'

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя ГОУ СОШ №1740 Выполнил: ученик 9 класса А Абгаджава Л. Консультант: Кошикова Т.И. Москва 2009


Слайд 1

Содержание Ранние годы 1818-1821 Ганс Кюхельгартен Новый литературный путь Первые издания Гоголь и Жуковский Гоголь в кругу писателей Переправа Гоголя через Днепр Рассказы о украинском быте Литературная репутация Гоголь на Родине Петербургский Университет Миргород Тарас Бульба История создания Тараса Бульбы Историзм Тараса Бульбы Эпос Тараса Бульбы Первые замыслы «Ревизора» Ревизор Уникальность Ревизора Мнение современников Гоголь за границей Творчество в Риме Мёртвые Души Публикация Мёртвых Душ Мистицизм в творчестве Комедия о душе Судьба второго тома Мёртвых Душ 21 февраля 1852 года


Слайд 2

Ранние годы Родился 20 марта 1809 в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Неподалеку располагалась Диканька, бывшая вотчина Кочубея, к которой Гоголь приурочил действие своих ранних повестей. Отец Гоголя служил у известного вельможи секретарем, Гоголь получил возможность пользоваться богатой библиотекой имения. Содержание


Слайд 3

Здесь же он столкнулся с неуемными проявлениями барской вседозволенности и унижением человеческого достоинства. Склонность к писательству определилась у Гоголя очень рано. В детстве он сочинял стихи. Многое в душевном складе Гоголя сформировано под влиянием матери – женщины яркой, склонной к истерикам, подозрительной и суеверной. Содержание


Слайд 4

1818-1821 С 1818 по 1821 начальное образование получает в Полтавском уездном училище и на дому у одного из преподавателей. С 1821 по 1828 проходит полный курс Гимназии высших наук в Нежине. Из этого провинциального учебного заведения вышло немало ровесников Гоголя, оставивших след в русской культурной и общественной жизни: А.С.Данилевский, Н.В.Кукольник, П.Г.Редкин и др. Здесь художественная одаренность Гоголя ищет разнообразных форм проявления: он занимается живописью, играет в спектаклях, пишет литературные произведения Содержание


Слайд 5

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, видится ему вовсе не на литературном поприще. Он думает приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был совершенно неспособен. Содержание


Слайд 6

Ганс Кюхельгартен В 1828 по окончании гимназии отправляется в Петербург. Столица его глубоко разочаровывает. Весной 1829 делает пробы пера и под псевдонимом В.Алов публикует первое крупное произведение – «идиллию в картинах» Ганс Кюхельгартен. Критика встретила появление поэмы едкими насмешками. Гоголь пережил фиаско очень болезненно, он почти полностью сжег нераспроданный тираж и спешно бежал за границу, в Германию, откуда, однако, через два месяца неожиданно вернулся в Петербург. Содержание


Слайд 7

Новый литературный путь Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий, которые стали первым началом его литературной славы. Содержание


Слайд 8

Первые издания Он уже? принимал некоторое участие в изданиях того времени: в начале 1830 года был напечатан «Вечер накануне Ивана Купала»; в то же время были начаты или написаны «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». Содержание


Слайд 9

Гоголь и Жуковский Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига. Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, наклонной к мистицизму, — после они сблизились очень тесно. Содержание


Слайд 10

Гоголь в кругу писателей Благодаря Жуковскому, Гоголь вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Содержание


Слайд 11

Общество людей с широким литературным образованием и вообще было полезно для юноши с весьма скудными познаниями, вынесенными из школы Личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом. Отсюда и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей Содержание


Слайд 12

Переправа Гоголя через Днепр Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Содержание


Слайд 13

Рассказы о украинском быте Известно, какое впечатление произвели на Пушкина эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором; на первый раз не была понята вся глубина этого таланта, способного на великие создания. Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», публиковавшихся впервые. Литературная слава Гоголя стала бесспорной. Содержание


Слайд 14

Литературная репутация Литературная репутация Гоголя устанавливается окончательно, многие угадывают в его таланте силу, которой предстоит совершить переворот в отечественной литературе. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, существенно влиявшие на внутренний склад его мысли и фантазии. Содержание


Слайд 15

Гоголь на Родине В 1832 он впервые с момента отъезда в Петербург побывал на родине. Пребывание дома сначала вызвало у Гоголя тяжелое разочарование. Малороссийская жизнь и теперь доставляла материал для его фантазии, но настроение было уже иное: в последующих произведениях на украинскую тему зазвучала грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Содержание


Слайд 16

Петербургский Университет Вернувшись в Петербург, Гоголь начинает строить жизненные планы за пределами литературной сферы и с конца 1833 мечтает возглавить кафедру истории в Киевском университете, но кафедра истории была отдана другому лицу. В 1835 Гоголю предложили кафедру истории в Петербургском университете, но вскоре понял, что эта задача ему не по силам и в 1835 отказался от профессуры. Содержание


Слайд 17

Миргород Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» (две части, СПб., 1835). Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Содержание


Слайд 18

Тарас Бульба «Тарас Бульба» явился здесь в первом очерке, который гораздо шире был разработан Гоголь впоследствии (1842). Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637-38 гг., предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. Содержание


Слайд 19

История создания Тараса Бульбы Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины», «Историю о казаках запорожских», рукописные списки украинских летописей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был еще один, важнейший: народные украинские песни. Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта. Содержание


Слайд 20

Историзм Тараса Бульбы Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI — XVII), — одно из героических событий мировой истории. Горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Украина с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. Содержание


Слайд 21

Эпос Тараса Бульбы Погружение в эпическое прошлое, когда «народ» защищал свою независимость способствовало романтизации образов главных героев. Казаки рисуются здесь единой молодецкой силой, определившей характер европейской истории. Стихийная неуемность казаков осмысляется как сила во многом двойственная. Она способна затуманить разграничение ими основных духовных и нравственных понятий. Эпическое полотно Тараса Бульбы рисует распад единого органичного мира казачества. Содержание


Слайд 22

Первые замыслы «Ревизора» К 1834 относят и первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая наконец той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Содержание


Слайд 23

Ревизор «Ревизор», кажется, в особенности вызвал у Гоголя эту бесконечную работу определения плана и деталей исполнения; существует целый ряд набросков, в целом и частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Содержание


Слайд 24

Уникальность Ревизора «Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало все то общество, которое почувствовало, что дело идёт о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает. Содержание


Слайд 25

Мнение современников Комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Содержание


Слайд 26

Гоголь за границей В июне 1836 Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, течение многих лет. Пребывание за границей дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души». Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его могучего таланта. Содержание


Слайд 27

Творчество в Риме В Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Содержание


Слайд 28

Мёртвые Души Осенью 1839 отправляется в Петербург. В Петербурге и Москве Гоголь читает ближайшим друзьям законченные главы Мертвых душ. К лету 1841 первый том был готов. В сентябре того же года Гоголь поехал в Россию печатать свою книгу. Лишь благодаря участию влиятельных друзей Гоголя, была с серьезными купюрами дозволена к печати. Содержание


Слайд 29

Публикация Мёртвых Душ Книга была опубликована в 1842 в Москве под измененным названием Похождения Чичикова, или Мертвые души, существенно затемнявшим сложную символику душевного омертвления поверхностным сходством с традиционными заглавиями плутовских романов. Содержание


Слайд 30

Мистицизм в творчестве Еще ранее, летом 1840, Гоголя настигает приступ тяжелой нервной болезни. Оправившись после нее, он переживает перестройку внутренней системы ценностей, углубление религиозно-мистических настроений. Это умонастроение Гоголя вступило в сложное взаимодействие со смыслом уже написанной книги и повлияло на содержание и поэтику некоторых лирических отступлений – прежде всего тех, где речь идет о «птице-тройке», о грядущем и неясном откровении, которым России суждено одарить мир. Содержание


Слайд 31

Комедия о душе В Италии Гоголь окончательно решает, что Мертвые души должны иметь трехчастную структуру. Поэма Гоголя должна была реализовать современную «комедию о душе». В схематичном виде первый том, изображающий «хотя с одного боку всю Русь».Каждый новый помещик несет в себе большую, чем у предшественника, меру омертвления души. Гоголь предполагал во 2-м и 3-м томах поэмы подвести Чичикова к душевному воскресению. Содержание


Слайд 32

Судьба второго тома Мёртвых Душ 1 января 1852 Гоголь сообщает одному из своих знакомых, что 2-й том «совершенно закончен». Писателя терзает предчувствие близкой смерти. В конце января –встречается с своим духовником священником Матвеем Константиновским. Содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть свидетельства о том, что о. Матвей мог посоветовать Гоголю уничтожить часть глав поэмы. В ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись второго тома Содержание


Слайд 33

21 февраля 1852 года После ночи 11 января Гоголь впал в мрачное уныние, перестал принимать пищу и умер через несколько дней, 21 февраля 1852 г. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся». По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков было видно, что его тело передвинулось с места. По другой версии смерть Гоголя была ни чем иным, как завуалированным самоубийством, интерпретируемым церковью как подвиг - торжество духа над плотью. Содержание


Слайд 34

Источники: http://www.nikolaygogol.org.ru http://www.krugosvet.ru http://www.hrono.info http://ru.wikipedia.org


×

HTML:





Ссылка: