'

Русский и литература

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Русский и литература


Слайд 1

Аванесов Рубен Иванович Аванесов Рубен Иванович ( 14.02.1902 - 01.05.1982 ), советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Один из основателей московской фонологической школы. Труды по истории и описательной фонетике, фонологии, русской диалектологии, истории русского языка, русской орфоэпии и орфографии. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Советский Энциклопедический Словарь


Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.


Слайд 3

Михаил Васильевич Ломоносов М. В. Ломоносов был великим учёным-патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время. М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. о Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечений кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан. Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца.


Слайд 4

Ханс Кристиан Андерсен Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца. Первая попытка дать образование сыну оказалась неудачной: родители отдали его учиться к вдове перчаточника, но после первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре уму случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание.


Слайд 5

Ханс Кристиан Андерсен В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу. После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Во Франции познакомился с Генрихом Гейне, Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма, в Англии - с Чарльзом Диккенсом, в Италии - со скульптором Торвальдсеном. Жил весьма бедно, так так литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям. Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину 1830-1840-х годов; в этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу.


Слайд 6

Ханс Кристиан Андерсен Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.


Слайд 7

Родился Павел 27 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. После окончания училища поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу, стал работать учителем. В биографии Павла Бажова первая писательская деятельность пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография писателя Бажова известна как фольклориста. Книга с Уральскими очерками была опубликована в 1924 году. А первый сказ в биографии Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азова»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными. В биографии Бажова презентация книги «Малахитовая шкатулка» во многом определила судьбу писателя. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. А в 1943 году благодаря книге получил Сталинскую премию. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей автора, например, хозяйка медной годы. За свою биографию П. Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, сняты фильмы.


Слайд 8

Виноградов Павел Гаврилович - известный историк. Родился в 1854 г. Учился в Московском университете. Работал в Германии в семинариях Бруннера и Моммзена. Собирал в Италии материал для магистерской диссертации: "Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии" (1880). Степень доктора получил за "Исследования по социальной истории Англии в средние века" (1887). С 1884 г. профессором Московского университета по кафедре всеобщей истории. Написал в Англии книгу "Villainage in England" (1892). В 1895 - 6 годы изучал в скандинавских странах датское и норвежское влияние на средневековую Англию. Сторонник университетской автономии, Виноградов, в качестве председателя советской комиссии по студенческим делам, имел столкновение с министром народного просвещения Ванновским , подал в отставку (1902) и уехал за границу. В 1903 г. он занял в Оксфорде кафедру юриспруденции, созданную для Мена и только что покинутую Поллоком. В тесной связи с историко-юридическими лекциями и семинариями в Оксфорде им написаны книги: "Growth of the manor" (1905, 2-е издание, 1911; русский перевод: "Средневековое поместье в Англии", 1911) и "English society in the eleventh century" (1908). Когда русские университеты получили частичную автономию, Московский университет просил Виноградова вновь занять прежнюю его кафедру. Виноградов не нашел возможным расстаться с Оксфордом, но согласился стать сверхштатным профессором и проводить в Москве один семестр учебного года. Он был избран и утвержден весной 1908 г. Но ему пришлось преподавать в Москве только два полугодия - осенью 1908 г. и весной 1910 г.; в 1911 г., вслед за увольнением ректора, проректора и помощника ректора, Виноградов вновь подал в отставку и с тех пор преподает только в Оксфорде. Виноградов - один из самых выдающихся медиевистов нашего времени. Главный предмет его исследований - социальная история средневековой Англии. В этой области рядом с ним можно поставить только Метланда и Сибома. Все три его английских книги являются основными по богатству использованного материала, по мастерству критической разработки источников, по широте выводов. При разработке английской истории Виноградов постоянно имел в виду и континентальное средневековье, изучению которого он посвятил ряд видных специальных трудов. Он принимал живое участие в недавнем споре о германском социальном строе меровингского и каролингского периода, выяснял строение родовых союзов в скандинавской среде. В изучении средневековья Виноградов идет не дальше XIII века. Его занимают больше корни сложных процессов, нежели подробности быта, больше основные движущие силы, нежели местные особенности. Виноградов - историк-конструктор по преимуществу. В этом его сходство с Сибомом; но от чрезмерно смелых, порою почти произвольных построений Сибома работы Виноградова отличаются систематическим и критическим изучением источников и литературы. В этом сходство Виноградова с Метландом; но в то время, как скептик Метланд чувствует темноту и загадочность английского средневековья и очень часто сам же подчеркивает слабые стороны своих собственных предположений, Виноградов, указав на трудности данного вопроса, выступает с выводами и построениями, стремящимися дать исчерпывающее решение. Подобно германистам 60-х и 70-х годов, Виноградов убежден в первенствующем значении германских начал в создании средневекового общества, в первоначальном преобладании среднесвободных (Gemeinfreie), в старшинстве свободной общины над поместьем..


Слайд 9

Подобно германистам 60-х и 70-х годов, Виноградов убежден в первенствующем значении германских начал в создании средневекового общества, в первоначальном преобладании среднесвободных (Gemeinfreie), в старшинстве свободной общины над поместьем.. Но его германизм широкий и терпимый, смягченный вниманием к противникам - Фюстелю, подчеркивал активность права, его способность творить социальные отношения Сибому, Метланду, новейшим исследователям вроде Гекка и Виттиха. Виноградов посвятил очень много труда изучению хозяйственной истории и всегда был убежден в могущественном воздействии экономических сил на судьбы права; но он же всегда По своему складу Виноградов больше юрист, чем экономист. Больше всего привлекали его столкновения различных систем права, противоречия порядка, слагающегося из подобного столкновения. Виноградов - превосходный университетский преподаватель. Его лекции привлекали очень много слушателей; его семинарии по греческой истории и по истории континентального средневековья были очень дороги участникам. В семинариях Виноградова участвовали не только студенты, но и кончившие университет, не только историки, но и юристы и экономисты. Живо интересуясь русской средней и низшей школой, Виноградов написал для средней школы учебник всеобщей истории, получивший широкое распространение. Под его редакцией кружком ученых и педагогов составлена "Книга для чтения по истории средних веков", тоже широко распространенная в средней школе. В 1897 - 1898 годах Виноградов был председателем учебного отдела общества распространения технических знаний и довольно долго председательствовал в состоявшей при отделе комиссии по организации домашнего чтения и в ее исторической секции. Много трудился для Педагогического общества при Московском университете. В 1897 г. Виноградов вступил в гласные московской городской думы, был избран думой в председатели училищной комиссии и много способствовал улучшению хозяйственного положения учащих в московских городских школах. В конце 1905 г. и начале 1906 г. имя Виноградова упоминалось в связи с толками о министерстве общественных деятелей. А. Савин.


Слайд 10

Евгений Львович Шварц (1896-1958) - прозаик, драматург. Родился 9 (21) октября в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914-1916). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи. Однако события, происходящие в стране, заставляют будущего писателя изменить свои планы. Он уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается в Театральную мастерскую (1917-1721). В 1921 году вместе с труппой переезжает в Петроград и расстается со сценой. В это время он сближается с литературной группой "Серапионовы братья", в которую входили Вс. Иванов, 3ощенко, В. Каверин и др. В 1923 году в газете "Кочегарка" города Бахмут появляются его фельетоны и стихотворные сатирические обозрения. Вместе с М. Слонимским он организует литературный журнал "Забой". В 1924 году возвращается в Ленинград и становится постоянным сотрудником детского отдела Госиздата, автором журналов для детей "Еж" и "Чиж". "Рассказ Старой балалайки"(1924) - первая его книга для детей, затем последовали - "Приключения Шуры и Маруси", "Чужая девочка" (1937), "Первоклассница" (1949). В 1929-1930 годах Шварц пишет первые пьесы для Ленинградского ТЮЗа: "Ундервуд", "Клад". Используя сюжеты народных сказок и сказок Андерсена, Шварц создавал свои оригинальные пьесы с живыми сценичными характерами. В 1934 году была написана пьеса "Голый король" , в 1937 - "Красная шапочка", затем - "Снежная королева", "Тень". Большую роль в драматургическом творчестве Шварца играло тесное сотрудничество с театром Комедии и его руководителем Н. Акимовым. Начало Отечественной войны Шварц "отмечает" пьесой "Под липами Берлина" (1941), написанной совместно с М. Зощенко. В годы войны создает пьесы: "Одна ночь", "Далекий край" и др. В 1944 году завершает пьесу-памфлет "Дракон".


Слайд 11

Грот Константин Яковлевич - славист, сын Я.К. Грота , родился в 1853 г., кончил курс историко-филологического факультета Петербургского университета. Студентом Грот был награжден золотой медалью за "Разбор свидетельств Константина Багрянородного о южных славянах" ("Записки Императорского русского географического общества", 1880, и отдельно), в котором защищает, в общем, достоверность известий Константина Багрянородного о поселении сербов и хорватов на Балканском полуострове против крайностей критики некоторых ученых (Рачкого и Дрипова). Степень магистра получил за диссертацию: "Моравия и мадьяры с половины IX по начало Х веков" (Санкт-Петербург, 1881, в которой проводит и отстаивает взгляд на водворение мадьяр на Дунае, с точки зрения созданного ими оплота против напора германизма). В 1882 г. Грот объездил славянские земли, работая в библиотеках Праги, Белграда, Люблян, Вены, Пешта и др., а в 1883 г. назначен в Варшавский университет профессором по кафедре славистики. В 1889 г. Петербургским университетом признан доктором, по защите диссертации "Из истории Угрии и славянства в XII в." (Санкт-Петербург, 1889). Этот труд, по оценке профессора Васильевского , был удостоен Академией Наук уваровской премии. В нем автор критическим разбором внутренних и внешних отношений Угрии в XII в. исправляет господствовавшее воззрение на характер этого периода и определяет его как эпоху сильнейшего отпора завоевательному натиску Византии и постепенной уступки влияниям Запада (латинства, папства, германизма).


Слайд 12

Много статей Грота по славяноведению разбросаны в "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Известиях славянского благотворительного общества", "Записках Императорского русского географического общества", "Русском Филологическом Вестнике", "Варшавских университетских известиях", "Варшавском Дневнике", "Новом Времени" и др. В 1894 г., по смерти академика Грота, Гроту поручено было издание трудов и литературной переписки его отца на средства императора Александра III . Результатом командировки Грота в Петербург (1894 - 96) было издание с его примечаниями 3-х томов "Переписки Я.К. Грота с П.А. Плетневым". За ним следовали (с 1898 - 1903) пять больших томов "Трудов Я.К. Грота". В 1901 г. напечатал книгу "Об изучении славянства" (Санкт-Петербург). В 1899 г. переселился в Петербург, в 1905 г. назначен заведующим Общественным Архивом Министерства Императорского Двора. Рядом со служебными занятиями и редакторством по изданиям архива ("Камер-фурьерский журнал") продолжал свои историко-литературные работы по собственному архиву. В изданиях Академии Наук, в исторических журналах и отдельно, им опубликованы материалы, касающиеся И.И. Дмитриева , Н.М. Карамзина , В.А. Жуковского , П.А. Плетнева , И.И. Козлова , Ф.Н. Глинки , князя П.А. Вяземского , Е.А. Баратынского , А.П. Буниной , А.П. Зонтаг , Н.В. Гоголя и Пушкина . Сюда относится и большое его издание "Пушкинский лицей, бумаги I курса, собранные Я. Гротом" (Санкт-Петербург, 1911). Кроме того, им изданы: сборник в память его брата: "Н.Я. Грот в очерках, воспоминаниях и письмах" (Санкт-Петербург, 1911), воспоминания его матери: "Из семейной хроники" Нат. Грот (Санкт-Петербург, 1900), два выпуска "Материалов к жизнеописанию академика Я.К. Грота" (Санкт-Петербург, 1912) и пр.


Слайд 13

Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик; мать - немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет, который и окончил по медицинскому факультету. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего "Толкового Словаря", которые он начал собирать очень рано, все росли. В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова: за неимением инженера, Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но император Николай I наградил его орденом. По окончании войны Даль поступил ординатором в санкт-петербургский военно-сухопутный госпиталь и близко сошелся с Пушкиным , Жуковским , Крыловым , Гоголем , Языковым , князем Одоевским . Первый его литературный опыт ("Русские сказки. Пяток первый", Санкт-Петербург, 1832 - пересказ народных сказок) обнаружил его этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в III отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог ничего печатать под своим именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 г. наследнику (впоследствии императору Александру II ) в его поездке по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 г. он приезжал в Петербург и присутствовал при кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых русских статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: "Современник", 1838, № 12). В 1834 - 1839 гг. он выпустил "Были и небылицы". В 1838 г. Даль был выбран (за свои естественно-исторические работы) в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук; в 1841 г. назначен секретарем к Л.А. Перовскому , товарищу министра уделов, а потом заведовал (частным образом) особой канцелярией его, как министра внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным составил и вводил "Городовое положение в Санкт-Петербурге".


Слайд 14

За это время им напечатаны статьи: "Полтора слова о нынешнем русском языке" ("Москвитянин", 1842, I, № 2) и "Недовесок" к этой статье (там же, часть V, № 9), брошюры "О скопческой ереси" (1844, редкость) и "Об убивании евреями христианских младенцев" (1844), повесть "Похождения Х.Х. Виольдамура и его Аршета" (1844). В 1846 г. вышли "Сочинения Казака Луганского". В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в "Библиотеке для Чтения", "Отечественных Записках", "Москвитянине" и сборнике Башуцкого "Наши", в том числе статьи "О русских пословицах" ("Современник", 1847, книга 6), "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" ("Иллюстрации", 1845 - 46, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1880). С 1849 по 1859 г. он был управляющим нижегородской удельной конторой, что доставило ему возможность собрать разнообразный этнографический материал. За это время напечатаны статьи и сочинения Даля: "О наречиях русского языка" ("Вестник Императорского Географического Общества", 1852, книга 6; перепечатана в "Толковом Словаре"); "Матросские досуги", написанные по поручению великого князя Константина Николаевича (Санкт-Петербург, 1853); ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения ("Русская Беседа", 1856, книга III; "Отечественные Записки", 1857, книга II; "Санкт-Петербургские Ведомости", 1857, № 245) и целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание: "Картины из русского быта", Санкт-Петербург, 1861). В Нижнем Даль приготовил к изданию "Пословицы" и довел обработку словаря до буквы П. После переселения Даля в Москву начал выходить в свет его "Толковый словарь" (1-е издание, 1861 - 68; второе издание, Санкт-Петербург, 1880 - 82, и 3-е издание под редакцией профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ, Санкт-Петербург, 1903 - 1909) и напечатан другой капитальный труд всей жизни Даля: "Пословицы русского народа" (Москва, 1862; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1879). За это время появились в печати сочинения и статьи Даля: "Полное собрание сочинений" (Санкт-Петербург, 1861; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1878 - 84); "Повести" (Санкт-Петербург, 1861); "Солдатские досуги" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1861); "Два сорока бывальщинок для крестьян" (Санкт-Петербург, 1862); записка о русском словаре ("Русская Беседа", 1860, № 1); полемика с Погодиным об иностранных словах и русском правописании ("Русский", 1868, № 25, 31, 39, 41). В 1868 г. Даль выбран в почетные члены Императорской Академии Наук (см. подробные разборы Грота , Шренка и Рупрехта в отчете о 4-м присуждении Ломоносовской премии, приложение к XVII т.


Слайд 15

"Записок Императорской Академии Наук", 1870; статья А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1873; книга 12 Котляревского в "Беседах общества любителей российской словесности", 1868, выпуск 2; заметки Николича в "Филологических Записках", Воронеж, 1871, № 6, 1875 - № 3; 1876 - № 2; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. "Записок Императорской Академии Наук", 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву . Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. "Записок Императорской Академии Наук", 1870; статья А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1873; книга 12 Котляревского в "Беседах общества любителей российской словесности", 1868, выпуск 2; заметки Николича в "Филологических Записках", Воронеж, 1871, № 6, 1875 - № 3; 1876 - № 2; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. "Записок Императорской Академии Наук", 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву . Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. В последние годы жизни Даль увлекся спиритизмом и сведенборгианством, занимался переложением первых книг Библии на простонародный язык ("Бытописание"; см. его историю в воспоминаниях Мельникова ), печатал новые "Картины русского быта" в "Русском Вестнике" (1867 - 68). Умер 22 сентября 1872 г., приняв еще в 1871 г. православие (до тех пор был лютеранином). Материалы для биографии Даля: статья П. Б. "В.И. Даль" ("Русский Архив", 1872, № 10); автобиографическая записка Даля (не окончена, там же, № 11); "Воспоминания о В.И. Дале" (с извлечением из его писем и другой полной автобиографической запиской), Я.К. Грота ("Записки Императорской Академии Наук", 1873, том XXII); "Из воспоминаний о покойном В.И. Дале" ("Церковная Летопись", 1873, № 37); "Воспоминания о Дале" П.И. Мельникова ("Русский Вестник", 1873); биография Максимова, с подробной библиографией, в "Справочном энциклопедическом словаре" Старчевского (Санкт-Петербург, 1855, том IV); "Дневники Т.Г. Шевченка" ("Основа", 1861 - 62) и А.В. Никитенка ("Русская Старина", 1889 - 90); "Даль, по воспоминаниям его дочери, Е. Д." ("Русский Вестник", 1879, № 7). Подробной биографии Даля до сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Даля - у А.Н. Пыпина, "История русской этнографии" (том I); о его отношении к крестьянскому вопросу см. у В.И. Семевского ("Крестьянский вопрос", том II, стр. 273 - 278). Главное значение Даля - как собирателя-этнографа. Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, поставили определенные цели его деятельности. В природе Даля, несмотря на естественно-историческое образование, полученное в Дерптском университете, было что-то мешавшее ему сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому творчеству, отчасти, быть может, некоторый коренной, органический недостаток во всем духовном складе Даля (вспомним его увлечения гомеопатией, спиритизмом, Сведенборгом и т. д.).


Слайд 16

Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), не всегда достоверного. Даль не мог понять Словаря), что ссылки на одно "русское ухо", на "дух языка", "на мир, на всю Русь", при невозможности доказать, "были ли в печати, кем и где говорились" слова в роде "пособ", "пособка" (от "пособить"), "колоземица", "казотка", "глазоем" и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: "С грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку" и т. д. (напутное слово к Словарю). (см. его полемику с А.Н. Пыпиным в конце IV т. Этот разлад Даля с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе "гнезда", разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Благодаря этому у него "дышло" (заимствованное из немецкого "Deichsel") стоит в связи с "дыхать", "дышать", "простор" - с "простой" и т. д. Тем не менее Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время его высоко ставили такие ценители, как Белинский и Тургенев . Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел, и главная заслуга его в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом.


Слайд 17

Об Александре Матвеевиче Пешковском (1878-1933) - незаурядном языковеде и педагоге - написано немало статей, а его методические эксперименты, осуществленные на заре "лингвистического века", уже давно стали филологической традицией. Наследие Пешковского, обрастая с годами порой причудливыми методиками, "новоязом" и всякого рода инновациями, не потерялось, а еще больше утвердило его имя в истории отечественной филологии. Среди бесконечных шатаний, поисков и идеологических схваток начала XX века он смог проложить свой путь в науке, вопреки натянутым "концепциям" некоторых современников и последователей ориентируясь на изучение психологии восприятия слова, на создание научной базы языковых знаний в процессе обучения. Его теории рождал сознательный эксперимент. Он одинаково хорошо владел строгим лингвистическим мастерством и одновременно тонко чувствовал совсем иную грань языкового творчества - стихи и прозу. Взгляды А. М. Пешковского, в чем-то, конечно, устаревшие, но тем самым показывающие конечную уязвимость любой гипотезы, активно обсуждаются; идеи, которые он развивал, а также созданная им система занятий "от звука к значению", "от значения к форме" оказались востребованными и в наши дни.


Слайд 18

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли.


×

HTML:





Ссылка: