'

Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности)

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности)


Слайд 1

Формулировка задания в демоверсии 2009 г. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.


Слайд 2

Вид работы с языковым материалом согласно спецификации: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.


Слайд 3

Проверяемые умения: оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения постав-ленных коммуникативных задач.


Слайд 4

Изобразительные средства Тропы Эпитет Сравнение (сравнительный оборот) Метафора (развернутая метафора) Метонимия Синекдоха Олицетворение Антитеза (противопоставление) Гипербола Литота Перифраза Оксюморон Ирония


Слайд 5

Фигуры речи Анафора Эпифора Синтаксический параллелизм Антитеза Градация Инверсия Эллипсис Риторический вопрос, восклицание, обращение Лексический повтор Многосоюзие Умолчание Парцелляция


Слайд 6

Лексические средства терминологическая лексика книжная лексика контекстные антонимы контекстные синонимы индивидуально-авторское слово просторечные слова устаревшие слова заимствованные слова диалектизмы фразеологизмы (фразеологический оборот, фразеоло-гическое сочетание)


Слайд 7

Грамматические средства превосходная степень прилагательного И др.


Слайд 8

Синтаксические средства восклицательные предложения разговорные синтаксические конструкции вопросно-ответная форма изложения диалог с читателем цитирование


Слайд 9

Текст 1 (1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора. (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.


Слайд 10

Текст 1 (1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации (метаф.)и пользующихся безграничной (эпитет) любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора (антонимы). (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (ритор.вопр.)(4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который (синтакс.паралл.) смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины (метаф.), которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит (обращ.),, причём он мыслит (лексич.повтор) по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти (антонимы), о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа (ряд однор.чл.).


Слайд 11

(8)Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написан­ное им с каждым годом звучит громче и громче. (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. (15)Поэт – это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.                                      (По Е. Винокурову)


Слайд 12

(8)Есенин – великий художник интуиции (метаф.), и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций (метаф.) – они подобны ослепительным вспышкам (сравн.), это чаще всего глубочайшие (эпитет) духовные прозрения (метаф.). (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет« (цитир.). (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды (лекс.повтор), и поэтому написан­ное им с каждым годом звучит громче и громче (лекс.повтор). (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски (эпитет) стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания (ряд однор.чл.,лекс.повтор). (15)Поэт – это сейсмограф, компас (сравн.). (16)Он передаёт колебания эпохи (метаф.), он философ, мы по нему определяем пути истории (метаф.) , силу подземных толчков (развернут.метаф.). (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации (метаф.).                                      (По Е. Винокурову)


Слайд 13

1. «Тропы, например, _____ (“«сладкий плод» учения” в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ (“формирование в нас личности, именно личности…” в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструк­ции, в частности _____ (“в отношении к людям, обществу, государству” в предложении 6), а также _____ (“погубив много жизни на разные забавы”, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложе­нии 15, делают речь автора эмоциональной и убедительной». (текст по А.Ф.Лосеву) метафора диалектизмы лексический повтор ряд однородных членов литота парцелляция просторечное слово цитирование риторическое обращение


Слайд 14

«Тропы, например, метафора (“«сладкий плод» учения” в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как лексический повтор (“формирование в нас личности, именно личности…” в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности, ряд однородных членов (“в отношении к людям, обществу, государству” в предложении 6), а также цитирование (“погубив много жизни на разные забавы”, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложении 15), делают речь автора эмоциональной и убедительной».


Слайд 15

2. (6) Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь… (11) Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12) Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что… (15) Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16) Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17) Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома. (18) Очень хорошо. (42) Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (В.Белов)


Слайд 16

«Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные_______ (предложение 15-16, 17-18), _______(предложения 11-12) и ______ («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предложении 6). Монолог героя, обращённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложениями, а в предложении 42 использован такой троп, как__________ («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине». олицетворение риторическое обращение лексические повторы парцелляция литота антонимы просторечное слово индивидуально-авторские слова риторические восклицания риторические вопросы


Слайд 17

«Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные лексические повторы (предложение 15-16, 17-18), парцелляция (предложения 11-12) и антонимы («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предло-жении 6). Монолог героя, обращённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложе-ниями, а в предложении 42 использован такой троп, как олицетворение («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине».


Слайд 18

3. (2) В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (10) В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. (14) Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. (15) Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. (16) Вся суть в том, куда направить движение механизма. (В.Тендряков)


Слайд 19

«Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как ________(предложение 14), употребляет в речи _____ («роскошь» - «нищета»). ________ (в предложениях 2 и 10), ______ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». 1) противопо-ставление 2) антонимы 3) фразеологизмы 4) ряды однородных членов 5) метафоры 6) сравнение 7) просторечное слово 8) поговорки 9) парцелляция 10) риторические восклицания


Слайд 20

«Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как противопоставление (предложение 14), употребляет в речи антонимы («роскошь» - «нищета»). Метафоры (в предложениях 2 и 10), просторечное слово («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме».


Слайд 21

4 (1) Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. (2) Из тех, что встречались в жизни. (3) Я ими восхищался. (4) Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5) Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (6) Может быть, особого дара? (7) Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств? (8) В детстве меня поразил один мальчик. (9) Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10) Он был так не похож на всех. (11) С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12) В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1 - 12. антитеза ряд однородных членов риторические вопросы синтаксический параллелизм развёрнутая метафора


Слайд 22

(1) Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди /однор.члены/. (2) Из тех, что встречались в жизни. (3) Я ими восхищался. (4) Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5) Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (6) Может быть, особого дара? (7) Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств? /риторич.вопросы/ (8) В детстве меня поразил один мальчик. (9) Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10) Он был так не похож на всех. (11) С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир /однор.члены, развернутая метафора/, точно боялся опоздать куда-то. (12) В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много /антитеза/.


Слайд 23

5. «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как _____ (например, «нарекут»), _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _____ (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени». сравнительный оборот литота фразеологическое сочетание устаревшие слова метафора парцелляция ряд однородных членов превосходная степень прилагательного терминологическая лексика


Слайд 24

«В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как устаревшие слова (например, «нарекут»), терминологическая лексика («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 фразеологическое сочетание «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. Ряд однородных членов (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».


Слайд 25

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого.


Слайд 26

А28 Какое утверждение соответствует содержанию текста? 1. Экипажи боевых кораблей всегда оказывали поддержку адмиралу Ушакову. 2. Фёдор Фёдорович Ушаков родился в центре России, на Тамбовщине. 3. Русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков создал одну уникальную непобедимую эскадру. 4. Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения.


Слайд 27

A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи пред-ставлен(-ы) в предложениях 12 – 14? рассуждение описание повествование повествование и описание


Слайд 28

A30 Укажите слово, которое использовано в тексте в переносном значении. потёртые (предложение 2) душно (предложение 3) блестящие (предложение 10) гавани (предложение 17)


Слайд 29

«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как -------- (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. --------- («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использова-нием такого синтаксического средства выразительности, как ------- («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. ------ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот ряд однородных членов фразеологизмы инверсия олицетворение парцелляция эпитеты литота вопросительные предложения


Слайд 30

«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как вопросительные предложения (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. Ряд однородных членов («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использова-нием такого синтаксического средства выразительности, как инверсия («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. Олицетворение (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».


Слайд 31

Текст (1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень. (11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха…


Слайд 32

(13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. (14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно угрюмо сели кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке. (По И. Новикову)


×

HTML:





Ссылка: