь писателя и жизнь его героев протекает в Сибири. О судьбе писателя такого масштаба, как Распутин, нужно думать только в тесной связи с судьбой его Родины, с судьбой его народа. Его герои если и бегут куда, так только домой, а вообще- то живут на своем родном месте, переживая свои современные драмы там, где похоронены их предки.


Слайд 16

Глава первая. Жизненные бури изба встречает достойно. ( это мое название). Лексия 1 – «Изба» -это название рассказа, заглавие, которое «должно возбудить у читателя аппетит»: Здесь нарративный код – значение суффиксов и фоники: звук «И» голубого цвета, «А» красного цвета, два звонких согласных в середине слова: «З», «Б». Отсутствие суффикса в слове говорит о силе предмета, о ее характере: «…но оставалось что –то в ее поставе и стати такое, что не позволяло назвать ее избенкой». Итак, начало слова «ИЗБА» голубое, доброе. Потом раздается звон, в котором чувствуется бодрость, активность, сила. После этого звона красный цвет, а он и хорош, и плох – это судьба русской деревни, русского Дома. Лексия 2: «Изба была небольшой, старой, почерневшей и потрескавшейся по сосновым бревнам невеликого охвата, осевшей на левый затененный угол…». Этот код символический, так как он вбирает в себя почти все коды.


Слайд 17

Код действия Изба изба ветер изба хозяйка Бревна окна крыша достоинство ласточка Охват восток тесины стекла гнезда Угол сторона углы палисадник застрехи Постав улицы голоса рябина припевки Стать переулок дверь черемуха жизнь Избенка вода сенцы ограда вода Догляд канава стекла крапива солнце Жилье заборы пыль поленницы нежить силы Итак, слово «ИЗБА» трижды на первом месте, главный герой рассказа. 1 и 5 микротемы в первом абзаце связаны между собой словами «жилье» и «жизнь». Значит, изба вечный источник жизни, даже если хозяйка умерла. А это наша вера в лучшее будущее.


Слайд 18

Код действия (продолжение). В 3-ей микротеме ВЕТЕР – стихийный космогонический напор,он хочет ворваться в избу, разбить стекла, поднимает пыль. «Но изба каким –то макаром из последних сил держала достоинство и стояла высоконько и подобранно, не дала выхлестать стекла, выломать палисадник с рябиной и черемухой, просторная ограда не заросла крапивой…». В 5-ой группе «…все так же, как при хозяйке, лепили ласточки гнезда по застрехам и напевали –наговаривали со сладкими протяжными припевками ЖИЗНЬ под заходящим над водой солнцем». Аллитерация на «Л» помогает ощутить душевное спокойствие, гармонию. Ассонанс: звук О – божественный звук горнего мира, мира любви и веры, А –звук чистоты, красоты, мира. Итак, жизненные бури русской избе надо встречать с любовью в сердце, то есть с достоинством ( стекла и палисадник!). Изба борется за жизнь, она мужественная, как и ее бывшая хозяйка Агафья.


Слайд 19

Лексии хронологического кода и других. 1. Время не властно над избой: «Но оставалось что –то…что не позволяло назвать ее избенкой». В этой лексии глагол несовершенного вида ОСТАВАЛОСЬ раскрывает нам тайну – изба ЧТО- ТО сохранила. 2. «Стареет» - символ времени – сильная объективная категория: «Без хозяйского догляда жилье стареет быстро», «Изба была… почер- невшей и потрескавшейся…»( здесь причастия сов . вида – время прошло, но изба мужественно держится, об этом говорит и звук Р). 3. «Постарела до дряхлости и эта изба» - законченное действие обобщает все действия в четырех лексиях. 4. Биографический код – автор знает, как строят в деревне избы: «…с двумя окнами на восток и двумя на южную сторону» (Нужны солнце и тепло!). 5. Код действия - Изба все видит, на всех действует своей энергией, т.к. стоит «на пересечении большой улицы и переулка, ведущего к воде…». А вода - жизнь.


Слайд 20

Лексии эмоционального кода. 1. Мне стало жалко избу: «… ветер дергал отставшие на крыше тесины, наигрывал по углам тоскливыми голосами». Олицетворения - дергал, наигрывал, эпитет – тоскливый, метафора –голос. 2. «…Жалко скрипела легкая и щелястая дверь в сенцы, которую некому и не для чего было запирать…» - дверь будто живая, она страдает под влиянием внешнего мира. 3. «…Оконные стекла забило пылью». – Обычно окна украшают избу, это глаза избы, а здесь пыль, т.е. глаза избы плохо видят, как у старых людей. Автор сочувствует избе. 4. Рябина – красная, а черемуха –черная, здесь они символ жизни и смерти. Побеждает рябина, т.е. жизнь, ведь ее плоды висят на ней всю зиму. 5. Память – высшая инстанция, особая форма времени: «…все так же, как при хозяйке, лепили ласточки гнезда…». Итак, сколько эмоций автора! Он верит в жизнь русского ДОМА! И я наслаждалась текстом, восхищалась мастерством писателя.


Слайд 21

Глава вторая. Разрушение устоявшихся в деревне традиций (Мое название). Лексии СОЦИО – ИСТОРИЧЕСКОГО КОДА - строят Братскую ГЭС. 1. «…Приснился Агафье сон, будто хоронят ее в ее же избе, которую стоймя тянут к кладбищу на тракторных санях». Здесь разрушение устоявшихся в деревне традиций, русского ДОМА. Сон – это память о малой Родине, о прошлом. 2. «И мужики роют под избу огромную ямину, ругаясь от затянув- шейся работы». Да, мужики успешно закопают нашу историче- скую память, их не волнует будущее. 3. «… Гора белой глины завалила все соседние могилы и с шуршанием , что- то выговаривающим, на что –то жалующимся, обваливается обратно». Глина недовольна действием народа, это зов самой природы, и человек не должен быть выше нее. Но у нас в обществе часто происходит обратное; и глина, к сожалению, вся обвалиться на место не может: там дом.


Слайд 22

Лексии культурного кода 1. Народ после смерти Агафьи считал, что «… за избой доглядывает сама хозяйка, старуха Агафья, что это она и не позволила никому надолго поселиться в своей хоромине».- Агафья принадлежала к той куль -туре, которая царила в ее избе до строительства Братской ГЭС. 2. «Ведь здесь Агафьин род Вологжиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни». – Часто затапливали и кладбища. Вот этот корень и вырубили. Но Агафья поддерживает связь времен через трубу под небом – это связь избы с горним миром, с космосом. Распутину всегда характерно космогоническое мироощущение. И мы, читатели, должны так же поддерживать порядок в душе, в русском ДОМЕ. 3.«Такое переселение и сравнить не с чем», - с болью пишет автор. И наше сердце отзывается тоже с болью.


Слайд 23

Лексии кода коммуникации и адресации. С помощью этой лексии автор обращается к нам, читателям, адресует нам свои мысли: и мы должны слиться со стариной, с фольклором, с корнями жанрового древа. 1.Агафья любила петь песни, песни поддерживали порядок в душе. «Ничто тогда, ни приемник, ни телевизор, этого чувства не перебива- ло, не убивало родную песню чужеголосьем, не издевалось над душой, и души, сходясь, начинали спевку раньше голосов…Плохо мы слушаем свою душу…Нет ничего целебнее печали…Она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость». 2. Агафья думала: «…все больше выкореняется старина, выходит на поверхность. И не вниз ляжет, как века до нее, плотным удобренным пластом, а выдуется в воздух». Эта лексия сообщает нам, что разрушается культура, целый ее пласт, что захлестнула нас литература разложения.


Слайд 24

Глава третья. Новая изба Агафьи (мое название). 1. Код означивания. Гром торопит старуху Агафью быстрее поднимать свой дом на новом месте, дождь может помешать работе. В Библии сказано: «От своих рук теплее будет». И слова шли к Агафье. Это научный код – Распутин связывает нас с временем Иисуса Христа. 2. И Агафья сама сложила в доме печь – основу жизни, красоты, души. «Ночью она лежала без сна, слушала, как кряхтят в углах набирающие тепло стены». Она разговаривает и с небом, и с землей – это означает ее согласие с природой, лад с богом. 3. Через 19 лет она умерла под самый Покров, укрывающий землю белым саваном, накрыли и Агафью в домовине белым полотном и снесли на погост». Здесь означает параллель между природой и человеком. 4. Однажды «изба загорелась… и сама же управилась с огнем». Да, силен дух Агафьи, не пропадет русский ДОМ! – Это символический код.


Слайд 25

Заключение 1. Жестокий XX век испытал русский ДОМ, русскую душу во всех видах пыток, мук и надежд. И в XXI веке проблема души остается главной: она должна всегда быть отзывчивой, трепетной, порывис -той, открытой, верящей. 2. Тревожит то, что люди стали терять совесть. И если у читателя есть совесть, то он не может читать рассказ в 27 страниц для наслаждения, а чувствует тоску, беду, грусть. Но вопреки времени изба растет, надо строить, за нас никто не построит… 3. И Распутин тоже прекрасный строитель. Все 3 части рассказа одинаковы по объему. Эмоциональное обрамление в форме символических кодов. Абзацы большие, кажутся крепкими, устойчивыми, как изба Агафьи. И речь Агафьи тоже показывает народность произведения, его глубокий точный психологизм. Таким образом, обе гипотезы доказаны, обе проблемы раскрыты, цели и задачи решены.


×

HTML:





Ссылка: