'

Пример построения сочинения- рассуждения по предложенному тексту ЕГЭ – 2004, 2005 Переходите к части С, даже если в школе Вам обычно не удаются сочинения. Вы можете получить дополнительный балл за удачно сформулированную мысль. Оставьте не менее 20 минут на переписывание сочинения в чистовик.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Пример построения сочинения- рассуждения по предложенному тексту ЕГЭ – 2004, 2005 Переходите к части С, даже если в школе Вам обычно не удаются сочинения. Вы можете получить дополнительный балл за удачно сформулированную мысль. Оставьте не менее 20 минут на переписывание сочинения в чистовик.


Слайд 1

Алгоритм написания сочинения -рассуждения Прочитайте тему, сформулируйте её в первом предложении вашего сочинения с пояснением, с вашим пониманием важных её аспектов. Сформулируйте главную мысль. Выберите аргументы в подтверждение главной мысли и логически их выстроите. Используйте выразительные средства (эпитеты – змеиные кудри, метафора – семья облаков, звезд хоровод, сравнение – луна как бледное пятно , олицетворение – вьюга злилась). Не забывайте о логических переходах между частями сочинения. Из одной мысли должна вытекать следующая (последовательное соединение) или несколько предложений, следующих друг за другом, должны подтверждать ранее высказанную мысль (параллельное соединение). Закончите рассуждение выводом по предложенной теме, желательно позитивным, подтвердите значимость темы для современного поколения, сошлитесь на авторитетные источники. Проверьте логику и последовательность изложения, грамотность и переписывайте.


Слайд 2

Задание Напишите, о чём этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы его точку зрения? Ответ аргументируйте. Отметьте не менее 2 средств выразительности. Объясните, с какой целью автор использует их в тексте. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! (9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (Ю)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. (13)Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности . (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...


Слайд 3

Примерное построение сочинения Прочитайте текст, определите тему, сформулируйте её в первом предложении вашего сочинения. Русская культура – одна из тех ценностей, которая неоспорима. Русская классическая литература, русская музыка, русский балет – это те словосочетания, которые закрепились в иностранных языках как единое понятие. Я согласен с автором в том, что секрет завораживающего эффекта русского искусства, культуры в гуманитарной основе.


Слайд 4

Аргументируйте свою позицию. Русская классическая литература, которую мы читаем в школе, формирует наш духовный мир не в меньшей мере, чем наша семья. Вспоминаю, как нелегко мне было открывать страницы романа- эпопеи Толстого «Война и мир», с каким трудом я постигал рассуждения Раскольникова в романе «Преступление и наказание», как непросто я разгадывал аллегории Салтыкова-Щедрина. Но спустя некоторое время, я понимаю, что общаясь с великими мастерами слова, я учился у них мудрости, учился понимать самого себя и окружающий мир. Самые глубокие и важные мысли Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова словно прорастают в тебе и формируют то лучшее, что было в зачаточном состоянии. Это происходит незаметно, но потом выливается в то, что Непомнящий назвал «феноменом русских мозгов». Так формируется русский менталитет.


Слайд 5

Найдите в используемых цитатах выразительные средства и попутно объясните смысл их употребления. Подберите к авторским аргументам примеры из своего опыта жизни. Говоря о русской литературе, критик не скупится на сравнения и метафоры. Автор называет её противоядием пошлости и нравственному уродству. Действительно, русская классика лечит. Помню, что у моей сестренки однажды было плохое настроение. И знаете, что она сделала? Достала с полки книжку Толстого «Детство». А на мои расспросы ответила: «Я чувствую одиночество так же, как Николенька. И мне становится легче.» И я понял, как мы с ней похожи, как близки друг другу.


Слайд 6

Найдите в используемых цитатах выразительные средства и попутно объясните смысл их употребления. Когда я думаю о русской литературе, я прежде всего вспоминаю классиков: Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова. А автор вспоминает ещё и советскую литературу, которая спасала жизни солдатам в годы Великой Отечественной войны. Ряд произведений, поднимающих дух солдата-освободителя, бесконечен, поэтому после ряда однородных членов - названий произведений у автора стоит многоточие. Да и сегодня современного солдата в минуту опасности поддерживает песня, книга любимых стихов.


Слайд 7

Найдите в тексте выразительные средства и объясните смысл их употребления. Дополните авторские аргументы своими. Чем раньше человек в своей жизни обращается к источнику духовности – высокой литературе, тем лучше для существования нашего народа и государства. Его мировоззрение, вера укрепляются в раннем возрасте и тем труднее их будет разрушить. Изучение классической литературы в школе – вопрос национальной безопасности. Непомнящий прибегает к газетно-публицистической фразеологии , чтобы доказать мысль, что русская культура защищает нашу нацию от духовного разрушения во времена идеологических войн. Таким образом он отвечает на риторические вопросы, поставленные в начале статьи: «Что такое культура, зачем она нужна?»


Слайд 8

Закончите рассуждение выводом по предложенной теме, желательно позитивным. Русская культура – главная составляющая русской нации, тот незримый щит, который позволяет сохранить её целостность. Проверьте логику и последовательность изложения, грамотность и переписывайте.


Слайд 9

Прочитайте текст (1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. (2)Жизнь Пришвина - пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». (3)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4)Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник. (5)Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6)Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (7)Просто на это у него не хватило бы времени. (8)Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой. (9)Простота говорит сердцу сильнее, чем блеск, множество красок, бенгальский огонь закатов, кипение звездного неба и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов. (10)Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». (11)Но он ошибался. (12)Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы. (13)Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий». (14)Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (15)Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину очарование. (16)В чем его тайна? (17)В чем секрет этих книг? (18)Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. (19)Но ведь Пришвин не сказочник. (20)Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире. (21)Секрет пришвинского обаяния, его колдовства - как раз в этой его зоркости. (22)Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание. (23)Всё сверкает поэзией, как трава от росы. (24)Самый ничтожный листок осины живет своей жизнью.


Слайд 10

Сформулируйте тему. Выделите основные мысли автора, требующие пояснения, вашей личной оценки. Паустовский рассказывает о необыкновенном даре писателя Пришвина чувствовать и понимать природу. Действительно, чтобы в человеке развился такой дар, нужно отречься от всего наносного, суетного: хозяйственных планов, материальных хлопот, карьерного роста и т.д. Во имя чего должен жить человек? Как должен жить человек? Пришвин ответил на эти вопросы в своих произведениях. Человек должен многому учиться у матери-природы. Познавать красоту и гармонию природы, значит, постигать и свой внутренний мир, потому что человек ­– часть природы. А открывая «тайные комнаты» своего внутреннего мира, вы невольно пополняете его, дарите эти сокровища окружающим. Именно так жил Пришвин.


Слайд 11

Найдите в авторском тексте выразительные средства и попутно объясните смысл их употребления. Дополните авторские аргументы своими. Он любил природу, был очень наблюдательным, зорким, поэтому в обычных пейзажах мог увидеть необыкновенное. В подтверждение своей мысли Паустовский противопоставляет неброскую красоту русской природы ярким вычурным пейзажам. Подбирая эпитеты «бенгальский огонь закатов», «лакированная растительность тропиков», автор иронизирует над читателем, которого легко купить экзотикой. У Пришвина простая природа преображалась и жила своей неповторимой, неизведанной жизнью. Так в рассказе «Кладовая солнца» болото говорит разными голосами птиц, колдует, участвует в событиях, как живой герой. И хотя Пришвин считал себя «распятым на кресте», его проза поэтична, волшебна. Автор сравнивает блеск пришвинской поэзии с росой на траве, наверно, потому, что появление росы всегда неожиданно и удивительно свежо. Читая Пришвина невольно приобщаешься к сказочному миру природы, учишься видеть жизнь во всех её проявлениях, а значит, и беречь, ценить жизнь отдельного листка, озера, лесного жителя.


Слайд 12

Закончите рассуждение выводом по предложенной теме, желательно позитивным. Твоё сердце наполняется любовью к природе, окружающему нас миру. Паустовский прав, когда говорит, что человек, живущий по сердцу, – созидатель, обогатитель. Такой человек наполняет мир любовью и совершенствует его. По-моему, это и есть истинная цель человеческого существования.


Слайд 13

Пример построения сочинения по теме на вступительных испытаниях в гуманитарные вузы: Любимое произведение искусства Постройте вступление, ответив на вопросы: -Что такое искусство? -Зачем человеку искусство? - Почему у каждого человека своё любимое произведение искусства?


Слайд 14

Основная часть (аргументы) Какое Ваше любимое произведение? Каковы его особенности? (кто автор, когда создано, история создания, композиция, тема, идея, своеобразие её трактовки автором, настроение) Какие мысли, чувства наполняют Вас при прочтении(если литературное произведение), просмотре (если живопись, скульптура), прослушивании (если музыкальное произведение)? Почему?


Слайд 15

Заключение Вспомните, кто кроме Вас с восхищением отзывался об этом произведении. Что сближает Ваше и его восприятие этого произведения? Что нового Вы открыли для своего духовного мира, познакомившись с этим произведением? В чем его непреходящее значение?


Слайд 16

2006 ЕГЭ частьС Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).


Слайд 17

Исходный текст (1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудитории высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было двадцать лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (6)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье – ботинки с обмотками вместо сапог.(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?»(10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас». (14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный – выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось.(16)Я взялся за ручку двери. (17) – Ты куда? – грозно осведомился дежурный. (18) – В класс! (19) – Это чего ради? (20) К нам сейчас преподаватель придёт! (21) – Это я! (22) – Брось заливать! – начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности гаркнул: «Встать! Руки вверх!» вместо «Встать! Смирно!».


Слайд 18

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамью, давясь от хохота. (24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, – так мне казалось – я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал: (25) – Сейчас я покажу вам, что я умею… (26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить: (28) – И этому научу вас! (29)Слушатели задохнулись от смеха. (30)«Всё погибло!» – подумал я с отчаянием. (31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал: (33) – Раскрыть любой устав на любом месте! (34)Дежурный раскрыл одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (36)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом.(37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта:пехотной и танковой.(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.


Слайд 19

Основные проблемы: 1) проблема жизненного выбора (что важнее и нравственнее для человека в жизни: заботиться о том, чтобы выглядеть значительно, внушая уважение своим внушительным внешним видом, или быть настоящим профессионалом своего дела?); 2) значимость труда в жизни человека (возможно ли без труда, не прикладывая усилий к чему-либо, добиться уважения людей?); 3) проблема внутренней дисциплины, ответственности человека перед самим собой (должен ли человек постоянно совершенствовать себя внутренне, не давая себе поблажки?). Авторская позиция: 1) для человека нравственнее «быть, а не казаться», то есть заслуживать уважение людей трудом, профессионализмом; 2) только труд, дела, а не слова могут сделать человека профессионалом в чём-либо, и только настоящий профессионал может добиться признания у людей; 3) только внутренняя дисциплина, способность строго себя оценивать и строго с себя спрашивать позволят человеку самореализоваться в жизни.


Слайд 20

В своем вступлении к сочинению сформулируйте одну из проблем. Главный герой, молодой учитель, оказался в ситуации жизненного выбора: заботиться о том, чтобы выглядеть значительно, внушая тем самым уважение студентам уже при одном своём появлении, или завоёвывать уважение, доказывая свой профессионализм каждый день. Что важнее и нравственнее для человека в жизни? Однозначно ответить на этот вопрос непросто. В народе говорят: встречают по одёжке, а провожают по уму.


Слайд 21

Сформулируйте позицию автора Педагог стеснялся своей скромной внешности: слишком молодой, небольшого роста, вместо сапог ботинки с обмотками. По сравнению с ним студенты, окончившие войсковое училище, выглядели более солидно: новое, с иголочки обмундирование, крепкие и статные фигуры. Сначала студенты не восприняли нового преподавателя всерьез. Вместо того, чтобы приветствовать его командой «Встать!Смирно!», дежурный, иронизируя, выкрикнул: «Встать! Руки вверх!». Общий хохот сконфузил учителя. Он растерялся. И обмотка, как назло, развязалась, и его заготовленная фраза: «вот что я умею и этому научу вас» - прозвучала несвоевременно, что привело к комичному эффекту в аудитории. Однако для человека нравственнее «быть, а не казаться», то есть заслуживать уважение людей трудом, профессионализмом. Именно так и поступил молодой учитель.


Слайд 22

Он так легко и быстро переводил тексты различной сложности без предварительной подготовки, что ученики в скором времени забыли и о его «неприличной молодости» , и о «гротескно-нелепом появлении». Они были поражены его мастерству военного перевода. Но чтобы уважение к учителю не терялось, необходимо, как говорит автор, «не давать себе спуску», то есть постоянно совершенствовать свое мастерство. Я думаю, что этот молодой педагог станет для многих студентов примером высокого профессионализма. И то удивление, которое было вызвано его мастерством перевода, сменится у многих глубоким уважением к нему как к личности. А неброская внешность теперь не будет иметь значения для учеников.


Слайд 23

Ответ аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт. Похожие ситуации вспоминаются и в моей школьной биографии. Когда в класс входил новый педагог мы обращали внимание сначала на его внешность, одежду, манеру говорить. Частенько подсмеивались над тем или иным недостатком. Но если учитель был знатоком и мастером своего дела, справедлив и уважителен по отношению к ученикам, то в скором времени эти внешние недостатки становились незаметными. Скорее наоборот, они дополняли и украшали его образ, делали его неповторимым. Такие образы учителей запечатлены в повестях В.Распутина «Уроки французского», Ч.Айтматова «Первый учитель». Лидия Михайловна, Дюйшен остались навсегда в памяти своих учеников, потому что учили отстаивать справедливость, творить добро.


Слайд 24

Закончите рассуждение выводом по предложенной теме, желательно позитивным. Постоянно совершенствовать себя, быть требовательным к себе сложнее, чем казаться важным и значительным. Такой выбор по плечу лишь нравственному человеку, сильной личности. Именно такие учителя оставляют большой добрый след в сердцах воспитанников, потому что своим личным примером учат нас не останавливаться на пути познания и самосовершенствования , трудиться не покладая рук, настойчиво идти к цели.


Слайд 25

ЕГЭ-2006 Рекомендации по выполнению части А


Слайд 26

Задание А1- фонетическое Если в задании требуется определить звук или количество их, то не опирайтесь на записанное слово, а произносите его тихо шёпотом, чтобы верно определить звучание. Пример: В каком слове одинаковое количество букв и звуков? 1)возчик 2)каюта 3)скворечник 4)вскользь Рассуждение: Возчик – 6 букв, [вощик] – 5 звуков Каюта – 5 букв, [каjута] – 6 звуков Скворечник – 10 букв, [сквар‘эшн‘ик] – 10 звуков Вскользь – 8 букв, [фскол‘с'] – 6 звуков.


Слайд 27

А13 – определение состава слова Чтобы избежать ошибки в определении частей слова надо: выделить сначала окончание, для этого измените слово, затем подобрать ряд однокоренных слов с более простым составом и выделить корень, потом выделить приставки или суффиксы, для этого надо подбирать другие слова, которые содержат похожие приставки или суффиксы. Примеры: В каком слове есть суффикс –чик? 1) шкафчик 2) мячик 3) пончик 4)огурчик В каком слове выделяется только один суффикс? 1)перестрелка 2)сенокосилка 3)соковыжималка 4)зерносушилка


Слайд 28

1)Перестрелка – правильный ответ. Окончание – а (перестрелки, перестрелку) . Корень - стрел -. (стрелять, прострелить, стрельба) Приставка – пере-. Суффикс – к (дорожка, травка, побелка). 2)Сенокосилка Окончание –а (сенокосилки, сенокосилку). Корни –сен- и –кос- (сено, сенной, коса, прокос). Суффиксы –и- (косить, рубить, валить), -л- (косил, рубил, пахал),-к- . 4)Зерносушилка Слово аналогично по строению предыдущему: окончание –а, корни –зерн-, -суш-, суффиксы –и-, -л-, -к-. 3) Соковыжималка Окончание –а (соковыжималки, соковыжималку). Корни – сок-, -жим- (сок, отжимать, выжму). Приставка вы- (выстроить, выпросить). Суффиксы –а- (сжимать, решать), -л-, -к-.


Слайд 29

В заданиях типа: «В каком ряду во всех словах пишется буква……….» - чтобы не сбиться в выборе ответа, вставьте в каждое слово нужную букву и лишь потом выберите вариант строки. Если первые два слова в строке различны по написанию, то переходите к следующему ряду, оставив незаконченный конец строки. А16 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1)безыскусный, безынициативный, заинтересованный 2)росчерк, несгибаемый, исподтишка 3)д..гнать, вз..браться, з..облачный 4)пр..дисловие, пр..интересный, пр..строить Правильный ответ 2, поэтому следующие слова не стоит рассматривать, чтобы сэкономить время работы.


Слайд 30

А15 В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1)замечательный, ветеран, запирать 2) собирать, орнамент, героический 3)трещать, осветить (фонарем), показательный 4)лингвистический, ошеломленный, протереть 1)Замечательный - заме?тка, ветеран – непроверяемая гласная, запирать – чередующаяся гласная. 2)Собирать – чередующаяся гласная; орнамент, героический – непроверяемые гласные 3)Трещать - треск, осветить – свет, показательный - кажется Правильный ответ 3.


Слайд 31

Рекомендации к части В В заданиях по пунктуации или синтаксису графически работайте прямо в тесте, а потом переносите Ваш выбор в бланк. В части В ответы записываются числом или словом (словами). Слово в той форме, в которой оно употребляется в тексте. Если слово не помещается, то вначале пишите каждую букву или знак (дефис, запятая) в отдельной клеточке, потом плотнее: по две буквы.


Слайд 32

Успешной сдачи экзамена!


×

HTML:





Ссылка: