'

“Евразийская идея в лицах”

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

“Евразийская идея в лицах” Виртуальная информационная выставка “Евразийская идея в лицах”


Слайд 1

ХХ век породил множество идей и теорий культурфилософского характера. Одни из них давно канули в небытие, другие заняли прочное место в общественном сознании, а третьи, едва появившись на свет, сначала быстро ушли в тень, но спустя годы заявили о себе с новой силой. К числу последних принадлежит и Евразийская идея


Слайд 2

Классическое евразийство Евразийские идеи имеют глубокие корни в истории мировой общественно-политической мысли, сам термин «Евразия» впервые был введен в 1883г. австрийским ученым Г. Зюззом и первоначально был обозначением географического пространства


Слайд 3

Истоки евразийства следует искать в споре различных направлений российской общественной мысли, возникших во 2-й половине ХIХ века, - западников, славянофилов и панславистов Западники считали историю России частью общемирового исторического процесса и выступали за развитие страны по западноевропейскому пути. Главными представителями этого направления явились: П.В. Анисимов, В.П.Боткин, Г.Н. Грановский, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, и др. Славянофилы выступали с обновлением особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России и противостояли западникам. Представителями этого направления были И.С.и К.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков. Идейно близки к славянофилам были В.И.Даль, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев. Панславизм как идейно-политическое течение явился своего рода реакцией на поражение России в Крымской войне 1853 -1856 гг. В его основу была положена идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы. Панслависты пришли к выводу о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к Западу). Идеи панславизма развивали Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, А.И.Кошелев.


Слайд 4

Идеи «евразийства» носились в воздухе давно, но сформировались как самостоятельное идейно-политическое и философское течение в среде русской эмиграции в 1920-1930 годах. Началом движения стал выпуск сборника молодых философов и публицистов Н.С.Трубецкого , П.Н. Савицкого, Г.В.Флоровского , Л.П.Карсавина, Н.Н.Алексеева и П.П.Сувчинского «Исход к Востоку. Предчуствия и свершения. Утверждение евразийцев» София, 1921г.


Слайд 5

Но для евразийцев главное не география, не своеобразие и разность географических условий жизни народов Европы, Азии и Евразии, а своеобразие и разность их духовной и политической культуры Свое имя евразийцы взяли из географии, точнее из такого понимания ее, которое позволяет в двух частях Старого Света, в двух материках, называемых «Европой» и «Азией», выделить третий, срединный материк – «Евразию», основное пространство, которое занимает Россия


Слайд 6

Мир России – Евразия [Текст] : антология / сост.: Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.11. Категорически отвергая западничество и одновременно его славянофильскую альтернативу, евразийцы декларировали свою «серединную» позицию: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других… Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как серединную, евразийскую культуру»


Слайд 7

Мир России – Евразия [Текст] : антология / сост.: Л.И.Новикова,И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. - 399с. В В антологии «Мир России – Евразия» собраны тексты первых евразийцев (Н.СТрубецкого, П.Н.Савицкого, Л.П. Карсавина, Н.Н. Алексеева, Г.В.Флоровского), а также их оппонентов (Н.А.Бердяева, А.А.Кизеветтер, П.М.Бицилли). С той и с другой стороны – созвездие имен, но кто же был прав? Пусть читатель, ознакомившись с мнениями тех и других , сам решит, за кем историческая правда.


Слайд 8

Представители классического евразийства Алексеев Николай Николаевич (1879-1964), русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912-17), в Праге и Берлине (1922-31), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940). С 1950 в Женеве Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973), русский историк идеолог евразийства. Сын В.И.Вернадского. Эмигрировал в 1920. С 1927 в США. Основной труд «История России» -предназначен для зарубежной аудитории. Подчеркивал положительные стороны монгольского завоевания Савицкий Петр Николаевич (1895-1968), русский экономист, географ, социолог. Ученик П.Б. Струве и В.И.Вернадского, один из основателей и лидеров европейского движения. Окончил Политехнический институт в Петрограде (1917). Участвовал в белом движении, эмигрировал в Болгарию, один из авторов сборника «Исход к Востоку» (София, 1921), положившего начало евразийству, в 1922-45 жил и преподавал в Праге. В 1945-54 в заключении в мордовских концлагерях, с 1956 в Праге Сувчинский Петр Петрович (1892 – 1985), известный музыковед, критик, эссеист, издатель. В 1919г. Основал «Российско-болгарское издательство» в Софии, в котором вышла первая книга евразийцев, позже – газету «Евразия» Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1938), князь, российский языковед. Сын С.. Трубецкого. Один из теоретиков Пражского лингвистического кружка. Разработал принципы фонологии и морфонологии как особых лингвистических дисциплин. Славист и компаравист, изучал культуру и языки народов Сев.Кавказа Флоровский Георгий Васильевич (1893-1979), русский православный богослов и историк. С нач. 20-х гг. в эмиграции. Труды по патристическому и византийскому богословию 4-8 вв., по истории русского религиозного сознания («Пути русского богословия», 1937)


Слайд 9

Алексеев, Н.Н. Советский федерализм [Текст] / Н.Н. Алексеев // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.154-176. Алексеев, Н.Н. Советский федерализм [Текст] / Н.Н. Алексеев // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.176-190. Алексеев, н.Н. Записка [Текст] / Н.Н. Алексеев // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.301-304. Бромберг, Я.А. Еврейское восточничество в прошлом и будущем [Текст] / Я.А. Бромберг // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.201-219. Ильин, И.А. Самобытность или оригинальничание [Текст] / И.А. Ильин // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.349-354. Карсавин, Л.П. Социализм и Россия [Текст] / Л.П. Карсавин // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.293-298. Карсавин, Л. София земная и горняя [Текст] / Л. Карсавин // Вопросы философии. – 1991. -№9. – С.175-189. Карсавин, Л.П. Основы политики [Текст] / Л.П. Карсавин // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.110-154. Савицкий, П. Континент-океан [Текст] / П. Савицкий // Аlma mater. – 1993. – №3. – С.51-56. Савицкий, П. Евразийство [Текст] / П. Савицкий // Философские науки . – 1991. – №12. – С.109-122. Савицкий, П. Евразийство [Текст] / П.Н. Савицкий // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.83-97. Савицкий, П.Н. Степь и оседлость [Текст] / П.Н. Савицкий // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.58-67. Савицкий, П.Н. Подданство идеи [Текст] / П.Н. Савицкий // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.67-73. Савицкий, П.Н. Географический обзор России-Евразии [Текст] / П.Н. Савицкий // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.219-233. Савицкий, П.Н. Газета «Евразия» не есть евразийский орган [Текст] / П.Н. Савицкий // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.304-313. Сувчинский, П.П. Сила слабых [Текст] / П.П. Сувчинский // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.55-58. Трубецкой, Н. Европа и человечество [Текст] / Н. Трубецкой // Аlma mater. – 1996. – №1. – С.3-14. Трубецкой, Н. С. Общеевразийский национализм [Текст] / Н.С. Трубецкой; публ. Подгот. Л.Новиковой и И.Сиземской // Свободная мысль. – 1992. - №7. – Ч.111-116. Трубецкой , Н.С. О русском самопознании [Текст]: отр. из кн. рус. философа «Язык. Культура. История» / Н.С. Трубецкой // Декор. искусство СССР. – 1990. - №2. – С.29-31. Трубецкой, Н.С. Об истинном и ложном национализме[Текст] / Н.С. Трубецкой // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.43 -55. Трубецкой, Н.С. Вавилонская башня и смешение языков [Текст] / Н.С. Трубецкой // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.73-83. Трубецкой, Н.С. Мы и другие [Текст] / Н.С. Трубецкой // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.97-110. Трубецкой, Н.С. Общеевразийский национализм [Текст] / Н.С. Трубецкой // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.190-201. Трубецкой, Н.С. Письмо в редакцию [Текст] / Н.С. Трубецкой // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.300-301. Флоровский, Г.Ф. Евразийский соблазн [Текст] / Г.Ф. Флоровский // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.354-386. Флоровский, Г.В. О народах неисторических [Текст] / Г.В. Флоровский // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.27-43 Труды евразийцев


Слайд 10

Труды оппонентов евразийцев Бердяев, Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли ХIХ и начала ХХ века [Текст] / Н. Бердяев // Вопросы философии. – 1990. – №1. – С.77-146; №2. – С.87-154. Бердяев, Н.А. Утопический этатизм евразийцев [Текст] / Н.А. Бердяев // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.329-335. Бицилли, П.М. Два лика евразийства [Текст] / П.М. Бицилли // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.335-349. Кизеветтер, А. Евразийство [Текст] / А. Кизеветтер // Философские науки. – 1991. - №12. – С.123-136. Кизеветтер, А.А. Евразийство [Текст] / А.А. Кизеветтер // Мир России – Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – М.: Высшая школа, 1995. – С.315-329. Литература о классическом евразийстве Макаров, М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева [Текст] / м.Г. Макаров // Философские науки. – 1992. - №2. – С. 74-88. Новикова, Л.И. Евразийский искус [Текст] / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Философские науки. – 1991. - №12. – С.103-108. Хоружий, С.С. Карсавин, евразийство и ВКП [Текст] / С.С. Хоружий // Вопросы философии. – 1992. - №2. – С.78-87. Назаров, В.Н. «Каждый из нас в глубине своей есть София» [Текст] / В.Н. Назаров // Вопросы философии. – 1991. - №9. – С.171-174.


Слайд 11

«На континенте Евразия мы все евразийцы – с общей ментальностью, с общим мироощущением, особенно казахи и русские» Гумилев Л.Н. // Известия. – 2001. – 28 сентября Лев Николаевич Гумилев – «последний евразиец»


Слайд 12

Краткая биография Л.Н.Гумилева Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии. С 1917 до 1929 жил в г. Бежецке. С 1930 г. в Ленинграде. В 1930—1934 гг. работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 учится на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 г. исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 г. восстановлен в ЛГУ. В начале 1938 года арестован, будучи студентом ЛГУ, и осужден на пять лет. Срок отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом в медно-никелевой шахте, по отбытии срока оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую армию, воевал рядовым на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине. В 1945 году демобилизован, восстановен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 г. и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности». 28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР. 7 ноября 1949 года арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Чурбай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска под Омском, в Саянах. В 1956 г. реабилитирован по причине отсутствия события преступления. C 1956 г. работал в библиотекарем в Эрмитаже, защитил докторскую диссертацию («Древние тюрки»). До выхода на пенсию в 1986 работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете. Умер 15 июня 1992 г. в Санкт-Петербурге. В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник.


Слайд 13

Отрывок из интервью Игоря Савкина с Л.Н.Гумилевым , опубликованного в книге Л.Н.Гумилева «Ритмы Евразии» Вопрос: «Считаете ли Вы себя преемником евразийской школы в исторической науке? Правильно ли Вас называют иногда «последним евразийцем»?» Л.Н.Гумилев: « - Когда меня называют евразийцем, я не отказываюсь от этого имени по нескольким причинам. Во-первых. Это была мощная историческая школа, и если меня причисляют к ней, то это делает мне честь. Во-вторых, я внимательно изучал труды этих людей. В-третьих, я действительно согласен с основными историко-методологическими выводами евразийцев…Первой прочитанной мною евразийской книгой было историческое исследование Хара-Давана о Чингисхане» Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие [Текст] : культурно-исторический очерк Монгольской империи ХII-XIV веков / Э. Хара-Даван. – Алма-Ата: КРАМДС-Ахмед Яссауи, 1992. -272 с., ил.


Слайд 14

Публикация в одном томе важнейших евразийских работ Л.Н.Гумилева, материалов о творчестве князя Н.С.Трубецкого, писем и стихов П.Н.Савицкого позволит читателям составить представление о настоящем евразийстве


Слайд 15

«С основными историко-методологическими выводами евразийцев я согласен. Но главного в теории этногенеза – понятия пассионарности они не знали. Понимаете, им очень не хватало естествознания» Гумилев, Л.Н. Меня называют евразийцем [Текст] / Л.Н.Гумилев – Алматы: Жалын , 1991. – С.3.


Слайд 16

63.5(2) Гумилев, Л.Н. Древние тюрки [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: «Клышников –Комаров и К, 1993. – 520 с. Г94 29 экз. / читальный зал, абонемент / 63.3(2)41 Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: Мысль, 1989. – 842 с. Г94 1 экз. / читальный зал / 63.5 Гумилев, Л.Н. Конец и вновь начало [Текст]: популярные лекции по народоведению / Л.Н.Гумилев. – М.: Рольф, Г94 2001. 384 с. 1 экз. / кабинет истории / 63.5(2) Гумилев, Л.Н. Открытие Хазарии [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: Рольф, 2001. – 413 с. Г94 1 экз. / кабинет истории / 9(И)1 Гумилев, Л.Н. Поиски вымышленного царства.( Легенды о государстве пресвитера Иоанна) [Текст] / Л.Н.Гумилев. – Г94 М.: Наука, 1970. – 432 с. 1 экз. / читальный зал / 63.5(2) Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: Экопрос, 1993. – 576 с. Г94 1 экз. / читальный зал / 63.5 Гумилев, Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: ТОО «Мишель и К», 1993. – 336 с. Г94 4 экз. / читальный зал, абонемент / 63.3(5) Гумилев, Л.Н. Хунну: Степная трилогия [Текст] / Л.Н.Гумилев. – С.-Пб.: Компасс, 1993. 220 с. Г94 1 экз. / читальный зал / 63.5 Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: Аст, 2002. – 559 с. Г94 1 экз. / читальный зал / Труды Льва Николаевича Гумилева


Слайд 17

Наука богата на имена, но лишь некоторые являются творцами исторических концепций. Лев Николаевич был именно таким и смотрел на исторический процесс глобально. Он указал на роль народов Евразии — тюрко-монгольских, славянских, угро-финских. Он показал, что мировая история без истории этих народов будет не полной, более того — не верной. Он доказал значение, наряду с Западом и Востоком, Евразийского региона, Евразии


Слайд 18

Замысел создания этого уникального высшего учебного заведения восходит к идее Евразийского союза, а рождение университета, уже сегодня занимающего видное место в Евразийском образовательном пространстве, стало началом воплощения идеи евразийства. Символично, что по инициативе Президента Н.А. Назарбаева университет носит имя выдающегося ученого-евразийца, тюрколога Льва Николаевича Гумилева Евразийский Национальный Университет им.Л.Н.Гумилева Особое внимание идеям Л.Н. Гумилева уделяется в Евразийском университете. Ежегодно, 1-е сентября начинается с актовых лекций о евразийстве и Л.Н. Гумилеве. Студенты с первых дней впитывают благотворную атмосферу трудов Льва Николаевича Гумилева


Слайд 19

Астана. 07.10.2005. Евразийский национальный университет. Экспозиция рабочего кабинета Л.Н.Гумилева Астана. 07.10.2005. Маргарита Ивановна Новгородцева – племяница жены Л.Н. Гумилева Натальи Викторовны дарит Евразийскому национальному университету печатную машинку «CONTINENTAL» Л.НГумилева В 2002 году, в канун 90-летия великого ученого, ректор Евразийского университета (тогда М.Ж. Жолдасбеков) выдвинул замечательную идею — создать кабинет Л.Н. Гумилева в Евразийском университете.


Слайд 20

Если первые евразийцы определили географию Евразии и ее духовное измерение, то величайший евразиец современности предсказал ей великое будущее. Л.Гумилев, создавший теорию этногенеза и пассионарности, убедительно доказал, что евразийский суперэтнос возник на пятьсот лет позже западноевропейского и сейчас находится в своем расцвете. Народам Евразии только еще предстоят великие дела


Слайд 21

Нурсултан Абишевич Назарбаев – возрождение Евразийской цивилизации Идея Казахстана как связующего звена между Европой и Азией нашла свое отражение и была развита Н.Назарбаевым в концепции Евразийского союза. В 1994 году она была впервые озвучена Президентом Казахстана в российской столице на встрече со студентами в МГУ


Слайд 22

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран-основателей (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка Впервые в истории евразийской мысли политик такого масштаба, Президент крупного независимого государства выступил с официальным провозглашением евразийской доктрины как исторического императива, как приглашения не только к мысли, но и к действию


Слайд 23

«...нынешние реалии, географическое положение Казахстана, этнический состав его населения диктуют необходимость многополюсной ориентации республики на Запад и Восток...» «Мы – евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций» Н.А.Назарбаев


Слайд 24

В январе 2001 года Президент Н.Назарбаев обнародовал свое видение национальной идеи казахстанского общества – дружба, равенство и равноправие всех народов Казахстана. Были названы основные принципы казахстанской идеи. Первый – равенство всех наций, проживающих в Казахстане. Второй – национальная идентичность, стремление общаться на родном языке. Развивать национальную культуру и традиции. Третий – религиозная идентичность народов, пусть каждый исповедует ту религию, которая ему ближе. Четвертый - законопослушание, человек свободен до тех пор, пока не преступил закон. Пятый – развитие малого и среднего бизнеса. В свете высказанных Президентом идей о проблеме евразийства с полным основанием можно утверждать, что все эти принципы составляют ядро евразийства как общенациональной идеи, а субъектом этих принципов являются большинство казахстанцев.


Слайд 25

Книга повествует не только о том, что сделано, но показывает путь в будущее, дает четкое представление о том напряженном состоянии, о том высочайшем интеллектуальном градусе, в котором делается конкретная живая история. Будто мы заглянули в творческую лабораторию судьбы, где ткется полотно евразийской реальности, новой и древней одновременно, признанной создать лучший мир для всех нас.


Слайд 26

Главные труды Нурсултана Абишевича Назарбаева «Стальной профиль Казахстана» (1984г.) «Без правых и левых» (1991г.) «Стратегия становления развития Казахстана как суверенного государства (1992г.) «Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку» ( 1992г.) «Рынок и социально-экономическое развитие» (1994г.) «На пороге ХХI века» (1996г.) «Евразийский союз: Идеи, практика, перспективы» (1997г.) «О времени, о судьбах, о себе» (1998г.) «В потоке истории» (1999г.) «Эпицентр мира» (2001г.) «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации» (2002г.) «Критическое десятилетие» (2003г.) «В сердце Евразии» (2005г.)


Слайд 27

Астана – столица на пересечении путей с Запада на Восток, с Востока на Запад Вот он – центр притяжения Евразии


Слайд 28

«Евразийская идея как теория была рождена в прошлом веке. Но уверен, что евразийская идея как практика организации новой жизни будет воплощена в этом веке. Евразийство — одна из главных идей XXI века. И вы это скоро поймете и увидите» Назарбаев, Н.А. К экономике знаний через инновации и образование [Текст] / Н.А.Назарбаев // Казахстанская правда. – 2006. – 27 мая


Слайд 29

«Я пытался осмыслить Назарбаева не как личность, но как архетип, сгусток исторической силы, как духа Великой Степи, обнаружившего свое присутствие во главе прекрасной, молодой, бурно развивающейся страны. Это портрет идеи, а не индивидуума, голограмма ума и воли. А не психологическая или биографическая зарисовка.» Книга известного российского философа., политолога, геополитека, основателя неоевразийства и лидера Международного «Евразийского Движения» Александра Дугина рассказывает об идеях, проектах и свершениях первого Президента Республики Казахстан Нарсултана Абишевича Назарбаева в свете евразийской теории.


Слайд 30

«Если прежние евразийцы мыслили книгами, историческими экскурсами и геополитическими проектами, то Назарбаев мыслит конкретными структурами, которые по настоящему связывают континент, реализуют евразийскую мечту о братском союзе славянских и тюркских народов, православных и мусульман в деле строительства великой континентальной державы – развитой, динамичной, безопасной, процветающей, сохраняющей культурную и цивилизационную самобытность, но открытую всему миру» Дугин, А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева [Текст] / А.Г.Дугин. – М.: РОФ «Евразия», 2004. – С.31.


Слайд 31

Взгляд современников Если девиз Запада – «Познай и переделай внешний мир», а девиз Востока - «Познай и переделай самого себя», то девизом евразийства может служить призыв «Твори добро» или, говоря словами Абая, - «Будь человеком!»


Слайд 32

Сборник составлен из статей, публиковавшихся в 1996-2002 годах в независимом научном журнале «Вестник Евразии». Под Евразией в сборнике понимается пространство, приближенно соответствующее территории Российской империи / Советского Союза


Слайд 33

Энциклопедические сведения о терминах «евразия» и «евразийство» Большой энциклопедический словарь [Текст] /гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.,С-Пб.,2002. – С.385.


Слайд 34

Отец Игорь: «Мы смотрим не на Запад, а на Восток. Больше смотреть некуда» / беседу вела Л.Круглова // Костанайские новости . – 2004. – 7 октября. – С.8. «Главное - евразийство объединит интеллектуальную элиту СНГ. Вместе с тем оно не смешает культуры, не сделает одну из них важнее другой.» «Евразийцы призывают к единству многообразия. Есть такая идея у Трубецкого, одного из евразийцев: единство должно осуществляться как в радуге, плавно переходя из одного цвета в другой» Виндершпан А. «Наше оружие против Запада –евразийство» / беседу вела Л.Круглова // Костанайские новости. – 2004. – 23 декабря. – С.8


Слайд 35

«Евразийская идея и перспективы исторического развития республик СНГ» Материалы региональной научно-практической конференции г.Костанай, 2004 Содержание сборника Предисловие 3 Айтмухамбетов А.А. к.и.н Приграничное этнотерриториалъное пространство как фактор формирования категории казахскихслужащих (конец XIX- началоXXв).............................................................4-6 Алтьшбаев А.Б. Соотношение кочевой и российской цивилизации......6-12 Бондаренко Ю.Я. Евразийская идея и проблема расширения образовательного пространства …....... 12-16 Видершпан А.В. Является ли евразийство альтернативой вестернизации? ……….. 16-20 Досаев У. Некоторые политические аспекты евразийской идеи …. 20-22 Досумов Ж.К. К вопросу о соотношении понятий «добродетельность» и «правомерность» ……….. 22-27 Жакупова Т.С. к.ф.н. Проблема евразийства и суверенитета в контексте модернизации …………….. 27-32 Исина Н.У., Жаукина Р.К. Традиции русской литературы в творчестве М. Жумабаева (поэтические ассоциации, реминисценции ) …… 32-37 Каппасов М.М. Евразийская цивилизация: единство и распад ……37-39 Качеев Д.А. Геополитические приоритеты Республики Казахстан в контексте евразийства ……………………. 39-42 Колдыбаев С. А. д.ф.н. Евразийство и либерализм. ……...42-45 Коддыбаева С.С. Евразийцы о демократии и власти ……. 45-46 Легкий Д.М. к.и.н. Проблема евразийской государственности в трудах Н.П. Назарбаева ………….46-49 Мукатаева Л.К. Лев Николаевич Гумилев как зеркало казахской истории …….49-52 Наумов Д.А. Религиозно-философские аспекты глобализации ………52-56 Осинцев М.В. Евразийство: потенциальный фактор, противодействующий терроризму ……….56-58 Сачко Г.В. Российское неоевразийство о принципах и путях интеграции СНГ……… 58-61 Саликов Д. X. Роль евразийства в патриотическом воспитании молодежи ………61-63 Тлеубаева С. А. К вопросу о необходимости совершенствования экологического сознания в современной цивилизации ………..63-67 Тюлембаев А.К. Евразийство. Прошлое и будущее ………..67-69 «Евразийская идея и перспективы исторического развития республик СНГ» Материалы региональной научно-практической конференции г.Костанай, 2004


Слайд 36

«Евразийство» : полемика, дискуссии, обсуждения Аубакирова Г.Х. Евразийство как объект цивилизованной теории [Текст] / Г.Х. Аубакирова, З.С.Айдарбекова // Материалы Международной научно-практической конференции «Философия истории на рубеже тысячелетий». 12 мая 2006 года. – Костанай, 2006. – С.47-51. Шпилькин ю.И. Евразийский аспект философии истории [Текст] / Ю.И. Шпилькин // Материалы Международной научно-практической конференции «Философия истории на рубеже тысячелетий». 12 мая 2006 года. – Костанай, 2006. – С.177-182. Шинтимирова Б.Г. Особенности исторического взаимодействия народов стран СНГ [Текст] / Б.Г. Шинтимирова // Материалы Международной научно-практической конференции «Философия истории на рубеже тысячелетий». 12 мая 2006 года. – Костанай, 2006. – С.173-177.


Слайд 37

«Евразийство» на страницах периодических изданий Абдрахманова, Р. Духовно-исторические тенденции Евразийской идеи [Текст] / Р. Абдрахманова // Мысль. – 1997. – №9. – С.16 Абдыманапов, С. Евразийское единство в социокультурном контексте [Текст] / С. Абдыманапов: к 10-летию евразийской инициативы Президента Н.А.Назарбаева // Казахстанская правдв. – 2004. -30 марта. – С.1;3. Алексеев, Р. Евразийское экономическое сообщество [Текст] / Р.Алексеев, В.Михайлов// Международная жизнь. – 2000. – №11. – С.30-35. Балгимбаев, А.С. О теоретических основаниях евразийской идеи [Текст] / А.С. Балгимбаев, А.А.Абикенов // Евразия. – 2003. – №3. – С.22-31. Барбасов, М. Мировые рынки услуг и евразийские государства таможенного союза [Текст] / М.Барбасов // Евразийское сообщество. – 200. - №3. –С.65-77. Видершпан, А.В. Евразия: в поисках духовной доминанты [Текст] / А.В.Видершпан // Известия НАН РК. Сер. общ. наук. – 2003. – №4. – С.49-53. Видершпан, А. «Наше оружие против Запада – евразийство» [Текст] / А.Виндершпан; беседу вела Л.Круглова // Костанайские новости. – 2004. – 23 декабря. – С.8. Время евразийской интеграции // Казахстанская правда. – 2002. – 27 сентября. Гали, А. Казахская и русская политическая мечта и иллюзии как фактор реальной политики (по поводу евразийской парадигмы А.Дугина) / А.Гали // Саясат. – 2002. – №6. – С.9-12. Гали, А. Евразийство – новое издание славянофильства в постсоветскую эпоху [Текст] / А.Гали // Поиск трансформационной модели идеологической парадигмы, или Казахский манифест / А.Гали // Саясат. – 2001. – №10-11. – С.19-20. Гачева, А.Г. Неизвестные страницы евразийства конца 1920-1930-х годов. К.А. Чхеидзе и его концепция «совершенной идеократии» [Текст] / А.Г. Гачева // Вопросы философии. – 2005. – №9. – С.147-167. Герасимов, Ю.К. Религиозная позиция евразийца [Текст] / Ю.К. Герасимов // Русская литература. – 1995. – №1. – С.159-176. Горбачев, А. Евразийская культура – как ее понимает молодежь [Текст]: социологические исследования / А.Горбачев, Р.Омаргазин // Мысль. – 1997. – №2. – С.26-28. Гумилев, Л. Заметки последнего евразийца [Текст] / Л.Гумилев //Наше наследие. – 1991. – №3. – С.19-26. Джилкишимова, М. Вместе – значит сильнее [Текст]: Минск. Евразийское экономическое сообщество / М.Джилкишинова // Казахстанская правда. – 2001. – 2 июня. Евзеров, Р. «Евраазиатская идея» в независимых государствах [Текст] / Р.Евзеров // Свободная мысль. – 1993. – №14. – С.43-51. Евразийство и современность [Текст] / по материалам «круглого стола» // Аlma mater. – 1993. – №5. – С.33-42. Евразийство: за и против, вчера и сегодня [Текст] / материалы «круглого стола» // Вопросы философии. – 1995. - №6. – С.3- 64. Евразийство: от идеи к практике [Текст] // Нива. – 2004. - №6. – С.3-12. Евразия: интервью с Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым [Текст] // Простор. – 1996. – №12. – С.2-3. Евразия: монолог «последнего евразийца» [Текст] // Простор. – 1996. – №10. – С.2-7. Евсеев, Б. Ветры Евразии [Текст] / Б.Евсеев // Литературная газета. – 1996. – №48.. – С.7. Ерасов, Б.С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства [Текст] / Б.С.Ерасов // Полис. – 2001. – №5. – С.65-74.


Слайд 38

Жданова, К.Х. Евразийская идея как культурологический феномен [Текст] / К.Х. Жданова // Вестник Университета «Кайнар». – 2003. – №3. – С.120-124. Жакупова, Т.С. Евразийство как фактор интеграции [Текст] / Т.С. Жакупова // Саясат. – 004. -№12. – С.4-6. Жунусканов, И. Очередной шаг, а не революция: к 10-летию евразийской инициативы Нурсултана Назарбаева [Текст] / И. Жунусканов // Казахстанская правда. – 2004. – 22 апреля. – С.2. Зотов, В.Д. Евразийская идея: политические аспекты в прошлом и настоящем [Текст] / В.Д. Зотов //Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №5. – С.3-21. Зорин, В. Евразийская философия мудрости – инструмент духовного возрождения [Текст] / В. Зорин // Казахстанская правда. – 2003. – 9 апреля. – С.3. Игнатов, А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности [Текст] / А. Игнатов // Вопросы философии. – 1995. - №6. – С.49-64. Искакова, Л. Евразийское образовательное пространство [Текст] / Л. Искакова // Горизонт. – 1996. – №22. – С.1. Исмаилов, М. Евразийская геополитика Казахстана или наш ответ Хантингтону [Текст] / М. Исмаилов // Саясат. – 2002. – №8. – С.91-92. Исмаилов, М. Исторические аспекты евразийской геостратегии казахстана [Текст] / М. Исмаилов // Евразийское сообщество. – 2001. – №3. – С.144 -153. Ицхокин, А. «Евразия»: между идеологемой и метафорой [Текст] / А. Ицхокин // Общественные науки и современность. – 1993. - №1. – С.101-107. Кара-Мурза, С. Евроцентризм как идеология разрушения структур российской цивилизации [Текст] / С. Кара-Мурза. – Аlma mater. – 1993. – №5. – С.9-15. Касымжанова. Г. Евразийская идея в Казахстане [Текст] / Г. Касымжанова // Мысль. – 2004. – №6. – С.23-26. Каудыров, Т. Евразийская петентная организация: продвижение к экономической интеграции [Текст] / Т. Каудыров // Мысль. – 1997. – №11. – С.59-64. Колдыбаева, С. Евразийская идея государственной власти и права [Текст] / С. Колдыбаева // Евразийское сообщество. – 2004. – №4. – С.78-82. Колчигин, С. «Признать себя – евразийцем» : у истоков евразийства [Текст] / С. Колчигин //Простор. – 1996. – №8. Кононович, Е. Евразийский диалог [Текст] / Е. Кононович // Казахстанская правда. – 2004. – 12 июня. – С.1:3. Кошанов, А. Евразийская интеграция и опыт ЕЭС [Текст]/ А. Кошанов, Б. Казбеков // Казахстанская правда. – 1996. – 30 мая. – С.5. Кулекеев, Ж. Евразийский союз: проект, параметры, перспективы: интеграционной инициативе Н.Назарбаева – 10 лет [Текст] // Казахстанская правда. – 2004. – 27 марта. – С.1;3. Люкс, Л. Евразийство [Текст] / Л.Люкс // Вопросы философии. – 1993. – №6. – С.105-114. Махин, В. На пути к Евразийскому союзу: саммит [Текст] / В.Махин // Казахстанская правда. – 2002. – 14 мая. Мухамедкалиев, Т.М. К евразийскому союзу –через общую модель образования: проблемы интеграции двух образовательных систем, или что может принессти Казахстан в этот процесс [Текст] / Т.М. Мухаметкалиев // Столичное образование. – 2003. – №3-4-5. – с.18-21. На евразийском пространстве [Текст] : в Вене на заседании ОБСЕ выступил К.Токаев // Казахстанская правда. – 2002. – 14 сентября. Назарбаев, Н. «Создание Евразийского союза – не плод чьих-то фантазий, а выражение народной воли» [Текст] / Н.Назарбаев // Мысль. – 1995. – №1. – С.3.


Слайд 39

Назарбаев, Н.А. Региональная интеграция и евразийство [Текст]: выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на международной научно-практической конференции, состоявшейся в ЕНУ им.Л.Н.Гумилева // Мысль. – 2004. – №5. – С.20-22. Насанбаев, А. Евразийство – метафора большого явления [Текст] / А. Насанбаева, С. Колчигин // Мысль. -1997. – №10. – С.19-23. Нурпеисов, К.А. К евразийской идее [Текст] / К.А. Нурпеисов // Вестн. Евразийского ун-та . – 1997. – №1-2. – С.17-24. Нурсеитова, Т. Правовая стыковка:под Евразийскую интеграцию подводится юридическая база [Текст] / Т.Нурсеитова // Юридическая газета . – 2003. – №16-17. – С.1. Нысанбаев, А. Переходное общество в русле евразийской интеграции: к 10-летию Евразийской идеи Н.А.Назарбаева [Текст] / А.Нысанбаева // Казахстанская правда. – 2004. – 1 апреля. – С.3. Омаров, Ш. Евразийская идея в современной политике [Текст] /Ш. Омаров // Саясат. – 2003. - №5. – С.33-34. Отец Игорь, протоиерей «Мы смотрели не на Запад. А на Восток. Больше смотреть некуда» [Текст] / беседу велаЛ.Круглова // Костанайские новости. – 2004. – 7 октября. – с.8. Панарин, А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационые ответы [Текст] / А.С. Панарин // Вопросы философии. – 1994. - №12. – С.19-31. Панарин, А.С. Между атлантизмом и евразийством [Текст] / А.С. Панарин // Свободная мысль. – 1993. – №11. – С.2-15. Пархоменко, М. Ради мира в евразийском доме [Текст] : Международный симпозиум «Евразия на стыке веков»/ Казахстанская правда. – 2001. – 27 ноября. Пащенко, В.Я. Евразийству – 80 лет [Текст] / В.Я. Пащенко // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. – 2001. - №4. – С.3 – 19. Пряников, В. Идея, сближающая народы [Текст] / В.Пряников // Казахстанская правда. – 2004. – 3 апреля. – С.1-2. Рахматуллина, Г. Путь к евразийскому союзу [Текст] / Г. Рахматуллина // Казахстанская правда. – 2005. – 8 октября. – С.2. Резник, Ю.М. Евразийский выбор России (размышления по поводу геополитических фантазий З. Бжезинского) [Текст] / Ю.М. Резник // Личность. Культура. Общество. – 20001. – Т.3. – Вып. 3(9). – С.279-295. Ретивых А.В. Евразия как геополитическая категория и концептуальная идея Н.А.Назарбаева [Текст] / А.В. Ретивых // Саясат. – 2001. – №1. – С.6-9. Рязановский Н.В. Возникновение евразийства [Текст] / Н.В. Рязановский // Звезда. – 1995. – №2. – С.29-44. Саудабекова Э. Евразийство Гумилева и классическое русское евразийство [Текст] / Э. Саудабекова // Мысль. – 1997. - №8. – С.30-34. Тараканов А. Евразийство – это путь к высоким целям [Текст] / А.Тараканов // Казахстанская правда. – 2001. – 18 апреля. Философские беседы [Текст]: Евразийский союз государств / беседу вел В.Третьяков // Казахстанская правда. – 2003. – 15 апреля. – С.1-3.


Слайд 40

Евразийский календарь 1921г. - выход в свет первого коллективного сборника статей под общим названием «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения» который послужил началом утверждения евразийцев 1926г. – евразийцы выпустили работу обобщающего характера «Евразийство» 1931г. – в Париже вышел подводящий итоги десятилетия сборник «Тридцатые годы» 1932г. – была учреждена Евразийская организация, а чуть позже была предпринята попытка оформления ее в политическую партию. 1994г.(29 марта) – Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с инициативой о создании Евразийского союза государств 1996г. - основание Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева 2000г.(10 октября) – в столице Казахстана Астане подписан президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана договор об учреждении Евразийского экономического сообщества


Слайд 41

А.И.Лукьянов Мы и Европа, мы и Азия, Мы – сочетание начал. Судьбы такой своеобразие, Наверно, каждый замечал. Мы не разрознены на атомы, Воюя каждый за себя. Трудяги, пахари, солдаты мы – Один народ, одна семья. Мы не враги своеобразия, Но общность – общий наш удел. Наш грозный этнос – Евроазия – В многовековье поседел. Как реки, в нем сливались нации, Исконным верные гербам. И западной цивилизации Они совсем не по зубам. Комзолы лопались расшитые На мощном теле Русь-земли, И убирались прочь разбитые Псы-рыцари и короли. И отправляла латы ржавые Под обагренный кровью лед Община, слитая с державою, Держава, вросшая в народ. Себя не льщу ни в коем разе я, Что всепобедна наша рать, Но общность эта – Евроазия – Себя заставит уважать. 9.11.2002


Слайд 42

Составитель методист НБ Костанайского государственного педагогического института Миргородская О.Н.


×

HTML:





Ссылка: