'

Теория литературы 8 класс

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Теория литературы 8 класс


Слайд 1

Сведения по теории и истории литературы Фольклор(от англ. folk - народ и lore – мудрость) – устно-поэтическое народное творчество. Жанры фольклора – былины, сказки, песни, частушки, загадки, пословицы.


Слайд 2

Сведения по теории и истории литературы Художественный вымысел – прием художественного творчества, когда писатель, исходя из своего видения и осмысления действительности, создает для более ее глубокого отражения вымышленные им самим эпизоды, поступки, речи героев и т.д. В широком смысле художественным вымыслом является все искусство.


Слайд 3

Литературные методы, направления, течения Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)


Слайд 4

Литературные методы, направления, течения Сентиментализм (от фр.santimentas – чувство) – литературное течение в Западной Европе и России конца XVIII – начала XIX века, характеризующееся возведением чувства в основную эстетическую категорию. Стал своеобразной реакцией на рассудочность классицизма.


Слайд 5

Литературные методы, направления, течения Отличительные черты сентиментализма: 1) культ чувства; 2) более полное раскрытие внутреннего мира героев; 3) новое отношение к природе. Пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он оказался созвучным личным переживаниям автора или героев.


Слайд 6

Литературные методы, направления, течения Жанры сентиментализма: - элегия - пастораль - послание Эстетическая программа русского сентиментализма наиболее полно отражена в сочинениях Н.М. Карамзина.


Слайд 7

Литературные методы, направления, течения Романтизм (фр.) – творческий метод и художественное направление в русской, европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века. Главным предметом изображения становится человек, личность.


Слайд 8

Литературные методы, направления, течения Отличительные черты романтизма: 1) романтический герой – сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе; 2) конфликт между героем и обществом; 3) экзотическая, необычная, бурная природа; 4) исключительный герой в исключительных обстоятельствах.


Слайд 9

Литературные методы, направления, течения Родоначальником русского романтизма считают В.А. Жуковского, наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю. Лермонтова – «русского Байрона», в творчестве А.А. Фета, А.К. Толстого, в определенные периоды – в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева.


Слайд 10

Литературные методы, направления, течения Реализм (от лат.realis – вещественный) – творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм). Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.


Слайд 11

Литературные методы, направления, течения Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.


Слайд 12

Род литературы Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков: 1) лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;


Слайд 13

Род литературы 2) драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене; 3) эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности.


Слайд 14

Жанры литературы эпические: - повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий; - рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера; - очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;


Слайд 15

Жанры литературы - роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни; - роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; - притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.


Слайд 16

Жанры литературы лирические: - поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; - баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; - лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;


Слайд 17

Жанры литературы - элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти; - послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо; - эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;


Слайд 18

Жанры литературы драматические: - комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека; - трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой; - драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.


Слайд 19

Структура литературного произведения Композиция – построение литературного произведения. Сюжет – последовательность событий в произведений; система основных событий, действий и конфликтов. Фабула – изложение событий в хронологической последовательности («выпрямленный» сюжет).


Слайд 20

Содержание литературного произведения Конфликт – противоречие, лежащее в основе развития действия; столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Разные типы конфликта – психологический, социально-политический, семейный, нравственный, философский, любовный.


Слайд 21

Содержание литературного произведения Элементы композиции отражают стадии развития конфликта: - экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств; - завязка – начало движения сюжета, то событие, с которого начинается конфликт; - развитие действия – система событий; - кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта; - развязка – решение изображаемого конфликта или возможные пути его решения.


Слайд 22

Содержание литературного произведения Элементы внешней композиции: - эпиграф – цитата, предпосланная произведению; - пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; - эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; - лирические отступления – выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции.


Слайд 23

Литературный персонаж Образ – широкое понятие, так как для литературы и искусства образ – способ изображения действительности, результат художественного обобщения: образ природы, образ родины, образ города, образ литературного героя, образ автора (условный носитель авторской речи, не может отождествляться с писателем, т.к. является плодом творческого воображения).


Слайд 24

Литературный персонаж Литературный герой (персонаж, тип, характер, действующее лицо) – образ человека в литературе. Персонаж – изображенное в художественном произведении лицо. Характер – совокупность черт образа персонажа. Тип – художественный образ большого жизненного обобщения, в котором нашли выражение характерные, типические черты поколения или социальной группы.


Слайд 25

Система образов Главные – обладают полноценными самостоятельными характерами, принимают участие во всех основных сюжетных положениях. Второстепенные – активно участвуют в развитии сюжета, но им уделяется меньше авторского внимания. Эпизодические – появляются в одном или нескольких эпизодах, не наделены самостоятельными характеристиками. Внесценические – о них упоминают герои произведения.


Слайд 26

Художественные средства создания образов Речевая характеристика героя: - диалог – разговор двух, иногда более лиц; - монолог – речь одного человека; - внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.


Слайд 27

Художественные средства создания образов Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому. Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл. Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики. Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.


Слайд 28

Сведения по теории и истории литературы Историзм – способность художественной литературы точно передавать облик и дух исторической эпохи в конкретных человеческих судьбах и событиях;


Слайд 29

Комическое По эмоционально-чувственным оттенкам комическое делится на - юмор – мягкая форма комического, добродушное подсмеивание, сочетающее насмешку с сочувствием; - иронию – выражающее насмешку или лукавство иносказание, осмеяние, содержащее в себе осуждающую оценку того, что осмеивается; - сатиру – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство;


Слайд 30

Комическое - сарказм – злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии; - гротеск – средство художественного изображения, в основе которого – подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заострение, нарушающие границы правдоподобия, соединение реального и фантастического, трагического и комического, ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.


Слайд 31

Особенности комедии: Афиша, действующие лица («говорящие фамилии») Интрига - цепь тайных ходов (обман, подтасовка фактов, подмена лиц, переодевание и т. п.). Реплика Монолог - речь одного человека Диалог - разговор двух, иногда более лиц Ремарка – авторские пояснения, данные в скобках курсивом Действие – часть пьесы, которая происходит при одних декорациях. Явление – часть пьесы, когда на сцене одни и те же действующие лица.


×

HTML:





Ссылка: