'

Краевой Методический совет руководителей методических объединений учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики» Красноярск, 25 августа 2011г.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Краевой Методический совет руководителей методических объединений учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики» Красноярск, 25 августа 2011г.  


Слайд 1

О результатах мониторинга процесса апробации, проведенного в Красноярском крае. Итоги регионального конкурса методических разработок по курсу ОРКСЭ


Слайд 2

Преподавание модулей Какие модули Вы преподавали в период апробации курса? «Основы светской этики» 74% учителей, «Основы мировых религиозных культур» - 30%, «Основы православной культуры» - 27%, «Основы исламской культуры» - 0,03% Есть ли у Вас предпочтение к преподаванию конкретного модуля? Если есть предпочтение (предыдущий вопрос), то к какому модулю? Предпочтение к преподаванию конкретного модуля испытывают 68% учителей, из них предпочитают преподавать «Основы православной культуры» - 17%, «Основы мировых религиозных культур» - 20%, «Основы светской этики» - 37%, «Основы исламской культуры» - 0,02%.


Слайд 3

Профессиональная квалификация По каким направлениям Вы как учитель ОРКСЭ считаете необходимым повышать квалификацию? (возможно несколько ответов) Духовно-нравственное воспитание и религиозное образование в школе 28%, Методика преподавания, рефлексия опыта преподавания 37%, Основы религиозных культур (религиоведческий курс) 26% Каким должен быть формат работы муниципального методического объединения учителей курса ОРКСЭ? Обмен опытом, распространение лучшего - 65 %, Проведение проблемных конференций и семинаров 40%, Сетевое общение учителей по практике преподавания курса 46%, Какие формы профессионального развития учителей ОРКСЭ должен поддерживать Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования? Краевые образовательные Рождественские Чтения 20%, Краевой образовательный Форум (конференция по духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию) 30% , Научно-практическая конференция 24%, Дистанционные консультации 52%, Форум 32%, Семинары 40%, Методические профессиональные конкурсы 32%


Слайд 4

Отношение учителей к религиозному образованию и духовно-нравственному воспитанию в школе Как Вы относитесь к тому, что религиозное образование и духовно-нравственное воспитание (ДНВ) определены государством в качестве задач школы? поддерживают ДНВ и признают актуальность 51% поддерживают, но считают, что условия для решения этих задач не достаточны 48% категорически против религиозного образования, считают, что это задачи конфессий 0,6% Должен ли учитель, преподающий основы религиозной культуры быть верующим человеком (воцерковленным в этой конфессии)?: да, так должно быть обязательно – 0,05%, нет, религиозные взгляды учителя не должны быть напрямую связаны с темой курса – 50%, религиозные взгляды не важны, учитель ОРКСЭ может быть и гуманитарно образованным атеистом – 49,2%


Слайд 5

Работа с родителями Как Вы относитесь к выбору модулей курса родителями и учащимися? это правильно, выбор должен быть - 81,5% выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит родительское собрание – 18,3% выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит администрация или педагогический совет- 0,5% Заинтересованность родителей для большинства родителей это важный курс – 49% в основном родители равнодушны ко всем темам курса – 18% отношение изменилось в лучшую сторону – 33% Оказывали ли Вы влияние по решение родителей о выборе модуля? 14%


Слайд 6

В каком классе лучше изучать ОРКСЭ? 38% учителей курса высказались за второе полугодие 4-го и первое полугодие пятого класса, 22% за изучение в четвертом классе, 31% - за пятый класс


Слайд 7

Итоги регионального конкурса методических разработок по курсу ОРКСЭ


Слайд 8

Инициативы


Слайд 9

Трудности апробации Организационные. Выделение часов в учебном плане на курс при пятидневной учебной неделе. Содержательные. Система безотметочного оценивания не проработана авторами курса. Учебное пособие по светской этике слабое, не соответствует возрастным особенностям детей . Содержание других учебных пособий учителями курса ОРКСЭ оценивается положительно, достаточно высокими баллами Научно-педагогические. Разработка мониторинга личностных, метапредметных результатов курса, оценки достижений обучающихся их личностных приращений в духовно-нравственном развитии. Профессиональные. Учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации по вопросам методики духовно-нравственного воспитания, реализации современных образовательных технологий (особенно технологий приобщения к ценностям) и религиоведческих знаний. Коммуникативные. Недостаточно реализована одна из основных идей курса, предполагающая взаимодействие с родителями. Во многом на ситуацию влияет состояние школьного уклада, атмосферы взаимоотношений школы и родителей. Основная нагрузка легла на учителей курса, которым приходилось преодолевать отчуждение, безразличие руководителей ОУ и Управляющих советов, не подготовленных к новым задачам.


Слайд 10

О светскости и религиозном образовании


Слайд 11

12 Законодательная база Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закон РФ «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных ОУ


Слайд 12

Религиозное образование Термины «религиозное образование» и «обучение религии» введены статьей 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ. П. 1 ст. 5: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». П. 4 ст. 5: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». 13


Слайд 13

Религиозное образование – часть свободы совести Ст. 28 Конституции РФ, гарантирует каждому человеку свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (ст.18) Конвенция о правах ребенка: «Государства–участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка…» «Государства–участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии… 14


Слайд 14

Право граждан на получение образования в соответствии со своей национально-культурной и религиозной идентичностью право на сохранение национальной культуры, на культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на самоопределение и свободное установление и осуществление своего культурного развития право на духовное благополучие право на духовное развитие в условиях свободы и достоинства право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей право на воспитание в ребенке уважения к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает 15


Слайд 15

История вопроса письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 – о возможности получения российскими школьниками знаний по учебному предмету «Православная культура» на основе добровольного выбора ими этого учебного курса. 16


Слайд 16

17 - В целях подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 г. № 55 создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской православной церкви (РПЦ), Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов; - рабочей группой в 2007 г. разработано Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и епархии РПЦ и направлено в субъекты РФ письмом 13 июля 2007 г. № 03-1584. В письме было рекомендовано заключать подобные соглашения с централизованными религиозными организациями других религий России


Слайд 17

18 Сотрудничество в формировании у подрастающего поколения не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека — и общество. Борьба за возможность воспитания на этих началах есть борьба за будущее России.


Слайд 18

19 Основные события в истории вопроса 17 января 2008 г. в ходе совещания под руководством заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Калины И.И. было принято решение о формировании при группе разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на базе Российской академии наук (РАО) поликонфессиональной группы – рабочей группы РАО (протокол № ИК-3/03 от 17 января 2008 г.)


Слайд 19

20 Основные события в истории вопроса В ноябре 2008 г. состоялось заседание рабочей группы РАО при участии представителей Республики Татарстан и сотрудников Института российской истории Российской академии наук (авторский коллектив учебного пособия «История Религий»). На заседании был рассмотрен опыт Республики Татарстан по духовно-нравственному воспитанию молодежи и использованию указанного учебного пособия в образовательных учреждениях республики.


Слайд 20

А.М.Кондаков - основы стандарта: Запросы семьи, общества и государства, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Система базовых национальных ценностей Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество Стандарты нового поколения


Слайд 21

22 22 22 Воспитательные идеалы в истории России Наша новая школа (с 2010 г.) - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Постсоветский период (1991 – 2000 гг.) - свободная в самоопределении и развитии личность Советский период (1917 – 1991 гг.) - воспитание советского человека - строителя коммунизма Императорский период (XVIII в. – 1917 г.) - воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» Средневековая Русь - воспитание православного русского человека, укорененного в духовных традициях христианства


Слайд 22

23 Поручение Президента Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)


Слайд 23

Светское образование независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») совокупность соответствующих преемственных образовательных программ и научно-методического обеспечения. 24


Слайд 24

Светскость образования 1. Гарантии свободы мировоззренческого выбора: • недопустимость общеобязательной религии; • равенство прав каждого независимо от убеждений или отношения к религии; • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу убеждений обеспечение добровольности при обучении религии или изучении религиозной культуры, недопустимость принуждения к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в религиозных обрядах и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений. 2. Светскость внутреннего устройства и деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием 3. Запрет открытого ношения элементов религиозной одежды и знаков религиозной принадлежности преподавательским и административным составом ОУ, что не исключает ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений;• светскость профессиональной этики. 25


Слайд 25

Религиозная нейтральность используемых учебных программ и учебной литературы Светскость государственных образовательных стандартов; Ненаправленность преподавания образовательными учреждениями знаний о религии на вовлечение учащихся в религиозное объединение; осуществление государственного контроля за недопущением в используемых учебных программах и учебной литературе положений, возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих достоинство или пропагандирующих неполноценность человека либо группы лиц по признаку отношения к религии. В любом случае, светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не препятствует преподаванию ими учащимся знаний о религии и религиозной культуре. 26


Слайд 26

Ф.Козырев: Проблема светскости у нас прямо связана с возможностью или невозможностью преподавать религию в школе Секулярное решение (религиозное образование запрещается в школах) или антирелигиозность государства и государственных учреждений Различные формы сотрудничества между религиозными объединениями и государством, различные формы включения религиозного компонента в общеобразовательную программу Открытое образование, адресованное как верующим, так и неверующим, как представителям одной религии, так и представителям другой религии, осуществляется независимо от религиозных объединений, и исповедание веры со стороны учителя становится необязательным и не является критерием при приеме на работу, не предполагает мировоззренческого единства учащихся (Ниниан Смарт – обучение у религии)


Слайд 27

28 Религия как часть мировой культуры Следует различать процессы обучения школьников религии и обучения знакомства) обучающихся культурологическими и религиоведческими дисциплинами. Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, способствовать осознанному выбору мировоззрения


Слайд 28

29 29 Знания о религии в школьных предметах В настоящее время знания об исторических и культурных основах религий в рамках общеобразовательных предметов включены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры, преподаются в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов.


Слайд 29

30 Обучение религии. Международные нормы Международные правовые нормы устанавливают, что «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод).


Слайд 30

31 Обучение религии в РФ - Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (статья 5) закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (под обучением религии понимается преподавание основ вероучения) - Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. № 4955).


Слайд 31

Религиозное образование – три типа (Федор Николаевич Козырев, заведующий кафедрой религиозной педагогики РХГА) обучение в религии (катехизация и воцерковление и т.п.) профессиональное религиозное образование (духовное) – о религии религиозно-культурологическое образование (по целям и форме реализации светское, по мировоззренческим основаниями и содержанию – религиозное) – у религии 32


Слайд 32

Обучение религии Представление о религии как о законе и норме жизни делает процесс ознакомления с нею процессом социализации по преимуществу, введением учащегося в строй жизни, принятый религиозной общиной, религиозным сообществом


Слайд 33

Религия, как факт Представление о религии как о факте внешней действительности, отстраненном от наблюдателя, превращает религиозное образование в род научно-исследовательской деятельности.


Слайд 34

Религия, как дар Представление о религии как о даре возвращает нас к пониманию школы как места духовного обогащения ребенка, нацеливает преподавание на задачу развития личности, т.е. выдвигает на первый план собственно педагогическую задачу.


Слайд 35

Методологическая культура учителя Эпистомологическая культура Религиозная терпимость, толерантность Видение основной проблемы педагогики – внутренней антиномии, противоречия образования. Что мы должны воспитывать?


×

HTML:





Ссылка: