'

Языческие праздники на Руси

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Языческие праздники на Руси


Слайд 1


Слайд 2

НАЗАД


Слайд 3

НАЗАД


Слайд 4

НАЗАД


Слайд 5

НАЗАД


Слайд 6

НАЗАД


Слайд 7

Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью.


Слайд 8

В украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам. Такой вот древний обычай. Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Во время празднования Нового года произносились заклинания на весь будущий год и одновременно с этим производились гадания о будущем. Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней обрядности: 12 "старцев" руководящих ритуалом, 12 снопов, по которым гадают о будущем урожае в начинающемся году, вода из 12 колодцев для подблюдных гаданий; священный огонь «бадняк» горит 12 дней (шесть дней в конце старого года и шесть в вначале нового). НАЗАД


Слайд 9

1 - 6 января -Велесовы дни (совпадают с христианскими святками). Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти». Древний «скотий бог» занимал видное место в народной календарной обрядности. Ряженье в звериные маски и в вывороченные тулупы производилось дважды в год — на зимние святки и на масленицу; оба срока связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием). НАЗАД


Слайд 10

8 января- Бабьи каши В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы. НАЗАД


Слайд 11

6 января- Турицы зимние Отмечаются 6 (просинца) стужня. Посвещены Туру, сыну Велеса и Мокоши, покровителю игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-ый день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Вообще числа 6 и 12 посвещены Велесу, Мокоши — число 5. Поэтому гадают ещё и 5 стужня (5.01). Собирают снег для отбеливания холстины (Мокошь — покровительница ткачества и рукоделия). Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец (Мокошь покровительница святых колодцев и источников), может сохранить воду на весь год. НАЗАД


Слайд 12

12 (24) февраля- Велесов день - Двенадцатого сеченя Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:  «Велес, скотий бог!  Дай счастья на гладких телушек  На толстых бычков  Чтоб со двора шли - играли  А с поля шли - скакали» Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». Зачин заканчивается молением к Велесу: 


Слайд 13

«Смерть, ты коровья смерть!  Выходи из нашего села, из закутья, из двора  В нашем селе ходит Велес святой Со копьём, со свечой, со горячей золой.  Мы тебя огнём сожжём, кочергою загребём  Помелом заметём и попелом забьём!  Не ходи в наше село: чур наших коровушек,  Чур наших бурёнушек: рыжих, лысых, белосисых  Беловымьих, криворогих, однорогих»  НАЗАД


Слайд 14

1 марта (сухыя) Навий день 1 марта  — праздник воскрешения мёртвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:  Свети, свети, Солнышко!  Дам тебе яичко, Как курочка снесёт в дубраве,  Отнеси его до раю,  Пусть все души радует.  В воду бросают скорлупу освещённого красного яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. НАЗАД


Слайд 15

22 марта (сухыя)- Праздник "Сороки" - весеннее равноденствие .  Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине:  Благослови, мати,  Ой, Лада мати,  Весну закликати!  Зиму провожати!  Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям. НАЗАД


Слайд 16

    Комоединцы - Двадцать третьего сухыя, когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, Славяне отмечают Комоедицы - Масленица.  Каждый день Масленицы имеет свое название: Понедельник- встреча Вторник- заигрыши Среда- лакомка Четверг- широкий четверг Пятница- тещины вечерки Суббота- заловкины посиделки Воскресенье- прощенное НАЗАД


Слайд 17

Люди радовались тому, что с каждым днем приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто "птичками". Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички: 25 марта (сухыя)


Слайд 18

Жаворонки,жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое! Нам зима надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотинку поморила. Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, С великою милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными. Весна красна! На чём пришла, На чём приехала? На сошечке, на бороночке? Заклички НАЗАД


Слайд 19

Первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? Первого апреля наши предки справляли один занятный праздник. Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, в апреле. Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.


Слайд 20

Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долгой спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. НАЗАД


Слайд 21

7-14 апреля (березозола) - Перунова неделя. В течении всей недели Перуну посвящались жертвы, которые должны были помочь божеству победить темные силы зимы. Для этого на возвышенных местах разжигали костры (перуновы костры). С понедельника начинали убирать, чистить и мыть дома и другие помещения,  подготовляя их к встрече весны (в православии Пасхи). Во вторник изготовляли "боченое молоко": брали нежного конопляного или льняного семени, толкли его в ступе и разводили водой. В среду совершали ритуал обливания скотины "живой водой". Чтобы получить такую воду, по оврагам собирали снег. Когда он таял в избе, в ведро добавляли несколько крупинок прошлогодней "четверговой соли". Водой обливали всю скотину предварительно выгнав ее во двор, а затем брызгали по углам хлева и курятника. Тогда же старались умилостивить нечистую силу, особенно домового. Под угол дома или на чердаке клали еду и приглашали домового ее отведать, произнося приговор: "Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотинку паси". НАЗАД


Слайд 22

10 мая - День Матушки земли      В этот день, десятого травня, Славяне празднуют именины Земли. Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает. На зачине, во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:  «Мать-Сыра-Земля!  Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота,  Оборота и лихого дела.»  Повернувшись на запад, продолжают:  «Мать-Сыра-Земля!  Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие,  Во смолу горючую.»  Обратившись к полудню, произносят:  «Мать-Сыра-Земля!  Утоли ты все ветры полуденные со ненастью,  Уйми пески сыпучие со метелью.»  На полночь обращаются:  «Мать-Сыра-Земля!  Уйми ты ветры полуночные с тучами,  Сдержи морозы с метелями.» 


Слайд 23

После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашёптывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи» Гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать её от ворогов. Зачин оканчивается славлением:  «Гой, Земля еси родная  Земля матёрая  Матерь нам еси родная  Всех нас породила  Вспоила, вскормила  И угодьем наделила  Ради нас, своих детей  Зелий еси народила  И злак всякий напоила  Польгой беса отгоняти  И в болезнях помогати.  Повели с себя урвати  Разных надобьев, угодьев  НАЗАД


Слайд 24

15-20 июня (кресеня)  Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок  приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Цикл зеленых cвяток состоял из несколько обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненой силы,  Как и во время зимних святок - колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ. НАЗАД


Слайд 25

23-24 июня (кресеня)       Иван - Купала - Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина.  С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. 


Слайд 26

Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полтора-два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. НАЗАД


Слайд 27

Первый Спас (1- (14 по новому стилю) в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. Определение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. Возможно в древние времена обряд совершался в честь Матери земли, которая способствовала урожаю. НАЗАД


Слайд 28

8-9 (22) сентября (рюеня) (точная дата вариативна) Особый  статус  Лады  обусловил множественность посвященных ей праздников, они отмечались шесть раз в году,   с начала марта до середины сентября. Связанные, с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему циклу праздников и осенних. В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну: Благослови, мати  Ой, мати, Лада, мати, Весну закликати. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. НАЗАД


Слайд 29

Литература и Интернет- ресурсы 1. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра 1.- М.: АВАНТА+, 2001.-688 с. 2.  http://druidgor.narod.ru/slavtrad/Ribakov/Ribakov15.html 3.http://www.artprojekt.ru/referats/humanities/ku_5_a3.htm 4. http://works.tarefer.ru/42/100027/index.html 5. http://slavyans.narod.ru/calendar/calendar.html


Слайд 30

Работу выполнил: Бородулин С.- ученик 5 класса Усть-Катунской школы Руководитель: Бородулина И.Ю.


Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


×

HTML:





Ссылка: