'

Символика иконографии Ваджраяны

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Символика иконографии Ваджраяны Коваль Д. Ю. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет международных отношений Кафедра восточных языков Научный руководитель: старший преподаватель Исаченкова М. А.


Слайд 1

Цель работы – определить элементы символики иконографии Ваджраяны, их связь с основными положениями учения Алмазной Колесницы. В задачи исследования входит: изучить основные идеи учения Ваджраяны (Анатмавада, теория Татхагатагарбхи, представления о Трикае и Траялоке и т.д.); исследовать изображения на танка, выделить основные символы; определить значение символов иконографии и их место в системе идей Алмазной Колесницы. Объект исследования – символы изображений на традиционных тибетских иконах танка. Предмет исследования – тибетская традиционная иконография как отражение мировоззренческих принципов учения Ваджраяны. слайд 2 из 15


Слайд 2

Актуальность научной работы заключается в том, что она является первым исследованием традиционной буддийской живописи танка в Беларуси. Полученные результаты работы могут иметь практическое применение в лекциях по религии, философии, искусству Востока. Представленные изображения танка могут послужить наглядным пособием для изучающих буддийскую традицию. слайд 3 из 15


Слайд 3

В первой главе работы дается понятие божества в тибето-монгольской традиции, рассматривается символизм божеств в Бардо Тхедол и их роль в ритуалах Ваджраяны, представляется классификация божеств Алмазной Колесницы. Вторая глава посвящена подробному описанию изображений основных представителей пантеона Ваджраяны. В главе представляется четкая система связей между различными божествами Алмазной Колесницы по критерию их принадлежности одному из пяти семейсив дхьяни-будд. В результате анализа изображений божеств, представленного в главе второй, в третьей главе дается описание и устанавливается значение основных элементов (символов) иконографии Ваджраяны, которые, как показало исследование, формируют определенную знаковую систему. слайд 4 из 15


Слайд 4

Иконография Ваджраяны – уникальное явление в религиозном искусстве народов мира. Она сочетает в себе черты нескольких культурных пластов разного времени и традиций: тибетских добуддийских шаманских верований, индийского тантризма и шиваизма, буддизма Махаяны. Элементы иконографических изображений танка в своей основе содержат универсальные символы, связанные с общечеловеческими представлениями о мироздании и духовном опыте. В связи с этим исследование символики иконографии Ваджраяны открывает новые возможности для сопоставительного анализа религиозного искусства различных традиций. слайд 5 из 15


Слайд 5

Танка – произведение традиционной тибетской иконографии. Танка выполняется с использованием клеевых красок или отпечатывается на шелке, либо хлопчатобумажной ткани, загрунтованной смесью из мела и животного клея. Изображение создается одним художником либо группой мастеров в соответствии со строгими канонами. Танка может иметь размеры от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. слайд 6 из 15


Слайд 6

В традиции Ваджраяны божество – это сложный, глубоко символичный образ представителя буддийского пантеона. Он представляет собой архетип и является центральным компонентом практики поиска отражений элементов данного образа в сознании верующего для пробуждения природы будды, лежащей в основе всех элементов психики. слайд 7 из 15


Слайд 7

Ади-Будда – изначальный будда, принцип существования состояния будды и возможности его достижения. слайд 8 из 15


Слайд 8

Из Ади-Будды эманируют пять дхьяни-будд (будд медитации), содержащих основные аспекты существования макрокосма и микрокосма, находящихся в единстве. Из пяти будд медитации эманируют все остальные божества, имеющие принадлежность к одному из пяти семейств божеств. слайд 9 из 15


Слайд 9

Божества на танка изображаются в различных, порой противоположных, ипостасях – мужских и женских, мирных и грозных- которые есть различные аспекты одного и того же. слайд 10 из 15


Слайд 10

Пороговые символы – элементы образа божества, которые в человеческом сознании воспринимаются как отвратительное, пугающее, социально не одобряемое, запретное, а в духовных практиках тантрического направления призваны выводить сознание адепта за пределы двойственного восприятия мира. слайд 11 из 15


Слайд 11

Особым типом изображения является яб-юм – изображение пары божеств в любовном соитии. Яб-юм выражает важнейший принцип буддизма Ваджраяны – единство внутренне постигаемой в результате озарения мудрости праджни и метода ее постижения упаи. Мудрость праджня выступает как женское, а метод упая как мужское начало. слайд 12 из 15


Слайд 12

слайд 13 из 15 Рассмотрим пример изображения мирного божества. На этой танка изображен Манджушри – бодхисаттва, воплощающий мудрость всех будд. Он изображен в виде молодого царевича. Молодость указывает на то, что постижение изначальной мудрости достигается не благодаря умудренности годами, а вследствие озарения. Царские атрибуты и украшения характерны для образов бодхисаттв, в отличие от будд, изображаемых в монашеском одеянии. Монашеские атрибуты будд символизируют их отрешенность от мира, в то время как царские атрибуты бодхисаттв являются символом того, что они отказались от Освобождения ради себя и воплощаются в мириадах миров сансары, над которой они властвуют. Диадема бодхисаттвы является символом принятия пути помощи всем страдающим в сансаре. Цвет тела бодхисаттвы желтый – цвет будд и достижения состояния будды. Вокруг его тела тигла, вокруг головы – ореол – символы высоких духовных достижений. Его особыми атрибутами являются пламенеющий меч и книга. Пламенеющий меч в правой руке – символ рассечения мрака невежества. В левой руке, сложенной в витарка-мудре (мудрее аргументации) он держит голубой лотос, на котором находится книга. Обычно считается, что это Праджняпарамита-сутра – Сутра Запредельной Мудрости.


Слайд 13

слайд 14 из 15 Рассмотрим пример изображения гневного божества На данной танка изображен Ямантака – одна из грозных ипостасей Манджушри. Его образ обладает множеством пороговых символов. Он изображается в союзе со своей праджней (изображение яб-юм). Ямантака имеет синий цвет тела. У него 9 голов, основная голова бычья, самая верхняя – принадлежит Манджушри, что указывает на его проявление. Божество имеет шестнадцать ног и тридцать четыре руки. Духовные супруги обнажены – символ свободы от обусловленностей, их волосы стоят дыбом – символ Просветления. За его спиной пылает огонь. Ногами Ямантака попирает врагов Учения как людей и животных, так и богов. Образ Ямантаки имеет множество элементов, восходящих к индийской тантрической традиции и шиваизму, а также большинство символов уходят корнями в добуддийские архаические представления о мире и духовном опыте.


Слайд 14

Выводы работы. 1. Ключевым элементом изображения на танка являются божества традиции Ваджраяны, которые понимаются как сложный, глубоко символичный образ представителя буддийского пантеона. Он представляет собой архетип и является центральным компонентом практики поиска отражений элементов данного образа в сознании верующего для пробуждения природы будды, лежащей в основе всех элементов психики. слайд 15 из 15 5. Большинство символов иконографии Ваджраяны имеют древнее добуддийское происхождение и отражают универсальные для разных народов архаические представления о мироздании и духовном опыте. 4. Важнейшим компонентом иконографии Ваджраяны, отражающим идею о единстве добра и зла и необходимости выхода за их пределы, является наличие пороговых символов (обычно у гневных божеств). 3. Изображения на танка отражают важнейший принцип буддизма Ваджраяны – единство внутренне постигаемой в результате озарения мудрости праджни и метода ее постижения упаи. 2. Символы и атрибуты изображений божеств имеют определенную логически завершенную систему, которая соответствует космогоническим и космологическим представлениям Ваджраяны. Благодаря строгости канонических правил выполнения иконографических изображений, символы имеют регулярную воспроизводимость и образуют определенную знаковую систему, где они связаны и противопоставлены друг другу.


Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! слайд 16 из 15


×

HTML:





Ссылка: