'

«Язык программирования Pascal»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

«Язык программирования Pascal» Информатика 10 класс


Слайд 1

Если знания человека не упорядочены, то чем больше он знает, тем большей будет путаница в его мыслях. Герберт Спенсер


Слайд 2

Язык программирования – формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя. языки низкого уровня языки ассемблера (от англ. to assemble – собирать, компоновать) языки высокого уровня aлгоритмические языки (Фортран, Алгол, Кобол, Лисп, Бейсик, Форт, Паскаль, Ада, Си…)


Слайд 3

Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы позволяет определить на какие события будет реагировать компьютер как будут храниться и передаваться данные какие именно действия следует выполнять при различных обстоятельствах (более 2 500)


Слайд 4


Слайд 5

Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.


Слайд 6

Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека компьютеру, в то время как естественные языки используются лишь для общения людей между собой.


Слайд 7

Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.


Слайд 8

В языке ассемблера используются символьные обозначения команд, которые легко понятны и быстро запоминаются. Вместо последовательности двоичных кодов команд записываются их символьные обозначения, а вместо двоичных адресов данных, используемых при выполнении команды, - символьные имена этих данных, выбранные программистом. Иногда язык ассемблера называют мнемокодом или автокодом. языки низкого уровня языки ассемблера (от англ. to assemble – собирать, компоновать).


Слайд 9

Фортран (англ. FORTRAN от FORmula TRANslator – переводчик формул), Разработан в 1957 году. Применяется для описания алгоритма решения научно-технических задач с помощью ЦВМ. Предназначался, в основном, для проведения естественно-научных и математических расчётов. В усовершенствованном виде сохранился до нашего времени. Среди современных языков высокого уровня является одним из наиболее используемых при проведении научных исследований. Наиболее распространены варианты Фортран-II, Фортран-IV, EASIC Fortran и их обобщения. Был распространен в США и Канаде.


Слайд 10

Алгол (англ. ALGOL от ALGOrithmic Language – алгоритмический язык) Появился в 1958-1960 годах (Алгол-58, Алгол-60). Разработан комитетом, в который входили европейские и американские учёные. Был усовершенствован в 1964-1968 годах – Алгол-68. Позволяет легко переводить алгебраические формулы в программные команды. Был популярен в Европе, в том числе СССР. Оказал заметное влияние на все разработанные позднее языки программирования, и, в частности, на язык Pascal. Предназначался для решения научно-технических задач. Кроме того, этот язык применялся как средство обучения основам программирования – искусства составления программ.


Слайд 11

Кобол (англ. COBOL от COmmom Business Oriented Language – общий язык, ориентированный на бизнес) Разработан в 1959 – 1960 годах. Язык программирования третьего поколения. Предназначен для разработки бизнес приложений, а также для решения экономических задач, обработки данных для банков, страховых компаний и других учреждений подобного рода. Разработчик первого единого стандарта Кобола - Грейс Хоппер (бабушка Кобола). Обычно критикуется за многословность и громоздкость. Однако имел прекрасные для своего времени средства для работы со структурами данных и файлами.


Слайд 12

Лисп (англ. LISP от LISt Processing – обработка списков) Создан в 1959 – 1960 гг. в Массачусетском технологическом институте. Основан на представлении программы системой линейных списков символов, которые притом являются основной структурой данных языка. Широко используется для обработки символьной информации и применяется для создания программного обеспечения, имитирующего деятельность человеческого мозга. Программа на Лиспе состоит из последовательности выражений (форм). Результат работы программы состоит в вычислении этих выражений. Все выражения записываются в виде списков.


Слайд 13

Бейсик (англ. BASIC от Beginner’s Allpurpose Instruction Code – всецелевой символический код инструкций для начинающих) Создан в середине 60-х годов (1963 г.) в Дартмутском колледже (США). Основан частично на Фортран II и частично на Алгол-60, с добавлениями, делающими его удобным для работы в режиме разделения времени и, позднее, обработки текста и матричной арифметики. В силу простоты языка Бейсик многие начинающие программисты начинают с него свой путь в программировании.


Слайд 14

Форт (англ. FOURTH – четвёртый) Появился в конце 60-х – начале 70-х годов. Автор - Чарльз Мур написал на нём программу, предназначенную для управления радиотелескопом Аризонской обсерватории. Стал применяться в задачах управления различными системами. Ряд свойств, а именно интерактивность, гибкость и простота разработки делают Форт весьма привлекательным и эффективным языком в прикладных исследованиях и при создании инструментальных средств. Областями применения этого языка являются встраиваемые системы управления. Также находит применение при программировании компьютеров под управлением различных операционных систем.


Слайд 15

Паскаль Появился в 1972 году. Был создан швейцарским учёным, специалистом в области информатики Никлаусом Виртом как язык для обучения методам программирования. Паскаль – это язык программирования общего назначения. Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Интенсивное развитие Паскаля привело к появлению уже в 1973 году его стандарта в виде пересмотренного сообщения, а число трансляторов с этого языка в 1979 году перевалило за 80. В начале 80-х годов Паскаль еще более упрочил свои позиции с появлением трансляторов MS-Pascal и Turbo-Pascal для ПЭВМ.


Слайд 16

простота языка позволяющая быстро его освоить; удобство работы как с числовой, так и с символьной и битовой информацией; в языке Паскаль реализуются идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки; является прототипом для языков нового поколения; дает очень много в понимании сущности программирования; прививает хороший стиль программирования, тщательную разработку алгоритма. Преимущества этого языка особенно ощутимы при написании достаточно сложных и мобильных (т. е. легко переносимых на другие PC) программ. Основные причины популярности Паскаля:


Слайд 17

Ада Создан в конце 70-х годов на основе языка Паскаль. Назван в честь одарённого математика Ады Лавлейс (Огасты Ады Байрон – дочери поэта Байрона). Именно она в 1843 году смогла объяснить миру возможности Аналитической машины Чарльза Бэббиджа. Был разработан по заказу Министерства обороны США. Первоначально предназначался для решения задач управления космическими полётами. Применяется в задачах управления бортовыми системами космических кораблей, системами обеспечения жизнедеятельности космонавтов в полёте, сложными техническими процессами. Ада — это структурный, модульный, объектно-ориентированный язык программирования, содержащий высокоуровневые средства программирования параллельных процессов.


Слайд 18

Си Берёт своё начало от двух языков - BCPL и B. В 1967 году Мартин Ричардс разработал BCPL как язык для написания системного программного обеспечения и компиляторов. В 1970 году Кен Томпсон использовал В для создания ранних версий операционной системы UNIX на компьютере DEC PDP-7. Как в BCPL, так и в В переменные не разделялись на типы - каждое значение данных занимало одно слово в памяти. Язык Си был разработан (на основе В) Деннисом Ритчи из Bell Laboratories и впервые был реализован в 1972 году на компьютере DEC PDP-11. Известность Си получил в качестве языка ОС UNIX. Сегодня практически все основные операционные системы написаны на Си или С++.


Слайд 19

Пролог «ПРОграммирование на языке ЛОГики» Был создан в начале 70-х годов группой специалистов Марсельского университета. В основе этого языка лежат законы математической логики. Применяется, в основном, при проведении исследований в области программной имитации деятельности мозга человека. Не является алгоритмическим. Он относится к так называемым дескриптивным (от англ. descriptive – описательный) – описательным языкам. Дескриптивный язык не требует от программиста разработки всех этапов выполнения задачи. Вместо этого, в соответствии с правилами такого языка, программист должен описать базу данных, соответствующую решаемой задаче, и набор вопросов, на которые нужно получить ответы, используя данные из этой базы.


Слайд 20

В последние десятилетия в программировании возник и получил существенное развитие объектно-ориентированный подход. Это метод программирования, имитирующий реальную картину мира: информация, используемая для решения задачи, представляется в виде множества взаимодействующих объектов. Каждый из объектов имеет свои свойства и способы поведения. Взаимодействие объектов осуществляется при помощи передачи сообщений: каждый объект может получать сообщения от других объектов, запоминать информацию и обрабатывать её определённым способом и, в свою очередь, посылать сообщения. Так же, как и в реальном мире, объекты хранят свои свойства и поведение вместе, наследуя часть из них от родительских объектов. Объектно-ориентированная идеология используется во всех современных программных продуктах, включая операционные системы. Первый объектно-ориентированный язык Simula-67 был создан как средство моделирования работы различных приборов и механизмов. Большинство современных языков программирования – объектно-ориентированные. Среди них последние версии языка Turbo-Pascal, C++, Ada и другие.


Слайд 21

В настоящее время широко используются системы визуального программирования Visual Basic, Visual C++, Delphi и другие. Они позволяют создавать сложные прикладные пакеты, обладающие простым и удобным пользовательским интерфейсом.


Слайд 22

Pascal разработан профессором кафедры вычислительной техники Швейцарского Федерального института технологии Николасом Виртом в 1968 году назван так в честь великого французского математика, физика, философа и писателя XVII века, изобретателя первой в мире арифметической машины Блеза Паскаля (1623 - 1662)


Слайд 23

Основные файлы пакета Турбо Паскаль: Turbo.exe – интегрированная среда программирования;   Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки; Turbo.tp – файл конфигурационной системы; Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.


Слайд 24

Структура программы на Pascal Program <имя программы>; Uses <имя1, имя2,…>; - Label <описание меток>; Const <описание констант>; Type <описание типов>; Var <описание переменных>; Procedure(Function) <описание подпрограмм>; Begin <раздел операторов>; end. список имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей


Слайд 25

Алфавит Pascal прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b, c,…y, z ;   десятичные цифры: 0, 1, 2,…9;   специальные символы: + - * / > < = ; # ‘ , . : {} [] ( )   комбинации специальных символов , которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «<>», «<=», «>=», «{}».  


Слайд 26

Словарь Pascal зарезервированные слова стандартные идентификаторы идентификаторы пользователя


Слайд 27

Зарезервированные слова имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.


Слайд 28

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль


Слайд 29

Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т.д. служат стандартные идентификаторы, например Sqr, Sqrt и т.д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов).


Слайд 30

Правила написания идентификаторов: Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток). Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания. Максимальная длина – 127 символов. При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы. Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист.


Слайд 31

Типы данных Pascal Определяют: Объем ОП для размещения данного. Диапазон допустимых значений. Допустимые операции. Простые (скалярные): неделимы; упорядочены (кроме вещественного). Структурированные: упорядоченная совокупность скалярных переменных; характеризуются типом своих компонентов.


Слайд 32

Типы данных Pascal Простые (скалярные): Целочисленные Вещественные Литерный (символьный) Булевский (логический) Пользовательские: перечисляемый; интервальный. Структурированные: Строковый Массивы Множества Записи Файлы Указатели Процедурные Объекты


Слайд 33

Значения целых типов могут изображаться в программе 2 способами: в десятичном виде и в шестнадцатеричном. Если число представлено в шестнадцатеричной системе, перед ним без пробела ставится знак $, а цифры старше 9 обозначаются латинскими буквами от A до F. Диапазон изменений таких чисел от $0000 до $FFFF . Целочисленные типы данных


Слайд 34

Допустимые операции: Арифметические операции +, -, *, /, Div, Mod Операции сравнения <, >, <=, >=, <>, = Стандартные функции и процедуры Abs (x), Sqr (x), Sqrt (x) Sin, Cos, Exp, Pred, Succ, Ord, Odd и т.п


Слайд 35

Вещественные типы данных


Слайд 36

Допустимые операции: Арифметические +, -, *, / Сравнения <, >, <=, >=, =, <> Стандартные функции и процедуры Abs (x), Sqr (x), Sqrt (x), Exp (x), Sin (x), Cos (x), Round (x)-округление целой части Trunc (x)-отбрасывание дробной части Int (x)-вычисление целой части Frac (x)-вычисление дробной части


Слайд 37

Вещественные значения могут изображаться в форме с фиксированной точкой, а также ф форме с плавающей точкой, т.е. парой чисел вида <мантисса>Е<порядок>. Вещественные числа по умолчанию выводятся на экран в формате с плавающей точкой. Для вывода в форме с фиксированной необходимо указать формат вывода. Например: в ячейке a хранится число 1.232 Е+02 Если использовать процедуру Writeln (a); то на экране будет число 1.232 Е+02 Если использовать процедуру Writeln(a:6:2); 6 – общее число позиций (включая точку) 2 – число позиций после точки. То на экране будет число 123.20 – 6 позиций, 2знака после точки.


Слайд 38

Литерный (символьный) тип Char Определяется множеством значений кодовой таблицы ПК. Каждому символу задается целое число от 0 до 255. Для кодировки используется код ASCII. Например код символа 'A' при русской раскладке клавиатуры будет равен 192. В программе значения переменных и констант типа char должны быть заключены в апострофы. Для размещения в памяти переменной литерного типа нужен 1 байт.


Слайд 39

Допустимые операции операции отношения: =, <>, >,<,<=,>=; вырабатывают результат логического типа стандартные функции: Chr(x) – преобразует выражение х в символ и возвращает значение символа Ord(ch) – преобразует символ ch в его код и возвращает значение кода Pred(ch) – возвращает предыдущий символ Succ(ch) – возвращает следующий символ


Слайд 40

Логический (Булевский) тип Могут принимать только одно из 2-х значений: TRUE или FALSE. В памяти занимают 1 байт. Описание: Var <имя>: Boolean;


Слайд 41

Допустимые операции операции сравнения =, <>, <=, >=, <, > функции и процедуры Pred (True)=False; Ord (True)=1; Succ (False)=True; Ord (False)=0;


Слайд 42

логические операции а) конъюнкция (логическое "И", логическое умножение) – AND Истина тогда и только тогда, когда оба операнда истинны.


Слайд 43

логические операции дизъюнкция (логическое сложение, логическое "ИЛИ") – OR Ложь тогда и только тогда, когда оба ложны.


Слайд 44

логические операции исключающее "ИЛИ" –XOR Истина тогда, когда операнды имеют противоположное значение.


Слайд 45

логические операции отрицание – NOT Результат операции – противоположное значение аргумента


Слайд 46

Пользовательские типы Перечисляемый (enumerated type) задается списком принадлежащих ему значений Формат: Type<имя типа>=(<зн.1, зн.2, …,зн.n>); Var<идентификатор,…>:<имя типа>; Интервальный (диапазон) Две константы определяют границы диапазона значений для данной переменной Принадлежат одному из стандартных типов (real недопустим!) Значение const1<const2 Формат: Type<имя типа>=<const1>. .<const2>; Var<идентификатор,…>:<имя типа>; Занимают 1 байт памяти Не могут содержать более 256 элементов.


Слайд 47

Строковый тип данных Строка – упорядоченная последовательность символов кодовой таблицы ПК 1 символ – 1 байт Длина строки – количество символов в строке. (0 – 255)


Слайд 48

Основные понятия Строковая константа – последовательность символов, заключенных в апострофы. Строковая переменная var <идентификатор>: string[< max длина >]; (по умолчанию 255) Элементы строки <строка>[<№элемента>] ‘272’ ‘это строка’ ‘’ var name:string[20]; var str:string; N[5] S[i] slovo[k+1]


Слайд 49

Операции над строками Сцепления (конкатенации) (+) Отношения (=, <, >,<=, >=, <>) ‘мама’+’мыла’+’раму’= =‘мама мыла раму’ ‘True1’<‘True2’ ‘Mother’>’MOTHER’ ‘Мама’<>’_Мама’ ‘Cat’=‘Cat’


Слайд 50

Процедуры и функции


Слайд 51

Массив – это упорядоченная последовательность данных, состоящая из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип, и обозначаемая одним именем. (Тип компонент массива называется базовым типом) Общий вид описания массива: Type <имя нового типа данных>=array[<тип индекса>] of <тип компонентов>; Var <имя массива>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов>; Операции над массивом как единым целым: =, <> и оператор присваивания. При этом массивы должны иметь одинаковую размерность и один и тот же тип элементов! Все остальные операции совершаются только над отдельными элементами массива!


Слайд 52

Массивы Одномерные – элементы – простые переменные. Двумерные – структура данных, хранящая прямоугольную матрицу. Способ описания: Var M: array[1..10] of array[1..20] of real; или Var M: array[1..10, 1..20] of real; Доступ  к каждому отдельному элементу осуществляется обращением к имени массива с указанием индексов (первый индекс – номер строки, второй индекс – номер столбца).


Слайд 53

Множество – набор взаимосвязанных по какому-либо признаку или группе признаков объектов, которые можно рассматривать как единое целое. Элемент множества – каждый его объект (принадлежит любому скалярному типу, кроме вещественного) Базовый тип множества – тип элементов множества (задается диапазоном или перечислением) Область значений типа множество – набор всевозможных подмножеств, составленных из элементов базового типа Пример: [1,2,3,4], [‘a’,’b’,’c’], [‘a’..’z’] – множества; [ ] - пустое множество. Мощность – количество элементов множества


Слайд 54

Формат записи: type <имя типа> = set of <элемент1, …,элементn>; var <идентификатор,…> : <имя типа>; или var <идентификатор,…> : set of <элемент1,…>; Операции над множествами: отношения: “=“, “<>”, “>=“, “<=” объединения (+) пересечения (*) разности множеств (-) операция in (для проверки принадлежности какого-либо значения указанному множеству)


Слайд 55

Запись – состоит из фиксированного числа компонентов одного или нескольких типов. Формат: type <имя типа> = record <идентификатор поля> : <тип компонента>; … <идентификатор поля> : <тип компонента> end; var <идентификатор,…> : <имя типа>; Обращение к значению поля осуществляется с помощью идентификатора переменной и идентификатора поля, разделенных точкой (составное имя) Например: M.Number, M.FIO


Слайд 56

Файл – совокупность данных, записанная во внешней памяти под определенным именем. Формат: Type <имя типа> = <тип компонентов>; Var <F> : file of <имя типа>; <R> : <имя типа>;


Слайд 57

Указатель – это переменная, которая в качестве своего значения содержит адрес первого байта памяти, по которому записаны данные. Занимает 4 байта памяти


Слайд 58

Подпрограмма – программа, реализующая вспомогательный алгоритм. Подпрограмма-функция function <имя функции> (<параметры-аргументы>) : <тип функции>; <блок>; Обращение к функции является операндом в выражении. Подпрограмма процедура procedure <имя процедуры> (<параметры>); <блок>; Обращение к процедуре – отдельный оператор.


Слайд 59

Стандартные библиотечные модули обеспечивают доступность встроенных процедур и функции System - сердце Турбо Паскаля. Подпрограммы, содержащиеся в нем, обеспечивают  работу всех остальных модулей системы. Crt - содержит средства управления дисплеем и клавиатурой компьютера. Dos - включает средства, позволяющие реализовывать различные функции Dos. Graph3 - поддерживает использование стандартных графических подпрограмм. Overlay - содержит средства организации специальных оверлейных программ. Printer - обеспечивает быстрый доступ к принтеру. Turbo3 - обеспечивает максимальную совместимость с версией Турбо Паскаль 3.0. Graph - содержит пакет графических средств. Turbo Vision - библиотека объектно-ориентированных программ для разработки пользовательских интерфейсов.


Слайд 60

Типы операторов Pascal Простые Оператор присваивания Процедуры ввода-вывода Оператор безусловного перехода (go to) Операторы вызова процедуры Пустой оператор Структурные Составной оператор Условный оператор Оператор выбора Операторы цикла


Слайд 61

Оператор присваивания <имя> := <выражение>;


Слайд 62

Процедуры ввода-вывода 1.Процедуры ввода (чтения) данных: Read [ln] (x1, x2, xn); Где x1, x2 – имена переменных, куда помещаются вводимые данные. Тип вводимых должен совпадать с типом переменных. Значение x1, x2… введется с клавиатуры минимум через 1 пробел (или Enter). Ввод данных заканчивается нажатием <Enter>. Процедура Read производит ввод данных, не переводя при этом курсор на следующую строку, а процедура Readln производит ввод данных и перевод курсора на следующую строку. Использование процедуры Readln без параметров -после нажатия клавиши <Enter> переводит курсор на следующую строку. 2.Процедуры вывода данных: Write [ln] (y1, y2, …yn); Где y1, y2, yn – выражения или имена выводимых переменных. Процедура Write производит вывод, не переводя курсор на другую строку, а Writeln после вывода данных переводит курсор на следующую строку.


Слайд 63

Оператор безусловного перехода go to - «перейти к» и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой, оператор. Общий вид: go to <метка>. Метка объявляется в разделе описания меток и состоит из имени и следующего за ним двоеточия. Имя метки может содержать цифровые и буквенные символы, максимальная длина имени ограничена 127 знаками. Раздел описания меток начинается зарезервированным словом Label, за которым следует имя метки.


Слайд 64

Пустой оператор Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Используется для организации перехода к концу блока в случаях, если необходимо пропустить несколько операторов, но не выходить из блока. Для этого перед зарезервированным словом end ставятся метка и двоеточие, например: Label m; … begin … go to m; … m: end; 


Слайд 65

Составной оператор Этот оператор представляет собой  совокупность произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой, и ограниченную операторными скобками begin и end. Он воспринимается как единое целое и может находиться в любом месте программы, где возможно наличие оператора. 


Слайд 66

Условный оператор да P If <P> then <S1> else <S2>; If <P> then <S1>; S1 S2 S1 P P – выражение булевского типа. S1, S2 – простые или составные операторы.


Слайд 67

Оператор выбора Case K of K1:S1; K2:S2; ……… KN: SN [Else S;] End; K – селектор выбора (переменная или выражение целочисленное, булевского или символьного типа) K1, K2, … KN – константы выбора (тип совпадает с типом селектора) S1, S1, … SN – простые или составные операторы. K1 K2 Kn [else] S1 S2 S3 Sn S


Слайд 68

Оператор цикла for (цикл с параметром) Формат записи: For i:=s1 to (downto) s2 do <тело цикла>; To – шаг «1» Downto – шаг «-1» For i:=s1 to (downto) s2 do i – параметр цикла S1 – начальное значение S2 – конечное значение


Слайд 69

Оператор цикла while (цикл с предусловием, «пока») Формат записи: While <P> do <S>; P S P – условие повторения тела цикла (выражение логического (булевского) типа). S – простой или составной оператор.


Слайд 70

Оператор цикла repeat (цикл с постусловием, «до») нет да выход Формат записи: Repeat <S> Until <P>; P В цикле с постусловием условие цикла проверяется после очередного выполнения тела цикла. S – тело цикла; P – условие выхода из цикла (выражение булевского типа); Выход из цикла при P=TRUE. В цикле Repeat тело выполняется хотя бы один раз.


Слайд 71

Графика в Pascal Инициализация графического режима Базовые процедуры и функции Дуги и окружности Построение многоугольников Графики Иллюзия движения Работа с текстом


Слайд 72

Желаем удачи!


×

HTML:





Ссылка: