'

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ СОДЕРЖАНИЕ УМК ТЕХНОЛОГИИ


Слайд 1

Одним из базовых требований к содержанию образования является достижение учащимися уровня ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ


Слайд 2

ГРАМОТНОСТЬ владение навыками и умениями чтения и письма ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ способность человека свободно использовать эти навыки для получения информации из текста: ЧТЕНИЕ ПОНИМАНИЕ КОМПРЕССИЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЧА Способность человека работать со словом для достижения собственных целей


Слайд 3

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ ГРАЖДАНИНОМ ЭСТЕТИЧЕСКИ РАЗВИТЫМ СПОСОБНЫМ К КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ УСПЕШНЫМ


Слайд 4

Сквозная цель освоения содержания основного общего образования гуманитарного цикла – воспитание грамотного, компетентного читателя, с помощью универсальных учебных действий Виды деятельности: Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность Регулятивная деятельность Рефлексивная деятельность


Слайд 5

Познавательная деятельность АНАЛИЗ Умение выделять функциональные и причинно-следственные связи СИНТЕЗ Выработка алгоритмов работы с текстом. Комбинирование известных алгоритмов для решения различных задач КЛАССИФИКАЦИЯ Сравнение, сопоставление, классификация по жанрам. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу. ВЫЧЛЕНЕНИЕ ЗАМЫСЛА АВТОРА Исследование текста, постановка проблемы выдвижение и проверка гипотез ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Умение мотивировать, искать оригинальные решения; участвовать в проектной деятельности.


Слайд 6

Коммуникативная деятельность СЛУШАНИЕ Способность передавать содержание прослушанного текста в кратком и в развернутом виде ЧТЕНИЕ Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее и др.), анализ текста ГОВОРЕНИЕ Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в диалог, отстаивать свою позицию, понимать и принимать точку зрения собеседника, ПИСЬМО Изложение информации с разной степенью свернутости. Составление плана, тезисов, конспекта. Примеры, Аргументы, Выводы. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Использование возможностей языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ Использование источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.


Слайд 7


Слайд 8

Слушание Чтение Говорение Письмо Использование выразительных средств Работа с источниками Перечислить детали, говорящие об общественном положении «толстого» и «тонкого»; ключевые слова, определяющие их характеры. С какой целью пишутся сатирические произведения? Найти другие примеры произведений этого жанра. Послушайте пересказ произведения А.П. Чехова «Толстый и тонкий» в кратком и в развернутом виде и оцените по точности и выразительности Написать сочинение на тему: «Юмор и сатира в произведениях А.П. Чехова». С кем из героев вы себя отождествляете и почему? Кто не вызывает ваших симпатий и по какой причине? Прочитать текст сначала в ознакомительном режиме, затем в режиме диалога с автором.


Слайд 9

Регулятивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Использование критического анализа источника Работа по алгоритму (технология продуктивного чтения)


Слайд 10

Анализ критической статьи (кратко) 1. Анализ текста до чтения 1.1. Автор текста – Кто он? Знакомы ли лично автор критической статьи и автор разбираемого текста, и, если так, какие их связывают отношения? 1.2. Цель создания текста – К кому он обращён? Какие задачи ставил перед собой автор? (поделиться результатом своего исследования; вывести новую тенденцию, познакомить читателей с общепринятой и (или) альтернативной точкой зрения на ход литературного процесса; убедить кого-либо в правоте только своей позиции; использовать разбираемое литературное произведение как аргумент (повод) для формирования определённых идей


Слайд 11

2. Анализ текста во время чтения 2.1. Логический анализ: – Выделение фактов внутри текста и установление связей межу ними. – Соотнесение новых фактов с уже известными фактами и выводами; нахождение отличий; поиск объяснения им в тексте. – Согласие или несогласие с авторской логикой. 3. Анализ текста после чтения Читательская интерпретация основной идеи текста: определение своего отношения к ней


Слайд 12

Рефлексивная деятельность Формирование Эстетического вкуса Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Нравственный анализ литературного героя, тенденции, приема


Слайд 13

САМООЦЕНКА


Слайд 14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


Слайд 15


Слайд 16

17 Состав УМК для 6 класса Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе. Методические рекомендации для учителя. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. (Дополнительная литература) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Тетрадь по литературе. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 6 класс. «Год после детства». В 2-х книгах


Слайд 17

Учебники с 1-го по 11-й классы представляют собой непрерывную линию, психологически, эмоционально и интеллектуально ориентированную. Так достигается непрерывность литературного образования. Эмоциональный ориентир Базовые понятия Принцип построения 5 класс «Шаг за горизонт» жанр тематический 6 класс «Год после детства» роды и жанры тематический 7 класс «Путь к станции «Я» характер-герой проблемно-тематический 8 класс «Дом без стен» литературный герой – образ – литературный процесс проблемно-тематический 9 класс «История твоей литературы» Эпоха – писатель, произведение - читатель хронологический 10 класс «Между завтра и вчера» единство морально-нравственных категории проблемно-тематический 11 класс «Между завтра и вчера. Вечный диалог» единство морально-нравственных категорий проблемно-тематический


Слайд 18

Теория литературы изучается исключительно в контексте изучения произведений, логично и обоснованно Литературные направления рассматриваются в хронологическом порядке в 9 классе В 10-11 классе литературные произведения расположены не по хронологии, а по принципу духовного (семантического) единства писателей. Соблюден принцип межпредметных связей Литература Русский язык История Духовная культура Обществознание МХК


Слайд 19

На выходе из начальной школы ученик должен: Анализировать название текста и самостоятельно озаглавливать Ставить вопросы к тексту Давать развернутый ответ Проводить семантический анализ слова Составлять различные виды планов Пересказывать текст прямо и с компрессией Вести диалог с автором (продуктивное чтение)


Слайд 20

По теории литературы в 5 классе проходят: Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Эссе как жанр. Жанр рассказа Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи. Отличительные особенности фантастической литературы. Фольклор Поэма как литературный жанр. Понятие о детективе. Повесть Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя Сказка


Слайд 21

6 класс (70 часов) Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Баллада, новелла. Эпос, драма. Эпическое в стихах и прозе. Сказка в эпосе и лирике. Литературная cказка. Деталь в сказочном повествовании. Композиционный прием «рассказ в рассказе». Героический эпос, миф, былина. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа).


Слайд 22

7 класс (70 часов) Художественная автобиографическая литература. Понятие о литературной традиции. Понятия «литературный герой», «характер». Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма. Очерк как эпический жанр. Композиция. Композиционные приемы. Авторский стиль. Сравнение, контраст, метафора. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.


Слайд 23

8 класс (70 часов) Тип литературного героя, типический характер, художественный образ. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции. Комедия как драматургический жанр. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр. Героический характер в литературе. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ (соотношение понятий).


Слайд 24

9 класс (105 часов) В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы. В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением). Путешествие к истокам. Древнерусская литература (4 ч.) Эпоха рассудка и Просвещения Литература XVIII в. (13 ч.) Становление самосознания в русской литературе Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей (44 ч.) Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч.) Литература последних десятилетий XIX века (5 ч.) Страницы литературы XX века (19 ч.)


Слайд 25

Содержание учебника литературы 5 класса Часть I. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение 1 раздел. Жизнь по законам чести 2 раздел. Шифры и клады 3 раздел. Экстремальные ситуации 4 раздел. Как мы становимся взрослыми. 5 раздел. Правда истории и вымысел. 6 раздел. Романтика неизведанного Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами 1 раздел. Мир, «затеряный» в нас. 2 раздел. Научная и «ненаучная» фантастика 3 раздел. Сказка и фантастика Часть III. В лабиринте событий Часть IV. Я и другие Часть V. Мы не можем без них или они без нас?


Слайд 26

Структура учебника 5 класса Сквозной персонаж (мальчик Олег) позволяет вести диалог не напрямую, «взрослеет» вместе с детьми, помогает читать и понимать текст, а таже задавать самые разные вопросы. Произведения сгруппированы по разделам в соответствии с эмоциональной составляющей: Раздел 1 – Жизнь по законам чести – воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя Раздел 2 – Шифры и клады – законы приключенческой литературы Раздел 3 – Экстремальные ситуации – герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы Раздел 4 – Как мы становимся взрослыми – тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы, пафос вольности и свободолюбия Раздел 5 – Правда истории и вымысел – историческая правда и авторский вымысел в литературе Раздел 6 – Романтика неизведанного – мечта о неведомом Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев. ОБЗОРНО: А.Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести героев Дюма. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений к суровой жизни; М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в произведениях. ОБЗОРНО: М.Твен «Приключения Гекльбери Финна» (главы) Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие характеров. ОБЗОРНО: Э. По «Золотой жук»; А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении; М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании. ОБЗОРНО: В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в романе Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…» Джек Лондон «Любовь к жизни» ( в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой. Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.


Слайд 27

Учебник 5 класс книга вторая ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами» Раздел 1 Мир, «затерянный» в нас – наука и фантазия в литературе Раздел 2 Научная и «ненаучная» фантастика – фантастика, как средство изображения авторского замысла Раздел 3 Сказка и фантастика – связь литературы с фольклором ЧАСТЬ III «В лабиринте событий» ЧАСТЬ IV «Я и другие» ЧАСТЬ V «Мы не можем без них, или они без нас» Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика ОБЗОРНО: А. Конан-Дойл «Затерянный мир» как произведение научно-фантастическое А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством; Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного выражения. ОБЗОРНО: Рэй Бредбери: «И грянул гром» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. ОБЗОРНО: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Детективная литература и ее читатель. Законы детектива ОБЗОРНО: Эдгар По «Убийство на улице Морг» (в сокращении); А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе Мир детства в литературе. В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. М.М. Пришвин «Кладовая солнца». ОБЗОРНО: Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы); Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Выдуманная страна детства. Герои – животные и их место в художественной литературе А. П. Чехов «Каштанка»; А. И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении) ОБЗОРНО: Э. Сетон-Томпсон «Чинк», Дж. Даррел «Гончие Бафута» (отрывок), К.Чапек «С точки зрения кошки»; Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», Вера Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса»


Слайд 28

Теоретико-литературные понятия курса литературы 6 класса 1 раздел. Мистика, мистификация, символ. Перевод и переработка художественного произведения. Эпическое повествование в стихах и в прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка. 2 раздел. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказа в рассказе». 3 раздел. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола. 4 раздел. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Роль детали в повествовании. 5 раздел. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического. 6 раздел. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.


Слайд 29

СТРУКТУРА УЧЕБНИКА 6 КЛАССА Сквозной персонаж (девочка Вера) позволяет вести диалог не напрямую, «взрослеет» вместе с детьми, помогает читать и понимать текст, а таже задавать самые разные вопросы. Произведения сгруппированы по разделам в соответствии с эмоциональной составляющей: Раздел 1 – «Пролетая над снами» - мистика как средство худож. выраж. Раздел 2 – «Сказки для взрослых» - роль сказки в жизни читателя Раздел 3 – «Следы во времени» - героический эпос разных народов Раздел 4 – «Открывая мир вокруг» - лит-ра, как способ познания мира Раздел 5 – «Смеясь сквозь слезы» - смешное в жизни и в литературе Раздел 6 – «Стихи из заветной тетради» - мир чувств в лирике В разборе каждого литературного произведения реализованы все пять линий развития личности согласно «Концепции модернизации Российского образования», принятого правительством РФ. В.А. Жуковский «Светлана», «Лесной царь»; А.С. Пушкин «Бесы»; Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»; М. Метерлинк. «Синяя птица» В. Гауфф «Маленький Мук»; Т.-А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; Г.-Х. Андерсен «Русалочка» Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович» Эпос разных народов: «Урал-батыр», «Манас», «Олонхо», «Калевала» А. С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский»; И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк»; Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»; К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете» И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан» М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» С. Есенин «Где ты, отчий дом»; М. Цветаева «Домики старой Москвы»; А. Ахматова «Цветов и неживых вещей…»; И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз…»


Слайд 30

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКА


Слайд 31

32 ЦЕЛИ изучения литературы – линии развития личности средствами предмета 1-2 линии: приобщение к читательской культуре и умение самостоятельно анализировать текст 3) формирование духовной потребности в чтении, формирование эстетического вкуса 4-я линия: умение самостоятельно выбирать и оценивать литературное произведение. 5-я линия: умение правильно пользоваться речью, передавать свои мысли и чувства


Слайд 32

33 Соотношение линий развития и целей, определенных образовательным стандартом 1-2 линии: Приобщение к читательской культуре и умение самостоятельно анализировать 3-я линия: Приобщение к литературе как к искусству слова 4-я линия: Умение самостоятельно выбирать и оценивать лит. произведения. 5-я линия: Умение правильно пользоваться речью, передавать свои мысли и чувства Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об произведениях зарубежной классики; Овладение умениями творческого чтения и анализа с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи; формирование читательской культуры, эстетического вкуса, потребности в самостоятельном чтении; Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; Воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта


Слайд 33

Особенность программы: Изучение литературы рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности учащегося


Слайд 34

35 Определите цель продуктивных заданий 1-2) Прочитай текст в режиме диалога с автором, задавая вопросы, предполагая возможный ответ, а потом сверяя его с авторским. 3) Обрати внимание на множество деталей, имеющих цвет и запах, выпиши 2-3 из них. Найди контрастные картины войны, разрушения, и картины природы, поражающие красотой, величием, гармонией. Найди фразы, говорящие о нравственной силе русского солдата. 4) Докажи, что рассказ «Севастополь в декабре месяце» можно назвать очерком. Какие ты еще можешь назвать произведения, написанные в данном жанре? Для чего используется жанр очерка и какие возможности он дает писателю? 5) Разбей произведение на смысловые блоки и выдели ключевые фразы. Произведи компрессию текста и коротко (3-4 предложения) перескажи суть произведения. Что потребуется для того, чтобы изложить данный текст в форме былины? 1-2 линии: Приобщение к читательской культуре и умение самостоятельно анализировать 3-я линия: Приобщение к литературе как к искусству слова 4-я линия: Умение самостоятельно выбирать и оценивать лит. произведения. 5-я линия: Умение правильно пользоваться речью, передавать свои мысли и чувства


Слайд 35

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ


Слайд 36

Комплекс образовательных технологий: Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений


Слайд 37

Прием «Яркое пятно» Цель – создать мотивацию Показать с совершенно необычной стороны что-то, казалось бы давно известное и обыденное 2. Вывести на глобальное понимание необычности обычного ПРИМЕР: ХЛЕБ ИСТОРИЯ ПШЕНИЦЫ БЕЗОСТАЯ 1 (АКАДЕМИК Павел Пантелеймонович ЛУКЬЯНЕНКО. Январь 1943, сын Геннадий КРАСНОДАР, СЕЛЕКЦИОННАЯ СТАНЦИЯ.


Слайд 38


Слайд 39

40 Технология продуктивного чтения


Слайд 40

Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа? Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст) 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других Традиционные способы работы с текстом в школе А. Прочитайте дома и перескажите (Зачем мне это?) Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда (только фактуальная инф.) В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов не понятна?...)


Слайд 41

Кого можно назвать «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения


Слайд 42

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)


Слайд 43

Потренируемся вместе Вспомните «Механик Салерно» Б. Житкова. О чем этот рассказ, каковы действующие лица? (фактуальная информация) Почему рассказ называется именно «Механик Салерно» а не как-то по-другому? (почему он, единственный, назван в рассказе по имени)? Какие чувства вы испытали к механику, к матросам, к капитану?(подтекстовая информация) Какими мыслями с нами хотел поделиться автор? (концептуальная информация)


Слайд 44

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы: задать вопрос автору по прочитанному (В), предположить ответ (О), при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главное Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом Подробнее см. Памятку подготовка текста по технологии ПЧ


Слайд 45

46 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту) Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)


Слайд 46

Пример: Литература, 5 кл. Прихрамывая, они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись среди каменной россыпи. В (Что случилось с героями рассказа? Почему они идут прихрамывая?) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями... П (На какой вопрос ответили) Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Его спутник, только что вступивший в молочно-белую пенящуюся по камням воду, ничего ему не ответил. В (Почему путник говорит именно о двух патронах?) О (Как вы думаете?) Он окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался один… Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман… Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линии. Ни деревьев ни кустов ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. В его глазах появилось выражение страха… П (Проверьте предположения!) Любовь к жизни. Джек Лондон До чтения: Понятно заглавие? О какой любви идет речь? Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос. О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту.


Слайд 47

Им владело только одно желание: есть. Он помешался от голода. Ему было все равно куда идти, лишь бы идти по ровному месту. Под мокрым снегом он ощупью искал водянистые ягоды, выдергивал стебли камыша с корнями... Он чувствовал только голод, и ночью ему снились пиры, званые обеды и столы, заставленные едой… Он очень ослаб… Когда он приготовился к дневному переходу, то выкинул все, что казалось ему лишним. Достав тяжелый мешочек из оленьей кожи и взвесив его в руках, он, в конце концов, захватил его с собой… В (Что за мешочек несет человек с собой и почему так бережет?) …Он развязал ремешок, и из мешочка посыпался крупный золотой песок и самородки. Он разделил золото пополам, спрятав одну половину на видном издалека выступе скалы, а другую взяв с собой... К полудню он совсем выбился из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и вторую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье.П (На какой вопрос ответили?) К вечеру он набрел на кости, разбросанные там, где волки настигли свою добычу. Час назад этот был живой олененок. Может быть, подумал человек, и от него к концу дня останется не больше. Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть – уснуть. Смерть – это конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!).


Слайд 48

Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь. Шел, не разбирая времени, и ночью и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед.... П (На какой вопрос ответили) (Почему же Джек Лондон назвал рассказ «Любовь к жизни»? (выход на подтекстовую информацию) Чем привлекает жизнь героя рассказа? Богатством? Покоем? Возможностью поесть досыта? Дружбой? Красотой? Почему, несмотря на то, что персонаж рассказа так привлекателен для нас, хотя и совершает, казалось бы, ничего героического? А в чем ценность жизни для нас с вами? (концептуальная информация) После чтения: Почему человек вышел победителем в поединке с дикой «унылой и страшной» природой? Любовь к какой жизни заставляет людей терпеть страдания и лишения, отказываться от сытости и комфорта, и даже жертвовать собой? (МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, обществознание) Что называют в науке антропологии «феноменом культуры»?


Слайд 49

Семь смертных грехов Гордыня – считать себя центром Вселенной Зависть – желать того, что есть у другого Гнев – раздражение или ненависть к другим Блуд – измена или разврат в мыслях или наяву Алчность – сильное желание разбогатеть Уныние – мысли о самоубийстве Чревоугодие – вечное наслаждение едой


Слайд 50

Комментированное чтение Понятие «смысловой барьер» Опасное место в тексте. К смысловому барьеру относятся: - Непонятные слова (устаревшие, малоупотребительные, или, наоборот, введенные в оборот сравнительно недавно) словоформы, требующие комментария Слова – ложные переводчики (искажающие смысл) Слова – маячки (указывающие на присутствие подтекста)


Слайд 51

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Применимо при работе с малыми формами Произведение условно делится на три части: завязка, кульминация, развязка После первой части предлагается сконструировать дальнейший ход событий (предположить интригу) После второй части – предлагается предсказать финал При работе с развязкой – вывести на открытие нового знания


Слайд 52

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)


Слайд 53

Развитие УУД на уроках литературы Регулятивные: Работа в режиме диалога с автором, комментированное чтение, поиск смысловых барьеров, умение выделить подтекст и концепт Коммуникативные: умение слушать текст, излагать текст, комментировать текст, отстаивать свою точку зрения в диалоге, работать в команде.


Слайд 54

Развитие УУД на уроках литературы Познавательные: Определение жанра литературного произведения, соотнесение с тремя родами художественной литературы, составление аннотации к произведению. Характеристика героев. Сопоставление героев. Сопоставление произведений одного жанра. Работа со словом. Этимологическое исследование текста. Осознание замысла автора в художественном произведении. «Перевод» произведения из одного жанра в другой.


Слайд 55

Развитие УУД на уроках литературы Личностные: Определение своего отношения к прочитанному. Синтез критических источников с их анализом. Формулировка писательского замысла с переходом на сегодняшний день. Вариативность текста в свете личности автора и авторского замысла


Слайд 56

Развитие УУД на уроках литературы ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Предметные и надпредметные проекты.


Слайд 57

Работа с текстом после чтения


Слайд 58

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Формирует: эстетический вкус, умение формулировать свое мнение и отстаивать его; умение работать со словом и понимать его значение и смысл; гражданскую позицию и понимание морально-нравственных ценностей. Приемы: РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС К ТЕКСТУ В ЦЕЛОМ. ВЫХОД НА ИСТОЛКОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЭПОХУ И БИОГРАФИЮ ПИСАТЕЛЯ. СРАВНЕНИЕ АНТИЦИПАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО (обоснованного) ОТНОШЕНИЯ К ДАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ


Слайд 59

Сквозная цель литературного образования Воспитание грамотного компетентного читателя Воспитание человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем, как в средстве познания мира и самого себя Воспитание человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления


Слайд 60

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО УЧЕБНИКУ 6 КЛАССА


Слайд 61

Цель урока Цель – это планируемый результат Сквозные цели Локальные цели Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению — это сквозная цель урока Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре». Разобрать его, как эпическое произведение, выявить цели и задачи автора.


Слайд 62

Тема: Изображение войны в очерке Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце» Цель: выявление задачи автора I. Работа с текстом до чтения. 1. Чтение названия и его анализ 2. Ответ на вопрос: о чем может идти речь в данном произведении II. Работа с текстом во время чтения. 1. Комментированное чтение очерка 2. Диалог с автором. 3. Выявление смысловых барьеров III. Работа с текстом после чтения. 1. Докажите, что «Севастополь в декабре» - очерк 2. На каком противопоставлении постоянно работает Толстой и какие стилистические приемы использует? 3 Почему «Севастополь в декабре» - эпическое произведение? 4. Какой концепт здесь можно выделить? (три варианта прочтения)


Слайд 63

Итоговые задания: творческий пересказ, анализ стилистических приемов, сопоставление текста с отрывком из «Воспоминаний писателя», Учитываем сущность читательской деятельности 2) помним, что главная задача урока литературного чтения – доступный возрасту анализ текста Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце Эпическое произведение Цель: проанализировать художественное изображение действительности в произведении; выявить отношение автора к войне Тема: жизненная правда о войне в изображении Л.Н. Толстого Чтение: первичное – дома, выборочное – в классе Приемы анализа: диалог с автором, выделение и анализ ключевых слов, наблюдение, беседа, стилистический эксперимент… Проектирование урока литературного чтения


Слайд 64

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 10 И 11 КЛАССОВ


Слайд 65

1. Особый подход к отбору и организации содержания чтения и системе заданий к читаемым произведениям а). Структурообразующий принцип – не хронологический, а проблемно-тематический. Основа – некое духовное единство писателей, близость морально-нравственных установок б). Задания в учебниках обращены к тексту произведений и жизненному опыту читателей. Как правило, они содержат специально подобранные материалы об идейном замысле, проблематике и истории создания произведений, их героях. Это могут быть фрагменты из критических статей, отрывки из статей, автобиографических заметок и писем самого писателя, черновые варианты некоторых текстов. 2. Сохраняется деление заданий на два уровня: уровень А – базовый, уровень Б – повышенный (для профильных классов и групп). При этом, в первую очередь учебник ориентирован на изучение литературы на базовом уровне старшей школы в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом.


Слайд 66

3. реализован сквозной для Образовательной системы «Школа 2100» принцип минимакса. а). Содержание заданий не сводится к чтению и изучению авторов и произведений, определённых госстандартом. Расширение круга чтения позволяет реализовать в учебнике личностно ориентированный подход, даёт учителю возможность создания своей программы изучения литературы, обеспечивает представление о целостности русской литературы. б). Нет жёстких рекомендаций по работе с вариативной частью учебника. в). Данная организация содержания учебного материала позволяет на практике, а не декларативно показать целостность русской литературы. Целостнообразующими категориями в учебниках 10–11-го классов выступают нравственность, духовность, психологизм, историзм, гуманизм, народность. Для ориентировки каждый раздел снабжен хронологической лентой времени


Слайд 67

Подобный подход даёт возможность реализовать следующую позицию государственного стандарта: «Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы»


Слайд 68

У каждого писателя есть характерная черта, влияющая на его жизненную позицию и отражающаяся в его творчестве. Поиск (или раскрытие) такой черты стал стержнем каждой биографической темы, послужил основанием для включения имени писателя в тот или иной раздел учебника. Биографический материал представлен в виде краткой хронологической таблицы (для общего представления о жизни и творческом пути писателя) и документального ряда


Слайд 69


Слайд 70


Слайд 71


Слайд 72


Слайд 73


Слайд 74


Слайд 75


Слайд 76

4. Каждый раздел содержит задания в формате ЕГЭ


Слайд 77


Слайд 78

Структура учебника литературы 10 класса РАЗДЕЛ I НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕК С МОЛОТОЧКОМ» Антон Павлович ЧЕХОВ (1860–1904) «НАСЛЕДНИК... РЕАЛИЗМА, ПРОСТОТЫ И ПРАВДИВОСТИ» Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823–1886) «ТАЛАНТЛИВЫЙ ВДВОЙНЕ» Александр Валентинович ВАМПИЛОВ (1937–1972) (обзорно) «ПРАВИЛЬНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ ЕГО НРАВСТВЕННИКОМ» Валентин Григорьевич РАСПУТИН (род. в 1937 г.) (обзорно) «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ» Владимир Фёдорович ТЕНДРЯКОВ (1923–1984) (обзорно) «Ионыч», «Студент», Пьеса «Вишневый сад» «Свои люди – сочтемся», «Гроза» «Старший сын» «Живи и помни» «Ночь после выпуска»


Слайд 79

РАЗДЕЛ II ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «ОБЫКНОВЕННЫЙ РУССКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ» Владимир Алексеевич СОЛОУХИН (1924–1997) (обзорно) «ПРОСЛАВЛЕННЫЙ НЕ ПО ПРОГРАММЕ» Александр Александрович БЛОК (1880–1921) «АРХАНГЕЛ,ТЯЖЕЛОСТУП» Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893–1930) «СУРОВЫЙ САТИРИК» Михаил Евграфович САЛТЫКОВ,ЩЕДРИН (1826–1889) «ПЕЧАЛЬНЫЙ ТВОЙ ПОЭТ» Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821–1878) «НЕ МОГУ ВЕРНУТЬСЯ КАК БЫ НЕМЫМ» Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (1918–2008) «Письма из Русского музея» «Двенадцать» «Облако в штанах» «История одного города» «Кому на Руси жить хорошо» Статья «Жить не по лжи», рассказ «Один день Ивана Денисовича»


Слайд 80

РАЗДЕЛ III В ПОИСКАХ СВОЕГО ГЕРОЯ «ЧЕЛОВЕК СО СЖАТЫМИ КУЛАКАМИ» Василий Макарович ШУКШИН (1929–1974) (обзорно) «ПРОЗАИК, КОТОРОГО ДОЧИТЫВАЮТ ДО КОНЦА» Сергей Донатович ДОВЛАТОВ (1941–1990) (обзорно) «НЕРАВНОДУШНЫЙ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ» Юрий Михайлович ПОЛЯКОВ (род. в 1954) (обзорно) «ПОЭТ ОБЫДЕННОСТИ» Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812–1891) «ЧУТКИЙ КО ВСЕМУ НОВОМУ» Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818–1883) «НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕХОВОЙ С МИРОВОЙ ИЗВЕСТНОСТЬЮ» Максим ГОРЬКИЙ (Алексей Максимович ПЕШКОВ) «Чудик» Повесть «Компромисс» «Грибной царь» Роман «Обломов» «Отцы и дети» «На дне»


Слайд 81

Учебник литературы 11 класса


Слайд 82

РАЗДЕЛ I РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЗЕРКАЛО НАРОДНОЙ ДУШИ ?? «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВЕСЬ БОРЬБА» Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) «Преступление и наказание» «САМЫЙ РУССКИЙ ИЗ РУССКИХ» Николай Семёнович Лесков (1831–1895) «Запечатлённый ангел» «ОГРОМНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, КОТОРОГО НЕ ЗАМЕЧАЛИ» Андрей Платонович Платонов (1899–1951) «Сокровенный человек «САМЫЙ БЕСКОМПРОМИССНЫЙ ИЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ» Варлам Тихонович Шаламов (1907–1982) «Последний бой майора Пугачёва ?? «ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Л.Н. Толстой о своей жизни «Война и мир» . . . . . . . . . . . . . . . . 173


Слайд 83

РАЗДЕЛ II РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О СОКРОВЕННОЙ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ ?? «УТОНЧЁННОИЗЯЩНЫЙ ЕВРОПЕЕЦ И РУССКИЙ ПОЭТ» Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) . лирика «ПОЭТ ДВОРЯНСКОЙ СУДЬБЫ» Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) лирика ?? «САМЫЙ РУССКИЙ ЭМИГРАНТ» Иван Алексеевич Бунин (1870–1853) рассказ «Антоновские яблоки» ?? «ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ» Сергей Александрович Есенин (1895–1925) лирика «АНГЕЛ РОДИНЫ» Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) стихотворение «Тихая моя родина» ?? «ЛЕТОПИСЕЦ НАРОДНОГО ДУХА» Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). «Тихий Дон»


Слайд 84

РАЗДЕЛ III ТЕМА СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ?? «ПОЭТЕССА, НАУЧИВШАЯ ЖЕНЩИН ГОВОРИТЬ» Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) стихотворение «Лотова жена» «ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ» Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1938) Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса… ». «ПИСАТЕЛЬ, ЖИВУЩИЙ В РОССИИ» Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» «САМЫЙ ЗОРКИЙ ПИСАТЕЛЬ» Александр Иванович Куприн (1870–1938) рассказ «Исполины» ?? «ГЕРОЙ СВОЕГО РОМАНА» Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940) роман «Мастер и Маргарита» ?? «ИНТИМНАЯ ПОЭЗИЯ ИЗРАНЕННОЙ ДУШИ» Марина Ивановна Цветаева (1892–1941). Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины».


×

HTML:





Ссылка: