'

Уважаемые коллеги! Данный материал предназначен для факультативного занятия. Занятие опережает изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работать со слайдами просто. Читаем отрывок из текста (сноски даны), анализируем, вспоминаем теорию литературы. Если учащиеся затрудняются ответить на теоретический вопрос, перейдите по ссылке, нажав на «глаз» , который находится в верхнем правом углу. Вернитесь к изучаемому материалу, используя значок «ENTER» Домашнее задан

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Уважаемые коллеги! Данный материал предназначен для факультативного занятия. Занятие опережает изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работать со слайдами просто. Читаем отрывок из текста (сноски даны), анализируем, вспоминаем теорию литературы. Если учащиеся затрудняются ответить на теоретический вопрос, перейдите по ссылке, нажав на «глаз» , который находится в верхнем правом углу. Вернитесь к изучаемому материалу, используя значок «ENTER» Домашнее задание можно дать учащимся на любом этапе занятия , используя слова или кошечку. Если вы дали задание не в конце занятия, то вам необходимо завершить показ слайдов и перейти к слайду самостоятельно. Все слайды имеют названия, поэтому это сделать не сложно. Ps. Информация для учителя находится на 32-33 слайдах, они напечатаны . Желаю всем творческой работы. Спасибо. С уважением ИА. Как работать со слайдами Домашнее задание


Слайд 1

Через призму романа Ресурс подготовила учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г. Семей ВКО Подольская Ирина Александровна.


Слайд 2

Цель занятия: Выяснить роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля. «…Правильно понять художественный текст через язык, то есть языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». (Н.М. Шанский.) Выяснить, что «…дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А.М. Пешковский.) 4 4


Слайд 3

Что такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте? ответ Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи, условия выразительности текста. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения. II. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА вопрос


Слайд 4

Творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир. И не потому, что признают гениальным писателем, златоустом. Булгаков был не менее гениальным мыслителем, способным не только правильно оценить самые сложные и запутанные общественно-политические ситуации, но и предвидеть обозримое будущее. Более двадцати лет шел к читателю роман «Мастер и Маргарита», работу над которым автор продолжал и в последние дни своей жизни. М и М: Роман. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 416с. Руководитель проекта Максим Крютченко.


Слайд 5

Стилистические фигуры


Слайд 6

синтаксические фигуры


Слайд 7

синекдоха Услыхав, что кто-то вошел, костюм откинулся в кресле, и над воротником прозвучал хорошо знакомый бухгалтеру голос Прохора Петровича. - В чем дело? Ведь на дверях же написано, что я не принимаю. За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстухе, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, ровно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом. М.Булгаков. «М и М» гл.17 с.205 Домашнее задание


Слайд 8

Юмор пример М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.28 с.273 Низенький, совершенно квадратный человек, бритый до синевы, в роговых очках, в новешенькой шляпе, не измятой и без подтеков на ленте, в сиреневом пальто и лайковых рыжих перчатках, стоял у прилавка и что-то повелительно мычал. …Толстяк, белея, повалился навзничь и сел в кадку с керченской сельдью, выбив из нее фонтан селедочного рассола. Тут же стряслось и второе чудо. Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал: - Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком. Домашнее задание вскричал…


Слайд 9

Сарказм пример Ба! Да ведь это писательский дом! Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом. Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов. Как ананасы в оранжереях, - сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки. М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.28 с.374 Домашнее задание


Слайд 10

Гротеск пример М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.27 с.365 - Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот, - и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное. …И тут он, отставив в сторону примус, выхватил из-за спины браунинг. Он мигом навел его на ближайшего к нему стоящего… Домашнее задание


Слайд 11

Эллипсис М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.18 с.215 Трамваем задавило? – шепотом спросил Поплавский. - Начисто! – крикнул Коровьев, и слезы побежали у него из-под пенсне потоками. – Начисто! Я был свидетелем. Верите – раз! Голова – прочь! Правая нога – хрусть, пополам! Левая – хрусть, пополам! Вот до чего эти трамваи доводят! - И, будучи, видимо, не в силах сдержать себя, Коровьев клюнул носом в стену рядом с зеркалом и стал содрогаться в рыданиях. Домашнее задание


Слайд 12

- Да, нити, нити… на моих глазах покрывается снегом голова… ах, моя, моя много страдавшая голова! Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня… А плечи, плечи с бременем… искалечили, искалечили…речь Маргариты становилась бессвязной. Умолчание пример - Ну что же, - задумчиво отозвался тот, - они – люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… в общем напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.12 с.141 М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.30 с.389 Домашнее задание


Слайд 13

Риторический ?! пример М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.28 с.372 - Граждане! – вибрирующим тонким голосом прокричал он. – Что же это делается? Ась? Позвольте вас об этом спросить! Бедный человек, - Коровьев подпустил дрожи в свой голос и указал на бегемота, немедленно скроившего плаксивую физиономию, - бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался…а откуда же ему взять валюту? … Откуда? – задаю я всем вопрос! Домашнее задание


Слайд 14

Он истомлен голодом и жаждой! Ему жарко. Ну, взял на пробу горемыка мандарин. И вся-то цена этому мандарину три копейки. И вот они уже свистят, как соловьи в лесу, тревожат милицию, отрывают ее от дела. А ему можно? А? – и тут Коровьев указал на сиреневого толстяка. – Кто он такой? А? Откуда он приехал? Зачем? Скучали мы, что ли, без него? Приглашали мы его, что ли? Конечно, - саркастически кривя рот, во весь голос орал бывший регент, - он, видите ли, в парадном сиреневом костюме, от лососины весь распух, он весь набит валютой, о нашему-то, нашему-то? Горько мне! Горько! Горько! – завыл Коровьев, как шофер на старинной свадьбе. Риторический ?! пример М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.28 с.372 Домашнее задание


Слайд 15

Стык-эпанафора пример - Доказательств никаких не требуется, - ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал: - Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана ... М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.1 с.30 М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.2 с.30 В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Домашнее задание


Слайд 16

Стык-эпанафора пример Иван без всякого испуга приподнялся на кровати и увидел, что на балконе находится мужчина. И этот мужчина, прижимая палец к губам, прошептал: «Тссс!» Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!» М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.11 с.132 М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.13 с.147 Домашнее задание


Слайд 17

-А-а! Вы историк? – с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз. - Я – историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: - Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история! Нет, - твердо ответил гость, - я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. – И после паузы добавил: - Итак, сидим? Сидим, - ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца. Стык-эпанафора пример М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.30 с.389 М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.13 с.148 Домашнее задание


Слайд 18

Синекдоха термин вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественному между ними отношениями. С. – выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды С.: 1) Часть явления называется в значении целого: А в двери – бушлаты, шинели, тулупы… (В. Маяковский) 2) Целое в значении части : -Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин.) Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев , С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 351с. СИНЕКДОХА от греч. synekdohe Домашнее задание далее


Слайд 19

Синекдоха термин Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев , С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 351с. СИНЕКДОХА от греч. synekdohe 3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего: Там стонет человек от рабства и цепей… (М.Ю. Лермонтов) 4) Замена числа множеством: Мильонны вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (А. Блок) 5) Замена родового понятия видовым: Бьем грошом. / Очень хорошо! (В.В. Маяковский) 6) Замена видового понятия родовым: -Ну что ж, / Садись, светило! (В.В. Маяковский) Домашнее задание


Слайд 20

Юмор термин Комическое – общественно значимое жизненное противоречие, которое в искусстве является объектом особой эмоционально насыщенной эстетической критики – осмеяния. К. характеризуется как результат контраста, «разлада», противоречия: безобразного – прекрасному (Аристотель), ничтожного – возвышенному (Кант), нелепого – рассудительному (Жан Поль, Шопенгауэр), образа – идее (Фишер), автоматического – живому (Бергсон), неценного – притязающему на ценность (Фолькельт), необходимому – свободному (Аст, Шютце), ничтожного – великому (Липпс), внутренней пустоты – внешности, притязающей на значительность (Чернышевский), бесконечной предопределенности – бесконечному произволу (Шеллинг)… Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев , С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 145с. ЮМОР КОМИЧЕСКОЕ Домашнее задание


Слайд 21

Сарказм термин Сарказм – сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония, с предельной резкостью изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям. Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 340, 109с. Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка) – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком И. является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней И. САРКАЗМ ИРОНИЯ Домашнее задание


Слайд 22

Гротеск теория М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». гл.27 с.365 Тип худож. образности, основан на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. ГРОТЕСК фр. grotesgue, итал. grottesco – причудливый, от grotta – грот Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Г. нарушает границы правдоподобия, придает изображению условность и, что особенно важно, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Г. – преувеличение и заострение, при которых сатирическое сочетается с фантастическим; это целенаправленное заострение с помощью фантастического изображения. Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 60-61с. Домашнее задание


Слайд 23

Эллипсис – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Э. – один из видов умолчания. Часто встречается в пословицах и поговорках: Эллипсис теория ЭЛЛИПСИС греч. Ellepsis – опущение, недостаток Мы села – в пепел; грады в прах; В мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский) Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 466с. Эллипсис придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора. Посмотрит – рублем подарит. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Домашнее задание


Слайд 24

Умолчание теория Умолчание Умолчание – это намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным. Домашнее задание Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974, с.509с.


Слайд 25

Риторический теория Риторический от греч. rhetor - оратор Риторический вопрос – одна из стилистических фигур; такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.в. не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 324с. Риторическое восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Р.в. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью. Риторическое обращение – одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, Р.о. носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д. Домашнее задание


Слайд 26

Стык – эпанафора – одна из стилистических фигур; повторение конца фразы или строки в начале следующей: О весна без конца и без края, без конца и без края мечта! (Блок) Эпанафора теория ЭПАНАФОРА Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 353с., 119; 513. Анафора – единоначалие. Эпифора – греч. – добавка, повтор слов или словосочетаний в конце нескольких стихов, строф, колонов или фраз. Удвоение – повтор. Каламбур – фр.- стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на сходном звучании слов или СС, имеющих различное значение, обычно придающая речи комизм. К. строятся на омонимах, омографах, шуточной этимологии слов и пр. Домашнее задание


Слайд 27

Каламбур теория КАЛАМБУР франц. Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974, с.509с., 353с., 119 Каламбур – фр.- стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на сходном звучании слов или СС, имеющих различное значение, обычно придающая речи комизм. К. строятся на омонимах, омографах, шуточной этимологии слов и пр. Я приехал в Москву, плaчу и плачy. -Хочешь чаю, Никанор? –предложил хозяин. Нет, спасибо, я уже отчаялся. Домашнее задание


Слайд 28

Домашнее задание § 32, стр.67. Фразеологические обороты – 6 класс. повторить письменно учить Творческое задание Домашнее задание Подберите и запишите мнемоническую пару на тему «Технические средства». Выучить новые теоретические понятия. Подобрать 2-3 примера из романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, объяснить используемые тропы автором.


Слайд 29

Спасибо за урок Спасибо за урок Настоящий ученик научается извлекать неизвестное и тем приближается к мастеру. И. Гете (1749-1832) – немецкий поэт, мыслитель, ученый


×

HTML:





Ссылка: