'

Образы славянской мифологии и «преданья старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Образы славянской мифологии и «преданья старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина Выполнила ученица 6 «Б» класса Штальман Мария Михайловна Руководитель Штальман Е.Я.


Слайд 1

Цели работы выявить истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины; рассмотреть образы славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина; познакомиться с «преданиями старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина; показать отношение А.С.Пушкина к древним русским традициям.


Слайд 2

Введение Прошлым летом мне посчастливилось побывать в старинном русском городе Угличе и посетить единственный в мире Музей мифов и суеверий русского народа. Сегодня этот уникальный музей насчитывает более двух с половиной тысяч экспонатов. Я узнала о том, как жили наши предки в древности, какие имели представления об окружающем мире, как ограждали себя от неведомого. И, конечно, познакомилась с интересным миром сказок, преданий и легенд русского народа.


Слайд 3

Введение Древняя русская культура с её обычаями и укладами жизни, временами, когда люди верили в чудеса и волшебство, настолько заинтересовала меня, что, изучая на уроках литературы творчество великого русского поэта А.С.Пушкина, я захотела выяснить, как представлены народные традиции в его творчестве. Поэтому темой работы я выбрала следующую: «Образы славянской мифологии и «преданья старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина».


Слайд 4

Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины Чудесный мир народной поэзии был знаком поэту с детства. Маленький Саша рос под непосредственным присмотром бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны. «Наперсница волшебной старины», няня была для поэта неистощимой сказительницей поэтических былей и небылиц. Мальчик жадно слушал долгими зимними вечерами эти рассказы и сказки, и перед ним вставала, как живая, старая Русь с её наивными верованиями и поэтическими преданиями.


Слайд 5

Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины А потом наступит расставание. Сблизят их годы Михайловской ссылки поэта (1824-1826). Здесь, в Михайловском, поэт с интересом слушал сказки няни. В 1824 году в письме к брату Льву Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Период пребывания в Михайловском оказался особенно важным в смысле углубления интереса Пушкина к фольклору. Здесь он подошёл к изучению народной речи в самом её источнике. П. Кончаловский Пушкин в Михайловском


Слайд 6

Сказочные персонажи в прологе к поэме «Руслан и Людмила» Особенно удачное воплощение сказочный мир получил в чудесном прологе к поэме (1828) – этом мастерском воспроизведении духа и формы народных сказок. …Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… …Там ступа с Бабою-Ягой Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет!..


Слайд 7

Леший Хозяин чащоб. Живёт он чаще всего в еловых и сосновых борах и редко попадается на глаза человеку. Говорят, он может появиться в образе зайца, волка, филина и даже в облике красавца гриба, который в руки не даётся. У лешего лишь одно, левое ухо. А глаза у лесовика зелёные, без бровей и ресниц. Любит проказничать.


Слайд 8

Баба Яга В сказках это тощая, носатая старуха – волшебница с растрёпанными волосами, горящими злобой глазами. Живёт баба в красивой избушке, только стоит та посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Забор вокруг избы сделан из человеческих костей. Любая встреча с Бабой Ягой непредсказуема. Ведь её почитают посредницей между живыми и мёртвыми. А избушка её – врата в мёртвое царство.


Слайд 9

Царь Кащей (Кощей Бессмертный) Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как «сухой, худой, тощий». Имя сказочного антигероя, скорее всего, воспринималось как мифологический образ окостеневшей, замёрзшей от лютого мороза природы. Демон зимы в народных сказаниях нередко предстаёт в образе старого, костлявого, безобразного колдуна.


Слайд 10

Русалка Известны представления о принадлежности русалки к миру мёртвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак. Некоторые представляли русалок в виде молодых красивых девушек, обнажённых или в белом. Они появляются в том самом виде, в котором их похоронили. Другие видели их страшными, уродливыми, косматыми бабами.


Слайд 11

Фантастические «Русалки» Пушкина Название «Русалка» Пушкин дал двум своим произведениям: стихотворению, написанному в 1819 году, и драме, которую он писал в 1829-1832 гг., но не успел закончить. В основе романтического стихотворения «Русалка» - леденящая душу история о встрече старого монаха с прекрасной русалкой, которая звала его за собой. Глядит на старого монаха И чешет влажные власы. Святой монах дрожит со страха И смотрит на её красы. В незаконченной драме «Русалка», мы вновь встречаем этот мифологический персонаж. В основе пушкинского рассказа о русалках вновь лежат народные поверья, которые относят русалок к опасным духам, которые сбивают людей с пути, душат или щекочут до смерти, превращают в животных, похищают или портят пряжу. В своих романтических произведениях А.С.Пушкин облёк в художественную форму народные предания, придав этим мифологическим персонажам неповторимую красочность и выразительность


Слайд 12

Образ заботливого домового в стихотворении «Домовому» Необычайным лиризмом проникнуто написанное в 1819 году стихотворение А.С.Пушкина «Домовому». Поэт просит доброго домового охранять семейное имение Михайловское: Останься, тайный страж, в наследственной сени, Постигни робостью полунощного вора И от недружеского взора Счастливый домик охрани! Ходи вокруг его заботливым дозором, Люби мой малый сад, и берег сонных вод, И сей укромный огород С калиткой ветхою, с обрушенным забором!


Слайд 13

Домовой Домовой – мифологическое существо в верованиях славян, покровитель строения и живущих в нём людей, своеобразная «душа дома». По нраву он идеальный хозяин дома, вечный хлопотун, заботливый и добрый, но за неуважение к себе со стороны людей может из доброго сделаться лютым и строить всякие пакости, пока с ним не помиришься.


Слайд 14

Тихая мольба Пушкина Как трогательно звучит тихая мольба А.С.Пушкина! Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель!


Слайд 15

Святочные гадания в романе «Евгений Онегин» Интерес А.С.Пушкина к народным традициям и обрядам мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Так красочно и точно рассказать о святочных гаданиях на Руси мог только человек, глубоко интересующийся русской культурой. Русская душа Татьяны раскрывается А.С.Пушкиным в описании святочных гаданий. В семье Лариных святочные обряды выполнялись во всей их полноте. Святочный цикл включал посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.


Слайд 16

Святочные гадания Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Из блюда, полного водою, Выходят кольцы чередою; И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней… (глава V, строфа VIII) Это гадание в деревнях считалось одним из опаснейших. Ясно, что при этом люди осознанно или бессознательно обращались к дохристианским божествам и демонам, к языческим обрядам и обычаям. Описывая святочные гадания, А.С.Пушкин таким способом раскрывает русскую душу Татьяны. Её вера в народные приметы и предания становится не столько свидетельством её наивности, сколько показывает тонкость натуры этой героини.


Слайд 17

Интерес А.С.Пушкина к «преданьям старины глубокой» В начале мая 1820 года царь утвердил предложение о переводе А.С.Пушкина в южные губернии России. Так начались странствия поэта. Он побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии, в Киеве. Его заинтересовали реликвии старой Киевской Руси: могилы на горе Щековица, старинные памятники. Всё это отвечало его интересу к русской культуре, к «преданьям старины глубокой» и вдохновило на создание баллады «Песнь о вещем Олеге». Поэт поведал нам древнюю легенду о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом.


Слайд 18

Волхвы Волхвы – в древнерусской традиции языческие жрецы, чародеи и предсказатели (отсюда волхование, волшебство). Без волшебников и их деяний не обходился ни один из дней древних русичей. Кудесника Пушкин изображает таким, каким он представляется летописцу. Покорный одному Перуну, старец не трепещет перед могучим владыкой, а предсказывает Олегу дальнейшую судьбу.


Слайд 19

Убеждение Пушкина Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего. Предсказание кудесника сбылось. Он убеждён: как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы. Поэт в своём стихотворении поведал древнюю легенду, но следует ли из этого, что и Пушкин верит в то, что человек – раб судьбы, которая заранее назначена ему свыше? Заставляет ли поэт нас верить этому? Нет, этому верит летописец, человек глубокой древности, верит кудесник, не может не верить и Олег. Поэт правдиво изображает людей далёкого прошлого такими, какими они были в действительности, их жизнь, их обычаи, их религиозные верования.


Слайд 20

Предсказание в жизни Пушкина Поздней осенью 1819 года двадцатилетний А.С.Пушкин и его приятель Никита Всеволжский посетили знаменитую петербуржскую гадальщицу Шарлотту Фёдоровну Кирхгоф. Об этом визите поэт не раз рассказывал друзьям.


Слайд 21

Предсказание в жизни Пушкина «Вскоре по выпуске из лицея Пушкин встретился с одним из своих приятелей – капитаном лейб-гвардии Измайловского полка. Капитан пригласил поэта зайти к знаменитой в то время в Петербурге гадальщице, которая мастерски предсказывала по линиям на ладонях и по картам. Поглядела она на руку Пушкина и заметила, что у него черты, образующие фигуру, известную в хиромантии под именем стола, обыкновенно сходящиеся к одной стороне ладони, у Пушкина оказались совершенно друг другу параллельны. Ворожея внимательно и долго их рассматривала и наконец объявила, что владелец этой ладони умрёт насильственной смертью, а по картам сказала, что его убьёт из-за женщины белокурый молодой мужчина».


Слайд 22

Предсказание в жизни Пушкина Пушкина очень волновало это предсказание. Он всячески опасался белокурых, плохо настроенных к нему людей. Зловещее пророчество сбылось через 10 лет – на 37-м году жизни Пушкин, как и предсказала Шарлотта Кирхгоф, был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом, у которого были белокурые волосы.


Слайд 23

Заключение Обратившись к произведениям великого русского поэта-реалиста Пушкина, я с огромным интересом для себя открыла целый мир загадочных персонажей славянской мифологии, познакомилась с древними преданиями и пришла к выводу о том, что Пушкин прекрасно знал обычаи и предания древней Руси, очень любил свой народ, свою страну с её самобытной культурой. Навеянные рассказами няни и бабушки, «преданья старины глубокой» легли в основу многих пушкинских произведений.


×

HTML:





Ссылка: