'

Муниципальное общеобразовательное учреждение Борская средняя общеобразовательная школа № 2 “Общеобразовательный центр”

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение Борская средняя общеобразовательная школа № 2 “Общеобразовательный центр” ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР БОРИСА ЛЕОНИДОВИЧА ПАСТЕРНАКА Экзаменационный реферат по литературе Выполнила: Синютина Ольга, Учащаяся 11 “б” класса. Проверила: Синельникова Елена Александровна. Борское 2006


Слайд 1

Вступление “Горька судьба поэтов всех времен”……………………………………….….............................4 В чем трагизм судьбы Бориса Пастернака………………………………………...........................6 Художественный мир поэта Своеобразие поэтики………………………………………………………......…..13 Роман “Доктор Живаго”- История жизни целого поколения…………………..........................................................22 Мир Пастернака моими глазами……………………………………………….................…..32 Заключение Творчество пастернака в контексте современной литературы……………........................................................…....44. Содержание


Слайд 2

“ Горька судьба поэтов всех времен…” КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович (1797-1846) Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию: Для славы и Рылеев был рожден; Но юноша в свободу был влюблен... Стянула петля дерзостную выю. Не он один; другие вслед ему, Прекрасной обольщенные мечтою, Пожалися годиной роковою... Бог дал огонь их сердцу, свет — уму, Да! чувства в них восторженны и пылки,- Что ж? их бросают в черную тюрьму, Морят морозом безнадежной ссылки... Или болезнь наводит ночь и мглу На очи прозорливцев вдохновенных; Или рука любезников презренных Шлет пулю их священному челу; Или же бунт поднимет чернь глухую, И чернь того на части разорвет. Чей блещущий перунами полет Сияньем облил бы страну родную. 1845 УЧАСТЬ РУССКИХ ПОЭТОВ


Слайд 3

В русской поэзии XIX —начала XX века можно привести много имен писателей, поэтов, чья судьба поражает своей трагичностью. Они претерпели все тяготы жизни в России. Некоторые были участниками революционных выступлений, другие отстаивали в своем творчестве ценность свободной личности. И почти все они осуждали бесчеловечность крепостного права. Все эти поэты погибли очень рано. С.А.Есенин, А.А.Блок, В.В.Маяковский... Этот ряд можно продолжать и продолжать. В чем причина? На этот вопрос ответить однозначно нельзя: это и характер эпохи, и государственное устройство России, и “особая”, по словам В.К.Кюхельбекера, “Участь русских поэтов”. Трагична и судьба Бориса Леонидовича Пастернака.


Слайд 4

«Искусство называлось трагедией. Так и следует ему называться» В поэтическом характере Пастернака изначально сталкиваются две, по видимости несовместимые, черты. Готовность «крупно» сразиться с жизнью, ринуться против стихии в заведомо неравный бой, поражение в котором величественнее победы. И стремление быть на своеобразной «обочине», вне точки скрещения слепых социальных сил. Сознание опасности «вакансии поэта» — и решимость в конце концов занять ее. Пастернаку необходимо было одержать несколько поражении в неравном бою с судьбою. В чем трагизм судьбы Бориса Пастернака


Слайд 5

Трагизм в жизни Пастернака стал ощущаться с самого детства. Тринадцатилетний Борис упал с лошади и чуть не погиб под копытами разогнавшегося табуна, который пролетел над его головой. Мальчик отделался только переломом ноги. Оставшаяся на всю жизнь хромота, усилием воли скрываемая от всех, была постоянным напоминанием об этом несчастном случае. « Вследствие перелома ноги в детстве одна нога у Бориса Леонидовича была короче другой. Из-за этого его не взяли в армию в 1914 году, что его тогда угнетало. Но он выработал себе такую походку, что никакой хромоты нельзя было заметить. Походка получилась очень своеобразная, чуть-чуть женственная, быстрая. Узнать ее можно было из тысячи». (Е. Черняк). И Пастернак разом выбыл из двух предстоящих мировых войн и одной гражданской. Если учесть, что эти войны наряду с тремя революциями стали для пастернаковского поколения средоточием Истории, то ясно, что сама судьба изначально поставила поэта в позицию созерцателя.


Слайд 6

Трагедии были и в любви Пастернака. В писательской деятельности Бориса Леонидовича Пастернака тоже были значительные трудности. В 1955 году была закончена последняя глава романа “Доктор Живаго”. Роман был отвезён в разные редакции, но никто не взялся его публиковать. В 1956 году романом заинтересовался итальянский издатель. В ноябре 1957 году роман появился в Италии. Он был счастлив. 24 октября 1958 года стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии, а 25 октября печать открыла прямо-таки военные действия против Бориса Леонидовича. В “Литературке” и в других газетах обвиняли его в предательстве, называли Иудой, отщепенцем, сорняком, лягушкой в болоте и ещё бог знает как… Его уговаривали отказаться от Нобелевской премии. Далее последовало исключение пастернака из союза писателей.


Слайд 7

Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Пусть отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба Верю я, придет пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Всё тесней кольцо облавы, И другому я виной: Нет руки со мною правой, Друга сердца нет со мной. А с такой петлей у горла Я б хотел ещё пока, Чтобы слёзы мне утерла Правая моя рука. (1959 год.)


Слайд 8

30 Мая 1960г. Жизнь Бориса Леонидовича Пастернака оборвалась. Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей ярким весенним днем: буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь, с грозой и молниями, — такие грозы его всегда зачаровывали.


Слайд 9

Борис Леонидович Пастернак начал литературную работу в 1912 году. Стихи Бориса Пастернака необыкновенные, яркие, образные,музыкальные, Умение в нескольких строках показать живость, удивительную неповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. Свою манеру написания Пастернак сам определял как стремление “поймать живое”, “мгновенную, рисующую движение живописность”. Текли лучи. Текли жуки с отливом, Стекло стрекоз сновало по щекам. Был полон лес мерцаньем кропотливым, Как под щипцами у часовщика. Своеобразие поэтики Бориса Леонидовича Пастернака.


Слайд 10

Он говорил и писал свойственным только ему ходом ассоциаций. Это были его мысли и речь. Его обвиняли в надуманности, в осложнении поэзии. Но он просто не мог иначе думать, писать и говорить. Понять его стихи значит научиться понимать его самого. К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было в них вживаться. Многое в них ошеломляло, ставило в тупик. Они были чрезмерно насыщены метафорами. Самая обычная картина иногда рисовалась под совершенно неожиданным зрительным углом. Пастернак хотел в своих стихах с точностью передать увиденную картину, свои чувства. Но главное, чтобы передача была подлинной.


Слайд 11

Потели стекла двери на балкон. Их заслонял заметно зимний фикус. Сиял графин. С недопитым глотком Вставали вы, веселая навыказ, - Вот стихотворение Пастернака построенное на метафорах. Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь. Перегородок тонкоребрость Пройду насквозь, пройду, как свет. Пройду, как образ входит в образ, И как предмет сечет предмет.


Слайд 12

Для поэта метафора не художественный прием, а единственно возможное для человека средство преодолеть ограниченность творческих сил, определенную рамками жизни. Метафоры восстанавливают единство человека с окружающим его миром. Любое явление Пастернак стремится словно бы захватить врасплох, описать его, как он однажды выразился, «со многих концов разом». Его ощущения яркие, точные и в то же время необычные, непривычные. Строчки его стихов, по выражению Виктора Шкловского, «рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда».


Слайд 13

В поэзии Пастернака есть строчки, которые навсегда западают в душу, их чувствуешь и ясно представляешь. «Февраль. Достать чернил и плакать!» или как сыплет жуками сонный сад — и «со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят». « Мело, мело по всей земле… Свеча горела на столе, свеча горела». Поэзия Пастернака в равной мере живописна и музыкальна. Зоркий глаз поэта улавливает сходство грачей с обугленными грушами, в сумеречном «нелюдимом дыме» у трубы на крыше видит фигуру филина, «дым на трескучем морозе» сравнивает с известным изваянием, изображающим Лаокоона. Мрак, клубящийся в лесу, напоминает поэту темные углы и приделы кафедральных церковных соборов - поэтому мрак «кафедральный»; ветряная мельница — «костлявая», и у нее виден «крестец».


Слайд 14

Природе в лирике поэта принадлежит центральное место. Пастернак мог описать обычный день, и он становился чем-то необъяснимым, прекрасным. ВСЕ СБЫЛОСЬ Дороги превратились в кашу. Я пробираюсь в стороне. Я с глиной лед, как тесто, квашу, Плетусь по жидкой размазне. Крикливо пролетает сойка Пустующим березняком. Как неготовая постройка, Он высится порожняком. Я вижу сквозь его пролеты Всю будущую жизнь насквозь. Все до мельчайшей доли сотой В ней оправдалось и сбылось, Я в лес вхожу, и мне не к спеху. Пластами оседает наст. Как птице, мне ответит эхо, Мне целый мир дорогу даст. Среди размокшего суглинка, Где обнажился голый грунт, Щебечет птичка под сурдинку С пробелом в несколько секунд. Как музыкальную шкатулку, Ее подслушивает лес, Подхватывает голос гулко И долго ждет, чтоб звук исчез. Тогда я слышу, как верст за пять, У дальних землемерных вех Хрустят шаги, с деревьев капит И шлепается снег со стрех. 1958


Слайд 15

Стихи Пастернака не знают деления природы на живую и неживую. Пейзаж существует в них на равных правах с человеком, с автором. Поэт убежден, что и внешние предметы, сама природа смотрит на автора, чувствует его и объясняется от собственного имени. Поэт очеловечивает окружающий мир, гуляет с ним по полям, лесам, любуется закатом, весной, дождем. И вот ты входишь в березняк. Вы всматриваетесь друг в дружку.


Слайд 16

Явления природы для него как бы живые существа: дождик топчется у порога («скорей забывчивый, чем робкий»), другой дождь, вероятно, прямой и ярый, ходит по просеке «как землемер и метчик», гроза — чем-то угрожая! — ломится в ворота, а «дом упасть боится» вместе с ослабевшим, выписавшимся из больницы человеком. Иногда у Пастернака не поэт, а тот же дождь пишет стихи:


Слайд 17

Отростки ливня грязнут в гроздьях И долго, долго, до зари Кропают с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри. Поэт верно замечает, что у природных явлений свои симпатии, характер, даже хобби: гром увлекается фотографией, ручьи поют романс. Сходство с человеком можно найти и у мороза, покрытого гусиной кожей, и у зимы, которая "белой женщиной мертвой из гипса наземь падает навзничь".


Слайд 18

Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». С 1940 года поэзия стала понятной прозрачной для восприятия. Для Пастернака поэзия — это губка на садовой скамейке, которую поэт «выжмет» во здравие поэзии. Он горячо любил родной язык, знал его до корней, «до сердцевины». У Пастернака по-своему учились и учатся многие писатели. Пастернаковские строчки даже берутся литераторами для заглавий романов и пьес...


Слайд 19

Всю свою жизнь он шел к написанию своей «большой прозы». Роман «Доктор Живаго» - это самое главное и самое лучшее произведение Пастернака. Это итог его творческой жизни. Сменив несколько названий: «Мальчики и девочки», "Когда мальчики выросли", "Записки Живульта", "Иннокентий Дударов", «Свеча горела», — роман к осени 1946 года был назван «Доктор Живаго». Роман “Доктор Живаго”- история жизни целого поколения


Слайд 20

Роман является своего рода автобиографией Бориса Пастернака, но не в физическом плане, а в духовном (произведение отражает то, что происходило в душе писателя). Тот духовный путь, который прошел Юрий Андреевич Живаго, является как бы отражением собственного духовного пути Бориса Леонидовича Пастернака. Пастернак показал трагедию ХХ столетия через призму человеческих душ, воспроизвёл все переживания творческой личности, которая попала на перекрёсток зла и насилия, и смогла сохранить в себе свободу.


Слайд 21

Глазами героя мы видим разгул убийства и беззакония, разруху и голод, воодушевление простых людей, их надежду на лучшую жизнь. Революция — стихия. Ее нельзя избежать. Война, революция сыграли огромную роль в жизни этого поколения. Роман написан о том, как складывается жизнь человека под влиянием исторических событий, вольным или невольным участником которых он оказался, и «об участии человека в истории».


Слайд 22

Мир Пастернака моими глазами Борис Леонидович Пастернак - мой любимый поэт и писатель. С его поэзией и прозой я познакомилась рано. Первое произведение, которое я прочла - это «Доктор Живаго». Взгляд на мир Пастернака и мой взгляд во многом совпадают. Я замечала те же явления, которые описаны в стихотворениях Пастернака.


Слайд 23

С первых страниц книги я поняла, что мысли и чувства Пастернака очень близки мне. А стихи помогли увидеть картины жизни, казавшиеся ранее незначительными: Что же открылось мне в его поэтическом мире? Все наденут сегодня пальто И заденут за поросли капель, Но из них не заметит никто. Что опять я ненастьями запил. Засребрятся малины листы, Запрокинувшись кверху изнанкой. Солнце грустно сегодня, как ты, - Солнце нынче, как ты, северянка. Все наденут сегодня пальто, Но и мы проживем без убытка. Нынче нам не заменит ничто Затуманившегося напитка. 1913


Слайд 24

Анализ стихотворения: Это стихотворение спокойное, умиротворенное. С первой строки мы можем почувствовать настроение автора, оно грустное, меланхоличное. В душе поэта, когда он берется за перо спокойствие. Он «растворен» в природе, слит с ней воедино: Все наденут сегодня пальто И заденут за поросли капель, Но из них не заметит никто. Что опять я ненастьями запил. Шум дождя слышится в строках, хотя нет слов, прямо описывающих ливень. Засребрятся малины листы, Запрокинувшись кверху изнанкой. Преобладающий цвет серый, потому что он больше всего ассоциируется с дождем и грустью.


Слайд 25

Я раньше неоднократно наблюдала похожую картину природы. И даже написала стихотворение. Был дождь на улице и слякоть, И небо в тучах грозовых. А я, в окно, смотря украдкой Хотела солнца лишь на миг. Все люди в клетчатых пальто Идут в галошах по грязи, Кто по делам, а кто домой Идут и мокнут без нужды. Но, а природа под дождем Омытая и яркая Под капли подставляла лист А дождь их бил. Ему не жалко. ДОЖДЬ.


Слайд 26

Это стихотворение я написала, когда еще не была знакома с поэзией Пастернака. Но когда я прочитала его стихотворение - «Все наденут сегодня пальто…». Я поняла, как нужно было писать про дождь на листьях – «Засребрятся малины листы, Запрокинувшись кверху изнанкой». Сам Пастернак представляется мне среди природы. Он очень любил ее и мог описать ее с необычной стороны. Мир, о котором он говорит, переливающийся, играющий, полный внутренней энергии: Как бронзовой золой жаровень, Жуками сыплет сонный сад. Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят.


Слайд 27

Его стихотворения оригинальны, ошеломительны, их не спутаешь ни с чьими другими. Сначала возникает ощущение, что поэт хочет запутать тебя, обмануть или сбить неожиданными метафорами или взглядом на привычные явления и предметы. Наверное, поэтому Пастернака неоднократно и неоправданно обвиняли в эстетстве и в излишнем увлечении формой в ущерб содержанию. Однако достаточно проявить немного терпения — и ты не замечаешь, что уже оказался в чудесном, удивительном мире, где все наполнено поэзией: Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу.


Слайд 28

Пастернак ставил перед собой цель уловить и в стихах подлинность настроения, подлинность атмосферы или состояния, и поэтому многие его лирические произведения кажутся порывистыми, им присуща особая внутренняя динамика. Мастерство поэта так высоко, что, когда читаешь его стихи, создается впечатление совместной с ним прогулки или просмотра фильма. Созданные автором образы настолько яркие и живые, что о шуме дождя не читаешь — его слышишь, видишь и даже ощущаешь удары тяжелых капель по плечам и голове. Так же реально и ощущение прогретого солнцем воздуха в хвойном лесу: Текли лучи. Текли жуки с отливом, Стекло стрекоз сновало по щекам. Был полон лес мерцаньем кропотливым, Как под щипцами у часовщика.


Слайд 29

Тема природы во многих стихотворениях поэта выступает основной. Леса, поля, дожди, зимы, закаты в лирике Пастернака одушевлены настолько, что не только наблюдают за поэтом или вступают с ним в диалог, но и имеют свою точку зрения, свой нрав, узнаваемые манеры поведения: Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Все громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.


Слайд 30

Еще меня с Пастернаком объединяет жажда познания мира, осмысление его. Мне бы тоже хотелось многое понять, осмыслить. Пастернак в своих стихотворениях помогает мне прикоснуться к высокому, прекрасному и таинственному. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти, О беззакониях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугого лука. 1956


Слайд 31

Стихотворения Б. Пастернака — безудержные, яркие. Когда читаешь их, кажется, что поэт в нескольких словах или строках старается показать тебе всю безмерность существования, раскрыть все тайны вселенной, и поэтому торопит сам себя: "Стихи мои, бегом, бегом. Мне в вас нужда, как никогда". Поэт - это проводник между бесконечным океаном жизни и ограниченным восприятием обычных людей. Человек, наделенный таким даром, уже не принадлежит только себе, и поэзия не спрашивает его разрешения на выход: О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом — и убьют!


Слайд 32

На мой взгляд, Борис Леонидович Пастернак писал стихи, для того чтобы запечатлеть те мгновения из жизни, которые наиболее для него важны или произвели большое впечатление. Поэтому каждое его стихотворение содержит описание определенной картины природы, или какое - то интересное событие. Но очень сложно подобрать такие слова, которыми можно было бы одновременно описать и реальность и чувства автора. Поэтому приходится искать выход, чтобы язык и события соответствовали друг другу. Этим обусловлено непривычное для читателей построение образной структуры поэзии начальной поры Пастернака. Творчество зрелого Пастернака стало подчиняться его творческой воле. Стихи стали точными, лаконичными, в каждом четверостишье можно найти самостоятельную и яркую мысль.


Слайд 33

В стихотворении «Свадьба» он пишет: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье. Вот стихотворение, которое использовано в романе «Доктор Живаго». ЗИМНЯЯ НОЧЬ Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. 1946


Слайд 34

В этом стихотворении встречаются разные стихии — огня, любви, творческого вдохновения, революции, стужи, стихии жизни и смерти. Посмотрим первые строки стихотворения: Мело, мело по всей земле Во все пределы... В них нечто меланхолическое. Темп плавный, сонный, движение усыпляет. И вдруг нарастание темпа: Свеча горела на столе, Свеча горела. Идет контраст, сопротивления, страсть. Там — «мело, мело», а тут — «свеча горела», вот оно — противоборство двух стихий, начинающееся с первых строк. Стихотворение же Пастернака напоминает февральскую революцию. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.


Слайд 35

Зачем и на что летит снег? Мошкара летит на пламя, причем зная, что ее ждет гибель. Мошкара живая, это ее выбор, ее судьба сгореть в этом пламени. Тяга к огню у мошкары природная, пламя для нее — нечто высшее. И в этом судьба, рок. Мотылек знает, что сгорит, но не лететь не может. Пламя для него как своего рода высший идеал, ради которого можно умереть. А снег слепой, неодушевленный. Он летит, как мошкара, но куда, зачем, во имя чего? Его пламя — мираж, оно обманное, его нет. Этот слепой снег, летящий из ниоткуда в никуда — символ революции. Так сотни, тысячи судеб захватила и понесла стихия революции, кого к смерти, кого к этому пламени-миражу, тоже, возможно на гибель.


Слайд 36

Февраль. Значит скоро весна. Скоро стихии придет конец. Она чувствует скорую гибель, поэтому атакует снова и снова, бросает все новые и новые полчища снега: И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. Это стихотворение, имеет двойной смысл. С одной стороны это стихотворение о любви, с другой — о революции. О том, что она сделала со спокойной, уравновешенной жизнью людей. Поэтическое восприятие Пастернака позволило «во всем … дойти до самой сути», раскрыть сложные «вечные» темы. Конечно, поэзию Пастернака каждый понимает по-своему. Это зависит и от видения мира, и от возраста каждого человека. Но людям всегда нужны будут его одухотворенные, жизненные поэтические строки.


Слайд 37

Борис Леонидович Пастернак относится к той категории писателей, чьи произведения длительное время были изъяты из контекста русской культуры из-за запрета, наложенного советской цензурой. В 1988 году был опубликован знаменитый роман "Доктор Живаго". Сейчас изучение творчества Б.Пастернака введено в школьные программы. Сейчас, хоть и реже, чем в 1988 - 1991 годы, в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака, о его произведениях. Многое уже написано, сказано, но и во многом ещё следует разобраться, многое сказать. современной литературы. Творчество пастернака в контексте


Слайд 38

Список используемой литературы «Вопросы литературы» Ежемесячный журнал критики и литературоведения. «Известия Москва»,1990. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. Москва, «Советский писатель», 1989. Зоя Масленикова. «Портрет Бориса Пастернака». «Советская Россия», 1990. «Звезда». Ленинград.»Художественная литература, 1990. стр158. с 166-183. Ивинская О. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени. Москва, «Либрис», 1992. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. 1988, №1. С. 5-10. Наталья Иванова. «Борис Пастернак: Участь и предназначение». 2000. Борисов В.М. Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. 1988, №6, С. 205-248. Пастернак Б. Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов в переводе Бориса Пастернака. Москва. 1990. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Москва, «Книжная палата», 1989.


Слайд 39

Пастернак Б.Л «Доктор Живаго». Куйбышевское книжное издательство, 1989. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва, «Советский писатель», 1989. Пастернак Б.Л. Из писем разных лет. Москва, «Правда», 1990. Пастернак Б.Л. Синий цвет: избранные стихи поэтов Востока и Запада. Москва, «Советская Россия», 1990. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. «Художественная литература», 1990. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. Переводы. Москва, «Правда», 1990. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. Ленинград, «Советский писатель», 1990. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака. // Новый мир. Москва, 1990, №2. С. 191-194. Изучение литературы по современным программам. Выпуск 3. «Самара»,2000. Мир Пастернака. Москва, «Советский художник», 1989.


Слайд 40

« Молодая гвардия». Второе издание, 1988. «Новый мир». Москва, «Известия советов народных депутатов СССР», 1988. Русские писатели лауреаты Нобелевской премии. Борис Пастернак .(Москва «Молодая гвардия», 1991). Хрестоматия по литературе. «Прессверк», 2001. Русская поэзия 19-начала20 века. «Художественная литература», 1987. Русская литература 20 века. 11 класс, часть 2. Москва «Дрофа», 2001.


×

HTML:





Ссылка: