'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Подготовила к.п.н., доцент кафедры развития образования ГОУ «Педагогическая академия» С.Л. Фролова


Слайд 1

Цели семинара Повышение профессиональной компетентности классных руководителей по организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и, в частности, раздела «Классное руководство». Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и нравственное оздоровление всего российского общества, возрождение отечественных культурных традиций, в том числе православных, установление преемственных связей между поколениями, возвращение к коллективизму, взаимопомощи и взаимоподдержке.


Слайд 2

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения объявлено приоритетным направлением государственной образовательной политики РФ и закреплено: в Законе РФ «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (среднее (полное) общее образование), в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в Решении августовской конференции педагогической общественности Московской области от 24.08.2011 и других документах.


Слайд 3

Выписка из проекта Федерального государственного образовательного стандарта 4. Стандарт направлен на: - духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся (Раздел «Общие положения»)


Слайд 4

Что такое духовно-нравственное развитие и воспитание? религиозный светский православный подход подход в понимании


Слайд 5

В рамках православной педагогики решаются следующие задачи духовно-нравственного развития и воспитания: 1)воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали; 2)знакомство с храмами как духовными святынями Отечества и со священнослужителями; 3)формирование чувства любви к Родине, району, селу, школе на основе изучения национальных культурных традиций и исторических ценностей; 4)развитие музыкальной культуры, приобщение учащихся к классической, духовной и народной музыке; 5)ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание учащихся.


Слайд 6

Светская педагогика под духовностью понимает прежде всего «человеческое в человеке» и опирается в данном понимании на концептуальные идеи философии, а именно: 1) духовность – это «то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному» (В. Франкл); 2) духовность «означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека» (Г.П. Выжлецов); 3) духовность – «специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, позиция ценностного сознания» (Этика. Словарь); 4) духовность «как способ жизнедеятельности человека» (И.В. Силуянова); 5) духовность – это «активное внутреннее стремление к Истине, Добру и Красоте путем совершенствования и жизнетворчества» (Е.О. Галицких).


Слайд 7

Выписка из Концепции Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.


Слайд 8

Под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. (Концепция)


Слайд 9

Понятийное поле проблемы


Слайд 10

В научных педагогических работах идеал рассматривается в контексте его влияния на формирование личности, поэтому его сущность неотделима от выполняемых педагогических функций: 1) идеал – это цель воспитания (П.Ф. Каптерев, В.А. Сластенин); 2) идеал – это средство воспитания (В.А. Сластенин); 3) идеал – это метод воспитания (Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина); 4) идеал – это критерий воспитанности личности (В.А. Сухомлинский, В.Э. Чудновский); 5) идеал – это основной мотив и действенный стимул самовоспитания (В.А. Сухомлинский); 6) идеал – это регулятор поведения и деятельности человека (З.И. Гришанова); 7) идеал – это основа для создания жизненных прогнозов, программ и стратегий (В.А. Сластенин).


Слайд 11

В педагогике на сегодняшний день существуют следующие классификации ценностей:


Слайд 12

Идеалы школьников начала XX и XXI веков писатели, поэты: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Надсон, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Ф.М. Достоевский, Сенкевич, Шекспир и др.; литературные герои: Ш. Холмс, Р. Крузо, Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Рудин, Лиза (И.С. Тургенев), Базаров, Соня (Л.Н. Толстой), Нехлюдов, Левин, Анна Каренина, княжна Мэри (М.Ю. Лермонтов), Раскольников, Катерина (А.Н. Островский), Нат Пинкертон, Ник Картер и др. императоры, реформаторы, политические деятели и др.: Петр Великий, Александр II, Владимир св., Екатерина II, Борис Годунов, Елизавета Петровна, Марфа Посадница, Мария Стюарт, Жанна Д'Арк, Владимир Мономах, кн. Ольга и др.; ученые, изобретатели: Сократ, Брем, Д.И. Менделеев, Дж. Бруно, Г. Галилей, Стефенсон, Эдисон, Уатт и др.; религиозные деятели: Иисус Христос, св. Серафим Саровский, Бог и др.; путешественники: Колумб, Пржевальский, Магеллан и др. военные герои: Наполеон, Александр Македонский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Александр Невский, Минин, Пожарский, Ермак, С. Разин, Е. Пугачев, М.Д. Скобелев, Гарибальди, Дмитрий Донской и др. эстетические идеалы: Рафаэль, И.Е. Репин, Бетховен, Шопен, Римский-Корсаков, Лист, Моцарт, Аренский, Айвазовский, Яворская, Вяльцева, Леонардо да Винчи, Верещагин, В.М. Васнецов и др. отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены: Ксения Собчак, Дженифер Лопес, Перис Хилтон, Алла Пугачева, Клара Лучко, Ван Дамм, Витас, Мадонна, Тото Кутуньо, Дима Билан; спортсмены: Сычев, Татьмянина, Аршавин, Буре, Рональдо, Кабаева, Тайсон, Кличко, Дзю; исторические личности: Цезарь, князь Владимир, Петр 1, Колумб, княгиня Ольга, Г. Шелихов; политики: В.И. Ленин, В.В. Путин, Д.А. Медведев; поэты, писатели: А.С. Пушкин, С.А. Есенин, М.Ю. Лермонтов; литературные герои и герои художественных фильмов: князь Мышкин, Даниил Маковский, Дубровский, Исаев (Штирлиц), Рембо, Тарас Бульба, Робин Гуд.


Слайд 13

Мотивы выбора идеала школьников начала XX и XXI веков Альтруистические мотивы. Материальные ценности привлекают очень немногих, так как «богачей» в качестве идеала называют единицы. «Хорошо устроился в жизни», где под словом «хорошо» понимается богатство, известность, популярность.


Слайд 14

Привлекательные качества для школьников начала XX и XXI веков Начало XX века доброта, честность, справедливость, артистические таланты, ум, сила воли


Слайд 15

Ценностные ориентации молодежи XXI века Предпочитаемые ценности удачный брак, семья, материальный достаток, хорошая работа, успешная карьера, здоровье свое и членов семьи, полезные знакомства и надежные дружеские связи, счастливая семейная жизнь Игнорируемые ценности общество, общественная польза, общественное благо, Родина, человечество, Земля


Слайд 16

Количество идеалов школьников и студентов С 1990 года по 2010 год снижается количество школьников и студентов, имеющих положительные идеалы. Если по данным конца XX века нравственные идеалы имели от 40 до 60% учащихся, то более поздние исследования показывают что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет.


Слайд 17

Причины современного социокультурного состояния общества, характеризующегося ценностным кризисом: отсутствие общепринятого общественно-образовательного идеала; негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующих идеалы потребления, культивирующих материальные потребности людей, фиксирующих в сознании модус обладания; отсутствие единого культурно-воспитательного пространства в стране; отсутствие идейной интеграции институтов воспитания: учреждений культуры и образования, семьи, средств массовой информации, печати, кино; слабое влияние церкви на духовно-нравственное состояние общества; перекос образовательной политики в сторону прагматизма образования, уход воспитания из школы; отчуждение педагога от ученика, а ученика от педагога, школы от семьи и наоборот; коммерциализация образовательной системы


Слайд 18

Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания


Слайд 19

Образование – это восхождение человека к своему очеловеченному «божественному» образу (Н.Н. Бердяев)


Слайд 20

Образовательный идеал отечественной школы Дореволюционная школа – образ Иисуса Христа герой-революционер Начало XX века христианско-православный идеал свободно развивающаяся личность Советская школа – коммунистический идеал


Слайд 21

Современный образовательный идеал


Слайд 22

Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации


Слайд 23

Методы изучения идеалов и ценностей анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися, интервьюирование, сочинения и рефераты, наблюдение, учительские характеристики учащихся, изучение документации (например, классных часов и собраний с записями суждений школьников, писем, библиотечных формуляров), запись выступлений учеников на диспутах и читательских конференциях с последующим анализом, беседы с родителями, педагогами, интервью с выпускниками школы и наблюдения за выпускниками после окончания школы, эксперимент, анализ данных о выпускниках, самооценка


Слайд 24

Методики изучения идеалов и ценностей «Недописанный тезис», «Незавершенный рассказ», «Прерванный диалог» (Н.Е.Щуркова) Опросник ценностных отношений (Д.В.Григорьев) Методика изучения ценностных ориентаций (М.Рокич) Анкета о нравственных идеалах (С.Л.Гостомыслова, З.И.Гришанова)


Слайд 25

Методы формирования нравственных идеалов и ценностей общественное поручение, детские движения (скауты, миротворцы, волонтеры, шефы, следопыты, лидеры и т.д.), общественно полезная деятельность учащихся, художественная самодеятельность, соревнование и состязание, похвала и критика, пример как модель ценностного выбора


Слайд 26

Педагог может использовать разнообразные примеры: из жизни и деятельности выдающихся личностей, из жизни и деятельности близкого окружения воспитанников, личный пример педагога. Личность воспитателя значит все в деле воспитания. К.Д. Ушинский


Слайд 27

Формы воспитательной работы коллективное чтение и обсуждение книг, поднимающих нравственные проблемы, этические беседы, дискуссии, диспуты на этические темы, знакомство с биографиями знаменитых людей, рассказы учителя о подвигах героев войны, экскурсии по местам боевой и трудовой славы, на заводы, фабрики и т. п., праздники, конкурсы «Умники и умницы», «Рыцарские турниры», «Мисс-весна», «Мисс-обаяние» и т.п., открытие памятников и обелисков, кружковая работа, клубы по интересам, лекции-концерты, добротворческие дела: «трудовые десанты», подготовка лекторских групп старшеклассников для чтения лекций по профилактике наркомании, алкоголизма и др.


Слайд 28

Условия формирования нравственных идеалов и ценностей целенаправленность и систематичность в работе (не мероприятийность!), воспитательная среда школы, класса, занятия, рефлексивная диагностика нравственных идеалов, открытая коммуникативная позиция педагога, рефлексивно-ценностный диалог как основа воспитательной технологии


Слайд 29

Технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (В.П.Беспалько). Воспитательные технологии: педагогика сотрудничества гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского технология коллективной творческой деятельности И.П.Иванова технология саморазвития личности Г.К.Селевко и др.


Слайд 30

Технология педагогических мастерских Где почитать: 1.Галицких, Е.О. От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций: Для педагогов и школьников: Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2003. 2.Мухина, И.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Кн. для учителя. – СПб., 2002. 3.Окунев, А.А. Урок? Мастерская? Или…: Развитие филос.-пед. идей «Фр. группы нового образования» и их реализация в соврем. шк. России. – СПб.: Фил. изд-ва «Просвещение», 2001.


Слайд 31

Алгоритм мастерской индуктор, или мотив (как правило, необычное, интригующее задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, текста и т. п.); деконструкция, работа с материалом (как правило, текстом и т.п.), имеющая целью превращение материала в «хаос»; реконструкция (создание своего текста, понятия, закона и т.п.); афиширование, т. е. предъявление результатов индивидуальной или групповой работы; разрыв (кульминация) – это новое видение предмета, которое вызывает информационный запрос, побуждающий заглянуть в учебники, справочники, энциклопедии, художественные книги; рефлексия, направленная на анализ своей деятельности, своих ощущений.


Слайд 32

Главный принцип мастерской Ученик должен САМ найти ответы на возникшие у него вопросы, получить ответы на эти вопросы, оценить полученное знание


Слайд 33

Мастерская - это Дискуссия Диалог Полемика Оживленная непринужденная обстановка Творчество Самоанализ


Слайд 34

Благодарю за внимание.


×

HTML:





Ссылка: