'

«Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0


Слайд 1

«Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии; «имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит»… И.С.Тургенев


Слайд 2

Вопрос Что помогает определить принадлежность текста к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина?


Слайд 3

Задание Дополните данное определение, пользуясь любыми доступными источниками информации. Выделите ключевые позиции. ПАРОДИЯ (от греч. parodia - противопеснь) - вид сатирического произведения, целью которого служит осмеяние литературного направления, жанра, стиля, манеры писателя, отдельного произведения. Пародия может быть направлена против определенных особенностей литературных произведений - тематики, идейного содержания, особенностей сюжета, образов героев, композиции, языка. Основное ее средство - ироническое подражание осмеиваемому образцу, передача в гиперболизированном, шаржированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.


Слайд 4

Задание Прокомментируйте название главы «О корени происхождения глуповцев». Вопрос Благодаря чему создаётся пародийный эффект?


Слайд 5

Задание Проанализируйте название романа, пользуясь подсказкой: «История одного города» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История села Горюхина» (А.С.Пушкин) «История государства Российского» (А.Толстой) «История государства Российского» (Н.М.Карамзин) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) Вопрос Что объединяет данные названия? Каковы принципиальные различия между указанными произведениями / исследованиями?


Слайд 6

Выступление группы №1 Образ города Глупова в творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина


Слайд 7

Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.


Слайд 8

Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.


Слайд 9

Задание Прокомментируйте соотношение образов: автор произведения – издатель, нашедший рукопись – архивариусы-летописцы . Приведите примеры подобного соотношения в произведениях художественной литературы.


Слайд 10

Автор Издатель Летописцы


Слайд 11

Интертекстуальность как основа приёма пародии в главе «О корени происхождения глуповцев» (роман «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина)


Слайд 12

Задание Опираясь на собственный опыт, дайте определение термина «интертекстуальность». Пользуясь доступными источниками информации, уточните и расширьте Ваше определение.


Слайд 13

Соотношение главы «О корени происхождения глуповцев» с произведениями древнерусской литературы. Вопросы Почему упоминаются имена историографов Костомарова, Соловьёва и Пыпина? Как изменяется смысловой и ритмический рисунок «Слова»? Какую роль в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина играет приём буквального прочтения метафорических выражений?


Слайд 14

Выступление группы №2 Названия племён, упоминаемые в главе


Слайд 15

«…Ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности. Они засвидетельствуют, что этот «вздор» сочинён самим народом, я же со свое стороны рассуждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу». М.Е.Салтыков-Щедрин


Слайд 16

«моржееды» - архангельцы «лукоеды» - арзамасцы «гущееды» и «долбежники» - новгородцы «клюковники» - владимирцы «куралесы» - брянцы «вертячие бобы» - муромцы «лягушечники» - дмитровцы «лапотники» - клиновцы «чернонебные» - коломенцы «проломленные головы» - орловцы «слепороды» - пошехонцы, вятичане «вислоухие» - ростовцы «кособрюхие» - рязанцы «ряпушники» - тверитяне «заугольники» - холмогорцы «крошевники» - капорцы «рукосуи» - чухломцы


Слайд 17

Выступление группы №3 Выявление интертекстуальных связей: быт и жизнь племён


Слайд 18

Задание Сопоставьте тексты: «О корени происхождения глуповцев» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История России в рассказах для детей» (А.О.Ишимова) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) «О физическом и нравственном характере славян древних» (Н.М.Карамзин) Что объединяет и различает данные тексты? Вопрос Какие фольклорные сюжеты стали объектом пародирования в главе «О корени происхождения глуповцев»?


Слайд 19

Выступление группы №4 Выявление интертекстуальных связей: призвание на княжение


Слайд 20

Задания Приведите примеры пародирования летописи, сказки, былины, буквального прочтения фразеологизма. Вспомните, что такое эзопов язык.


Слайд 21

Выступление группы №5 Выявление интертекстуальных связей: заложение города Глупова


Слайд 22

Существует два рода карикатуры: одна преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим. И.С.Тургенев


Слайд 23

Домашнее задание Письменно прокомментировать слова Р.Барта: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на разных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат».


×

HTML:





Ссылка: