'

Урок литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Урок литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи Слово о полку Игореве         Лукина Н.И. 2005 Палехская иконописная мастерская Лукиных Презентация учителя русского языка и литературы Дмитриенко О.С.


Слайд 1

“Слово” – это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев 19 и 20 веков, а его корни глубоко уходят в русскую почву. Д.С. Лихачев Лопатин Николай Павлович Триптих «Слово о полку Игореве" 1989 (Голландия) Член Союза художников РСФСР с 1976 года


Слайд 2

Тест к повести «Слово о полку Игореве» 1.Какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»? а) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году; б) победа над половцами, одержанная киевским князем Святославом в 1184 году; в) поход против половцев Владимира Мономаха; г) междоусобные распри южнорусских князей 2. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является: а) прославление подвига Игоря; б) осуждение похода Игоря; в) страстный призыв к русским князьям о единении; г) слава киевскому князю Святославу 3. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»? а) Ефросинья Ярославна, жена Игоря; б) Святослав, князь Киевский; в) Всеволод, брат Игоря; г) сам князь Игорь 4. Укажите, чем заканчивается (в сюжетном плане) «Слово о полку Игореве»: а) смертью Игоря и его дружины; б) бегством Игоря из плена и возвращением на родину; в) Игорь остается в плену; г) казнью Игоря 5. Укажите, к какому роду литературы можно отнести «Слово о полку Игореве» а) эпос; б) лирика; в) драма; г) лиро-эпика 6. Укажите, какой герой выражает авторскую позицию в «Слове о полку Игореве»: а) Игорь; б) Всеволод; в) Святослав; г) Ярославна


Слайд 3

Ответы к тесту по повести «Слово о полку Игореве»: 1 а) 2 в) 3 б) 4 б) 5 а) 6 в)


Слайд 4

Викторина по повести «Слово о полку Игореве» С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»? Кого автор называет «соловьем старого времени»? С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то…» Точен ли перевод: «мысь» - это мысль? С кем отправился в поход князь Игорь? Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить…»? Что обозначает это выражение? Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове…»? Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака? Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землей, звучит в «Слове…»? На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь? С чем автор сравнивает битву? Какое «слово» произносит киевский князь Святослав? Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь ее «ладе»? Кто помог князю бежать из плена? Герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры. Известен ли автор «Слова…»? Кем он был, кто он? Кем и когда был найден один из списков «Слова…» Какова была его дальнейшая судьба? Какие поэтические переводы «Слова…» вам известны? Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова…» вы можете назвать?


Слайд 5

Ответы к викторине по повести «Слово о полку Игореве» « Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославлича?» Бояна – легендарного русского певца. Придерживаться действительных событий (однако сам обращается к вымыслу, сон Святослава) «…растекашется мысью по древу, серым волком по земли, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка) С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом «…шеломом Дону2. Выпить воды из реки побежденной страны – символ победы. Гзак и Кончак Нет, ханы называют ее «красной девицей» «О Русская земля, ты уже за холмом1» Каялы – от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть). С пахотой и жатвой, с пиром, с грозой «Золотое слово, со слезами смешанное» Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее – русским, а Днепр Словутич – пограничная славянская река ( у Пушкина королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу) Половчанин Овлур Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует» Автор неизвестен Собирателем древних рукописей А.И. Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 19 в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 году В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого. И. Шкляревского, В. Сосноры Опера А. Бородина «Князь Игорь» Картины В. Васнецова « После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», К Васильева «Ярославна», В. Шварца «Боян»


Слайд 6

Дмитрий Сергеевич Лихачев 1937- 1999 Большой вклад внес Д. С. Лихачев в создание шеститомного "Словаря-справочника "Слова о полку Игореве"" (1965 - 1984), активно участвуя в его редактировании и обсуждении, пополняя его статьи материалами собственных разысканий.


Слайд 7

Основные даты жизни и деятельности Д.С.Лихачева Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28(15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. 1914 - 1923 Отец - Сергей Михайлович Лихачев, инженер-электрик, мать - Вера Семеновна Лихачева, урожденная Коняева. 1914 - 1923 Ученик гимназии Императорского Человеколюбивого общества (1914-1916), реального училища К. И. Мая (1916-1920), Советской единой трудовой школы (1920-1923, бывш. - Школа Л.Д. Лентовской ). 1923 - 1928 Студент романо-германской и славяно-русской секции отделения языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета. 1928 Окончил Ленинградский государственный университет. 8 февраля - арестован за участие в студенческом кружке "Космическая академия наук", где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии, "попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского"; осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность. 1928, ноябрь - 1931, ноябрь Политзаключенный Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) 1930 Опубликована первая научная работа Д. С. Лихачева "Картежные игры уголовников" в журнале "Соловецкие острова" (1930, № 1; переизд.: Лихачев Д.С. Статьи разных лет. Тверь, 1993). 1931 В ноябре переведен из Соловецкого лагеря в Бел-Балтлаг, работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. 1932, 8 августа Освобожден из заключения досрочно и без ограничений как ударник. Вернулся в Ленинград. 1932 - 1933 Литературный редактор Соцэкгиза (Ленинград). 1933 - 1934 Корректор по иностранным языкам в типографии "Коминтерн" (Ленинград) . 1934 - 1938 Ученый корректор, литературный редактор, редактор Отдела общественных наук Ленинградского отделения Издательства Академии наук СССР. 1935 Женился на Зинаиде Александровне Макаровой. Публикация статьи "Черты первобытного примитивизма воровской речи" в сборнике Института языка и мышления им. Н. Я. Марра "Язык и мышление". 1936 27 июля по ходатайству президента Академии наук А. П. Карпинского снята судимость постановлением Президиума ЦИК СССР. 1937 Родились дочери-близнецы Вера и Людмила Лихачевы.  


Слайд 8

Многие книги и статьи Д. С., опубликованные в советских изданиях, переводились на болгарский, польский, немецкий, английский, французский и другие языки. Вышли на болгарском, чешском, сербскохорватском, венгерском, польском, румынском, немецком, английском, японском языках книги Д. С. Лихачева "Человек в литературе Древней Руси", "Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого", "Текстология. Краткий очерк", "Развитие русской литературы Х - XVII веков. Эпохи и стили", "Поэтика древнерусской литературы", ""Смеховой мир" Древней Руси" (совместно с А. М. Панченко), "Художественное наследие Древней Руси и современность" (совместно с В. Д. Лихачевой), "Великое наследие", "Письма о добром и прекрасном", "Поэзия садов"; фототипически переизданы за границей его книги "Русские летописи и их культурно-историческое значение" (1966), "Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. (Конец XIV - начало XVI в.)" (1967), "Национальное самосознание Древней Руси. Очерки из области русской литературы XI - XVII вв. " (1969)


Слайд 9

За выдающиеся достижения в области гуманитарных наук Президиум Российской Академии Наук награждает Д. С. Лихачева в 1993 г. Большой Золотой медалью имени М. В. Ломоносова, в том же году ему присвоено звание Первого почетного гражданина Санкт-Петербурга. В 1996 г. он награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, в 1997 г. Международный Литфонд присуждает ему премию "За честь и достоинство таланта". В 1998 г. за вклад в Развитие отечественной культуры Д. С. Лихачев становится первым кавалером учрежденного Российским правительством ордена апостола Андрея Первозванного "За веру и верность Отечеству", в том же году он награждается Международным серебряным памятным знаком "Ласточка мира" (Италия) за большой вклад в пропаганде идей мира и взаимодействия национальных культур. Общественный авторитет Д. С. Лихачева в эти годы велик и он пытается максимально использовать его для защиты библиотек, музейных ценностей, учреждений культуры от посягательств на их целостность и достоинство. У него еще много научных и творческих планов, но силы постепенно оставляют его. Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово 4 октября.


Слайд 10

К ИССЛЕДОВАНИЯМ ПО "СЛОВУ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Места, связанные со "Словом о полку Игореве" и битве с половцами (по Кольцову И.Е.)


Слайд 11

Зегзица - это водоплавающая птица, крупнее дикой утки, камышового цвета и с большой аурой (энергополем). На территории Украины она истреблена. В настоящее время этот вид птицы сохранился в Индии, Таиланде, Шри Ланке. Размер зегзицы по корпусу: до 40 см по высоте, а по длине с клювом и хвостом - до 70 см. Несколькими тайнами "Слова…" стало меньше.


Слайд 12

«Слово о полку Игореве» в литературе


Слайд 13

«Слово о полку Игореве» в музыке


Слайд 14

Александр Бородин русский композитор, ученый-химик Бородин Александр Порфирьевич  (Borodin, Alexandr Porphirevich), русский композитор и ученый-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872—87) высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов. В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; поставлена в 1890г., Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин — один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й — 1879, 2-й — 1881). Композитор — тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики — элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»). Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии. Бородин — автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.


Слайд 15

«Слово о полку Игореве» в живописи


Слайд 16

Николай Константинович Рерих (1874-1947)  Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре «Шатле» открылся первый «русский сезон». В оформлении Рериха шли «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина и «Псковитянка» Римского-Корсакова. В 1908–1909 годах написаны также эскизы «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны». Но полностью опера «Князь Игорь» в декорациях Рериха была поставлена только в 1914 году в Лондоне (Королевский театр Дрюри Лейн). По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера.


Слайд 17

Основные даты жизни и деятельности Н. К. Рериха (1874-1947)      1874 Родился 27 сентября (9 октября) в Петербурге.   1883 Поступил в гимназию К. И. Мая в Петербурге.   1893 Поступил в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета.   1897 Присвоено звание художника за картину "Гонец".   1898 Окончил университет. Помощник редактора журнала "Искусство и художественная промышленность".   1900 Пополняет художественное образование в Париже.    


Слайд 18

1901 Женитьба на Елене Ивановне Шапошниковой. Секретарь Общества поощрения художеств.   1902-1905 Выставки в Петербурге, в Москве и за границей.   1906 Директор школы Общества поощрения художеств. Избран членом Парижского осеннего салона.   1909 Академик Российской академии художеств.   1910 Председатель возобновленного "Мира искусства".   1912 Работа со Стравинским над "Весной Священной".   1916 По состоянию здоровья переезжает с семьей в Карелию.   1918 Посещение Петрограда в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств.   1919 Отъезд из Финляндии в Лондон. Встреча с Р. Тагором.  


Слайд 19

  1920-1922 Выставки и художественно-просветительная деятельность в США.   1923   1924 Научные экспедиции по Сиккиму и Бутану.   1925-1928 Большая экспедиция по Центральной Азии с заездом в 1926 году в Москву, на Алтай и в Бурятскую АССР.   1929 Посещает Европу и Америку. Публикация проекта Пакта Рериха по охране культурных ценностей.   В мае покидает Нью-Йорк и через Европу следует в Индию. 1931-1940 Научно-исследовательская работа в институте "Урусвати".   1934-1935 Большая экспедиция в Монголию и Китай. С 1936 года безвыездно живет в Индии.   1941-1944 Выставки с продажей картин в пользу Красной Армии. Патриотические выступления в печати. Почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.   1946 Сборы на Родину. Переписка с советскими художниками.   1947 Скончался 13 декабря.     По книге Беликов П. Ф., Князева В. П. НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ , серия ЖЗЛ.


Слайд 20

Н. К. Рерих «Путивль», Князь Игорь. I акт. Эскиз декорации к опере "Князь Игорь". 1914.Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва «Терем Ярославны», «Половецкий стан»


Слайд 21

Фаворский Владимир Андреевич Годы жизни: 1886г. - 1964г. художник В. А. Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. За долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление). Фаворский занимался и декоративным искусством. В 1937 году, например, за работу по оформлению Советского павильона Всемирной выставки в Париже он был удостоен высшей награды "Гран при". Но предпочтение художник отдавал гравюре. "В молодости, - писал Владимир Андреевич, - я учился живописи. Мне сулили успех. Возможно я даже стал бы хорошим живописцем, но предпочел графику. Предпочел как изобразительное искусство, более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое". Фаворский был незаурядным педагогом, учителем и наставником большой группы мастеров советского изобразительного искусства, чьи произведения составляют гордость советской художественной культуры (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Каневский и другие). "В 1921 году, - писал А. А. Дейнека, - демобилизуюсь из армии и командируюсь в Москву на учебу во ВХУТЕМАС - графический факультет... Учусь у В. А. Фаворского ... Несмотря на проклятый холод и голод, там велась большая и серьезная работа над формой, композицией". "Поступил на графический факультет, где вскоре встретился с В. А. Фаворским, - сообщал А. Каневский. - Удивляюсь, до каких высот может дойти мастер". "Когда мы говорим о Владимире Андреевиче Фаворском, - утверждал А. Гончаров, - мы говорим о нем обычно как о художнике. Это был очень большой художник. ...Но далеко не все еще сказано о нем как о человеке. Для русских художников и деятелей культуры именно человеческие качества всегда были существенной чертой. Русское искусство всегда беспокоилось о духовной чистоте. Владимир Андреевич был добр, кристально честен внимателен к людям, доброжелателен к хорошему. Если бы меня спросили, кого взять образцом человека, я назвал бы Фаворского". В А Фаворский родился в Москве. Рано он стал приобщаться к изобразительному искусству. "Я начал рисовать, - вспоминал художник, - потому, что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником Дед и мать были художниками, таким образом создалась художественная линия в семье". Когда мальчик подрос, он стал посещать вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, а в 1903-1904 годах его определяют в художественную школу К. Ф. Юона. Почти два года (1906-1907) Фаворский прожил в Мюнхене, где учился в частной художественной академии Холлоши и слушал лекции по искусству в Мюнхенском университете. В эти же годы он путешествует по Италии, Австрии, Швейцарии. В 1907-1912 годах художник учится на искусствоведческом отделении Московского университета. В 1911 году Фаворский впервые участвует на XVIII выставке Московского товарищества художников на которой экспонирует деревянную скульптуру "Шахматы", а уже в 1912 году на XIX выставке того же товарищества гравюры на дереве. С той поры начинается стремительное движение художника по пути освоения и развития искусства ксилографии. Ранние произведения Фаворского отличаются немногословием, скупыми намеками, когда все последующие работы выражают глубину мысли, мудрость и зрелость художника. Это легко прослеживается на примере иллюстраций к комедии П. Муратова "Кофейня" (1922) и пушкинскому "Борису Годунову" (1954-1955). В первом случае действующие лица, окружающие их предметы изображены лаконичными штрихами, дающими лишь самое общее представление о событиях, изложенных в литературном произведении. Здесь художник как бы приглашает зрителя домыслить, дорисовать, образно расширить содержание публикуемых иллюстрации. Гравюры к "Борису Годунову" исполнены с огромной экспрессией и темпераментом. Они дают исчерпывающую психологическую характеристику героям и с абсолютной достоверностью раскрывают время и место действия.


Слайд 22

В. А. Фаворский иллюстрировал новеллы Мериме (1927-1934), Данте (1933), "Гамлета" (1940) и "Сонеты" Шекспира (1947). В 1949 году он иллюстрировал также книгу "Роберт Берне". Многочисленные циклы гравюр создал Фаворский к произведениям русской литературы. Его иллюстрации к "Рассказам о животных" Л. Толстого (1929-1931), к повести Н. Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" (1930-1931), к "Жень - Шеню" М. Пришвина (1933) и ко многим другим произведениям классической и современной отечественной литературы поражают мастерством художника, который, не нарушая стройности повествования, дает насыщенную образную характеристику жизненного явления. Фаворский умел вместе с тем сохранить свое лицо, свою художественную самобытность. Многие его иллюстрации дополняют литературное произведение, дают обильную пищу для размышлений, выражают самостоятельный взгляд художника на действительность и, таким образом, являются оригинальными графическими произведениями высокого достоинства. Много творческого труда и вдохновения отдал Фаворский иллюстрированию произведений Пушкина. Помимо "Бориса Годунова" он создал также цикл великолепных иллюстраций к "Маленьким трагедиям" поэта. "Какое счастье, - писал Фаворский, - что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщаться. Как страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность". В 1950 году Фаворский заканчивает цикл иллюстраций к классическому произведению русской литературы "Слово о полку Игореве". В 1962 году за иллюстрации к древнерусскому эпосу "Слово о полку Игореве", произведениям А. С. Пушкина "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии" Фаворский был удостоен Ленинской премии. В 1928 году Фаворский создал две гравюры на дереве, объединенные общей темой "Годы революции". Первый лист - "Октябрь 1917", второй - "Гражданская война". Это гравюры-летописи, в которых художник синтетически изобразил великую революционную эпоху. В листах множество действующих лиц и исторических эпизодов, органически связанных между собой. Кипит многолюдный митинг, на котором выступает Ленин. Громко звучат призывы "Долой войну!". В стремительном порыве солдаты, рабочие рвутся в бой на защиту революции, идет перестрелка. Падают убитые. Здесь же фигурка мальчика, продавца газет. Это на гравюре "Октябрь 1917". Лист "Гражданская война"... Скачут красные конники, уходят в лес партизаны, походным маршем следует пехота... Гравюры Фаворского на революционные темы оптимистичны, великие исторические события рассматриваются им в философско-нравственном аспекте, как победа добра над злом, жизни над смертью. К станковой графике Фаворский обращался не раз. Еще в 1918 году им была создана серия листов "Виды Москвы", а в 1921 году для альбома "Революционная Москва Третьему Конгрессу Коммунистического Интернационала" он исполняет гравюру "Кремль. Свердловский зал". В 1929 году Фаворский создает "Портрет Ф. М. Достоевского", в котором образ великого писателя предстал во всей своей жизненной правде. Напряженный, сосредоточенный, задумчивый взгляд, поджатые губы, большой открытый лоб показывают человека противоречивой, трудной, трагической судьбы, для которого творчество - жизненная необходимость. Подавляющее число произведений Фаворского были исполнены в ксилографии, однако выдающийся мастер графического искусства работал и в линогравюре. Этот очерк о русском советском художнике В. А. Фаворском хочется закончить следующими словами другого замечательного нашего художника-графика Д. А. Шмаринова: "В последний день 1964 года мы проводили в последний путь Владимира Андреевича Фаворского... Жизнь Фаворского, наполненная бесконечным творческим трудом, была нелегкой. В дни Великой Отечественной войны Фаворский потерял на фронте двух сыновей... Творчество Фаворского нередко оценивалось предвзято и неправильно. Но художник не изменял себе - его жизненные цели, его творческие задачи определялись большими масштабами :". В 1945-1947 годах Фаворский исполняет серию гравюр "Великие русские полководцы". В образах Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова воплощены храбрость и мужество русского народа, всегда отстаивавшего честь и независимость своей отчизны.


Слайд 23


Слайд 24

Перевод В.А.Жуковского Не прилично ли будет нам, братия, Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича! Начаться же сей песни По былинам сего времени, А не вымыслам Бояновым. Вещий Боян, Если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земли, Сизым орлом под облаками. Вам памятно, как пели о бранях первых времен: Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей; Чей сокол долетал, тот первую песнь пел: Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу, Сразившему Редедю перед полками касожскими, Красному ли Роману Святославичу. ...И рек Игорь дружине своей: "Братия и дружина! Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон. Сядем же, друга, на борзых коней Да посмотрим синего Дона". Вспала князю на ум охота, Знаменье заступило ему желание Отведать Дона великого. "Хочу, - он рек, - преломить копье Конец поля Половецкого с вами, люди русские! Хочу положить свою голову Или испить шеломом Дона". ...


Слайд 25

Голос Ярославнин слышится, на заре одинокой чечеткою кличет. "Полечу, говорит, кукушкою по Дунаю, Омочу бобровый рукав в Каяле-реке, Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его". Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая: "О ветер, ты ветер! К чему же так сильно веешь? На что же наносишь ты стрелы ханские Своими легковейными крыльями На воинов лады моей? Мало ль подоблачных гор твоему веянью? Мало ль кораблей на синем море твоему лелеянью? На что ж, как ковыль-траву, ты развеял мое веселие?"


Слайд 26

Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович -великий русский художник и живописец 19 века Брат А. М. Васнецова. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96). Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.


Слайд 27

Годы учебы Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок. Ранний период Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского. Фольклорно-исторические картины стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом. Архитектура и дизайн Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре. Поздний период Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в «Союз русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» (1901-18) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (1926; все три — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).


Слайд 28

«Богоматерь с Младенцем на престоле» (1885-1893), «Богатыри» (18980, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Аленушка» (1881),«Снегурочка» (1899), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889)


Слайд 29

Васнецов Виктор Михайлович «После побоища», 1880


Слайд 30

Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры», 1899


×

HTML:





Ссылка: