'

Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства,

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Константиновский лицей с ОШ 1-2 ступеней Учитель русскогоязыка и литературы КОВАЛЕНКО ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА Высшая категория, учитель-методист ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ


Слайд 1

УРОК-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ урок-творческая мастерская УРОК-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ


Слайд 2

“Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства, тяга к пробам, поискам и находкам,- можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество”. Д.Морис


Слайд 3

Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу “Французская группа нового воспитания”. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя. Технология творческих мастерских


Слайд 4

– одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы Мастерская


Слайд 5

Ученик должен действовать автономно и рефлексивно(познавательная и самообразовательная компетентности); Использовать различные средства интерактивно; Входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них(социальная и личностная компетентности) ЦЕЛИ МАСТЕРСКОЙ:


Слайд 6

Сотрудничество Сотворчество Совместный поиск Мастерская помогает в определении собственной позиции по важнейшим мировоззренческим вопросам. Продолжается процесс самопознания. Занятие мастерской строится на принципах:


Слайд 7

Ученики обретают целостную смысловую картину современного мира, ценность своего «Я», проявляя собственную индивидуальность. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Мастерские объединяют все направления педагогической деятельности. Важен не только результат, но и процесс!


Слайд 8

-Все способны, нет неспособных ни учеников, ни учителей. Все могут все. -Нет готовых ответов ни на один вопрос. Можно задавать любые вопросы, но отвечать на них самому. -Никакой оценки: ни положительной, ни отрицательной. Отрицательная оценка унижает ребенка, вселяет в него неверие в свои силы. Положительная оценка формирует психологический феномен постоянной необходимости внешней оценки своей деятельности, воспитывает несамостоятельную личность. -Полная свобода мнений. Каждый имеет право сказать то, что он думает, не боясь показаться смешным или нелепым. Каждый имеет право иметь свое мнение по любому вопросу. -Доброжелательность всех по отношению ко всем. Положительная установка. Принципы построения мастерской:


Слайд 9

-Никаких замечаний и никакого давления ни со стороны педагога по отношению к учащимся, ни учащихся по отношению друг к другу. Искренность и открытость. -Ошибок нет, есть неточные знания. Неточные знания - необходимая ступенька к более точным и полным знаниям. Полных знаний может и не быть. -Деколонизация ума. Пользоваться только своим умом, не пытаясь спросить у товарища, прочитать в книге, подсмотреть где-либо, вспомнить стандартный ответ. -Учитель равен ученику. Равноправные, партнерские, субъект- субъектные отношения. -Знания одного должны быть обогащены знаниями других.


Слайд 10

Особенности организации деятельности учащихся. 1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. 2. Групповая форма учебного взаимодействия. 3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. 4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. 5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.


Слайд 11

Особенности организации деятельности мастера. 1. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. 2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них. 3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. 4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. 5. Сотворчество мастера и ученика. 6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. 7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).


Слайд 12

Мастерская творческого письма. Мастерская ценностных ориентаций. Мастерская построения знаний. Типы мастерских по цели и способам деятельности.


Слайд 13

Тезаурус Индуктор — прием, обеспечивающий «наведение на проблему»; свернутый смысл темы. Самоконструкция — диалог ученика с самим собой. Социоконструкция — выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социализация — «обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).


Слайд 14

Деконструкция — превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Реконструкция — поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д. Разрыв — кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления. Рефлексия — самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Афиширование — представление работ на общее обсуждение.


Слайд 15

Этапы мастерской


Слайд 16

Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. Каждый человек – загадка, мир наш – тоже загадка, только не надо забывать об этом. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Что-то начинает раскручиваться в уме, строятся какие-то тонкие мостки, соединяющие «Я» каждого участника «Мастерской», его сознание и рабочий материал. Индуктор


Слайд 17

Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. Работа идёт на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» - создание своего мира на основе «разобранных деталей». Создание творческого продукта


Слайд 18

Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа… Социализация


Слайд 19

Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Идёт взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному. Промежуточная рефлексия и самокоррекция


Слайд 20

Новая информация и её обработка. Это озарение, новое видение предмета, часто неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. Новая информация


Слайд 21

Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы… Групповая или индивидуальная работа. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам. Корректировка


Слайд 22

После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников мастерской знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное. Кстати, работа в мастерских идёт в быстром темпе, и главное выделяется уже за счёт этого темпа – нет времени «растекаться мыслью по древу». Социализация


Слайд 23

Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Последний этап – самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли. Общая рефлексия


Слайд 24

Учитель: создаёт проблемную ситуацию, будит чувство, мысли, эмоции Ученики: обсуждают проблему, задают вопросы, появляется желание решить данную проблему Алгоритм проведения творческих мастерских I Индукция


Слайд 25

Учитель: нацеливает на самостоятельную работу, даёт задание Ученики: индивидуально осмысливают проблему, создают гипотезы, рисунки, тексты, проекты, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний. II Самоконструкция


Слайд 26

Учитель: помогает создать микрогруппы, разбивает задание на ряд частичных задач. Ученики: образуют микрогруппы, ищут способы решения задач. III Социоконструкция


Слайд 27

Учитель: активирует работу всех членов группы Ученики: все члены микрогруппы выступают с отчётом о выполнении задачи. IV Социализация


Слайд 28

Учитель: даёт настрой на осознание детьми несоответствия старого знания новому. Ученики: переживают внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему. V Разрыв


Слайд 29

Учитель: побуждает детей на творчество, выполняет роль консультанта, советника, выполняет свою творческую работу. Ученики: составляют программу действия, выполняют творческую работу, проект. VI Творчество


Слайд 30

Учитель: демонстрирует своё творчество Ученики: демонстрируют своё творчество VII Афиширование


Слайд 31

Учитель: задаёт вопросы: За что ты можешь себя похвалить? Что приобрёл? Что не удалось? Ученики: обсуждают результаты работы. VIII Рефлексия


Слайд 32

так как охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие. Мастерская универсальна


Слайд 33

Приёмы развивающего метода, используемые на мастерской: Построение ассоциативных рядов. Построение древопонятия. Работа с текстом. «Задай вопрос». Использование таблиц. Приёмы развития критического мышления. Построение синквейна.


Слайд 34

Воспоминания Ощущение Эмоции Слово Образ Предмет Звук Мелодия Текст. Общие философские категории, которые способны разбудить поток ассоциаций. Построение ассоциативных рядов.


Слайд 35

Работа со словарями: толковыми, синонимов, антонимов, этимологическим. Построение древопонятия. Этимология слова


Слайд 36

Выделить в тексте ключевые слова. Дать комментарий этим словам. Объяснить закономерности употребления данных слов и понятий в тексте. Какую роль играют ключевые слова для общего понимания произведения? Работа с печатным текстом.


Слайд 37

«Толстый» и «тонкий» «Толстый» - вопрос ко всему произведению. «Тонкий» - вопрос по отрывку произведения. «Задай вопрос»


Слайд 38

Задай вопрос автору произведения, литературному герою. При анализе эпизодов: составить вопросы к эпизоду. Составление собственных заданий и вопросов к произведению. Задай вопрос.


Слайд 39

Использование таблиц.


Слайд 40

Работа учащихся в роли критика. Ставятся задачи: увидеть внутренний мир глазами автора и выработать свою точку зрения. Работа с печатным текстом. Поставить на полях знаки: + - согласен с точкой зрения автора; - - не согласен с точкой зрения автора; ! – восхищаюсь мыслями автора; ? – не понимаю мысли автора. Приёмы развития критического мышления.


Слайд 41

Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке. (существительное) Два прилагательных. Определения к основному слову. Три глагола. Действия, которые производит предмет. Предложение или фраза, несущее смысловую нагрузку. Итоговая фраза, передающая восприятие предмета (явления, героя), его состояние. Составление синквейна.


Слайд 42

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.) Результат


Слайд 43

Выработать коммуникативные навыки. Развить устную и письменную речь учащихся. Обогащать словарный запас. Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания. Строить текст сочинения в определенной композиционной форме Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:


Слайд 44

Активная мыслительная деятельность каждого ученика. Эмоциональная сопричастность учащегося к собственной деятельности и деятельности других. Мотивация познавательной деятельности. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся. Наличие самостоятельного или творческого задания. Достижение целей урока. Эффективность развивающего метода.


Слайд 45

условие для развития литературно-творческих способностей школьников; учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях; формирует человека активного, уверенного в себе. использование развивающего метода, включение мастерских в программу помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень. Творческая мастерская -


×

HTML:





Ссылка: