'

Психология познавательных процессов

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Психология познавательных процессов


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3

Лекция 13 Общая характеристика познавательных процессов Ощущение и восприятие Общая характеристика познавательных процессов Ощущение и восприятие как основа чувственного познания


Слайд 4

Познавательные психические процессы: Ощущение и восприятие Внимание Память Мышление и речь Воображение


Слайд 5

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств и признаков этих предметов. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания (деятельности) на определенном предмете при отвлечении от всего остального. Память – отражение прошлого опыта, проявляющегося в запоминании, сохранении и воспроизведении чего- либо. Мышление – высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.  Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. 


Слайд 6

Раздражитель (Р) воздействует на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), Внимание должно быть направлено на прием и понимание информации а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) в результате чего происходит опознание предмета (ОП), происходит осмысление (ОС), понимание информации который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), на органы чувств (ОЧ), Структура приема информации


Слайд 7

Ощущения Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающего познание отдельных свойств предметов и явлений Основные функции


Слайд 8

Общие свойства ощущений


Слайд 9

Возбуждение Проводящие пути Возникновение ощущений Раздражители физиологический процесс Орган ощущений (рецептор) Психический процесс Физический процесс Ощущение Центр в коре головного мозга Здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс По афферентным, или центростремительным, путям возбуждение передается в центральный отдел анализатора Анализатор — анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и' внутренней среды и переработки их в ощущения


Слайд 10

Дистантное Контактное Экстероцептивное Интероцептивное Проприоцептивное По взаимодействию рецепторов с раздражителями Зрительное Слуховое Осязательное Мышечно-суставное Обонятельное Статико-кинетическое Органическое Болевое Температурное Вкусовое Классификация ощущений Виды ощущений


Слайд 11

Восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира, действующих на анализаторы человека. – это познание не отдельных свойств предметов и явлений, а предметОВ в целом.


Слайд 12

Классификация восприятия Слуховое Зрительное Восприятие времени Восприятие пространства Непреднамеренное Преднамеренное Кинестетическое Вкусовое Обонятельное Осязательное Восприятие движений Виды восприятия


Слайд 13

Предметность – способность человека воспринимать окружающий мир не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных предметов. Целостность – образ предмета складывается не только из ощущений непосредственно получаемых в данный момент, а дополняется до целого на основе небольшого количества элементов. Структурность - если человек слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, не зависимо от меняющихся условий восприятия. Осмысленность (категориальность) – восприятие носит обобщенный характер и каждый воспринимаемый предмет обозначается определенным словом и относится к определенному классу предметов. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется


Слайд 14

Свойства восприятия: Предметность – способность человека воспринимать окружающий мир не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных предметов Целостность – образ предмета складывается не только из ощущений непосредственно получаемых в данный момент, а дополняется до целого на основе небольшого количества элементов


Слайд 15

Свойства восприятия: Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, не зависимо от меняющихся условий восприятия. Категориальность (осмысленность) – восприятие носит обобщенный характер и каждый воспринимаемый предмет обозначается определенным словом и относится к определенному классу предметов.


Слайд 16

Свойства восприятия: Структурность - если человек слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.


Слайд 17

Иллюзии восприятия Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Чаще всего встречаются зрительные иллюзии. Наиболее известными из них являются следующие:


Слайд 18

Виды иллюзий: Иллюзия стрелы: стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя обе стрелы равной длины.


Слайд 19

Иллюзия железнодорожных путей – линии, расположенные в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее. Хотя обе шпалы одинаковые.


Слайд 20

Иллюзия веера – параллельные линии под влиянием фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.


Слайд 21

Иллюзия пересечения – продолжением прерванной линии является отрезок А, а не В, как это кажется.


Слайд 22

Лекция № 2 Внимание Понятие внимания Функции внимания Виды внимания Свойства внимания Организация произвольного внимания учащихся на уроке


Слайд 23

Лекция № 2 Внимание – это: НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ НА КАКОМ-ЛИБО РЕАЛЬНОМ ИЛИ ИДЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНДИВИДА


Слайд 24

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.


Слайд 25

Функции внимания: активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов; способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.


Слайд 26

Виды внимания: По степени волевой регуляции: Произвольное Непроизвольное Послепроизвольное По материалу деятельности: сенсорно-перцептивное интеллектуальное двигательное По направленности: внешне-направленное внутренне-направленное По ведущему анализатору: зрительное слуховое вкусовое и т.д.


Слайд 27

Основные свойства внимания: Концентрация (сосредоточенность) Устойчивость Переключаемость Избирательность Объем Распределение


Слайд 28

Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение от других Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.


Слайд 29

Лекция № 3 Память Общее представление о памяти Виды памяти и их особенности Индивидуальные различия памяти у людей Теории и законы памяти Формирование и развитие памяти


Слайд 30

«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Рубинштейн С.Л.


Слайд 31

Память Запечатление (запись),сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что человек воспринимал, чувствовал …


Слайд 32

Виды памяти: По длительности сохранения информации: кратковременная оперативная долговременная По форме психической активности: непроизвольная произвольная По объекту запоминания: ОБРАЗНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ По преобладающему анализатору:


Слайд 33

Память цель установка эмоции Производственная Непроизвольная Кратковременная Долговременная Образная Эмоциональная Смысловая Механическая Двигательная мышление восприятие кинестезия


Слайд 34

Система памяти (по Р. Аткинсону и Р. Шиффину) Кратковременная память Долговременная память Это одна из концепций памяти, описывающая особенности взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти. В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т. е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину


Слайд 35


Слайд 36


Слайд 37


Слайд 38

Структура материала Зависимость запоминания от типа мышления 2. Гипотеза 1. Проблема Лучше запоминает Лучше запоминает «Теоретик» «Практик» 9. Вывод 8. Подтверждение гипотезы 7. Новая формулировка гипотезы 6. Вывод из примера 5. Пример 4. Определение понятия 3. Уточнение гипотезы


Слайд 39


Слайд 40

Состав мнемического действия или приемы рационального запоминания:


Слайд 41

Группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. д.) Выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, приме­ры, образы излагаемого в тексте и т. п.) План - совокупность опорных пунктов. Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основании общих признаков. Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах. Аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношения} предметов, явлений, понятий. Мнемотехнические приемы - совокупность готовых, известных способов запоминания.


Слайд 42

Перекодирование - вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме. Достраивание запоминаемого материала - привнесение нового в запоминаемый материал — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам. Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве). Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности. Повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала


Слайд 43

Лекция № 4 Мышление и речь Мышление Речь


Слайд 44

Составляющие: Природа и виды мышления Особенности творческого мышления Теории мышления в психологии Развитие мышления Речь и ее функции Речь как средство общения Речь как инструмент мышления Соотношение мышления и речи


Слайд 45

Мышление – Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.


Слайд 46

МЫШЛЕНИЕ Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции


Слайд 47

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно-образное Абстрактно-логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное


Слайд 48


Слайд 49


Слайд 50

Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Мыслительные операции


Слайд 51


Слайд 52


Слайд 53


Слайд 54

Индивидуально-типологические особенности мышления Тип высшей нервной деятельности (мыслительный, художественный или смешанный) Сочетание различных видов мышления Развитость отдельных мыслительных операций Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса Способность подчинять поисковые действия цели Способность предвосхищать возможные решения проблем, актуализировать знания Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений Способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий Глубина мышления Широта мышления Гибкость или ригидность ума Критичность мышления


Слайд 55

Мышление По типу сознания По форме По средствам действия Теоретическое Эмпирическое Наглядно действенное Наглядно образное Словесно логическое Интуитивное Рациональное Вербальное Наглядное Творческое Критическое Практическое Теоретическое По функциям По типу проблем По степени рефлексии


Слайд 56

Мыслительные операции: Анализ - мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон. Синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего и различного. Абстракция – выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных. Обобщение – мысленное объединение по тем существенным признакам, которые были выделены в процессе абстрагирования. Конкретизация


Слайд 57

Этапы решения мыслительной задачи


Слайд 58

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоя- тельность Широта Гибкость Глубина Критичность Инициативность Сообразительность


Слайд 59

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач. Глубина 178


Слайд 60

Речь и ее функции: Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.


Слайд 61

Важно отличать язык от речи Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.


Слайд 62

Соотношение мышления и речи Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно – действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.


Слайд 63

Лекция 5 Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Воображение заключается в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; в создании образов, соответствующих описанию объекта.


Слайд 64

Основные функции Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи Регулирование эмоциональных состояний Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека Формирование внутреннего плана человека Планирование и программирование деятельности


Слайд 65


Слайд 66

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, по мимо воли и желания человека. В воссоздающем воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память. Творческое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, она творчески преобразуется.


Слайд 67

Воображение Произвольное Непроизвольное Фантазии Мечты Репродуктивное Творческое По степени субъективности По отношению к возможному будущему По степени уникальности По отношению к неосуществимому будущему


Слайд 68


Слайд 69

Лекция 17 Воображение и творчество. Понятие творческого мышления. Способы создания новых образов. Этапы творческого процесса (накопление информации, «созревание», «озарение», воплощение).


Слайд 70

Гилфорд выделил следующие параметры творчества (креативности): способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость- способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность –способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способность к синтезу и анализу.


Слайд 71

творческое мышление: Зоркость в поисках -увидеть то, что не укладывается в рамки ранее «усвоенного». Способность к свертыванию мыслительных операций- постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Способность к переносу. Боковое мышление способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Цельность восприятия - умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины. Готовность памяти – способность «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Гибкость мышления. Гибкость интеллекта. Способность к оценочным действиям. Беглость речи. Способность к доведению дела до конца. Профессиональные способности.


Слайд 72

Этапы творческого процесса: Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач). Сосредоточения усилия, и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи. Уход от проблемы, переключение на другие занятия период инкубации) Озарение или инсайт ( гениальная идея или простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок) 5. Проверка и доработка замысла, его воплощение .


Слайд 73

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение. или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.


Слайд 74

Творческим людям присущи следующие личностные черты: независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.


Слайд 75

Удачная краткая формулировка самой существенной особенности творческой личности приведена В.Н.Дружининым: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».


Слайд 76


Слайд 77


×

HTML:





Ссылка: