'

эссе

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" — попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" — взвешивание эссе


Слайд 1

Определение жанра Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета


Слайд 2

История жанра В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» (1580) Своим сочинениям, изданным в виде книг в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал название англ. Essays Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист (англ. essayist) в 1609


Слайд 3

Развитие жанра В ХУІІІ – ХІХ в.в. эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Р. Стил, Г.Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г.Гейне, Р.У.Эмерсон, Г.Д.Торо) Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т.Карлейль, В.Хэзлитт, М.Арнолд (ХІХ в.); М.Бирбом, Г.К.Честертон (ХХ век) В ХХ веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р.Роллан, Б.Шоу, Г.Уэллс, Дж. Оруэлл, Т.Манн, АМоруа, Ж.П.Сартр, Н.Хикмет)


Слайд 4

Эссе в русской литературе Для русской литературы жанр эссе не был характерен Образцы эссеистического стиля обнаруживаются в ХІХ веке у А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.И.Герцена («С того берега»), Ф.М.Достоевского («Дневник писателя») В начале ХХ века к жанру эссе обращались В.И.Иванов, Д.С.Мережковский, А.Белый, Л.Шестов, В.В.Розанов, позднее — И.Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К.Паустовский Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе


Слайд 5

Категории эссе Эссе субъективное, или личностное Эссе объективное, или «серьезное»


Слайд 6

Эссе субъективное Основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности


Слайд 7

Эссе объективное Личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее


Слайд 8

Типы эссе Повествование Описание процесса Иллюстрация Классификация Сравнение Причина и следствие Определение Аргументация


Слайд 9

Эссе - повествование Связывает события в определенной последовательности, чаще всего хронологической Центральную роль в повествовании играет действие и конфликт Повествование обычно излагается от первого или третьего лица Повествование создается вокруг ключевых событий и часто включает диалог, который одушевляет действие и помогает вовлечь читателя в рассказ


Слайд 10

Эссе - описание процесса Излагает чувственные впечатления: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые Общее настроение эссе создается с помощью господствующего впечатления Для создания описания необходимо выбрать наблюдательный пункт (подвижный или неподвижный), отобрать и разместить детали с помощью пространственной или (реже) хронологической организации


Слайд 11

Эссе - иллюстрация Эссе-иллюстрация служит для прояснения идей (общих утверждений) с помощью примеров (иллюстраций) При выборе примеров нужно убедиться, что они на самом деле поддерживают идею и их достаточно для данной цели


Слайд 12

Эссе - классификация Разбивает широкую тему на категории по какому-либо определенному принципу, определяет отличительные особенности каждой категории и показывает, как эти особенности варьируются между категориями Сегментирование темы упрощает рассказ, подавая информацию небольшими, тщательно отобранными порциями


Слайд 13

Эссе - сравнение Оценивается два или несколько предметов с точки зрения их сходств, различий или того и другого Часто помогает сделать выбор между альтернативами, а также знакомит читателя с незнакомыми предметами Все элементы сравнения должны иметь что-то общее и опираться на хорошо отобранные детали, показывающие, чем сравниваемые элементы похожи и чем отличаются


Слайд 14

Эссе - причина и следствие Эссе, в которых используется причинность, анализируют причины — доводы, почему имеют место те или иные действия и условия, и следствия — результаты этих действий и условий Причинный анализ может быть организован по одной из следующих моделей: - одна причина — несколько следствий - несколько причин — одно следствие - причинная цепочка - несколько причин — несколько следствий


Слайд 15

Эссе - определение Цель  — прояснить значение слов или понятий Определения бывают трех видов: определения с помощью синонимов; сущностные определения, которые называют определяемый предмет, помещают его в более широкую категорию и отличают его от других предметов в данной категории; развернутые определения, которые представляют собой комбинацию других форм эссе (повествование, описание, описание процесса и т. д.)


Слайд 16

Эссе-аргументация Опираясь на логически выстроенные факты, стремится убедить читателя согласиться с некоторым мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое Своей цели авторы аргументационных эссе добиваются за счет рационального воздействия, опирающегося на непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные и др.


Слайд 17

Особенности жанра Авторы эссе – люди разнообразных интересов и профессий: критики, историки, литературоведы, искусствоведы, писатели, философы, духовные деятели и другие Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому Эссе имеет уникальные свойства, позволяющие установить связь между читателем и писателем или писать для себя, потому что эссе – это обязательно диалог, и, прежде всего, с самим собой Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику Эссе отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, феномен природы, объект речи, который описывает или переживает автор Наличие конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа


Слайд 18

Как написать эссе Испытание в виде написания эссе позволяет оценить личность автора, его мировоззрение, степень оригинальности мыслей, чувств


Слайд 19

Алгоритм написания 1. Ищем мысли: Прочитайте тему и поразмышляйте. Время, которое Вы затратите для размышлений – зависит от Вас, оно может составлять от нескольких минут до нескольких дней, недель Не надо пытаться раскрыть тему целиком, старайтесь остановиться на том, что вам интересно, используйте свой жизненный опыт, старайтесь привнести свое видение проблемы Запишите наиболее удачные, на Ваш взгляд, высказывания по данному поводу Избавьтесь от записей, в которых представлены  общеизвестные высказывания, не представляющие интереса при прочтении и не подчеркивающие Вашу индивидуальность Замените высказывания, которые имеют общих характер Подумайте о том, что одних высказываний мало, желательно убедить читающих, что они истины


Слайд 20

Алгоритм написания 2. Формируем «скелет»: «Скелет» Вашего эссе будет сформирован из тех высказываний, которые показались Вам удачными Расположите высказывания в некотором порядке. Подумайте, не стоит ли какие-то из них поменять местами   Определите количество абзацев, с учетом вступления, основной части, заключения


Слайд 21

Алгоритм написания 3. Прорисовываем детали: Развейте мысль в каждом из параграфов Подкрепите свои высказывания доказательствами, приведите факты Используйте яркие описания, цитаты и т.д., которые заинтересуют читателя Используйте «ловушки» для привлечения внимания: цитату, стихотворение, вопрос, необычный факт, идею или смешную историю


Слайд 22

Алгоритм написания 4. Осуществляем проверку: Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать Проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы Юмор – великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор – искусство, он является признаком хорошего вкуса Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом Иногда откажитесь от каких-то идей или подробностей, которые отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе Избегайте употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона: язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно


Слайд 23

Объем Краткость - сестра таланта. Обычно бывает достаточно нескольких страниц текста. Но если мысли, чувства, желания переполняют вас - дерзайте


Слайд 24

Структура Свои мысли, чувства, идеи вы вольны излагать в той последовательности, в которой считаете нужной Эссе не требует оглавления, введения, глав, заключения, выводов Никакой актуальности, цели, задач, списка использованной литературы Главное, чтобы текст передал ваши мысли, ощущения, чувства, родившиеся у вас в процессе рассуждений, переживаний, связанных с предметом вашего эссе


Слайд 25

Язык Вы пишете эссе, следовательно, язык не должен быть наукообразным Не нужны точные числовые данные, аналитические выкладки и тому подобное: вы просто делитесь своими наблюдениями Постарайтесь добиться гармонии между словесным, образным описанием своих чувств и мыслей, и теми ощущениями, которые возникали у вас в реальности


Слайд 26

Литература Аврелий М. Размышления. М., 1993 Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987 Бэкон Ф. Новая Атлантида; Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1954 Бродский И. Набережная неисцелимых. М., 1992 Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996 Лэм Ч. Очерки Элии. Л., 1979 Монтень М. Опыты, тт. 1–2. М., 1979–1980 Муравьев В.С. Эссе. – В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8. М., 1975 Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994 Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990 Честертон Г.К. Избранное. М., 1996 Эпштейн М. Бог деталей: Эссеистика 1977–1988. М., 1998


Слайд 27

творческих успехов! Автор презентации: И.Ю.Коровченко, методист Катеринопольского РМК


×

HTML:





Ссылка: