'

III. Христианская философия Историчность Иисуса Христа (греч. христoс – «месси?я», «святой царь»; евр. маши?ах) Евангелия: современные Иисусу свидетельства, записанные первыми христианами Вторичность апокрифов (текстов, не вошедших в библейский канон) как исторических источников

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

III. Христианская философия Историчность Иисуса Христа (греч. христoс – «месси?я», «святой царь»; евр. маши?ах) Евангелия: современные Иисусу свидетельства, записанные первыми христианами Вторичность апокрифов (текстов, не вошедших в библейский канон) как исторических источников


Слайд 1

Папирус P 52 с отрывком из Евангелия от Иоанна (18: 31-33; 37-38), ок. 130 г.


Слайд 2

Папирус 7Q5 с отрывком из Евангелия от Марка (6: 52-53), первая половина I в.


Слайд 3

Источники христианского богословия и философии: Библия (Ветхий и Новый Завет) и древнегреческая философия Однако само христианство – самостоятельное явление, не сводимое к древнееврейским и древнегреческим элементам, поскольку представляет собой не интеллектуальный синтез, а религиозное откровение


Слайд 4

Отличительные черты христианского мышления   1. Мир. Главный предмет древнегреческой философии – космос, имеющий две области – первоначала (принципы) и образующиеся на их основе вещи. Христианство вводит более фундаментальное различение: Бог-творец и космос как его творение Бог (как творец мира из ничего) выше любого определения, относящегося к сотворённому им миру. Он превосходит всякое знание и бытие, имеющее место в мире


Слайд 5

Мир существует по воле Бога и в согласии с его замыслом о каждом человеке и вещи Но: замысел Бога о мире не есть отдельный совершенный мир (как «мир идей» Платона), замысел должен быть воплощён в действительность в ходе творения Предназначение – это не принуждение: Бог сотворил человека свободным, и человек может или следовать своему предназначению, или отвергнуть его


Слайд 6

2. Человек создан для участия в жизни Бога и других людей. Предназначение человека – привести мир (и самого себя) к совершенству в сотрудничестве с другими людьми и Богом. Естественное отношение к людям и к Богу – любовь Человек как «образ и подобие» Бога: «образ» – свободная, обладающая разумом личность, способная к творчеству и предназначенная к вечной жизни в полноте блага; «подобие» – совершенное осуществление этих свойств («уподобление Богу») Свобода ведёт или к полноте человеческого существования, как оно задумано Богом, или к греху – отказу от замысла Бога о человеке. Последствия греха – вред себе и другим, вражда и смерть


Слайд 7

3. Бог один в трёх личностях (ипостасях). В отличие от человеческой личности, Бог – совершенная личность: он обладает вечной жизнью, неограниченной свободой, полным знанием обо всём и высшим благом Знание об одновременном единстве и троичности Бога не является результатом рационального рассуждения о Боге – оно дано в Новом завете самим Богом и закреплено церковным собором в г. Никея (325 г.): Христос – Бог-Сын, ставший человеком для спасения людей Бог-Святой Дух: воссоединение человека и мира с Богом через таинства церкви Если Христос и Святой Дух – это не Бог, то воссоединение человека с Богом и спасение человека невозможно


Слайд 8

Святая Троица (Андрей Рублёв, XV в.)


Слайд 9

Христианские епископы-богословы Восточной церкви (IV в.): Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Великий, Иоанн Златоуст. Их современники на Западе: Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин


Слайд 10

4. История. Древнегреческая философия не считала историю важной областью: познание истины должно вести от временных вещей и событий к вечным принципам мироздания. Согласно христианству, истина открывается в истории: Бог сообщает человеку истину о себе и о мире. Отсюда – важность Библии как записанного откровения Бога История – соединение человеческой свободы и Божьего промысла, направленного на спасение человека Христос – главное событие в истории: воплощение Бога из любви ради спасения человека (через совершенное соединение божественного с человеческим). Благодаря воскресению Христа человек спасается от греха и смерти через воссоединение с Богом (в таинствах церкви: крещении, исповеди, причастии, венчании и других)


Слайд 11

Воскресение Христа. Фреска в монастыре Хора (Кахрие-джами), XIV в.


Слайд 12

4. История (продолжение) Собор в г. Халкидон (451 г.): «один и тот же Христос существует в двух природах (как Бог и человек) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно» Максим Исповедник (VII в.) Христианизация греческого мышления: согласно христианской традиции, античная философия получила своё завершение в истине христианства. Христос – истинный Бог-Логос («Слово»), который стал человеком (Евангелие от Иоанна) Иоанн Дамаски?н (VIII в.): «Источник знания» – энциклопедия христианского богословия и философии


Слайд 13

5. Богопознание: откровение со стороны Бога и вера со стороны человека (рационального познания недостаточно). Бог – личность, поэтому узнать его можно, только поверив ему и вступив с ним в общение (доказательство бытия Бога ещё не говорит о том, что Бог Библии – это и есть истинный Бог) Христианское богопознание – единство веры, разума, чувства и опыта (в том числе телесного опыта: богослужение, молитва, пост) Церковь – общность, на всём протяжении истории охватывающая всех людей, познающих истину через участие в жизни Бога и друг друга. Церковь хранит духовное знание и опыт и удостоверяет их подлинность (ей принадлежит и составление библейского канона)


Слайд 14

Различие в образовательных традициях Восточной и Западной Римской империи (окончательное разделение после смерти императора Феодосия в 395 г.) Интеграция античной образовательной традиции на Востоке и Западе в первые века христианства. Непрерывность восточнохристианской образовательной традиции в течение почти 1500 лет 476 г. – падение Западной Римской империи. Упадок западнохристианской традиции образования 800-877 гг. – попытка воссоздания Западной Римской империи Карлом Великим и его преемниками. Повторное обращение к античной культуре («возрождение») в искусстве, философии и богословии


Слайд 15

Разделение Римской империи на Западную и Восточную в правление императора Феодосия


Слайд 16

1054 г. – разделение Восточной и Западной церквей (по вопросу о Троице и о первенстве Римского епископа – Папы). Усугубление духовного и культурного разделения между Западом и Востоком Схоластика – «школьная» (университетская) профессиональная философия: систематизация и рациональное обоснование положений, содержащихся в трудах отцов церкви Интеллектуальное влияние арабов-мусульман: переводы Аристотеля и аристотелизм (X-XII вв.) – повторное открытие античной философии, на этот раз – как соперницы христианства


Слайд 17

Арабский халифат к 750 г.


Слайд 18

Нехристианский аристотелизм (Си?гер Брабантский): смертность души, несотворённость и вечность мира Последующая христианизация Аристотеля Фомой Аквинским (XIII в.). Главный труд – Summa theologiae («Свод богословия»): система христианской догматики и философии, построенная с использованием философских теорий и методов Аристотеля Ключевые понятия схоластики: субстанция (самостоятельно существующая вещь), сущность (основная характеристика вещи; то, чем является данная вещь), атрибут (необходимое свойство вещи), акциденция (случайное свойство вещи) Фома Аквинский (ок. 1225-1274)


Слайд 19

Одна из тем схоластической философии – отношения общего и единичного (спор об «универсалиях»). Существуют ли только единичные вещи (например, конкретные люди) или также их общие «сущности» (сущность человека): 1) как «замыслы» Бога / идеи в его уме (реализм) 2) или как человеческие понятия (концептуализм) 3) или как простые звуки (номинализм)? Кризис схоластики (со второй половины XIV в.): фиксация на логических проблемах, перенос умозрительных методов в область богословия и естествознания > обособление разума от веры и от эмпирического опыта


Слайд 20

Ренессанс и новое время: классическая античность как альтернатива схоластике. Рождение экспериментально-математического естествознания (Галилей) В центре интереса философии Ренессанса и нового времени уже не космос (античность) и не отношения Бога-творца и его творения (средние века), а человек, познающий и преобразующий мир На Востоке (в том числе и в России) – продолжение прежней христианской традиции, но: 1453 г. – падение Восточной Римской империи (Византии) и упадок восточнохристианского богословия и философии (начинают возрождаться в России и других православных странах только в XIX-XX вв.)


×

HTML:





Ссылка: