'

Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций (Является ли Россия самостоятельной цивилизацией?) Лекция №5

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Москва 2012 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования С.С. Сулакшин доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций (Является ли Россия самостоятельной цивилизацией?) Лекция №5 Internet: www.rusrand.ru E-mail: frpc@cea.ru Открытый цикл лекций «Наука, государственное управление и вызовы современной России»


Слайд 1

2 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования время ? рождение человечества современность, цивилизации будущее О чем лекция? пространство Развитость - цивилизованность


Слайд 2

3 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Тревожны заблуждения, возводимые в ранг политического императива «Наши ценности – те же, что и у вас на Западе. Я не вижу больших различий … Разница с Россией заключается только в том, что мы большие, очень большие, и у нас есть атомное оружие. Просто неверно говорить: вот здесь есть единая Европа, в которой демократия уже сбылась, а там – мрачная, необразованная Россия, которую пока нельзя пускать в Европу». Д.Медведев, Интервью немецкому журналу «Шпигель», 07.11.2009 "Россия - это неотъемлемая часть европейской цивилизации, ее культурные и духовные ценности - это и наши ценности. Народ России сделал свой исторический выбор, выбор в пользу демократии, открытости, свободы общественной и деловой инициативы. Это та основа, которая не может быть подвергнута ревизии. Это - главные ориентиры нашей стратегии". С.Иванов, XI Петербургский международный экономический форум, 09.06.2007 Что русскому здорово – то немцу смерть.


Слайд 3

4 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования КЖС КЖС КЖС КЖС Россия - Китай Россия - В.Британия Россия - Саудовская Аравия Россия - США Российские решения - должны быть цивилизационно идентичны


Слайд 4

5 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Куда вела страну модель СССР и ведет сегодняшняя неолиберальная космополитическая модель РФ Частные цели и результаты Генеральная цель и результат


Слайд 5


Слайд 6

7 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Два подхода к понятию цивилизация Стадиальный подход: от варварства к цивилизованности (как во всех цивилизованных странах) (цивилизованность как опережение в развитии) 2. Устойчивая во времени и пространстве идентичная человеческая общность (цивилизованность как отличительность по пространству – иной)


Слайд 7

8 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Цивилизации: история понятия Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл Адам Фергюсон (1723-1816). Фергюсон предложил стадиальную периодизацию мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) Одним из первых мыслителей, выступивших со строго отличными от вышеизложенного подхода и даже во многом противоположными ему историософскими взглядами, был русский социолог, культуролог и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский. Человечество в историософском смысле (не только как биологический вид) Данилевский считал содержательной абстракцией. Высшим и окончательным выражением социального качества сообщества он считал «естественную группу» или культурно-исторический тип. Сходных взглядов придерживался, по-видимому, и немецкий историк и исследователь германских древностей Генрих Рюккерт (1823-1875). Он тоже использовал термин «культурно-исторический тип» в понимании, близком к современному термину «цивилизация».


Слайд 8

9 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Освальд Шпенглер Освальд Шпенглер для обозначения локальной цивилизации предпочитал использовать термин «культура», а цивилизацией называл период существования соответствующего общества после завершения формирования его культуры. Отсюда ключевое в его концепции разделение на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация). Так, культура Древней Греции находит свое завершение в цивилизации Древнего Рима. Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX в., переживает свой расцвет в XV–XVIII вв. и в XIX в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться».


Слайд 9

10 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования К числу «великих культур», полностью реализовавших свой потенциал, Освальд Шпенглер относил (оценочным, почти вкусовым способом):   китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную (греко-римскую), византийско-арабскую, западную, майя, «пробуждающуюся» русско-сибирскую.


Слайд 10

11 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Арнольд Тойнби Считается, что именно Арнольд Тойнби является автором теории цивилизаций во втором смысле этого термина, как целостных в социокультурном отношении человеческих сообществ, ограниченных определённым периодом времени и определённой географической территорией – таких как, например, западная христианская, православная христианская, дальневосточная и т.д. Каждая цивилизация, возникнув, проходит в своём развитии ряд стадий: рождение (генезис), рост, расцвет, надлом и распад (разложение). Всего на протяжении человеческой истории Тойнби насчитал 21 цивилизацию. К ним он относил (оценочным, почти вкусовым способом) следующие: шумеро-аккадская, вавилонская, древнеегипетская, хеттская, сирийская, персидская (иранская), арабоисламская, минойская, эллинская (греко-римская), западная, православная (основной массив) — Византия, южные славяне, православная русская, древнекитайская, дальневосточная китайская, дальневосточная японско-корейская, индская, индуистская, майянская, мексиканская, юкатанская, андская. В основу теоретической модели развития цивилизаций Тойнби положил концепции «вызова-и-ответа» и роли «творческого меньшинства» (флуктуации). Тойнби выделяет два типа цивилизаций: независимые (самостоятельные) и родственно связанные (по принципу материнской и дочерней).


Слайд 11

12 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Биологическое и социальное средовое выживание и успешность Гипотезы: - «зрелая» (системно устроенная) сложная социальная система скорее всего имеет унимодальную нелинейную поверхность успешности - частные цели развития скорее всего согласованы


Слайд 12

13 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Тойнби выделяет пять основных стимулов (вызовов), которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации. Стимул природной среды: стимул бесплодной земли, стимул новой земли. Стимул окружения: стимул удара (реакция на нападение), стимул давления («форпост»), стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация).


Слайд 13

14 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Самюэль Хантингтон Известный американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон (1927-2008) является автором многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. Наибольшую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов, возникающих на цивилизационной основе. Проблема проектирования реальности – управления миром.


Слайд 14

15 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Усредненный вес пакета ценностей для разных цивилизаций как образ в сознании и реальный


Слайд 15

16 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Хантингтон приводит свой список цивилизаций: западная, исламская, индуистская, синская (китайская), японская, латиноамериканская, буддийская православная, гипотетическая африканская. И вновь оценочный, вкусовой подход.


Слайд 16

17 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Цивилизационные взгляды Льва Гумилёва Хотя в научном глоссарии Гумилева цивилизации отсутствуют, - изучал он, конечно, те же самые вопросы. Формирование устойчивых во времени и пространстве человеческих сообществ он называл этногенезом. Классификация этносной иерархии


Слайд 17

18 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Цикл этногенеза по Гумилеву


Слайд 18

19 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Итак, локальная цивилизация характеризуется идентичностью, культурой, языком, вероисповеданием, укладами, традициями. Культура – это закрепленные в художественной форме лучшие практики локальной цивилизации. Но как, кроме вкусовых оценок, оконтурить их? Как сравнивать друг с другом? Как определить: Россия – это европейская цивилизация? Или Россия – это восточная цивилизация? Или Россия – это самодостаточная идентичная русская российская цивилизация? Необходима объективная МЕРА! Необходим количественный подход.


Слайд 19

20 Мегаисторическая обеспеченность человечества ресурсами и продолжительность жизни (левая шкала), численность населения Земли (правая шкала). 1 — население Земли, 2 — продовольствие, 3 — биоресурсы, 4 — минеральные ресурсы, 5 — энергетика, 6 — вода, 7 — преодоление болезней, 8 — продолжительность жизни человека


Слайд 20

21 12 ценностей - мотиваторов, делающих человека человеком (отличающих его от био - предтечи). По «образу и подобию» Очеловечивающие человека ценности-мотиваторы Ценность - мотиватор


Слайд 21

22 Количественные оси, задающие цивилизационно-ценностный профиль человеческого сообщества. (Профили США и России показаны условно, чтобы только иллюстрировать мысль о различиях цивилизаций)


Слайд 22

23 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования World Values Survey (2005-2008). www.worldvaluessurvay.org Социологические профили локальных цивилизаций


Слайд 23

24 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования


Слайд 24

25 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования


Слайд 25

26 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Усредненный вес пакета ценностей для разных цивилизаций как образ в сознании и реальный


Слайд 26

27 Фазовое пространство цивилизации. Различия цивилизационных моделей отражают не их первосортность и второсортность, а равное право на успех развития, но при разных решениях и ценностях


Слайд 27

28 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования t P.Х. - 40 000 лет 0 2011 + Мера очеловеченности Не люди люди ? Потолок эволюции? Конец эволюции? Асимптота? К понятию эволюции категории человечества оразумленного и цивилизационного разброса (вопросы: обнуления эволюции, предела эволюции, антисущности человечества) + _ Антилюди?


Слайд 28

29 Человеческое начало Биологическое начало Нет жизни 0 Возникновение жизни Возникновение протосоциальности Рождение разума. Социальности Человек преображенный. Идеал t образ и подобие


Слайд 29

30 Жить = быть (для биологического субъекта) Жить = быть человеком (для человека) Быть каким именно? Нравственным Коллективным Нестяжателем Трудолюбивым Милосердным Креативным… Быть сильным и зубастым. Борьба за выживание. Социал дарвинизм, либерализм, фашизм, расизм Быть физически Быть категориально или сущностно Цивилизование во времени - развитие, как устремленность к идеалу, категориальному пределу


Слайд 30

31 Мегаэволюция ценностно-мотивирующего пакета человечества. Разные траектории разных цивилизаций


Слайд 31

32 Представление об универсальной эволюции человечества. Пакет ценностей эволюционирует от нечеловеческого (стартового) к очеловеченному (белому). Ось времени — в тыс. лет


Слайд 32

33 Складывание современных цивилизаций в их идентичности в истории (100% соответствует высшей степени идентичности цивилизации) 1 — Россия, 2 — Европа, 3 — США, 4 — Китай, 5 — Индия, 6 — Япония, 7 — Латинская Америка, 8 — Исламский ареал


Слайд 33

34 История и футурология российской цивилизации. Смена цивилизаций в начале нашей эры. Цивилизационная плавильня современности. Конвергенция в будущем и эволюция отбеливающихся ценностей-мотиваторов. (1 — степень цивилизационной идентичности, 2 — труд, 3 — коллективизм, 4 — нематериальные ценности, 5 — душа, 6 — инновации, 7 — альтруизм, 8 — терпимость, 9 — любовь, 10 — сопереживание, 11 – креативность, 12 — стремление к совершенству, 13 — ценность человеческой жизни, 14 — коэффициент жизнеспособности страны)


Слайд 34

35 Цивилизационная эволюция Европы (обозначения такие же, как на предыдущем рисунке)


Слайд 35

36 Цивилизационная эволюция Китая (обозначения те же)


Слайд 36

37 Цивилизационная эволюция Исламского ареала (обозначения те же)


Слайд 37

38 Цивилизационная эволюция Индии (обозначения те же)


Слайд 38

39 Цивилизационная эволюция США (обозначения те же)


Слайд 39

40 Цивилизационная эволюция Японии (обозначения те же)


Слайд 40

41 Цивилизационная эволюция Латинской Америки (обозначения те же)


Слайд 41

42 Цивилизационная эволюция Европы в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 42

43 Цивилизационная эволюция США в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 43

44 Цивилизационная эволюция Китая в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 44

45 Цивилизационная эволюция Индии в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 45

46 Цивилизационная эволюция Японии в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 46

47 Цивилизационная эволюция Латинской Америки в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 47

48 Цивилизационная эволюция Исламского ареала в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 48

49 Цивилизационная эволюция России в большем масштабе (обозначения те же)


Слайд 49

50 Усредненное значение цивилизационного ценностного пакета как указатель уровня эволюционного восхождения к белому пакету (1 — Россия, 2 — Европа, 3 — Китай, 4 — Исламский ареал, 5 — Индия, 6 — Еврейский народ, 7 — США, 8 — Япония, 9 — Латинская Америка, 10 — среднее по всем цивилизациям)


Слайд 50

51 Усредненное значение цивилизационного ценностного пакета как указатель уровня эволюционного восхождения к белому пакету в историческом относительно современном окне (1 — Россия, 2 — Европа, 3 — Китай, 4 — Исламский ареал, 5 — Индия, 6 — Еврейский народ, 7 — США, 8 — Япония, 9 — Латинская Америка, 10 — среднее по всем цивилизациям)


Слайд 51

52 Ценностно-мотивационный профиль цивилизации


Слайд 52

53


Слайд 53

54


Слайд 54

55


Слайд 55

56


Слайд 56

57


Слайд 57

58


Слайд 58

59


Слайд 59

60


Слайд 60

61 Россия – Европа ?


Слайд 61

62 Россия – идентичность и жизнеспособность


Слайд 62

63 2000 год Регрессионная связь цивилизационной идентичности России и ее страновой жизнеспособности Цивилизационная идентичность Кжс


Слайд 63

64 Цивилизационная идентичность Кжс Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности США (1750–2009 гг.)


Слайд 64

65 Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности Японии (1000–2000 гг.) КЖС Цивилизационная идентичность изоляционизм


Слайд 65

66 Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности Китая (1000–2000 гг.)


Слайд 66

Спасибо за внимание! Наш адрес: 1007078, Россия, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 15, (подъезд 1, этаж 5) Тел./факс: (495) 981-57-03, 981-57-04, 981-57-09 Internet: www.rusrand.ru E-mail: frpc@cea.ru Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования


×

HTML:





Ссылка: