'

Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики». Корнеевец Е.В., ведущий специалист отдела нормативно-правового регулирования и кадровой политики Главного управления образования Курганской области


Слайд 1

«Мы живем в мире, в котором изоляция уже невозможна. Мы живем во время беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» «Декларация о роли религии в содействии культуре мира», принятая в Барселоне 18 декабря 1994 года, стр.1


Слайд 2

Директор одной американской школы вручал специальную памятку каждому учителю, который начинал работать в его школе. "Уважаемый учитель! Я один из немногих, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь. Мои глаза видели вещи, которые никто не должен видеть: - газовые камеры, построенные учеными инженерами; - людей, отравленных высокообразованными врачами; - грудных детей, убитых высококвалифицированными медсестрами; - женщин, сожженных выпускниками средних школ и университетов. Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными. Результатом ваших усилий не могут быть ученые подонки, высококвалифицированные психопаты, образованные Эйхманы.


Слайд 3

Важные положения «Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе» «Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения» «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний» «Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика» «Уважение и сотрудничество – основа образования» «Юмор и улыбка делают школу человечнее»


Слайд 4

Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.


Слайд 5

Культуроведческий подход в преподавании предметов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса.


Слайд 6

Культуроведческий подход направления реализации одна культура диалог культур полилог культур


Слайд 7

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.


Слайд 8

Структура культурного концепта Культурологическое содержание Предметное содержание эмоция экспрессия оценка Вербальные ассоциации Невербальные ассоциации- символы


Слайд 9

Методические приемы Построение ассоциативных рядов (направленный ассоциативный эксперимент). Создание «портрета» слова (информационной карты слова).


Слайд 10

«Портрет» слова слово Слова-друзья Слова-враги ассоциации афоризмы, пословицы словосочетания предложения, фрагменты текста


Слайд 11

Работа с понятиями Толерантность -от англ., фр. tolerance-терпимость, лат. tolerantia-терпение - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. К.М. Хоруженко Культурология. Энциклопедический словарь. Феникс. Р-н-Д.1997 -терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. Одна из базовых ценностей демократии. В то же время не тождественна безразличию, не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.). Отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан Введение в политологию. Словарь-справочник под ред. Пугачева В.П. Аспект-Пресс. М. 1996


Слайд 12

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Ближайшие синонимы: терпимость уважение к чужому мнению лояльность


Слайд 13

Критерии толерантности:   Равноправие (равный доступ к социальным благам,к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);


Слайд 14

2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.); 3.Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;


Слайд 15

4.  Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; 5.  Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;


Слайд 16

6.  Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; 7.  Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; 8. Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;


Слайд 17

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.


Слайд 18

«Основы религиозных культур и светской этики» Понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы – не только словесные, но визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.


Слайд 19

«Основы религиозных культур и светской этики» Чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.


Слайд 20

«Основы религиозных культур и светской этики» Основными видами чтения являются: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка, например, художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста;


Слайд 21

«Основы религиозных культур и светской этики» рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений: умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов; сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы специального текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.


Слайд 22

«Основы религиозных культур и светской этики» «Чтение-погружение». Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи.


Слайд 23

«Основы религиозных культур и светской этики» Из Ветхого Завета: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».


Слайд 24

«Основы религиозных культур и светской этики» Из Евангелия. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как Иисус совершил последнюю вечерю (ужин) со своими самыми близкими учениками: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В память об этом событии христиане совершают священнодействие, которое называется Евхаристией (благодарением).


Слайд 25

«Основы религиозных культур и светской этики» Из Корана: «Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!»


Слайд 26

«Основы религиозных культур и светской этики» Аналитическое чтение Например, модуль «Основы мировых религиозных культур»; урок 5 «Возникновение религий. Религии мира и их основатели». Перед чтением текста учебника задать вопрос: «Как вы думаете, будут ли в чем-то совпадать учения Иисуса, Мухаммада и Будды?» Можно дать детям заранее прочитать завязку какого-либо сюжета и попросить их высказать предположения по поводу того, как будут развиваться события дальше.


Слайд 27

Притча Функции притчи Функция зеркала Функция модели Функция опосредования Функция хранения опыта Схема анализа притчи Ключевые слова Ключевые образы Основные понятия Символы Смысл - вывод


Слайд 28

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств». В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.


Слайд 29

Шли однажды вместе раввин и мыловар. -Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: - Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? -Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться. -Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!


Слайд 30

Задания по работе с притчами А. Постановка вопросов. Б. Ответы на поставленные вопросы. В. Выделение основных мыслей и ключевых понятий. Г. Иллюстрация и окончание. Д. Схема.


Слайд 31

«Основы религиозных культур и светской этики» Словарная работа с текстом Урок 7 ( Модуль «Основы мировых религий») Священные книги. Тора, Библия, Коран Вы узнаете Что такое Библия и из чего она состоит. Что священная книга мусульман называется Коран. Основные понятия Тора. Библия. Коран. Пророки. (Дополнительно выделяем в тексте: Танах, Новый Завет, Ветхий Завет, мессия, Благая весть, апостол, деяния, община, богодухновенный, апокалипсис (это только из первой части главы!)


Слайд 32

«Основы религиозных культур и светской этики» Словарная работа с текстом Урок 7 ( Модуль «Основы мировых религий») Задания: разделить на две группы и объяснить основание для группировки; Танах, Новый Завет, Ветхий Завет, мессия, Благая весть, апостол, деяния, община, богодухновенный, апокалипсис используя слова как опорные (этом случае все слова должны быть перед глазами у детей), рассказать об одной из священных книг; исключить «лишнее» слово, составив несколько таких рядов. Например: Ветхий Завет, Тора, Евангелие, Танах; Ветхий Завет, апокалипсис, Евангелие, апостол.


Слайд 33

«Основы религиозных культур и светской этики» , есть Продолжить цепочку слов: а)Масленица, Троица...; б)Талмуд, Коран…


Слайд 34

Иллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство. Выполняется пером, карандашом, акварелью, тушью, в технике гравюры, литографии и пр., помогает читателю испытать наслаждение от книги. Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров, 2) изображение, сопровождающее и дополняющее тест. (БСЭ) Иллюстрация – 1) изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст; 2) пример, поясняющий что-либо для наглядного и убедительного объяснения. (Словарь иностранных слов). Иллюстрация – неподвижное реалистическое изображение объекта, основная дидактическая функция которого – формирование наглядных представлений. В обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов (портрет исторического лица, события, природного явления) (Педагогический словарь).


Слайд 35


Слайд 36


Слайд 37


Слайд 38


Слайд 39


Слайд 40

Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: