'

1Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0


Слайд 1

Оглавление Пространство проекта «Большая Волхонка».Середина XIX - начало XX веков 3 Задача проекта 4 Зачем нужен центр «Большая Волхонка» 5 Культурный реактор 6 Усадебно – парковое пространство 7 Садово–парковые ансамбли мира 8 Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина А.С. как музей нового типа 9 Мировые тенденции в музеестроении 10 Ресурсы и резервы института философии РАН в условиях современного развития 11 Мировые аналоги Института философии РАН 12 Факультет свободных искусств 13 Зарубежные аналогии факультета свободных искусств 14 Центр комплексных исследований 15 Мировые аналоги центра комплексных исследований 16 Стратегия захвата смыслового пространства в эпоху интернета: проект «Ф». 17 Логистическая модель центра 18 Будущее, которое возможно 19 Эффективность указанного подхода 20 Проект административного решения 21


Слайд 2

Середина XIX - начало XX веков С середины XVIII века район Волхонки застраивается дворянскими усадьбами: Пашкова, Волконских, Румянцева, Долгоруких, Шувалова, Лопухиных, Вяземских, Головиных, Голицыных, Глебовых… С 1839 года по 1883 год строится Храм Христа Спасителя. Одновременно разворачивается многолетняя планомерная деятельность по превращению района Волхонки в образовательную и культурную доминанту Москвы. Здесь основывается вначале Румянцевский музей (Дом Пашкова), затем Голицынский (Волхонка, 14). В конце XIX века начинается строительство «учебно-воспитательного и публичного» Музея изящных искусств им. императора Александра III, задуманного И. В. Цветаевым  как образовательное учреждение нового типа. Напротив музея, во флигеле Голицынской усадьбы, размещается Институт живописи, зодчества и ваяния. Таким образом, очевиден комплексный подход к обустройству дореволюционной Волхонки, суть которого можно обозначить как гармоничное сочетание духовного, культурного и образовательного компонентов. Волхонка – духовная и культурная доминанта Москвы, полигон новых образовательных технологий. В середине XIX – XX веков на этой территории возникают следующие объекты: Храм Христа Спасителя. Румянцевский музей. (дом Пашкова) Голицынский музей. (Вохонка 14/1, здание ИФ РАН) Картинная галерея Ефграфа Тюрина (Знаменка 5, нынешняя галерея Шилова) Музей изящных искусств им. императора Александра III – «учебно-вспомогательный и публичный музей» (Волхонка 12) Училище живописи, ваяния и зодчества (Волхонка, 14 – флигель) 1-ая мужская гимназия (Волхонка 18/2) 5-ая мужская гимназия (Волхонка 16) Гимназия совместного обучения (Знаменка 9/12) Александровское военное училище (Знаменка 19)


Слайд 3

Задача проекта Задача проекта «Большая Волхонка» состоит: в продолжении и современном развитии комплексного подхода к обустройству района, начатом еще в XIX веке; в выявлении онтологических связей между существующими объектами и учреждениями искусства, образования, науки; в запуске механизма взаимодействия между ними; в создании – поверх запущенного механизма взаимодействия – современного мультикультурного и мультинаучного центра, стимулирующего активно-деятельностные механизмы приобщения к искусству, культуре и науке.


Слайд 4

Зачем нужен центр «Большая Волхонка» Кадровая проблема в России: недостаток высококлассных специалистов в экономике, управлении, силовых структурах, науке; «утечка мозгов» – отток специалистов на Запад и на Восток. Обучение элит отнюдь не случайно предполагает глубокое погружение в историю искусств, фундаментальные исторические познания, основательное знакомство с литературой и музыкой. Решение инновационных задач, сложнейших задач развития и управления требует осознанной работы с предельными основаниями, целями и смыслами, что невозможно без знания философии. Убирая философию из триады «философия – искусство – наука», мы обрекаем людей на пассивное созерцание искусства, пассивное потребление культуры и статус обслуживающего персонала в науке. На выходе этой усеченной триады получаем не креативную личность, прошедшую духовное горнило национальной идентификации, а безликого потребителя. Без качественной гуманитарной подготовки нет качественного человеческого материала. Без качественного человеческого материала любые реформы в России обречены.


Слайд 5

Культурный реактор Мир усложняется, это объективный процесс. Сложному миру соответствует человек новой, усложненной формации. В их взаимодействии вырабатываются новые культурные коды, новые образы, новые механизмы передачи знания. Поэтому концепция развития территории, отходящей и прилегающей к ГМИИ, должна быть переосмыслена: не механическое расширение демонстрационных площадей за счет существующего архитектурного ландшафта и академических институтов, а сбережение и реставрация всего архитектурного ансамбля Волхонки, создание на его основе комплексного пространства , вырабатывающего высокое культурное напряжение за счет разнообразия форм культурного воздействия, использования новейших технологий выработки и передачи знаний. Эта схема имеет и второе (рабочее) название – культурный реактор. У каждого реактора имеется несколько основных частей. Для проекта Национального центра развития философии и искусств «Большая Волхонка» это: Прилегающее усадебно–парковое пространство. Музей нового типа на основе Государственного музея изобразительных искусств им Пушкина А.С. Факультет свободных искусств. Институт философии РАН и созданная им система клубов смысловой актуализации и поиска ответов на глобальные вызовы. Центр комплексных исследований. Смысловое пространство в сети интернет. Проект «Ф»


Слайд 6

Усадебно – парковое пространство От дворянских усадеб, сохранившихся на Волхонке, мощно и благостно веет русским духом. Каждая из них являла собой самостоятельную хозяйственную единицу, своеобразный Ноев ковчег, фасадная сторона которого соответствовала русскому представлению о земле обетованной (а также о богатстве и знатности владельца). Вместе с многочисленными купеческими усадьбами они составляли привольно раскинувшийся город-сад, разительно отличавшийся от прочих столиц Европы. Сохранить этот Ноев ковчег усадебной культуры – значит гарантировано уберечь себя от любых потопов. Сохранить этот уникальный архитектурный ландшафт, все его фрагменты и осколки - значит сохранить русский дух, собственную доподлинность, онтологические истоки национального характера и национальной системы ценностей.


Слайд 7

Садово- парковые ансамбли мира Версаль: Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи Киото: В столице Киото были сосредоточены почти все образованные люди прошлого времени; именно они создали высокую культуру Хэйан. Киото - знаменитые «сады камней» Рёндзи и Самбо-Ин, великолепный «сад мхов» храма Сайходзи и др., а также многочисленные императорские сады и парки Бахайские сады. Израиль: Какой-то особой цели создать просто прекрасный архитектурный садово-парковый ансамбль не было. Основной  задачей при создании истинной жемчужины Хайфы стало возведение таких садов, чтобы посетители могли остановиться и подумать Пражские сады Пражский Град, образуют пять исторических садов: Ледебурский, Малый Палфиовский, Большой Палфиовский, Коловратский и Малый Фюрстенбергский. Они представляют собой уникальную достопримечательность, которую можно поставить в один ряд с самыми знаменитыми барочными памятниками в Европе. Holland Park (Холланд-парк) Создается впечатление, что вы прогуливаетесь в настоящем лесу, а не находитесь в центре огромного мегаполиса. Сохранились, созданные еще в 19 веке, два тематических садика: голландский и ирисовый. Сады Лонгвуда. США После смерти Пьера Дюпона в 1954 году, сады начали превращаться в архитектурно-садовую достопримечательность, с сетью разветвленных водоемов, оранжереями и другими функциональными зонами для отдыха и изучения растений.


Слайд 8

Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина А.С. как музей нового типа Цели музея нового типа: Создавать единое пространство творчества посетителей и музея; Полноценно описывать и обсуждать предметы коллекции в интернете; Расширять экспозицию за пределы своих стен: не только «посольствами» в другие музеи. Эта концепция называется «Participatory Museum», Музей 2.0, Музей Участия: она делает музей актуальным и современным, открытым и понятным для нового поколения. Для того, чтобы ГМИИ стал таким музеем, ему нужны живые и культурные участники. Такой музей неотличим от образовательного института: в нем читают лекции, проходят семинары, набрасывают скетчи, устраивают публичные диспуты, проходят презентации, вместе с посетителями создают новые коллекции. Такой музей и есть образовательный институт.


Слайд 9

Мировые тенденции в музеестроении Среди основных трендов необходимо отметить: Реконструкция традиционных музеев (Лувр) Музей как фабрика художников, деятельностная мастерская, образовательная среда для художников, скульпторов, керамистов, где снимают копии и обучаются работе с керамикой и т.д. Музей как культурное пространство (Бильбао) Музей как интеллектуальный курорт Мир с прошлого века последовательно прошел стадии простой реконструкции музеев в 1980-ые годы, стадии «работающих» музеев в 1990-ые, стадии культурного пространства в начале 200-ых годов, и сейчас подошел к стадии музея как пространства социального сотворчества.


Слайд 10

Ресурсы и резервы института философии РАН в условиях современного развития Расширение сферы деятельности в области кадрового капитала России. Создание систем культурного развития кадрового потенциала.   Расширение кадрового пространства философско-гуманитарной мысли: Картографирование (рейтингование, кластерный анализ портала «Интелрос») интеллектуального пространства России. Развитие системы «моллекулярных» исследовательских коллективов. Развитие программы конкурсов лучших произведений и исследований в области философско-гуманитарной мысли. Создание клубного пространства. Философско-гуманитарный клуб «Красная площадь». Расширение публичной сферы функционирования философской мысли. Развитие мультимедийного интеллектуального пространства. Интеллектуальное интернет телевидение. Создание цифровой фундаментальной библиотеки по философии и гуманитарным наукам. Создание цифрового банка аудио, видео и рукописных архивов философов Русского мира


Слайд 11

Мировые аналоги Института философии РАН Среди основных аналогов необходимо назвать: Stanford University The Aspen Institute West Point Academics Santa Fe Institute Миссия: Воспитание ценностно- ориентированного, культурного человека, лидера. Область деятельности: Фундаментальные вопросы принятия решений, Дисскуссионные площадки обсуждения предельных оснований, стратегий управления ,в ситуациях неопределенности или сложных систем


Слайд 12

Факультет свободных искусств На базе института (совместно с ГАУГН) планируется создание Факультета Свободных Искусств – образовательного учреждения, утверждающего новый гуманитарный формат высшего образования. Актуальность прочной философской основы в подготовке гуманитариев подтверждается удручающим выпадением нравственной компоненты из образовательного процесса, очевидным дефицитом высокообразованных, креативных, национально ориентированных управленческих кадров. Опыт свидетельствует: навыки систематизации, онтологического видения и рефлексии помогают людям свободно ориентироваться в изменчивом, усложняющемся мире. Факультет Свободных Искусств предполагает три формата обучения: высшее образование, курсы повышения квалификации для управленческих кадров и персональное гуманитарное образование для СЕО. Контингент ФСИ и ГАУГН станет одной из доминант, формирующих атмосферу человеческих контактов и взаимоотношений в районе «Большой Волхонки».


Слайд 13

Зарубежные аналогии факультета свободных искусств Средневековая традиция изучения семи свободных искусств получила свое наибольшее распространение в США, где многочисленные «колледжи свободных искусств» предлагают двух-четырехгодичные программы, основанные на углубленном изучении Математики (включая курсы арифметики, музыки, астрономии и геометрии), языка (иностранных языков, риторики и грамматики и навыков письменной речи родного языка), Гуманитарных дисциплин (с акцентом на философию, обществознание, историю). Часть таких колледжей является уважаемыми и престижными заведениями, предлагающими программы дополнительного обучения, связанными с бизнес-школами. Обучение на трех факультетах ГАУГН в ИФ РАН: философии, политологии и восточных языков – строится ровно по такому же принципу. Многие колледжи свободных искусств делают акцент на изучение религии, религиозной истории, что в случае с ИФ РАН открывает путь к совместным программам, например, с созданным недавно Патриаршим Российским православным университетом). Образцом для ФСИ мог бы стать Amherst College в Массачусетсе – особенностью которого является обучение в малых группах, с тесным контактом преподаватель-студент, по методу Сократа. Amherst, предлагая учебную программу свободных искусств, входит в десятку лучших вузов США по рейтингу Forbes.


Слайд 14

Центр комплексных исследований Компетенции: Изучение сложных систем (природных, биологических, технических, социальных); Методы борьбы за доминирование без применении конвенциональных боевых средств; Онтологические основания знания и действия в ситуации неопределенности Эффективность и целесообразность подобных исследовательских центров доказана мировым опытом.


Слайд 15

Мировые аналоги центра комплексных исследований RAND сorporation: Совершенствование существующей политики и принципов принятия решения. Поиск ответов на глобальные вызовы Institute for National Strategic Studies (National Defence University): Ведет мультидисциплинарные образовательные и исследовательские программы подготовки военных и гражданских лидеров. Futuribles (Футурибль - возможное будущее): Независимый центр исследований будущего, миссия которого: способствовать лучшему пониманию будущего, исследовать то, что может случиться


Слайд 16

Стратегия захвата смыслового пространства в эпоху интернета: проект «Ф». Философия в эпоху интернета становится максимально актуальной: технологии открывают широкие возможности захвата смысловых пространств, выстраивая коммуникационную сеть напрямую, без посредников. ИФ РАН обладает уникальным контентом, который, будучи размещенным в среде интернета на современных технологических платформах, может создать мощнейшую интеллектуальную площадку. Элементами такого проекта могли бы стать:   Выход интеллектуальных журналов и альманахов ИФРАН на платформе iPad. В новый формат представления материалов – журнал «Ф» – станет событием в мире новых медиа, что позволит привлечь к философскому анализу актуальных проблем, например, таких как дилеммы свободы и безопасности в современном мире, вопросы интеллектуальной собственности, развития биотехнологий и генной инженерии и пр., более активную часть населения. На сегодняшний день одним из наиболее влиятельным информационным ресурсом в мире является Wikipedia, качество которой иногда хромает. ИФ РАН возьмет на себя поддержку пространств Википедии на русском и английском языках, посвященных философии, в частности традициям и персонам русской философской мысли, интегрируя эту работу с журналом «Ф». Частью проекта «Ф» станет размещение в Twitter дневников великих философов, с привязкой к современному календарю. Такой проект позволит совместить с ритмом жизни современников жизнь и размышления величайших мыслителей через последовательное раскрытие сути и динамики их творчества, окрывая детали, ускользающие, например, при обычном чтении.   Лекции, проходящие в институте, станут Лекциями 2.0: они будут записываться на видео, перерабатываться в когнитивные карты (mindmaps), и совместно анализироваться в интернете студентами и сотрудниками института. Процесс философской работы станет понятнее и доступнее для общества.


Слайд 17

Логистическая модель центра Логистическая модель потоков построена по принципу воронки. На входе - целевая группа. На выходе – творческие, креативные люди, обладающие значительным культурным и моральным капиталом, обладающих собственной идентичностью со страной и обществом. К целевой группе могут относится: люди, использующие смысловое пространство, люди желающие посетить рекреационную зону и провести время с пользой, люди интересующееся культурным наследием. Вход в модель для каждой отдельной целевой аудитории возможен на любом из указанных ниже уровней. К уровням модели, изложенным в нисходящем порядке, следует отнести: 1.Смысловое пространство в сети интернет и масс-медиа. 2.Усадебно–парковое пространство.3. Музей нового типа. 4.Факультет свободных искусств. 5.Институт философии РАН. 6.Система клубов смысловой актуализации и поиска ответов на глобальные вызовы. 7.Центр комплексных исследований. Одним из основных является принцип неделимости элементов модели и существования их в едином пространстве, что усиливает синергетический эффект компонент, мотивацию участников и их личную активность. Простыми словами это можно выразить так - любой действенный водоворот не может существовать по частям. Качественно воронка функционирует сверху вниз, а экономически, воронка закручивается снизу вверх, от основания выхода к широкому входу. Это позволяет последовательно формировать, оттачивать и совершенствовать инструменты каждого отдельного уровня модели как отдельного проекта в терминах проектного управления.


Слайд 18

Будущее, которое возможно Россия экономически востребована мировым пространством, но культурно им отторгается. Этот постулат обуславливает следующее видение Национального центра развития философии и искусства «Большая Волхонка»: Создание, поддержание и внедрение привлекательной, высокоинтегрированной, активно-адаптивной городской среды; Место синхронизации и взаимодействия сложных культурных, духовных и научных объектов; Плацдарм разработки и внедрения принципиально новых сложных комплексных пространств , вырабатывающих высокое культурное напряжение за счет разнообразия форм и механизмов синергетического воздействия; Создание условий и среды для формирования высококвалифицированных кадров, роста культурного человеческого капитала страны; Опыт формирования будущего через комплексные концептуальные проекты развития.


Слайд 19

Эффективность указанного подхода Данный подход позволит в экономическом, политическом и культурном аспекте получить следующие выгоды: Сэкономить миллиарды рублей на реконструкции; Создать передовую практику комплексного культурного пространства; Придать новый уровень активности Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина за счет вливания наиболее деятельной аудитории из студентов Государственного университета гуманитарных наук; Возродить уникальный усадебный комплекс 19 века; Преобразить несвязанную территорию Москвы в новый культурный центр мирового значения Построить образовательные институции нового типа, которые смогут готовить кадры нового типа


Слайд 20

Проект административного решения Реализовать данную концепцию предлагается следующим способом: Подготовить обращение к Президенту Российской Федерации с предложением поручить Правительству Российской Федерации и Правительству г. Москвы подготовить комплексную программу, предусматривающую создание в районе улицы Волхонки и прилегающих к ней территорий туристическо–рекрационного–культурного кластера с присвоением данной территории особого статуса. Указанный статус должен предусматривать специальный синхронизированный порядок взаимодействия всех субъектов, (федеральных структур) находящихся на данной территории в части разработки и реализации концепций программ и планов развития. Относительно собственников объектов, находящихся в частной собственности, предусмотреть рекомендательные меры по содействию в реализации данного решения. Наложить мораторий на передачу прав на недвижимое имущество, заключение договоров аренды в отношении федеральной собственности на данной территории. Создать рабочую группу из представителей (надо всех переименовать, в том числе Москву), ответственным исполнителем по разработке концепции «Большая Волхонка» определить Правительство г. Москвы, Министерство экономического развития.


×

HTML:





Ссылка: