'

Творчество В.Ф. Тендрякова

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Районный конкурс учителей литературы «Виктория» Творчество В.Ф. Тендрякова


Слайд 1

План Биография В.Ф.Тендрякова Творчество В.Ф.Тендрякова Источники Автор работы


Слайд 2

Влади?мир Фёдорович Тендряко?в — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.


Слайд 3

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в армию и направлен на фронт, в 1943 году был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома


Слайд 4

В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии).


Слайд 5

В 1946 г. перешёл в Литературный институт им. М. Горького, в семинар К. Г. Паустовского. Литературный институт им. М.Горького – кузница талантов.


Слайд 6

После окончания учебы (1951) работал в Грязовце корреспондентом журнала «Огонек». Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о колхозной деревне 1950-х гг.: «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954).


Слайд 7

В дальнейшем писатель жил и работал в Москве, был членом правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии атеистического журнала «Наука и религия».


Слайд 8

В. Ф. Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем-«деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности. В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический».


Слайд 9

«Деревенский» цикл не был оценен в полной мере — как при жизни автора, так и после его смерти (исключение -произведения, посвящённые теме коллективизации).


Слайд 10

Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её конкретно радует, волнует, тревожит»).


Слайд 11

«Школьный» же цикл принёс В. Тендрякову заслуженную славу. Тендряков — автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Моё поколение их не решило»).


Слайд 12

Так, в повести «Ухабы» (1956) показано, к каким трагическим последствиям приводит формальное, бессердечное руководство людьми.


Слайд 13

В повестях «Чудотворная» (1958), «Чрезвычайное» (1961), «Апостольская командировка» (1969), «Затмение» (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории.


Слайд 14

В рассказе «Донна Анна» (1971, опубликован в 1988) и в повести «Три мешка сорной пшеницы» (1972) главным является столкновение романтического идеала с реальной действительностью.


Слайд 15

В «Весенних перевертышах» (1973) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?». Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)


Слайд 16

В центре повестей «Ночь после выпуска» (1974) и «Расплата» (1979) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы — отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании. Так, учитель литературы Аркадий Памятнов («Расплата») признаёт, что его воспитательные принципы («Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами») терпят крах. Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.


Слайд 17

Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е гг. произведения, посвящённые теме коллективизации («Хлеб для собаки» — 1970, «Пара гнедых» — 1971, «Параня» — 1971), репрессий («Охота» — 1970), волюнтаризма («На блаженном острове коммунизма» — 1974) и др. Они оказались в ряду «возвращённой» литературы, однако их проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы.


Слайд 18

Исключением стал роман «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987), в котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских исканий. Первоначальное название романа — «Евангелие от компьютера» — отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы, решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа, однако Богочеловек «воскресает» в программе совершенно необъяснимым образом, «смертию смерть поправ». Эта кульминация достаточно неожиданна для тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного христианства.


Слайд 19

Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова — сложные психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово. Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.


Слайд 20

Вологодской областной юношеской библиотеке присвоено имя В. Ф. Тендрякова


Слайд 21

Скончался Владимир Фёдорович Тендряков в Москве от инсульта 3 августа 1984 года.


Слайд 22

«Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут», — писал К. Икрамов.


Слайд 23

сайта http://www.krugosvet.ru/ ru.wikipedia.org/wiki www.roman.by/r-81119.html Большая советская энциклопедия Б.Н.Бараков. Выдающиеся вологжане: В.Ф. Тендряков // Выдающие вологжане: Биографические очерки. — Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. Использованы материалы:


Слайд 24

Меринова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ им.Привалова И.М. с.Алмазово Балашовского района Саратовской области Автор презентации:


×

HTML:





Ссылка: