'

музыка

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

музыка МОУ СОШ №50 выполнила ученица 7 "А" класса Бердникова Екатерина г. Володарск, 2009 год.


Слайд 1

содержание 1.Введение ( музыка средневековья ) 8.Иоган Себостьян Бах 9. Александр Сергеевич Даргомыжский. 10.Михаил Иванович Глинка 4.Европейские танцы 7.Вольфганг Амадей Моцарт 6.Франц Шуберт. 5.Фридерик Шопен 3.Хоровое искуство 2.Эдвард Григ


Слайд 2

Введение ( музыка средневековья) Согласно свидетельствам многочисленных старинных документов и художественных изображений музыкальная жизнь периода раннего Средневековья (до 800-х годов н. э.) была довольно богатой и насыщенной. Однако, история сохранила до наших дней в основном литургическую музыку римско-католической церкви, значительную часть которой занимает так называемый григорианский орал, названный по имени Папы Георгия 1. Ранние свидетельства указывают на то, что Григорий I сам был композитором и являлся автором большой части церковных литургий. Многие современные учёные считают данные свидетельства если не легендами, то по крайней мере преувеличениям, поскольку появлялись они уже через сто лет после смерти Папы. Большинство же сочинений григорианского хорала в период между вехами деятельности Григория I и Карла Великого принадлежат неизвестным авторам. В течение IX века произошло несколько важных событий в развитии музыки средневековья. Во-первых, католическая церковь стала прилагать значительные усилия для унификации различных направлений григорианского хорала и в приведении их всех в рамки григорианской литургии. Вторым важным событием стало появление ранней полифонической музыки: на смену использовавшегося в древние века октавного удвоения (многоголосия) приходит сопровождение церковной мелодии посредством второго голоса, образующего с главным интервалы от унисона до кварты (так называемый двухголосный органум). Третьим и наиболее важным для истории музыки событием стали попытки воссоздания музыкальной нотации, последовавшие по окончании почти пятисотлетнего перерыва изысканий композиторов в данной области. Впервые для записи нот начинают применяться линии и использоваться первые 7 или 15 букв латинского алфавита. Основателем современной музыкальной нотации считается Гвидо из Ареццо (умер в 1037 году), который сводит буквенное и невменное тонописание в одну стройную систему. В период после 1100 года в музыке выделяются несколько школ полифонической музыки: Школа Святого Марциал, музыка которой характеризовалась наличием одной главной устойчивой темы и быстро движущегося второго голоса в форме двухголосного органума; Школа Собора Парижской богоматери, давшая миру высокие образцы многоголосия того времени и являвшейся первой школой европейской хоровой полифонии с её основателями монахами Леонином и Перотином Сантьяго-де-Компостела в провинции Галисия, бывшем в то время центром паломников, странствующих пилигримов и местом работы композиторов многих музыкальных традиций позднего Средневековья, значительная часть работ которых дошла до наших времён в сочинениях Эмерика Пико Кодекс Каликстинус; английская школа, музыка которой представлена в наше время в Рукописи Олда Холла и произведении «Вустерские фрагменты» Вместе с данными школами церковной музыки существовали и светские направления развития музыки Средневековья, нашедшие своё отражение в многочисленных композициях трубадуров, труверов и миннезингеров. Музыкальные формы и эстетические идеи светских музыкантов того времени дали начало развитию музыки раннего Возрождения, однако сама культура менестрелей была в большой степени уничтожена во время Альбигойского крестового похода в начале XIII века.


Слайд 3

С 1866 Григ жил в Кристиании (Осло). Здесь наступил расцвет деятельности Грига — композитора, дирижёра, пианиста, педагога, музыкального критика. В 1867 он делает первую попытку создать в Норвегии специальное учебное заведение — Музыкальную академию; в 1871 основывает концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). В борьбе за осуществление своих просветительских взглядов Григу пришлось столк­нуться с большими трудностями, нередко его начинания встречали отпор со стороны космополитически настроенной крупной буржуазии. Вместе с тем горячую поддержку нашёл Григ в среде передовой интеллигенции, поборников самобытной национальной культуры. Завязывается тесная дружба Грига с писателем и общественным, деятелем Б. Бьёрнсоном, оказавшим большое влияние на мировоззрение Грига. В союзе с Бьёрнсоном возникли крупные музыкально-драматические произведения. Григ на сюжеты из древ­него скандинавского эпоса — «Эдды». К этому же периоду относятся выдающиеся инструментальные сочинения: фортепианный концерт (1868), 1-я тетрадь «Лирических пьес» для фортепиано (1867) и др.Имя Григ приобретает известность за рубежом. Большую поддержку композитору оказал Ф. Лист, оценивший Грига как яркого представителя новой, зарождающейся национальной музыкальной школы. В 1874 г. была предоставлена пожизненная государственная стипендия. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и переселиться в Берген, который становится основным местом его жизни и дея­тельности. Страстно любивший родную природу, он совершает длительные поездки в горы, слушает игру народных скрипачей — «хардингфелеров», подолгу живёт в деревенской глуши среди крестьян, рыбаков, лесорубов. Поэзия норвежской природы, глубокое проникновение в дух и строй народной музыки отразились в лучших произведениях этих лет: музыке к драме «Пер Гюнт», написанной в 1874—75 по просьбе её автора — Генрика Ибсена, Балладе для фортепиано, струнного квартета. Период 1880—90-х гг. был для Грига временем растущей мировой славы. Неустанно работая как композитор, он не прекращает исполнительской деятельности, руководит концертами бергенского музыкального общества «Гармония», выступает как пианист и дирижёр в Германии, Дании, Голландии. В январе 1888, в Лейпциге, он знакомится с П. И. Чайковским, между композиторами возникает дружба. Чайковский восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля (в 1888 Чайковский посвятил Григу увертюру «Гамлет»). С блестящим успехом проходят концертные выступле­ния Грига в Англии и Франции. В 1889 он был членом Французской академии изящных искусств, в 1893 удостоен почётного звания доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). Совершая зимой концертные поездки по разным странам Европы, он отдавал летние месяцы созданию новых произведений. Осенью 1907 Григ намеревался выехать с концертами в Англию, но тяжёлый приступ астмы заставил его остаться в Бергене. Его поместили в больницу, где он и скончался. Эдвард Григ ЭДВАРД ГРИГ— норвежский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный деятель. Крупнейший представитель норвежской композиторской школы. Григ рос в культурной и обеспеченной семье . Отец композитора, бергенский купец Александр Григ, занимал должность британского, консула; мать, Гесина Григ, урождённая Хагеруп, была хорошей пианисткой. Под её руководством Григ обучался музыке, способности к которой проявились у него в раннем детстве.В 1858 - 1862 Григ учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано,. Большое влияние оказало на Грига творчество Р. Шумана, Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона. Об этом свидетельствуют первые опубликованные сочинения Грига (фортепианные пьесы ор. 1 и романсы ор. 2, на слова немецких по­этов). В 1863 композитор едет в Копенгаген, где сближается с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового национального искусства. Вместе с норвежским композитором Р. Нурдроком и несколькими датскими музыкантами Григ организует музыкальное общество «Евтерпа» и выступает в нём в качестве дирижёра, пианиста и автора музыкальных произведений, привлекая внимание передовой интеллигенции. (Посещавший эти концерты писатель X.К.Андерсен, высоко оценил талант молодого Грига.) В обстановке творческого подъёма и увлечения идеей народ­ности дарование Грига быстро созревало и обретало яркие, самобытные черты. Григ создаёт фортепианную сонату (ор. 7), сонату для скрипки и фортепиано (ор. 8), «Юморески» для фортепиано, увертюру «Осенью», ряд романсов (в том числе «Люблю тебя» и «Сердце поэта» на слова X.К.Андерсена). Творческому расцвету способствовало событие личной жизни — женитьба на кузине Нине Хагеруп, одарённой камерной певице, постоянно выступавшей с Григом в камерных концертах и приобретшей известность в качестве ис­полнительницы его романсов.


Слайд 4

Хоровое искусство расцвело в древнюю пору, после принятия христианства. На Руси вместе со строительством храмов развивается церковное пение, оно записывалось особой системой: Знаменным письмом ( с древне -славянского знак). Исполнялось пение мужским хором, одноголосно без сопровождения, основы взяты из Византии, но со временем изменялось. Русские распевщики ( композиторы) были из народа и в церковное пение ввели черты русских народных песен. Бережно изучали и собирали, выпускали сборники РНП( русская народная песня) первая запись в 18 веке. Первый сборник - Трутовский. В 18 веке появляется бытовая, городская песня с аккордовым саповождением( бас аккорд, бас аккорд…) с 18 века первые русские оперы с разговора на бытовые сюжеты. В Петербурге создан русский театр, на сцене играли крепостные. Популярным с 18 века является «Романсом» близок песням ( запев, припев) под простой аккопонимент. Создаётся Русская Музыкальная Школа: Дубянский, Березовский, Бортнянский.) Хоровое искуство


Слайд 5

В 17 веке Франция была законодательницей модных танцев. Менуэт- старинный, французский, крестьянский танец 3-х дольный, изящный с поклонами. Менуэт- композитор Моцарта « Донжуан» . С 18 века менуэт – инструментальная пьеса , входит в сонаты , симфонии. Гобой Прокофьев- так же входит в инструментальную музыку. Сицилиана- итальянский народный танец. Спокойны, плавный , размер шесть восьмых. Чайковский, балет «Щелкунчик». Чайковский написал три балета: « Лебединое озеро» , « Спящая красавица», « Щелкунчик». – балет написан по сказке Гофмана. Где рассказывается об удивлённых Маше приснившееся ей на кону Рождества. В балете сочиняются реальные персонажи: Маша, родители, гости, Фокусник. И фантастические герои: Щелкунчик, чай, кофе, феядраже, король мышей и так далее. В балете два действия 1 Увертюра – вступление к балету или к опере. 2. Марш. 3. Сцена стражения. 4.Второе действие волшебной страны сладостей, Кофе- арабский танец, Чай- китайский танец. Трепак – быстрый танец. Европейские танцы


Слайд 6

Шопен -- классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свойств музыки Шопена -- ее доходчивость. Она словно бы идет от <<сердца к сердцу>>. Этот композитор обладал редким мелодическим даром. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями, чутким ощущением красоты польской народной песни, польских танцевальных ритмов. При этом источником его мелодического языка были не только старинные крестьянские песни, но и современная ему бытовая песенно-романсовая музыка города, близкая и понятная великому множеству людей. С жанрами народно-бытовой музыки тесно связаны многие произведения Шопена и в первую очередь его танцевальные пьесы: мазурки, полонезы, вальсы. Из интонаций и мелодических оборотов городских романсов и песен возникают широкие напевные мелодии некоторых его ноктюрнов («ночных пьесах») и маленьких лирических прелюдий. А также напевные лирические темы многих его больших произведений. Справедливо суждение, что гениальность художника проявляется не только в масштабе его таланта, но и -- что гораздо более важно -- в заостренном ощущении социальных противоречий современности, в глубокой связи с судьбами своего народа, своей родной страны. Историческая трагедия Польши, стертой в те времена в качестве самостоятельного государства с географических карт, разгром революционного польского восстания тридцатых годов -- все это определило огромный драматизм произведений Шопена, мятежную устремленность и страстную порывистость его музыки. И -- с другой стороны -- ее глубокий лиризм. Рассказывают, что Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть такое слово -- это <<жаль>> (zal). Ференц Лист полагал, что в нем Шопену слышалась целая гамма разнообразных настроений <<от жалобы и сожаления до ненависти>>, от неутешной скорби до <<накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы>>. По словам Листа, слово <<жаль>> <<окрашивает все творения Шопена то в серебристые, то в огненно-пылающие тона>>. Фридерик Шопен (1810-1849)


Слайд 7

Жизнь Шуберта прошла в Вене, сколько даже не в саму благоприятную для творчества пору оставалась одной из музыкальных столиц цивилизованного мира. Здесь выступали знаменитые виртуозы, с огромным успехом относились оперы всеми признанного Россини, звучали оркестры Ланнера и Штрауса-батька, сколько подняли для небывалую высоту венский вальс. И все-таки несоответствие мечты и реальности, настолько очевидные для того времени, порождали у творческих людей настроения тоски и разочарования, а сам ответ визави отсталого самодовольного мещанского быта выливался в них в ветвь помощью действительности, в попытку создать свой принадлежащий разрешение из узкого крутая друзей, искренних ценителей прекрасного... Отец его был школьный преподаватель - людин деятельный и добропорядочный, какой и своих детей стремился воспитать в соответствии со своими представлениями о жизненном пути. Старшие сыновья пошли сообразно стопам отца, тот же путешествие был заготовлен и Шуберту. Но звучала в доме и музыка. По праздникам здесь собирался братия музыкантов-любителей, сам благодетель учил Франца игре для скрипке, а взаперти из братьев - для клавире. Теорию музыки Францу излагал духовный регент, он же учил мальчику и игре для органе. Вскоре окружающим стало ясно, сколько накануне ними необычайно одарен ребенок. Когда Шуберту исполнилось 11 лет, его отдали в церковно певчую школу - конвикт. Там был свой ученический оркестр, где вскоре Шуберт стал воздавать партию первой скрипки, а временами даже дирижировать. В 1810-м возраст Шуберт написал свое первое произведение. Страсть к музыке охватывала его все больше и больше и незаметно вытиснила все другие интересы. Его гнесла должность изучать то, которое было вдалеке помощью музыки, и помощью пять лет, беспричинно и не закончив конвикта, Шуберт пошел из него. Это привело к ухудшению отношений с отцом, сколько все вдругорядь пытался наставить сына "на путешествие искренний". Вступая ему, Франц поступил в учительскую семинарию, а впоследствии исполнял обязанности помощника учителя в школе своего отца. Но намерениям отца исполнять из сына учителя с надежным заработком беспричинно и не назначено было осуществиться. Шуберт вступает в саму интенсивную пору своего творчества (1814-1817 годы), не слышав родительских предостережений. До конца этого периода он уже виновник пяти симфоний, семи сонат и триста песен, между которых есть такие будто "Маргарита изза прялкой", "Лесной царь", "Форель", "Скиталец", - их знают, их пекут. Ему кажется, сколько разрешение от-от развернет ему дружественные объятия, и он взвешивается для завершительный действие - бросает службу. В ответ раздосадованный благодетель оставляет его без всяких средств к существованию и в сущности рвет с ним отношения. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в ранним детстве. Из семилетнего возраста он учился игре для нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пек в императорской Придворной капелле приблизительно руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, что, обратив кутерьма для судьба мальчика, начал учить его основам композиции. До семнадцати лет Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно составлять. ДО 1814-15 относятся исчислении песни (в книга числе такие шедевры, будто «Маргарита из за прялкой» и «Лесной царь» для болтовня И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четырех зингшпиля. Франц Шуберт.


Слайд 8

Моцарт Вольфганг Амадей - австрийский композитор. Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне). Клавесинист-виртуоз, Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью. Уже с 6 лет в биографии Моцарта виден успех: он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как театральный композитор (школьная опера "Аполлон и Гиацинт"). Год спустя создал нем. зингшпиль "Бастьен и Бастьенна" и итальянскую оперу-буффу "Притворная пастушка". В 1770 папа римский наградил его орденом Золотой шпоры. В том же году 14-летний музыкант после специального испытания был избран членом Филармонической академии в Болонье (здесь Вольфганг Моцарт некоторое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы "Митридат, царь понтийский". В следующем году там же была исполнена серенада Моцарта "Асканий в Альбе", через год опера " Луций Сулла". Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению Моцарта с европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию профессионального мастерства. К 19 годам Вольфганг Амадей Моцарт был автором 10 музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них оперы "Мнимая садовница", поставленная в Мюнхене, " Сон Сципиона" и "Царь-пастух" в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний, концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестрических сюит, церковных композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд превращался в мастера, тем меньше интересовалось им аристократическое общество. Весной 1791 Вольфганга Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять это место в случае смерти последнего (капельмейстер пережил его). За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз - ревматически-воспалительная лихорадка) Умер, не достигнув 36 лет . Был погребен в общей могиле на кладбище св. Марка (местонахождение могилы неизвестно). Вольфганг Амадей Моцарт


Слайд 9

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (земля Тюрингия, Германия). Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант». Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант. Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста. 1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи 1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре. 1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата. Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём. 1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года. 1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени. 1707 год – Бах принимает приглашение на службу в Мюльхаузене, на должности органиста в церкви Св. Власия. Здесь он начинает писать кантаты и подрабатывает мастером по ремонту органов. В Мюльхаузене Бах проводит год. 1708 год – Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили четверо. Этот же год – переезд в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он – придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина. 1717 – 1723 годы – Кетен. Бах получает место придворного капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В обязанности Иоганна Себастьяна входило: аккомпанировать пению князя (по свидетельствам современников, обладавшего хорошим голосом), сопровождать его игру на клавесине и гамбе, а также руководить капеллой в составе 18 музыкантов. Здесь им написаны «Хорошо темперированный клавир» (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, шесть Бранденбургских концертов Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом. Июнь 1720 года – Мария Барбара скоропостижно умирает. Бах становится вдовцом. 1721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро. 1722 год – устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Год спустя он получает это место. 1723 – 1750 годы – Лейпциг. 1723 год – в Лейпциге уже ставшего известным музыканта ждут музыкальный директор города и кантор церковного хора при школе Св. Фомы. В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти композитор решился на операцию, но после нее только окончательно ослеп. Это не остановило композитора – теперь он диктовал свои произведения. 28 июля 1750 года – Иоганн Себастьян Бах умирает. Иоган Себостьян Бах


Слайд 10

Александр Сергеевич Даргомыжский ( 1813- 1869) – последователь глинки. В историю музыки вошёл как « учитель музыкальной правды» ( писал сатирические произведения.) Родился Александр 2 февраля в селе Троицком, в Тульской губернии( область), 1817 Петербург. Отец руководил коммерческим банком, мама занимается воспитанием Саши. С 7 лет уроки на фоно (фортепиано) . 1821- стал учителем Данилевским, учится на скрипке и пению. 1835 с Глинкой пишет оперу Эсмеральдо, ( по собор парижской Бога матери Виктор Гюго). Пишет оперу « русалка», романс « и скучно и грустно» 1853- Одоевский устроил концерт из произведений Даргомыжского с большим успехом. С конца 50- ых работает в сатирическом журнале искра. Пишет оркестровые песни « казачёк» , « баба- яга» , « Чухонская фантазия». 1864- Европа последние произведения « каменный гость «( по Пушкину) не заканчивает. Композитору оставалось не долго. Через несколько лет, в 1869 году, Даргомыжский скончался, оставив не завершенной свою вторую оперу на сюжет Пушкина  “Каменный гость”. По завещанию композитора опера была дописана членами “Могучей кучки” и поставлена в Мариинском театре. Александр сергеевич Даргомыжский


Слайд 11

основоположник русской классической музыки, русского бельканто. М.И. Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу - отставному капитану Ивану Николаевичу Глинке - расположенном в ста верстах * от Смоленска и в двадцати верстах * от небольшого города Ельни. С 1817 жил Глинка в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж. Фила и Ш. Майера, на скрипке - у Ф. Бема; позднее учился пению у Беллоли, теории композиции - у З. Дена. В 20-е гг. 19 века пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист. В 1830-33 гг. Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г. Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти. В 1836 Глинка — капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке). Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности - фундамента мелодики Глинки, - также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. "Не пой, красавица, при мне", "Я помню чудное мгновенье", "В крови горит огонь желанья", "Ночной зефир"), Жуковского (баллада "Ночной смотр"), Баратынского ("Не искушай меня без нужды"), Кукольника ("Сомнение" и цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом"). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832). В последние годы живет с сестрой Людмилы Шестаковой. Умер в Берлине , прах перезахаронен в Александре Невской Лавре. Михаил Иванович Глинка


×

HTML:





Ссылка: