'

Художественная литература и публицистика

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Художественная литература и публицистика Кто-то сказал: новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Не плохой, не хороший, просто никакой. Но вот вопрос: откуда беруться подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, вот в чем дело. Человек сам формирует свою личность, потому что он - человек... А.Лиханов


Слайд 1

Альберт Анатольевич Лиханов ...Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове, сейчас - Вятке, что стоит на реке Вятке, а «вятские» всегда имели свое отличие, мастеровитость, конечно, и любили посмеяться над самими же собой, а когда над собой не боятся шутки шутить - это признак здоровья. Отец его, Анатолий Николаевич, был внуком полковника из обедневших дворян, сам уже слесарь. Мама - Милица Алексеевна - медицинский лаборант. В книгах Лиханова большое место занимает бабушка, ее прообразом стала Мария Васильевна Созонова, мамина мать, впрочем, роль семьи хорошо прописана в документальной, хотя и не вполне, повести «Родительская суббота». Как нетрудно сосчитать - на раннее детство будущего писателя легла тень войны, и те четыре года в конечном счете обернутся писательским основанием Альберта Лиханова... Дилогия: * Русские мальчики. Повесть * Мужская школа. Повесть Семейные обстоятельства: * Чистые камушки. (1967) Повесть * Лабиринт. (1969) Мальчишечий роман * Обман. (1973) Повесть * Солнечное затмение. (1977) Повесть Цикл о военном детстве: * Последние холода. (1984) Повесть * Детская библиотека. (1985) Повесть * Крутые горы. (1971) Повесть * Музыка. (1968) Повесть * Деревянные кони. (1971) Повесть * Магазин ненаглядных пособий. (1983) Повесть * Кикимора. (1983) Повесть Разное: * Благие намерения. (1980) Повесть * Вам письмо. (1966) Повесть * Времена жизни. (1978) * Высшая мера. (1982) Повесть * Голгофа. (1979) Повесть * Драматическая педагогика. (1983) Очерки * Звезды в сентябре.(1966) Повесть * Теплый дождь. (1968) Повесть * Каждый год, в сентябре. (1975) Рассказ * Конспект судьбы. (1976) * Мой генерал. (1973-74) Роман для детей * Невинные тайны. Повесть * Никто. (1999) Повесть * Осенняя ярмарка. (1971) Рассказ * Паводок. (1972) Повесть * Родительская суббота. Повесть * Смерть учителя. (1971) Рассказ * Сын России. (1981) * Уже не дети, еще не взрослые. (1979) Литература: * Алексин А. Мужество правды. * Мотяшов И. Восхождение к себе. * Стрелкова И. Увидеть все - и понять.


Слайд 2

Биография До войны публиковался в газетах «Пионерская правда» и «Комсомольская правда». В начале второй мировой войны 17-летний Алексин был эвакуирован на Урал, где работал ответственным редактором газеты «Крепость обороны» на строительстве Уральского алюминиевого завода (крупного оборонного объекта). В 1950 окончил Московский институт востоковедения. Первый сборник повестей «Тридцать один день» (1950). Секретарь Союза писателей РСФСР (1970—1989), член редколлегии журнала «Юность». С 1993, приехав по приглашению И. Рабина, живёт и работает в Израиле. Алексин Анатолий Георгиевич Награды и звания Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1982). Премия Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма «Право быть ребенком»). Государственная премия РСФСР (1974, за пьесы, поставленные Центральным детским театром). Государственная премия СССР (1978, за повести «Действующие лица и исполнители», «Позавчера и послезавтра», «Третий в пятом ряду», «„Безумная Евдокия“»). Лауреат премии Федерации Союза писателей государства Израиль и премии «Сострадание».


Слайд 3

Библиография Повести Раздел имущества(1978) Записки Эльвиры (1956) Саша и Шура (1956) Необычайные похождения Севы Котлова (1958) Говорит седьмой этаж (1959) Коля пишет Оле, Оля пишет Коле (1965) А тем временем где-то (1967) Мой брат играет на кларнете (1968) Поздний ребёнок (1968) В стране вечных каникул (1970) Звоните и приезжайте! (Про нашу семью) (1970) Действующие лица и исполнители (1972) Позавчера и послезавтра (Чехарда) (1974) Третий в пятом ряду (1975) Безумная Евдокия (1976) В тылу как в тылу (1976) Сердечная недостаточность (1979) Дневник жениха (1980) Домашний совет (1980) Ивашов (1980) Здоровые и больные (1982) Поздний ребёнок (1983) Запомни его лицо (1985) Сигнальщики и горнисты (1985) Дым без огня (1985) Дима, Тима и так далее (И Екатерина Ильинична…)(1986) Добрый гений (1987) Игрушка (Ночной обыск) (1989) Диагноз (1996) Смешилка (1996) Если бы их было двое… (1997) Не родись красивой… (1999) Плоды воспитания (1999) Виссарион (2000) Смешилка — это я! (2006) Обгон (2007) Шаги (2007) Ты ещё помнишь? (2007) Рассказы 1950 — «За горами Гималаями», «Кружок требует» 1951 — «Маленькая Лайма», «Два портрета», «Светлая дорога» 1952 — «Два подарка», «Идут дожди» 1954 — «После дождя», «Неправда», «Новый адрес», «Важный звонок» 1955 — «Мимозы», «На Камчатке», «Счастливая жена», «Письмо бывшему другу», «Первый день» 1956 — «Про Маринку» («Про сестренку»), «Все, как один!» 1957 — «Два почерка», «Письма и телеграммы», «Мама уехала», «Главный жилец», «В полночь» 1958 — «В зимний вечер» 1959 — «Поезд приходит в полночь» 1960 — «Валерик проходит литературу», «Три мушкетёра в одном купе», «Бабочка» 1961 — «Вам письмо», «Валерик задает вопросы», «Любовная записка», «Я его узнала», «Бумажный кораблик» 1962 — «Солнечный рисунок», «При всём при том», «Мой старший брат» 1964 — «Почта. Телеграф. Телефон» («Ты меня слышишь?»), «Подумаешь, птицы!..» 1966— «Я ничего не сказал», «Ночь перед свадьбой» 1969 — «Самый счастливый день», «Не моё дело», «Дальний родственник» 1970 — «Двадцать девятое февраля», «Как ваше здоровье?» 1972 — «Яблоня во дворе» («Егоров»), «За что любят?» («Взрослый вечер»), «Домашнее сочинение» 1973 — «Сестра» 1985 — «Актриса» 1993 — «Юлька», «Фека», «Заброшенный памятник» («Иероглифы»), «Гарант» («Дело было в Тель-Авиве») 1994 — «Холостяк» («Белый яд»), «Прости меня…», «Смех сквозь слёзы или слёзы сквозь смех», «Скрипач под землей» 1995 — «Мертвое море» 1996 — «Рентген» («Диагноз»), «Никто не хотел умирать…», «Счастливые часов не наблюдают…», «Отец и дети» 1997 — «Виктория», «О’ кей!» 1998 — «Сволочи», «А подать сюда Кабачковского!», «Игрун», «Эпидемия» 1999 — «Страдания молодого Виктора», «Сходи на дорожку…», «Чужой человек», "Торт «Кутузов», «Избавление» 2000 — «Гриша, вернись!» 2001— «Советник по безопасности», «Нож в спину» («Непослушная девчонка») 2002 — «Лимузин тронулся…», «Автоответчик» из дневника матери, «Амплуа» 2003 — «Не в прямом эфире…», «В вихре бала» («Средь шумного бала») 2004 — «Чёртово колесо» 2007 — «Откровение свахи», «Охранник» 2008 — «Смотри мне в глаза»


Слайд 4

Родился в селе Орлово ныне Воронежской области. Отец — машинист, мать — крестьянка. Окончив среднюю школу, работал пионервожатым, шофером, киномехаником, фотографом, сотрудником воронежской областной газеты «Молодой коммунар», в которой и начал свой творческий путь журналиста. С 1956 года В. Песков — фотокорреспондент и очеркист «Комсомольской правды». Очерки Пескова проникнуты большой любовью к советским людям и русской природе, и составят затем большую часть написанных им книг. Первая книга В. М. Пескова — «Записки фоторепортёра» вышла в 1960 г. В 1963 г. печатается его книга «Шаги по росе», а в 1964 г. становится лауреатом Ленинской премии, которая была ему присуждена за эту книгу. В. М. Песков — один из авторов книги документальных очерков о космонавтах «Ждите нас, звезды» (1963). В 1965 г. — «Белые сны», рассказывающая о суровой природе Антарктики, о советских учёных — исследователях Антарктиды; в 1967 г. — «Край света». В 1991 г. выходит его сборник очерков «Странствия», в которой читатель вместе с автором побывает в заповедниках Восточной Африки, проедет двадцать пять тысяч километров по дорогам США, увидит сельские пейзажи Венгрии, Швейцарские Альпы, норвежские озера и фьорды, Антарктиду. В очерках и лирических миниатюрах Пескова перед нами предстают советские люди, картины их жизни и созидательного труда на разных широтах и меридианах нашей страны. Произведения В. М. Пескова отличаются лиризмом, глубоким проникновением в духовный мир советского человека, поэтично раскрывают красоту родной земли. Василий Михайлович Песков Род деятельности: Журналист, телеведущий, путешественник Дата рождения: 14 марта 1930) (79 лет) Место рождения: СССР Орлово, Центрально-Чернозёмная область Гражданство: Россия   Награды и премии: Список произведений «Шаги по росе» (1963) Книга очерков «Записки фоторепортёра» (1960) Книга «В гостях у Шолохова» «Ждите нас, звезды» (1963) Книга докум. очерков «Белые сны» (1965) Книга «Он был разведчиком» (1966) «Край света» (1967) Книга «Ржаная песня» (1971) «Речка моего детства» (1978) Книга очерков «Просёлки» (1988) Книга очерков «Таёжный тупик» (1990) Докум. повесть о семье староверов Лыковых «Странствия» (1991) Книга очерков «Плата за выстрел» Василий Михайлович Песков


Слайд 5

Родился в артистической семье. Дед — Николай Николаевич Голованов — переводчик «Божественной комедии» Данте Алигьери с итальянского на русский язык. Отец, Кирилл Николаевич Голованов был основателем и первым директором Московского передвижного театра драмы и комедии (Театр Транспорта, ныне Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя), работал в управлении театров Комитета по делам искусств при СНК РСФСР, был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать Анфиса Васильевна Голованова (урожденная Козлова) под псевдонимом Андреева была ведущей актрисой Театра Транспорта. В 1941 с семьёй эвакуирован в Омск, в 1943 вернулся в Москву. 1950 — закончил среднюю школу в Москве. 1956 — закончил ракетный факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана. Дипломный проект на тему «Расчёт ЖРД (жидкостного ракетного двигателя) с тягой в 100 тонн» выполнил под руководством А. П. Ваничева. По распределению направлен в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но был определён в лабораторию Г. И. Петрова не по своей специальности, что послужило причиной поиска других направлений деятельности. февраль 1958 — отобран из ряда кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук газеты «Комсомольская правда», с которой связана вся его будущая журналистская и писательская деятельность. с 1960 — заведующий отделом информации с 1963 — разъездной корреспондент с 1966 — член редколлегии газеты с 1968 — обозреватель газеты Более 10 лет был специальным корреспондентом газеты на космодроме «Байконур» и в Центре управления полётами. Космическая программа В июле-августе 1965 проходил медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР в рамках подготовки полёта в космос журналиста (в группе совместно с Ю. Летуновым из «Всесоюзного радио» и полковником М. Ребровым из газеты «Красная звезда»), однако программа была свёрнута. При подготовке полёта японского журналиста Тоёхиро Акияма в 1989 Голованов активно выступал за приоритетность полёта советского журналиста в космос, но не получил положительного заключения по результатам медико-биологических исследований. Награды орден «Знак Почёта» (1975) заслуженный работник культуры РСФСР (1982) памятные медали в честь К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, М. В. Келдыша, ГДЛ-ОКБ, Н. А. Пилюгина, В. П. Макеева. 1967 — премия Союза журналистов РСФСР «Золотое перо России» за цикл материалов, посвящённых исследованию космического пространства 2001 — премия Союза журналистов РФ «Золотое перо России» за цикл «Заметки вашего современника». Голованов Ярослав Кириллович


Слайд 6

Гранин Даниил Александрович Биография Родился в семье лесника. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушёл на фронт и воевал до конца войны в танковых войсках. Член КПСС с 1942 года. С 1946 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. Избирался народным депутатом СССР (1989—1991). Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».


Слайд 7

Библиография 1949 «Победа инженера Корсакова» (повесть о превосходстве СССР над США) 1954 «Искатели» (роман) 1956 «Собственное мнение» (повесть-притча о двуличии советского технократа) 1958 «После свадьбы» (роман) 1962 «Иду на грозу» (роман) 1969 «Кто-то должен» (повесть) (об ученых, о моральном выборе) 1970 «Прекрасная Ута» (произведение, вольно сочетающее размышления и автобиографические заметки) 1972 «Сад камней» (сборник) 1974 «Эта странная жизнь» (документальная биографическая повесть об А. А. Любищеве) 1975 «Однофамилец» (повесть, герой которой, инженер, встречает некоего молодого человека — будто бы самого себя, но в юности, когда он подвергался несправедливой критике) 1976 «Клавдия Вилор» (документальная, Государственная премия СССР) 1977—1981 «Блокадная книга» (документальная, хроники блокадной эпопеи Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем, издана в 1982) «Плохо отношусь к Д. Гранину, точнее к тому, что он говорит и пишет о блокаде. Это всё неправильно, необъективно. Что бы он ни говорил, его мысли склоняются к тому, что „город надо было сдать“, а это вообще неправильная постановка вопроса. Если бы мы его сдали, от него бы ничего не осталось, жертвы были бы страшнее блокадных… Руководители страны, включая Жданова, делали всё, чтобы спасти Ленинград» (Григорий Романов). 1980 «Картина» (роман) 1987 «Зубр» (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском) 1990 «Наш дорогой Роман Авдеевич» (сатира на Григория Романова) 1990 «Неизвестный человек» 1994 «Бегство в Россию» (шпионский роман) Любопытные факты В декабре 2008 с высказыванием «Владимир Владимирович! Очень хорошо, что вы родились!» занял двадцатое почетное место в рейтинге самых лестных высказываний в адрес власти по итогом конкурса газеты Коммерсантъ Власть «Лизость к телу-2008». Однако цитируемое таким образом высказывание — это неполная и полностью искажающая смысл цитата. Подлинный текст выглядит следующим образом (стенограмма беседы В. В. Путина в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов): · Зубр · Иду на грозу · Месяц вверх ногами · Эта странная жизнь · Сад Камней · Картина · Неизвестный человек · Прекрасная Ута · Пленные · Клавдия Вилор · Наш комбат · Ты взвешен на весах... · Дом на Фонтанке · Запретная глава · Дождь в чужом городе · Чужой дневник · Еще заметен след · Молодая война · Искатели · Автобиография


Слайд 8

Колесов Владимир Викторович Биография: Колесов Владимир Викторович, род. в 1934 г., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка. В Университете с 1952 г. Специалист по теоретической, исторической и практической русистике, языкознанию, истории лингвистике, русской филологии. Зав.кафедрой русского языка (1978-2006), председатель специализированного Ученого совета по защитам докторских диссертаций по специальностям»русский язык», «славянские языки». Член Ученого Совета СПбГУ (с 1995). Академик Академии гуманитарных наук, действительный член Петровской АН, действительный член Русского географического общества, член Совета по филологическим наукам Минвуза СССР (в течение ряда лет). Лауреат университетских премий  «За лучшую научную работу» (1974, 1988, 1999, 2002, 2005), «За высокое педагогическое мастерство».  Заслуженный деятель науки Российской Федерации; почетный доктор Сегедского университета (Венгрия), Орденоносец.             НАГРАДЫ: медали «Ветеран труда», «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Области знаний Историк русского языка, культуры и филологии: фонология и акцентология, историческая грамматика и стилистика, лексикология и лексикография, философия языка, культура языка и история языкознания; читает университетские курсы (с 1960 г.) по истории языка, сравнительной грамматике, философии языка и ментальности, исторической стилистике, лингвистической герменевтике, риторике и культуре речи (прагматике).


Слайд 9

Монографии Автор более пятисот работ разного жанра, в числе которых монографии: История русского ударения (Л.,1972) Очерки по русской исторической акцентологии (1978) Введение в историческую фонологию (ч.1 — 1973, ч.2 — 1982) Историческая фонетика русского языка (М.,1980) Л. В. Щерба (М., 1987) Мир человека в слове Древней Руси (Л., 1986) Древнерусский литературный язык (Л.,1988) История русского языка в рассказах (3 издания: М., 1976; 1982; 1994) Культура речи — культура поведения (Л.,1988) Язык города (М.,1991) Русская речь, вчера, сегодня, завтра (СПб.,1998) Древняя Русь: наследие в слове (в пяти томах, Мир человека СПб., 2000, Добро и зло — 2001, Бытие и быт ?2001, Мудрость слова и Литературный язык) Наиболее значительные и актуальные статьи публикуются в сборниках: Жизнь происходит от слова…" (СПб., 2001), Слово и дело (СПб., 2001), Философия русского слова (СПб., 2001), История русского языкознания. Издавал древнерусские тексты, описывал и исследовал их в книгах: Мудрое слово Древней Руси (М., 1989) Домострой (три различные версии текстов: М. , 1990; 1991; 1994 «Литературные памятники») Жизнь и житие Сергия Радонежского (М., 1991), а также многочисленные тексты в «Памятниках литературы Древней Руси» и в «Библиотеке литературы Древней Руси». Редактировал и издавал сборники трудов и межвузовские сборники. Редактор-составитель Словаря русской ментальности и Словаря к произведениям Кирилла Туровского, которые готовятся к изданию.


Слайд 10

Васильев Борис Львович Биография Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной Армии, мать — из известной семьи народников. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В 2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны  СССР >


Слайд 11

Библиография А зори здесь тихие. (1969) Повесть Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Роман Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979) Вы чье, старичье? (1982) Рассказ Глухомань. (2001) Роман Длинный день. (1960) Сценарий к фильму Дом, который построил Дед. (1991) Завтра была война. (1984) Повесть И был вечер, и было утро. (1987) Иванов катер. (1957) Повесть Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда. (1998) Князь Ярослав и его сыновья. (1997) Ист. роман Летят мои кони. (1982) Не стреляйте в белых лебедей. (1973) Роман Неопалимая купина. (1986) Рассказ Жила-была Клавочка. (1986) повесть Очередь. (рассказ) Очередной рейс. (1958) Сценарий к фильму Самый последний день. (1970) Стучите и откроется. (1955) Пьеса Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса Утоли моя печали. (1997) Экспонат № Скобелев, или Есть только миг… () Ист. роман - по хронологии и героям является ответвлением от романа "Были и небыли". Экранизации «Очередной рейс» (1958) «Длинный день» (1961) «След в океане» (1964) «Королевская регата» (1966) «На пути в Берлин» (1969) «Офицеры» (1971) «А зори здесь тихие» (1972) «Самый последний день» (1972) «Иванов катер» (1972) «Аты-баты, шли солдаты…» (1976) «Не стреляйте в белых лебедей» (1980) «Вы чьё, старичьё?» (1982) «Подсудимый» (1985) «По зову сердца» (1986) «Наездники» (1987) «Завтра была война» (1987) «Вы чьё, старичьё?» (1988) «Я — русский солдат» (1995). «А зори здесь тихие» — телесериал, КНР, 2005 Критика Баранов В. Развитие или хождение по кругу? (1973) Блажнова Т. Внуки разберутся: [К выходу книги Бориса Васильева «Вещий Олег»]. (1997) Борисова И. Напоминание. (1969) Воронов В. Серьезный дебют. (1970) Дедков И. Сказание о Егоре Бедоносце. (1973) Дементьев А. Военная проза Бориса Васильева. (1983) Ковский В. Живая жизнь романа. (1977) Латынина А. Частный человек в истории. (1978) Левин Ф. Четверть века назад. (1970) Полотовская И. Л. В списках значится: Васильев Б. Л. (Жизнеописание. Библиография. Сценография) // Библиография. — 2005. — № 2. — C. 75—88 Уварова Л. Сила доброты. (1973) Юдин В. Если в разведку — то с ним!: О творческом пути писателя Бориса Васильева. (1985)


Слайд 12

Кривин Феликс Давидович Биография Родился 11 июня 1928 года в городе Мариуполь. В 1933 году семья переехала в Одессу. В 1945 году после эвакуации приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства; ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу. В 1951 году окончил Киевский педагогический институт. В 1951—1954 — работал учителем в Мариуполе, там же женился. В 1954—1955 — жил в Киеве. В 1955 году переехал в Ужгород. Работал редактором Закарпатского областного издательства. В 1962 году был принят в Союз писателей Украины. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде — «Карманная школа». В 1990 году — лауреат республиканской премии имени В. Г. Короленко. В 1998 году — выехал на постоянное место жительства в Израиль, проживает в Беер-Шеве. Феликс Кривин — автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 2001 году в Москве, в издательстве «ЭКСМО-Пресс», в серии «Антология сатиры и юмора» (том 18) вышла книга «Феликс Кривин» (670 страниц). В 2006 году — лауреат независимой литературной «Русской премии» Подкарпатской Руси.


Слайд 13

Из библиографического списка «Полусказки» — Ужгород: Карпаты, 1964. «Божественные истории» — М.: Политиздат, 1966. «Учёные сказки» — Ужгород: Карпаты, 1967. «Несерьёзные Архимеды» — М.: Молодая гвардия, 1971. «Подражание театру» — Ужгород: Карпаты, 1971. «Гиацинтовые острова» — М.: Советский писатель, 1978. «Слабые мира сего» — М.: Правда, 1979 (Библиотечка «Крокодила»). «Принцесса грамматика или потомки древнего глагола» — Ужгород: Карпаты, 1981. «Миллион лет до любви» — Ужгород: Карпаты, 1985. «Изобретатель вечности» — М.: Советский писатель, 1985. «Круги на песке» — Ужгород: Карпаты, 1985. «Хвост павлина» — Ужгород: Карпаты, 1988. «Я угнал машину времени» — Ужгород: Карпаты, 1992. «Завтрашние сказки» — Ужгород: Карпаты, 1992. «Всемирная история в анекдотах» — Ужгород: Бокор, 1993. «Плач по царю Ироду» — Ужгород: Карпаты. «Тюрьма имени свободы» — Ужгород: ПИК «Патент», 1995. «Дистрофики» — Ужгород: ТО «Падіюн», 1996. «Брызги действительности» — Ужгород: Аудиотех, 1996. «Полусказки и другие истории» — Ужгород: Аудиотех, 1997. «Избранное» — Тель-Авив: Библиотека «Ивруса», 1999. «Избранное» Антология сатиры и юмора России XX века, том 18 — «Эксмо-Пресс», 2001.


Слайд 14

Российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. Родился 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1906 в Петербурге, в семье инженера. 1923 - окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. 1928 - окончил Ленинградский университет, защитив два диплома - по романо-германской и славяно-русской филологии. В 1928 - 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931 - 1932 находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден как "ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР". 1934 - 1938 работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР. Обратил на себя внимание при редактировании книги А.А. Шахматова "Обозрение русских летописных сводов" и был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы в Ленинградского института русской литературы (Пушкинский дом), где с 1938 вел научную работу, с 1954 руководил сектором древнерусской литературы. 1941 - защитил кандидатскую диссертацию "Новгородские летописные своды XII века". В осажденном фашистами Ленинграде Лихачев, в соавторстве с археологом М.А. Тиановой, написал брошюру "Оборона древнерусских городов", которая появилась в блокадном 1942. В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв.". 1946-1953 - профессор ЛГУ. 1953 - член-корреспондент АН СССР, 1970 - академик АН СССР, 1991 - академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970). 1986 - 1991 - председатель правления Советского фонда культуры, 1991 - 1993 - председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969). 1986 - Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998). Среди произведений - "Национальное самосознание Древней Руси" (1945), "Русские летописи и их культурно-историческое значение" (1947), "Повесть временных лет" (1950, ч. 1,2), "Возникновение русской литературы" (1952), "Cлово о полку Игореве. Историко-литературный очерк" (1955, 2 издание), "Человек в литературе Древней Руси", (1958, 2 издание 1970), "Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России" (1958), "Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого" (1962), "Текстология. На материале русской литературы Х - XVII вв." (1962), "Поэтика древнерусской литературы" (1967, 2 издание 1971), "Художественное наследие Древней Руси и современность" (1971, совместно с В.Д. Лихачевой), "Развитие русской литературы X - XVII вв. Эпохи и стили"(1973), "Заметки о русском" (1981), "Прошлое - будущему" (1985). Рождение:15 (28) ноября 1906) Санкт-Петербург, Российская империя Смерть:30 сентября 1999) Санкт-Петербург, Россия Похоронен:на кладбище Комарово  Награды: Лихачёв Дмитрий Сергеевич


Слайд 15

Юрий Маркович Нагибин Юрий Маркович Нагибин - прозаик, журналист. Родился в Москве, у Чистых прудов, в семье служащего. В 8 лет, после развода родителей, остался с матерью, которой "обязан основополагающими качествами своей человеческой и творческой личности". В литературном обучении обязан своему отчиму, писателю. Нагибин не сразу нашел себя, свое призвание. В юности увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об увиденном и услышанном легко и с юмором. Однажды будущий писатель сделал попытку написать рассказ, который оказался неудачным, но сам процесс писания захватил юношу. Однако после окончания школы он поступил в медицинский институт (исполняя желание матери), но остается в вузе только до конца первой сессии. В это время во ВГИКе открывается прием на сценарный факультет, куда Нагибин проходит. Учеба дается ему легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей - сколько угодно. В 1940 был напечатан его первый рассказ. Закончить ВГИК не удалось - началась война. Ушел на фронт. Знание немецкого языка решило его судьбу - он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы. В ноябре 1942 был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете "Труд". Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. В 1943 выпустил сборник прозаических произведений "Человек с фронта". Приняли в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники "Большое сердце", "Две силы" и др. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставляя работать над прозой: рассказы "Трубка", "Зимний дуб" были очень популярны. Середина 1950-х была очень плодотворной: один за другим выходят сборники рассказов "Человек и дорога", "Чистые пруды", "Далекое и близкое", "Ранней весной". Однажды по приглашению своего друга едет в Мещеру на утиную охоту, и мещерская тема входит в его жизнь и творчество. Написаны сборники рассказов: "Погоня. Мещерские были" (1963), "Зеленая птица с красной головой" (1966). В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о "великих" (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.). Много сил Нагибин отдает кино, написав сценарии таких известных фильмов, как "Председатель", "Директор", "Красная палатка", "Чайковский", "Ночной гость" и др. Работая и для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, И.Анненскою, А.Голубкиной. Работал Нагибин до конца дней своих. Уже после его смерти вышла автобиографическая проза писателя - "Тьма в конце туннеля"; "Моя золотая теща". Умер в Москве 17 апреля 1994. Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство:         СССР         Россия (17 июня 1994) (74 года) Москва Москва 3 апреля 1920


Слайд 16

Паустовский Константин Георгиевич Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: "Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе". Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин. Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни". По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916-1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков - судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, - впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.


Слайд 17

Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и "жил напряженной жизнью газетных редакций". Но вскоре писателя вновь "завертело": он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей - И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию. В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников "На вахте", с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В.Катаев и др. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок "по горячим следам", описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932). История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани. После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.


Слайд 18

Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями - А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: "Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут" (речь идет о рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной "эмиграции", творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы "оттепели" активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей - Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др. В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959-1960), Книга скитаний (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др. В 65-м году путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и в самый последний момент вручить ее Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в "нобелевской" серии однотомники К. Паустовского. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", - Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.


Слайд 19

Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".


Слайд 20

Распутин Валентин Григорьевич Валенти?н Григо?рьевич Распу?тин (род. 15 марта 1937, село Усть-Уда, Иркутская область) — русский прозаик, представитель т. н. «деревенской прозы». Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1972). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961). Экранизации 1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова 1978 — «Уроки французского», реж. Евгени Ташков 1980 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов 1980 — «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов 1981 — «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская 2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин


Слайд 21

Общественно-политическая деятельность С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Распутин занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». 2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось: «В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище — многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России». Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение. В 1989-90 — Народный депутат Верховного Совета СССР. Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-91 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил: «Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали». В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».


Слайд 22

Солоухин Владимир Алексеевич Биография Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино (ныне в Собинском районе) Владимирской области в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв». После службы в армии (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958—1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник». На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в обсуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»), осуждая автора с официозных коммунистических позиций и требуя его высылки за границу. В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывается как русский патриот, указывает на необходимость сохранения национальных традиций, размышляет о путях развития русского искусства. Публичные выступления В. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций монархизма и идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Однако, выступая на эту тему уже после 1991 года и продолжая осуждать Ленина и его соратников-большевиков, Солоухин при этом всячески одобрял последующую роль Сталина в деле возрождения близкой ему по духу традиционной имперско-самодержавной России.[источник не указан 132 дня] Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована нашумевшая автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX-го века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение. Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, Дружбы народов, государственными и общественными премиями. По политическим взглядам Солоухин последние тридцать лет жизни являлся монархистом. Умер 4 апреля 1997 года в Москве. Похоронен в родном селе Алепино. Владимир Солоухин Дата рождения:14 июня 1924) Место рождения:с. Алепино Ставровского района Владимирской области Дата смерти:4 апреля 1997) (72 года) Место смерти:Москва Род деятельности:писатель, поэт


Слайд 23

Произведения Поэзия: Дождь в степи (1953) Разрыв-трава (1956) Журавлиха (1959) Колодец (1959) Как выпить солнце (1961) Имеющий в руках цветы (1962) Жить на земле (1965) С лирических позиций (1965) Не прячьтесь от дождя (1967) Аргумент (1972) Разрыв-трава (1972) Седина (1977) Проза Рождение Зернограда (1955) Золотое дно (1956) Владимирские просёлки (1957) Терновник (1959) Капля росы (1960) Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963) Мать-мачеха (1964) Письма из Русского музея (1966) Третья охота (1967) Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1969) Трава (1972) Прекрасная Адыгене (1973) Олепинские пруды (1973) Посещение 3ванки(1975) Приговор (1975) Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издана в 1995) Слово живое и мёртвое (1976) Камешки на ладони (1977) Время собирать камни (1980) Продолжение времени (1982) Смех за левым плечом (1989) Древо (1991) При свете дня (1992) Солёное озеро (1994) Чаша (1998, опубликованы посмертно)


Слайд 24

Искандер Фазиль Абдулович Биография и очерк творчества Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 г. отец писателя был депортирован из СССР. Воспитывался родственниками матери в селе Чегем. Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После 3 лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году. Работал журналистом в Курске и Брянске. В 1955 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуме в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Известность к писателю пришла в 1966 г. после публикации повести «Созвездие Козлотура». Автор романов «Сандро из Чегема», «Человек и его окрестности»; повестей: «Стоянка человека», «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Софичка» и других произведений. Сюжет многих из его произведений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Искандер-прозаик отличается богатством воображения. Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности. — Вольфганг Казак В 1979 году участвовал в создании альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». В настоящее время живет в Москве.


Слайд 25

Сочинения Стихи Горные тропы. Стихи, 1957 Доброта земли. Стихи, 1959 Зеленый дождь. Стихи, 1969 Летний лес. Стихи, 1969 Путь. Стихи, 1987 Проза Созвездие Козлотура // «Новый мир», 1966, № 8 (повесть высмеивает «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию) Колчерукий // «Новый мир», 1967, № 4 Три рассказа // «Новый мир», 1969, № 5 Дерево детства, 1970 День Чика // «Юность», 1971, № 10 Сандро из Чегема // «Новый мир», 1973, № 8-11, отд. изд. — 1977 (урезано цензурой на две трети); полный текст вышел в США: Ann Arbor, 1979 и 1981, в СССР полностью в 3-х тт., 1989 (цикл новелл о старом дяде Сандро из горной кавказской деревни, образ которого близок персонажам абхазского фольклора. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия, а даются в сатирическом ключе эпизоды из разных времён от предреволюционных до современных.) Под сенью грецкого ореха, 1979 Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь», Ann Arbor, 1979; под названием «О Марат» в журнале «Огонёк», 1988, № 21-22; вошёл в роман «Сандро из Чегема», гл. 23, 1989 (описание любовных приключений Берии) Кролики и удавы, Ann Arbor, 1982; СССР 1988 Защита Чика, 1983 Кофейня в море. Пьеса // «Театр», 1988, № 6 Стоянка человека, 1990 Человек и его окрестности Тринадцатый подвиг геракла.


Слайд 26

Биография Родился в семье инженеров в Киеве. В Москве закончил среднюю школу и Литературный институт. Член Союза писателей СССР (с 1963 года). Член секретариата Союза писателей Москвы, автор более 30 книг и 15 пьес. Переводился на 40 иностранных языков. Лауреат нескольких российских международных литературных премий. В прозе самым известным считается роман «Остановиться, оглянуться…». А лучшей своей работой сам Леонид Жуховицкий считает пьесу «Последняя женщина сеньора Хуана». Самой успешной книгой сам автор считает книгу «О любви», которая вышла только в Швеции тиражом в 185 тысяч экземпляров. Сочинения Адрес на обложке. М., 1961; Я сын твой, Москва. Повесть. М., 1963; Иду за журавлем. М., 1966; Остановиться, оглянуться. Роман. М.. 1969; Легенда о Ричарде Тишкове. Рассказы и повесть. М.. 1972; Может, редко встречаемся? М., 1974; Костер по четвергам. М., 1976; Банан за чуткость. М., 1977; Ключ от города. М., 1980; Любовь на третьей полосе. М., 1981; Только две недели. Повести. М.. 1982; Витязь на распутье. М., 1983; Избранное. М., 1983 (предисл. С.Чупринина); Докажите ценность любви. М., 1987; Попытка пророчества. М., 1987; О любви. М., 1989; Открытое письмо читателю. М., 1989; Помоги своей судьбе. М., Политиздат, 1989; Все, в чем вы нуждаетесь… М., Политиздат, 1990; Девочка на две недели. М., 1991. Жуховицкий Леонид Аронович


Слайд 27

Тендряков Владимир Фёдорович Биография Родился в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в армию и направлен на фронт, в 1943 году был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома комсомола. В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951. Учился в семинаре Константина Паустовского. С 1948 года член КПСС. В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонек». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-х годов практически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в годы перестройки, уже после смерти писателя. Член правления Союза советских писателей (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах). Скончался в Москве от инсульта.


Слайд 28

Сочинения Падение Ивана Чупрова (1953) — повесть Ненастье (1954) — повесть Не ко двору (1954) — повесть Тугой узел (1956) — роман Ухабы (1956) — повесть Чудотворная (1958) — повесть За бегущим днем (1959) — роман Суд (1960) — повесть Тройка, семерка, туз (1961) — повесть Чрезвычайное (1961) — повесть Путешествие длиной в век (1964) — фантастическая повесть Свидание с Нефертити (1964) — роман Находка (1965) — повесть Поденка — век короткий (1965) Кончина (1968) Апостольская командировка (1969) — повесть Донна Анна (1969, опубликован в 1988) — рассказ Охота (1971, опубликован в 1988) — рассказ Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) — пьеса Шестьдесят свечей (1972) — повесть Весенние перевёртыши (1973) Совет да любовь (1973) — пьеса Три мешка сорной пшеницы (1973) Ночь после выпуска (1974) На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988) Затмение (1977) — повесть Расплата (1979) — повесть Покушение на миражи (1979-82, опубликован в 1987) — роман


Слайд 29

Биография Абрамов родился в многодетной семье крестьянина-старовера. Когда ему было 2 года — умер отец. Участник Великой Отечественной войны. С третьего курса Ленинградского университета ушёл добровольцем на фронт, но из-за ранения находился в Ленинграде, впоследствии был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948). В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951—1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями. Похоронен в деревне Веркола на правом берегу реки Пинега, на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни. Фёдор Алекса?ндрович Абра?мов Литературная деятельность С 1949 публиковал литературно-критические статьи о советской литературе. Первый роман «Братья и сестры» (1958) вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (Пряслины — крестьянский род, о судьбе которого повествуют романы). За трилогию «Пряслины» Ф. Абрамову присуждена Государственная премия СССР (1975). Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978). Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упреки в сгущении мрачных красок. Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях.


Слайд 30

Библиография Пряслины Братья и сёстры. (1958) Роман Две зимы и три лета. (1968) Роман Пути-перепутья. (1973) Роман Дом. (1978) Роман (дополнение к трилогии) Разное Алька. (1972) Повесть Бабилей. Рассказ Бабилей. (1980) Сб. рассказов и повестей Безотцовщина. (1961) Рассказ Бревенчатые мавзолеи. (1981) Миниатюрный рассказ Валенки. Рассказ Вокруг да около. (1963) Очерк Деревянные кони. (1970) Рассказ Жила-была семужка. (1962) Рассказ Золотые руки. Рассказ Из колена Аввакумова. Рассказ Когда делаешь по совести. Рассказ Люди колхозной деревни в послевоенной прозе. (1954) Статья Мамониха. (1973) Повесть М.А.Шолохов: Семинарий. (1958) Книга (соавт. В.В.Гура) Медвежья охота. (1963-64) Рассказ Надежда. Рассказ Новогодняя ёлка. Рассказ От этих весей Русь пошла... Очерк (соавт. А. Чистяков) Отомстил. Рассказ Пашня живая и мертвая. Очерк (соавт. А. Чистяков) Пелагея. (1969) Повесть Поездка в прошлое. (1974, опубл. в 1986) Поля Открой Глаза. Рассказ Последний старик деревни. Рассказ Самая счастливая. Рассказ Сказание о великом коммунаре. Рассказ Слон голубоглазый. Рассказ Чем живем-кормимся?.. (1979) Открытое письмо землякам Чистая книга. Книга (незаконч.) Критика Ю. Г. Буртин. О наших братьях и сестрах. (1959) Г. Г. Радов. Вся соль — в позиции (1963) Б. Д. Панкин. Живут Пряслины. (1969) Е. Старикова. Социологический аспект современной «деревенской прозы». (1972) И. Дедков. Межа Пелагеи Амосовой. (1972) И. П. Золотусский. Федор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. (1986) А. М. Турков. Федор Абрамов: Очерк. (1987) Л. В. Крутикова-Абрамова. Дом в Верколе: Документальная повесть. (1988) Ю. М. Оклянский. Дом на угоре: О Федоре Абрамове и его книгах. (1990) Ю. М. Оклянский. Веркольский народник. (1997) Ю. М. Оклянский. Шумное захолустье. (1997) Д. Г. Кульбас. Эстетические принципы Ф. Абрамова. (1998) И. Полякова. Федор Абрамов: Из газетной статьи.


Слайд 31

Юрий Михайлович Лотман Шаг 1. «Возраст - это не количество прожитых вами дней, а поведение, которое вы можете осуществлять»: Шаг 2. «Надо любить работу всякую. Вы переписываете цитату за цитатой, накапливаете карточки, а потом вдруг оказывается, что они никуда в дело не пойдут. Если вы сторонитесь такой работы, я сомневаюсь, способны ли вы вообще к труду».   Шаг 3. «Духовная жизнь должна быть для человека не «десятым делом», а жизненной необходимостью». Шаг 4. «Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда…» Шаг 5. «Традиционно наука была отделена от морали. И даже предполагалось, да и сегодня предполагается, что мораль – это для священников, а у науки – объективные законы». Шаг 6. «Для того чтобы остаться, надо измениться. Тот, кто не меняется, тот и не остается». Шаг 7. «Свойство умного человека - понимать ограниченность своего ума» Шаг 8. «Надо научиться ценить в другом человеке другого человека, и надо обеспечить ему это право — быть другим». Шаг 9. «Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя Искусство, три правила «воспитания» души».


×

HTML:





Ссылка: