'

«О Гоголь, наш несравненный Гоголь!...»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

«О Гоголь, наш несравненный Гоголь!...» Виртуальная книжная выставка, посвященная 205-летию со дня рождения писателя. Подготовлена библиотекарем Харьковского профессионального лицея машиностроения Кохно Е.И.


Слайд 1

1 апреля — День смеха и день, когда 205 лет назад родился, может быть, самый минорный «смехач» российской (русской и украинской) прозы Николай Васильевич Гоголь.


Слайд 2

Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. До сих пор не известно ни одного сочинения писателя, написанного по-украински, а соизмеримый с гоголевским вклад в развитие русского языка довелось внести немногим писателям русского происхождения. Принимались попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», но сатирическое отношение к русской жизни, без сомнения, объясняется не его национальными свойствами, а всем характером его внутреннего развития. Несомненно, однако, что в творчестве писателя сказались также и украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление. «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее». Н.Гоголь


Слайд 3

«Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племён. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров… Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно». Н.В.Гоголь


Слайд 4

«Мертвые души» «Мёртвые ду?ши» — произведение, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сведения об этом восходят к «Авторской исповеди», написанной в 1847 году и опубликованной посмертно в 1855 году, и подтверждаются надёжными, хотя и косвенными, свидетельствами. Гоголь Н. В. Мертвые души : поэма / Н. В. Гоголь; вступ. ст. П.Г. Антокольского; худ. А.А. Агина. – М. : Издательство «Художественная литература», 1972. – 416 с.; рис.


Слайд 5

«Ревизор» Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в городе Устюжна (Вологодской области) — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками», пьеса была допущена к постановке. Вторая редакция пьесы относится к 1842 году. Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник низкого ранга (коллежский регистратор, самый низкий чин в Табели о рангах), следует из Петербурга в Саратов со своим слугой Осипом. Он оказывается проездом в небольшом уездном городке. Хлестаков проигрывается в карты и остаётся без денег… комедия в пяти действиях Гоголь Н. В. Ревизор : повести / Н. В.Гоголь; худож. С. Алимов. – М. : Худож. лит., 1984. – 333с. – (Классики и современность).


Слайд 6

«Женитьба» «Жени?тьба или Соверше?нно невероя?тное собы?тие в двух де?йствиях» — пьеса. Написана в 1833—1835 гг, опубликована в 1842 году. Гоголь начал работу над этой комедией, называвшейся первоначально «Женихи», в 1833 г. В мае 1835 г. он читал М. П. Погодину отрывки из пьесы «Провинциальный жених» (действие происходило в деревне, но уже были намечены основные герои и сюжетные линии). Примерно в то же время комедия приобрела окончательное название «Женитьба», и её действие было перенесено в Петербург. Пьеса была закончена за границей в 1841 году для готовившегося собрания сочинений. «Женитьба» опережала своё время: как признавали позднейшие критики, она предвещала драматическую манеру Островского. Дворянин, надворный советник, экспедитор Иван Кузьмич Подколесин хочет жениться. С этой целью он обращается к свахе Фёкле Ивановне . В то же время 26-летняя купеческая дочь Агафья Тихоновна Купердягина решает выйти замуж. Но ей важно, чтобы жених был дворянином. Она тоже обращается к Фёкле Ивановне. Тётушка невесты против такого неравного брака и предлагает ей жениха из её среды, «хорошего торговца», а Фёклу называет лгуньей. Фёкла решает поженить героев, но Подколесин всё никак не может решиться и дальше разговоров не идёт. Гоголь Н. В. Женитьба : Совершенно невероятное событие в двух действиях / Н. В. Гоголь. – М.-Л. : Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 64 с.


Слайд 7

«Вечера на хуторе близ Диканьки» «Вечера? на ху?торе близ Дика?ньки»— первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 году. Рассказы «Вечеров» Гоголь писал в 1829—1832 годах. По сюжету же, — рассказы книги якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько». Структура произведения: действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Течение времени не разрывается на страницах произведения, пребывая в некой духовной и исторической слитности. «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки : Повести, изданные пасичником Рудым Паньком / Н. В. Гоголь. – Х. : Прапор, 1982. – 181 с.; ил.


Слайд 8

«Сорочинская ярмарка» Напечатана впервые в 1831 году в Первой книжке «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжет: Мистика, чертовщина, да и только! Отправился было Черевик с дочкою на ярмарку. Залюбовался пригожей Параскою парубок один, уж и о свадьбе он с ее отцом после нескольких кружек договорился. Однако передумал Черевик, чуть погодя, дочь замуж выдавать, да и чертовщина всякая стала твориться - слух прошел, будто черт должен явиться на ярмарку за своей красной свиткой (верхняя одежда украинцев). Перепуганные Черевик с кумом и дочкою спешно возвращаются домой, и Кум рассказывает мистическую историю этой свитки. Рассказ его не раз прерывался странными звуками, вдруг разбилось окно, «и страшная свиная рожа выставилась». Ужас! Страх!.. На утро Черевик снова было пошел на ярмарку кобылу продавать, но, заметив, что к узде привязан кусок красного рукава, в ужасе бросился бежать. Его схватили, обвинили их с кумом в краже собственной кобылы и бросили... Гоголь Н. В. Сорочинская ярмарка / Н. В. Гоголь. – К. : Государственное издательство Художественная литература, 1952. – 32 с.


Слайд 9

«Вечер накануне Ивана Купала Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви». Впервые повесть была напечатана в февральской в мартовской книжках «Отечественных записок» за 1830 год, без подписи автора. В журнальном тексте повесть озаглавлена «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви». «Лишь раз в году на Ивана Купалу цветет папоротник, приносящий людям несметные богатства...» Сюжет: Полюбил Петрусь дочку своего хозяина, Пидорку. Да кто ж отдаст дочку за бедного работника без роду, без племени. И подвернулся тут Петру дьявол в человеческом обличье Басаврюк, как раз в ночь на Ивана Купала, когда цветет папоротник. Щедро расплатился Басаврюк за услугу, сыграли молодые свадьбу. А вот зажили ли счастливо? Гоголь Н. В. Вечер накануне Ивана Купала Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви / Н. В. Гоголь // Избран. произведения : в 2-х т. – К. : Дніпро, 1984. – С.45-59.


Слайд 10

«Ночь перед Рождеством» "Ночь перед Рождеством" - пожалуй, самая сказочная и самая чарующая повесть Н. В. Гоголя из его сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки«. Ну где же еще , как не в Диканьке, познакомитесь вы с самой милой нечистью? Где же еще черти и ведьмы будут расхаживать кругом и рядом, и почтут за честь "охомутать" вас? Только здесь, только на "нашем" хуторе. И все это с юмором, присущем только Гоголю: «Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу». Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь // Избран. произведения : в 2-х т. – К. : Дніпро, 1984. – С. 99-137.


Слайд 11

«Майская ночь, или утопленница» Повесть «Майская ночь, или Утопленница» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1829 — 1830 годах. Основывается на многих легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав издевательств, она бросается в воду и становится прекрасной русалкою. Но мачеха очень коварна, она тоже обернулась русалкой, и бедная панночка не может больше плавать, как рыба. Русалочка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красивую девушку Галю, но и его отец не прочь с ней поживиться, и поэтому он даже не хочет думать о его женитьбе. Левко и русалочка встречаются во сне, где русалочка просит его найти её злую мачеху. Левко понял, что это будет не очень сложно, и когда он увидел, как русалочки играют в коршунов, то рассмотрел самого хищного и злого коршуна, для которого это была даже вовсе не игра. Благодарная панночка помогает ему соединиться с Галей. Гоголь Н. В. Майская ночь, или утопленница / Н. В. Гоголь. – М.-Л. : Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 32 с.


Слайд 12

«Пропавшая грамота. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.» Повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1829—1831 гг.). Повествование начинается с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на тех слушательниц, что выпытывают у него «яку-нибудь страховинну казочку», а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем он рассказывает историю, что случилась с его дедом, которого гетман послал с грамотой к царице.. Сюжет: Дед, простившись с женой и детьми, уж наутро был в Конотопе, где была ярмарка. С зашитой в шапку грамотой дед пошёл поискать себе огнива и табаку и познакомился с гулякой-запорожцем. Они отправились дальше вместе с приставшим к ним ещё одним гулякой. Запорожец, потчуя весь вечер приятелей диковинными историями, к ночи оробел и наконец открылся, что продал душу дьяволу и этою ночью наступает срок расплаты. Дед обещался не спать ночью, чтоб пособить запорожцу… Гоголь Н. В. Пропавшая грамота : Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви / Н. В. Гоголь // Избран. произведения : в 2-х т. – К. : Дніпро, 1984. – С.84-95.


Слайд 13

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» напечатана впервые во второй книжке «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в 1832 году. «Глядите, глядите, вон идет ветряная мельница!» - Весёлое неоконченное произведение, которое стоит особняком среди остальных повестей цикла. Любимец учителей благонравнейший школьник Ванюша, вырос и превратился в застенчивого доверчивого подпоручика в отставке Ивана Федоровича Шпоньку. В провинциальном имении вместе с тетушкой он ведет свое ленивое существование. И только одно происшествие смогло внести беспокойство в неизменный уклад его растительно-пустoпорожней жизни - желание тетушки женить Ивана Федоровича. И тут ему снится сон, где он все же выполняет желание тетушки. Гоголь Н. В. Иван Федорович Шпонька и его тетушка / Н. В. Гоголь // Избранные произведения : в 2-х т. – К. : Дніпро, 1984. – С.172-195.


Слайд 14

«Страшная месть» Приблизительно датируется летом — началом осени 1831 года. В первом издании «Вечеров» «Страшная месть» сцена подзаголовком, убранным в последующих переизданиях: «Старинная быль». Стилистические особенности «Страшной мести» носят следы влияния фольклора и в особенности украинского. Помимо думы, сочинённой Гоголем, о причитаниях, о песнях, написанных в подражание украинским народным песням, в повести много фольклорных образов, сравнений, эпитетов. Повесть, которая действительно пугает. В ней историческая часть с набегами ляхов сочетается с фантастической, где стонущие мертвецы встают из могил, а злой колдун вершит свои тёмные дела. Здесь не найти юмора, здесь только тьма глубокая, да мороз по коже, счастливого конца у этой истории не будет. Сюжет: Жил казак Данило и была у него жена Катерина и маленький сын. Вроде бы все чудесно, хорошо живется казаку -жена, ребенок, вольная жизнь казака. Но стали его беспокоить сны Катерины про колдуна. Жена плакала, рассказывала что сны были как-будто наяву, что ей страшно. В попытках разобраться, сны ли это или видения, Данило узнает страшную правду… Гоголь Н. В. Страшная месть / Н. В. Гоголь // Избран. произведения : в 2-х т. – К. : Дніпро, 1984. – С. 137-172.


Слайд 15

«Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви» Напечатана впервые в 1832 году во второй книжке «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В «Заколдованном месте», так же как и в «Вечере накануне Ивана Купала», тема призрачности нечистым путем добытого богатства, губительной власти денег воплощена в сказочно-фантастических образах. В дальнейшем эти мотивы будут развиты Гоголем в повести «Портрет» на материале городской действительности. Сюжет: «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!» Автор рассказывает нам о том, как дед за кладом ходил, да с носом остался. Ибо не стоит верить нечистому – заведёт, заманит, с пустым карманом оставит. Гоголь Н. В. Заколдованное место / Н. В. Гоголь // Избранные произведения : в 2-х т. – К. : Дніпро, 1984. – С.195-201.


Слайд 16

«Миргород» Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудый Панько, нет единого "издателя", замыкающего цикл рассказов. Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести. Миргород был опубликован в двух томах, по две повести в каждом. Содержание сборника: Первая часть: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»; Вторая часть: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьёзным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение началось ещё в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает материалы к этому труду. Гоголь Н. В. Миргород / Н. В. Гоголь; худож. Б.А. Лавров. – Саратов : Приволжское книжное издательство, 1975. – 208 с.; ил.


Слайд 17

«Вий» «Вий -- есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». (Н.В.Гоголь) Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — св. Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Св. Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк из неустановленной летописи, уничтожает город силой своего взгляда. Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен. В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится. Первая настоящая русская книга, написанная в жанре «хоррор». Холодящая кровь история о том, что бывает, если вера в Бога недостаточно крепка, а ведьма, пришедшая к тебе ночью, чересчур соблазнительна... Гоголь Н. В. Вий / Н. В. Гоголь // Избранные произведения : в 2-х т. – К. : Дніпро, 1984. – С. 330-364.


Слайд 18

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Впервые напечатана в альманахе Смирдина «Новоселье» (часть 2-я, 1834), с подзаголовком «Одна из неизданных былей пасичника Рудого Панька». С незначительными стилистическими исправлениями, — в сборнике «Миргород», 1835. При помещении в собрание сочинений (1842 г.) автор добавил одну фразу в конец первой главы. Мнение читателя-подростка: "Мне очень понравилось это произведение. Так как в нём хорошо описана довольно житейская ситуация. Два друга поссорились из-за сущего пустяка, но этот пустяк привёл к тому, что они были в ссоре всю оставшуюся жизнь. Рассказ написан в сатирической форме. Читать рассказ было очень интересно, мне он показался очень захватывающим и красочным». Гоголь Н. В. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем / Н. В. Гоголь. – Петрозаводск : Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1949. – 64 с.


Слайд 19

«Старосветские помещики» Наиболее трогательная повесть Гоголя - это, конечно "Старосветские помещики". Все произведение пропитано такой нежностью к Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановны, которая бывает только, наверное, при старых воспоминаниях о самых счастливых мгновениях жизни. Автор передаёт читателю всю свою нежность, связанную со стариками. "Душа моя до сих пор полна еще жалости, и чувства мои странно сжимаются", - как точно характеризует сам автор те ощущения, возникающие от прочтения. В повести нет никакого мистицизма, присущего классику, оно выделяется на фоне остальных и глубоко остается в сердце, способном на сочувствие. Главные герои – старички Товсточубовы – Афанасий Иванович и жена его Пульхерия Ивановна. Автор их характеризует, как нежно любящих и трогательно заботящихся друг о друге. Афанасий Петрович высок и улыбчив, Пульхерея Ивановна, напротив, серьезна, что не мешает ей быть доброй и угодливой для всех. У них нет детей, поэтому они полностью сосредоточены друг на друге. Гоголь Н. В. Старосветские помещики : Повесть о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем / Н. В. Гоголь. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1946. – 96 с.


Слайд 20

«Тарас Бульба» "Я тебя породил - я тебя и убью», - это, наверное, самая известная фраза из этого произведения. Известная многим по школьному учебнику литературы, книга о том, что во все времена важно. О любви и предательстве, о долге и чести, а также о том, ради чего настоящему казаку и жизнь не жалко отдать — о любви к своей родной земле, о сильных духом людях, о страстях, о борьбе характеров, об очень интересном обществе - казаков, о двух народах, существующих рядом друг с другом. Какая-то особая атмосферность присутствует на протяжении всего повествования, что-то такое теплое и родное чувствуется в духе того времени, в ярой преданности родине, в обычаях старых казаков, в особенном, очень близком взаимоотношении Бульбы с сыновьями. Можно от души посмеяться над забавным и трогательным шуточным боем Остапа с Бульбой, позлиться и осудить предательство и безвольность Андрия, грустить и плакать вместе со старым Тарасом по старшему сыну… Гоголь Н. В. Тарас Бульба : повесть / Н. В. Гоголь; худож. Е. Кибрик. – М. : Детская литература, 1978. – 175 с.; ил. – (Школьная библиотека).


Слайд 21

«Петербургские повести» Общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема "маленького человека". Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя, и историки литературы говорят о втором, «петербургском», периоде в его литературной деятельности. Содержание сборника: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Повести петербургского цикла продолжают галерею так называемых мертвых душ, которая была начата автором еще в сбор­нике «Миргород». Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых, своеобразной фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюб­ленность и различные искренние порывы встречают непонимание, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет. Гоголь Н. В. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; послеслов. С. Бочарова. – М. : «Сов. Россия», 1978. – 208 с. – (Школьная библиотека).


Слайд 22

«Невский проспект» В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика». Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. Гоголь Н. В. Невский проспект / Н. В. Гоголь. – К. : Державне видавництво художньої літератури, 1952. – 40 с.


Слайд 23

«Записки сумасшедшего» Повесть, написанная им в 1834 году. Впервые опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в сборник «Петербургские повести». Внимание молодого писателя к теме безумия было вполне оправдано ее популярностью в литературе первой половины XIX века. Сюжет: повесть представляет собой дневник главного героя. В начале он описывает свою жизнь и работу, а также окружающих его людей. Далее он пишет о своих чувствах к дочери директора, и вскоре после этого начинают проявляться признаки сумасшествия — он разговаривает с её собачкой Меджи, после чего заполучает письма, которые Меджи писала другой собаке. Через несколько дней он полностью отрывается от реальности — он понимает что он — король Испании… Гоголь Н. В. Записки сумасшедшего / Н. В. Гоголь // Собрание сочинений : в 7-ми т. : Т.3 – М. : Художественная литература, 1977. – С. 157-177.


Слайд 24

«Рим» (отрывок) Впервые повесть напечатана в журнале «Москвитянин» (№3) за 1842 год с подзаголовком «Отрывок». Повесть раскритиковал В.Г. Белинский в своей статье «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» - 1842 год. Брошенные мимоходом слова не получили дальнейшего развития в его статьях. «…Гоголь первый изобразил живою и дышащею картиною облик и жизнь Рима и нарисовал портрет такой, в котором, как во всяком чудесном художественном произведении, заговорили все жилки представляемой физиономии…» (журнал «Отечественные записки», 1847 г.). Сюжет: Молодой итальянец отправляется в Европу. Он увлечен парижской жизнью... но через несколько лет осознает, что ничего нет лучше Родины. Вернувшись в Рим, он по-новому видит все, что его окружает... Гоголь так и не написал роман. Мы никогда не узнаем, что дальше случилось с князем, «потомком фамилии, составлявшей когда-то честь, гордость и бесславие средних веков» и красавицей Аннунциатой. Но как интересны, какой любовью дышат описания Рима, его окрестностей, карнавала и римских художников. Как интересно читать про горожан, которые «считая себя потомками древних квиритов, никогда не вступают в брачные союзы с другими». Гоголь Н. В. Рим : (отрывок) / Н. В. Гоголь // Собрание сочинений : в 7-ми т. : Т.3 – М. : Художественная литература, 1977. – С. 177-217.


Слайд 25

«Нос» Сатирическая абсурдистская повесть (тут и мистика и изрядная порция иронии), написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832—1833 годах, состоит из трех частей и повествует об удивительных событиях, произошедших с коллежским асессором Ковалевым. Сюжет: … Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Абсурдность и фантастичность сюжета вызвала обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Борис Стругацкий считал эту повесть одним из примеров классического фантастического произведения. Гоголь Н. В. Нос / Н. В. Гоголь // Собрание сочинений : в 7-ми т. : Т.3 – М. : Художественная литература, 1977. – С.40-64.


Слайд 26

«Шинель» Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести. Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмач­кин — титулярный советник, переписывающий бумаги в департа­менте. Он во всем обижен судьбой, но не ропщет, а наоборот, кроток, смирен и начисто лишен честолюбивых мечтаний. У него нет ни семьи, ни друзей. За человека его никто не считает. Шитье шинели для него явилось не только спасением тела от холода, но и возвышением души, своеобразным утверждением человеческого достоинства… Гоголь создал образ одинокого, униженного, обиженного, недалекого чиновника, но при этом обладающего сердцем и чувствами. В качестве обидчика выступает окружающее Акакия Акакиевича общество, бездушно насмехающееся над ним и поэтому кажущееся читателю духовно мизерным и жалким. Гоголь Н. В. Шинель / Н. В. Гоголь. – М.-Л. : Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 32 с.


Слайд 27

«Портрет» Повесть была создана в 1833—1834 годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835. Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841—начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника». В центре повести - портрет, приносящий неудачу всем своим владельцам. Первая часть повести рассказывает о молодом и очень талантливом художнике Чарткове, который, к сожалению, был к тому же ещё и очень беден. Однажды на рынке старьёвщиков Чартков купил удивительную картину - портрет старика - невероятно реалистичный, с живыми глазами. Как оказалось впоследствии, портрет обладал удивительными свойствами - он одаривал своих обладателей деньгами, но забирал их талант, радость жизни, да и саму жизнь. Вообще, первая часть повести очень напоминает "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Вторая же часть повествует непосредственно об истории "жизни" самого портрета, а так же об его авторе. И всё это с налетом такого мистицизма, казалось бы, ничего ужасного в ней нет, но общее впечатление создаётся достаточно мистическое и пугающее. Отдельно нужно выделить прекрасный стиль автора - действительно классика отечественной литературы! Нечто среднее между "Портретом Дориана Грея" и "Шагреневой кожей". Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Собрание сочинений : в 7-ми т. : Т.3 – М. : Художественная литература, 1977. – С. 64-116.


Слайд 28

«Коляска» Повесть написана в 1835 году. Впервые напечатана в первом томе пушкинского «Современника» (апрель 1836). Пушкин по поводу этой повести в письме к Петру Плетнёву от 11 октября 1835 года писал: «Спасибо, великое спасибо Гоголю за его „Коляску“, в ней альманах далеко может уехать…» Действие повести разворачивается в городке Б. Характерная черта городка - невообразимая скука, тоска и тишина. И только с прибытием кавалерийского полка все изменилось: «улицы запестрели, оживились, словом, приняли совершенно другой вид". Офицеры оживили общество, кроме того, в городке появился генерал. Званные обеды, которые он часто устраивал, собирали огромнейшее количество народа. Как правило, общество состояло из мужчин: "офицеров и некоторых окружных помещиков". Из помещиков наиболее известен был Пифагор Пифагорович Чертокуцкий. Однажды генерал устроил званый обед. Приехало несколько помещиков, офицеров, и среди прочих — Чертокуцкий. После обеда гости встали «с приятной тяжестью в желудках», а генерал решил показать гостям свою покупку: гнедую кобылу. Гости искренне восхищались красотой лошади, а Чертокуцкий поинтересовался: есть ли у генерала соответствующий экипаж для подобной лошади? … Гоголь Н. В. Коляска / Н. В. Гоголь // Собрание сочинений : в 7-ми т. : Т.3 – М. : Художественная литература, 1977. – С. 145-157.


Слайд 29

Вам понравилось? А теперь – все в библиотеку! «Гоголь – мудрая птица, ты достигнул венца Под ногами твоими поднялась лестница. Бог, откинув покровы, дал узреть грешный мир, Понял ты основное, сатана – их кумир. Сатана миром правит, ты отверг его власть И своею рукою загасил жизни страсть. Это сильный поступок, это выбор пути, Ты решил жизнь задуть, как свечу, и уйти. Как решил, так и сделал, сам себе став судьёй. Гоголь – гений, пророк с необычной судьбой». Галина Головина


×

HTML:





Ссылка: