'

Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты философских позиций

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты философских позиций Григорий Тульчинский НИУ Высшая школа экономики, Санкт-Петербург, Россия gtul@mail.ru


Слайд 1

Бахтины 1894—1950 1895-1975 Николай Михайлович (Nicolas Bachtin) Михаил Михайлович (Mikhail Bakhtin)


Слайд 2

Почему важно сопоставление: нетривиальность мыслителей и личностей глубокая духовная близость братьев в юности и молодости общность интересов и круга общения в студенческие годы глубокий интерес к метафизике нравственности, философская персонология, в основе которой лежит метафизика свободы и ответственности оба вышли к глубоким культурологическим обобщениям различное, но влияние в философии большое влияние старшего брата, признававшееся М.М.Бахтиным на закате жизни неоднозначность отношений между братьями Ergo: сравнение философских позиций и взглядов Н.М.Бахтина и М.М.Бахтина – задача, интригующая для выявления важных линий в осмыслении как отечественной, так и мировой философии новейшего времени.


Слайд 3

Схождения и расхождения биографий Николай Поэтическое творчество, общественная деятельность, участие в I Мировой и Гражданской войнах, служба в Иностранном легионе Тяжелое ранение руки Преподаватель классической филологии в Бирмингеме Внешняя эмиграция Михаил Относительно спокойная жизнь Заболевание остеомиелитом Преподаватель классической филологии в Саранске Внутренняя эмиграция 1963-1965 – триумфальное «возвращение» Совместная учеба Филологические образование Интерес к философии 1923 1929-1932 – привлекли внимание своими выступлениями и публикациями Незаинтересованность в личных контактах. Отказ М.Бахтина от архива брата Конфликт?


Слайд 4

Концептуальные схождения и расхождения Николай Телоцентризм: осязательность, эротизм Танатология. Трагизм бытия и творчества. Критика «умаления бытия до смысла» Неприятие творчества Достоевского Член компартии Богоборчество Михаил Сознание (душа) как взаимооплотнение смыслов «Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения». Повышенный интерес к творчеству Достоевского Искание должностей, сотрудничество с функционерами, участие в кампаниях против формализма и «космополитов» Религиозность Философские предпочтения: Ф.Ницше, А.Шпенглер, М.Шелер Идея III – Славянского – Возрождения Критика структурализма Интерес к фрейдизму, психологии Неприятие абстрактного разума. Активизм мысли. Слово как поступок Философская антропология: персонологизм и отвественность. Философия культуры Неразделенная любовь к российскому государству ?


Слайд 5

Необязательные вопросы Николай христианоборство Н.М.Бахтина является результатом семейного воспитания или выражением протеста против него? сохранил ли он свой напряженный духовный поиск в годы жизни в Великобритании? Михаил коренится ли христианская религиозность М.М.Бахтина в его семейном воспитании, уходит корнями в его детство и юность? или была приобретена им, возможно в под влиянием витебского окружения, дружбы с М.В.Юдиной?


Слайд 6

Выводы: М.Бахтин как персонолог и религиозный метафизик нравственности Парадоксальность книги о Раблэ и идеи карнавала Некорректность структуралистских трактовок творчества М.Бахтина Некорректность либерально-демократических трактовок бахтинских идей (диалога, роли карнавала, смеховой культуры,…) Роль «обратной» рецепции творчества М.Бахтина


Слайд 7

Главное Рациональность, разум – следствие ответственности, путь познания ее масштаба и глубины (не-алиби-в-бытии) = = Персонологическая метафизика ответственности была сформулирована М.М.Бахтиным и Н.М.Бахтиным, минимум, за семь лет до публикации «Бытие и ничто» М.Хайдеггера. Перспектива «глубокой семиотики» (deep semiotics) = традиции, восходящей к В.Вундту, В.Гумбольдту, А.Марти, русскому имяславию +Г.Шпет, А.Лосев, Л.Выготский, Леонтьевы… Предугадан тренд сдвига гуманитарной парадигмы


Слайд 8

Deep semiotics vs Semiology vs Semiotics Sign Syntax Personology Semantics Pragmatics


Слайд 9

Тренды динамики гуманитарной методологии Сущее Феномено- логия Герменевтика Экзистен- циализм Фрейдизм Постструкту- рализм Персонология Постчело- вечность Сущее, Истина (Онтология) Способы, методы познания (Эпистемология, методология) Способы преобразования сущего в соотв. с познанн. законами Потенции- рование реальности Должное Натурализм, позитивизм Возможное


Слайд 10

Humanities = die Geistwissenschaften Социум Культура Человек, личность Свобода как ответственность


Слайд 11

Humanities = die Geistwissenschaften Основание sciences – универсальность, всеобщность природы Основание humanities – универсальность свободы как ответственности


×

HTML:





Ссылка: